Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Факторы оказывающие влияние на психологическую безопасность



2016-01-26 3420 Обсуждений (0)
Факторы оказывающие влияние на психологическую безопасность 0.00 из 5.00 0 оценок




Вероятность проявления опасностей может быть различной в зависимости от конкретных условий. [86]

В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и их источников. Это связано с новизной и сложностью этой проблематики, а также с тем, что сама процедура и результат классификации зависят от тех задач, которые необходимо решить, и в связи с этим — от избираемых оснований и критериев, которые используются при классификации.

Анализ научных работ по проблеме психологической безопасности личности позволил выделить основные источники угроз психологической безопасности, которые можно разделить по отношению к человеку на две группы: внешние и внутренние.

Общим источником внешних угроз психологической безопасности личности является та часть информационной среды общества, которая в силу различных причин не адекватно отражает окружающий человека мир. То есть информация, которая вводит людей в заблуждение, в мир иллюзий, не позволяет адекватно воспринимать окружающее и самого себя.

Информационная среда приобретает для человека характер второй, субъективной реальности. Ту ее часть, которая содержит информацию, неадекватно отражающую окружающий мир, и те ее характеристики и процессы, которые затрудняют или препятствуют адекватности восприятия и понимания человеком окружающего и самого себя, можно условно обозначить как «иллюзорная реальность». Несмотря на свою иллюзорность, и даже в силу своей иллюзорности, но в форме кажущейся реальности, она является основным внешним источником угроз информационно-психологической безопасности личности. [18]

В другую группу источников угроз можно объединить действия тех людей, которые, преследуя собственные цели, добиваются этого, используя различные способы психологического воздействия на других без учета их интересов, а зачастую, просто вводя в заблуждение, действуя вразрез с их интересами и нанося им ущерб. Зачастую такие информационные воздействия называют манипуляционными или манипуляцией. Манипуляция как ведущий фактор, оказывающий влияние на психологическую безопасность российского общества рассматривалась многими исследователями (М.В. Богданова, Г. Грачёв, И. Мельник). Манипулирование личностью, использование различных средств и технологий психологического воздействия на людей стало достаточно обычным явлением в повседневной жизни. Это деятельность различных лиц — от политических лидеров, государственных и общественных деятелей, представителей средств массовой коммуникации, литературы и искусства, до повседневных наших партнеров по межличностному взаимодействию. К этим лицам относятся те из них, кто, оказывая на окружающих информационно-психологическое воздействие, искусно смешивая ложь с правдой, увеличивают степень неадекватности информационной среды общества и тем самым расширяют иллюзорную субъективную реальность. При этом они зачастую сами становятся ее невольными пленниками и превращаются из ее творцов в ее рабов. Как отмечает американский психолог Эверетт Шостром, манипулируя другими людьми, манипулятор неизбежно становится объектом собственных манипуляций [86]

Правда, от этого не становится легче тем, кто уже попал в паутину его манипуляций, кто на себе испытывает их разрушающее и уничижительное влияние.

Сама социально-политическая и экономическая ситуация кардинальных общественных изменений и перехода к рыночным отношениям, способствует этому и усиливает данную тенденцию.

Доступ к широкомасштабному использованию новых информационных технологий и контролю за средствами массовой коммуникации многократно усиливает возможности информационно-психологического воздействия на людей посредством изменения информационной среды общества. В наибольшей степени это возможно для разнообразных социальных организаций — различных объединений людей, социальных групп, общественных, политических и государственных структур, некоторых социальных институтов общества.

В связи с этим можно выделить еще три относительно самостоятельных группы источников угроз психологической безопасности личности. Так, для личности может представлять психологическую опасность деятельность различных группировок и объединений людей, в частности, некоторых политических партий, общественно-политических движений, националистических и религиозных организаций, финансово-экономических и коммерческих структур, лоббистских и мафиозных групп и т.п.

Их деятельность становится опасной, когда для достижения своих целей они начинают применять различного рода средства информационно-психологического воздействия, изменяя посредством этого поведение людей таким образом, что наносится ущерб их же интересам. Широко известны примеры деятельности такого рода некоторых религиозных сект, провоцирования национально-этнических конфликтов, недобросовестной рекламы.

В качестве еще одного источника угроз психологической безопасности личности при определенных условиях Грачев Г.В. выделяет само государство, органы государственной власти и управления. Это связано с действиями государственных лидеров, правящей элиты. Опасность возникает, когда они, реализуя собственные интересы, а иногда и просто амбиции, используют мощь государственного аппарата для оказания информационно-психологического воздействия на людей, маскируя свои действия и истинные цели, которые не соответствуют интересам государства, общества и населения страны. Опасность усугубляется также тем, как подчеркивает профессор П.И. Фисенко, что государство нередко начинает экспериментировать с массами ради «благих великих целей» и манипулировать их сознанием.

Г.В. Грачев описывает основные источники информационно-психологического воздействия на человека в обобщенном виде можно представить следующим образом:

· государство (в том числе иностранные), органы власти и управления и другие государственные структуры и учреждения;

· общество (различные общественные, экономические, политические и иные организации, в том числе зарубежные);

· различные социальные группы (формальные и неформальные, устойчивые и случайные, большие и малые по месту жительства, работы, учебы, службы, совместному проживанию и, проведения досуга и т.д.);

· отдельные личности (в том числе представители государственных и общественных структур, разнообразных социальных групп и т.п.).

В качестве основных средств информационно-психологического воздействия на человека в обобщенном виде выделяются следующие:

· средства массовой коммуникации (в том числе информационные системы, например, интернет и т.п.);

· литература (в том числе, художественная, научно-техническая, общественно-политическая, специальная и т.п.);

· искусство (в том числе, различные направления так называемой массовой культуры и т.п.);

· образование (в том числе, системы дошкольного, среднего, высшего и среднего специального государственного и негосударственного образования, система так называемого альтернативного образования и т.п.);

· воспитание (все разнообразные формы воспитания в системе образования, общественных организаций — формальных и неформальных, система организации социальной работы и т.п.);

· личное общение.

Внутренние источники угроз психологической безопасности личности заложены в самой биосоциальной природе психики человека, в особенностях ее формирования и функционирования, в индивидуально-личностных характеристиках индивида.

В силу этих особенностей люди отличаются степенью восприимчивости к различным информационным воздействиям, возможностями анализа и оценки поступающей информации и т.д. Кроме индивидуальных особенностей есть и определенные общие характеристики и закономерности функционирования психики, которые влияют на степень подверженности психологическому воздействию и присущи большинству людей.

Так, например, в кризисных изменениях общества повышается внушаемость людей, и, соответственно, возрастает подверженность психологическим воздействиям. Она также возрастает в условиях нахождения человека в массовых скоплениях людей, в толпе, на митинге, демонстрации. С человеком происходит своеобразное психическое заражение определенным психоэмоциональным состоянием, что, например, достаточно ярко проявляется на различных зрелищных мероприятиях.

Существуют определенные закономерности восприятия и реагирования на малоосознаваемые и неосознаваемые воздействия, например, на подпороговые стимулы и т.п.

В 30-е годы XX столетия Эрих Фромм исследовал особенности индивидуальных, групповых и массовых психологических явлений в периоды социальных кризисов. [87]

В результате анализа им были выявлены закономерные исторические аналогии в особенностях психологии людей в периоды кризисных общественных изменений. Он сопоставил современные ему реалии с данными эпох Возрождения и Реформации, так как именно в эти исторические периоды осуществлялся в ряде стран переход к качественно новым общественным формам жизни людей, происходила ломка соответствующих экономических структур, социальных институтов и общественных отношений, резко изменялась государственная идеология, индивидуальная и общественная психология.

Рассмотренные Фроммом социальные процессы по силе и направленности воздействия на общественную и индивидуальную психологию имеют достаточно много общего с тем, что происходит в России. Кроме этого, многие полученные им результаты вполне могут быть использованы как отправные моменты для понимания человеком психологической сущности тех социальных воздействий, которые обрушились на него в современной России, а также определения основных направлений формирования психологической защиты от них.

В проведенном сравнительном анализе Эрих Фромм показал, что средневековое общество, с одной стороны, было жестко структурировано и ограничивало свободу человека как личности, но психологически давало ему ощущение уверенности.

Этот момент, весьма важный для понимания истоков возникновения психической напряженности человека в условиях кардинальных общественных изменений. С другой стороны, оно держало его в оковах. Однако эти оковы, отмечает он, имели совсем другой характер, какой стал присущ авторитаризму и угнетению в последующие века. По субъективному переживанию, ощущение этих «оков» в период феодализма не несло таких остро переживаемых отрицательных эмоциональных состояний человеку, как в последующем. Это принуждение воспринималось как естественный ход событий, как устойчивый сложившийся уклад жизни, практически не имеющий альтернатив общественного устройства.

В связи с крупномасштабным и массированным идеологическим воздействием на людей, подобное явление имело место и в советский исторический период в нашем обществе, которому были присущи, особенно в последнее время, неизменность и статичность, наличие отлаженных, тормозящих социальное развитие структур. Консерватизм и инерционность настолько стали доминирующими, что даже необходимые для поддержания и воспроизводства существовавших общественных отношений стабилизирующие социальные меры, которые предлагались отдельными лидерами, пережевывались, перемалывались существовавшей системой, оставляя от них лозунги и внешние ярлыки типа «развитого социализма», «экономика должна быть экономной», «социализм с человеческим лицом» и т.п.

Историческое сопоставление позволяет проследить определенную закономерность в эволюции форм манипуляций и изменениях психических состояний людей при переходе в процессе общественного развития к качественно новым социально-экономическим условиям.

Отказ от жестких общественных связей в государстве, переход от детально регламентированного поведения людей с помощью целой системы социальных институтов принуждения (в том числе монопольной идеологии), посредством которых и осуществлялось социальное управление, порождает новые формы психологических манипуляций по сущности куда более изощренных, связанные не с внешним принуждением, а с массированным воздействием на общественную и индивидуальную психологию людей в обход сознательного контроля, через сферу неосознаваемых, нечетко осознаваемых и бессознательных реакций человеческой психики. В тоже время в массовом масштабе происходят изменения в психических состояниях людей: ощущение уверенности и безопасности сменяются с одной стороны чувством ничтожности, беззащитности и раздражения или социальной апатии у тех, кто не получил ни власти, ни богатства, с другой — скептицизмом, тревогой и цинизмом у сильных мира сего, получивших власть и богатство. В настоящее время манипуляция имеет два основных значения - прямое и переносное или метафорическое. Как ни парадоксально, но в последнее время именно переносное значение манипуляции становится основным и ведущим содержанием этого понятия, привлекающим все большее внимание исследователей (Г.В. Грачёв). В своем переносном значении оно имеет достаточно высокую дифференциацию, т. е. можно говорить о системе понятий, для которых в качестве родового выступает манипуляция. В систему этих понятий входят: манипулятивное воздействие, психологические манипуляции, манипулирование (в том числе, манипулирование в политике; манипулирование общественным мнением, общественным сознанием и т.п.), межличностные манипуляции, социально-политические манипуляции личностью и т.д. При рассмотрении межличностных манипуляций в качестве мишеней в настоящее время выделяются личностные структуры, определенные психические образования человека:

1. Побудители активности человека: потребности, интересы, склонности.

2. Регуляторы активности человека: групповые нормы, самооценка (в т.ч. чувство собственного достоинства, самоуважение, гордость), субъективные отношения, мировоззрение, убеждения, верования, смысловые, целевые, операциональные установки и т.д.

3. Когнитивные (информационные) структуры (в том числе информационно-ориентировочная основа поведения человека в целом) - знания об окружающем мире, людях и другие разнообразные сведения, которые являются информационным обеспечением активности человека.

4. Операциональный состав деятельности: способ мышления, стиль поведения и общения, привычки, умения, навыки и т.п.

5. Психические состояния: фоновые, функциональные, эмоциональные.

Кроме объективных предпосылок (таких, как жесточайшая борьба за власть и использование в связи с этим в массовом масштабе способов и средств манипулятивного воздействия), можно выделить предпосылки психологического характера, значительно повышающие степень действенности психологических манипуляций, их опасность для личности.

Важнейшая из них — приведение психики людей в состояние, которое способствует усилению подверженности психологическим манипуляциям и, в частности, воздействию на подсознание. Последние два десятилетия вызвали у значительной части населения появление устойчивого состояния психической напряженности. В обычных условиях состояние психической напряженности сменяется функциональными состояниями, при которых психика человека работает на восстановление. Но бывают такие ситуации и социальные условия, которые не позволяют психике человека перейти к последующему восстановлению, а наоборот, заставляют поддерживать ее тонус на максимально возможном уровне. Это ситуации и условия, которые вызывают актуализацию потребности в безопасности и одновременно блокирование ее удовлетворения на протяжении достаточно длительного времени.

Потребность в безопасности становится доминирующей в условиях социальной дезорганизации, радикальных общественных изменений, разрушающих привычные стереотипы поведения и сложившийся образ жизни.

Как правило, в относительно стабильных социальных условиях потребность в безопасности достаточно благополучно устроенного человека, по крайней мере, в минимальной степени удовлетворена или субъективно воспринимается как удовлетворенная. В таких случаях в качестве активного фактора детерминации мотивационной сферы человека, она практически не фиксируется и может проявляться, например, как предпочтение знакомых форм поведения и жизненных ситуаций с вполне определенными (достаточно четкими) перспективами перед теми, в которых много элементов неопределенности, стремление к более стабильным условиям существования и т.п.

Но есть периоды и ситуации, в которых именно потребность в безопасности выходит на первое место и становится ведущей, начинает определять мотивацию социального поведения человека, перестраивая и изменяя ее, специфическим образом трансформируя другие базовые группы потребностей, психические особенности и характеристики личности. Как отмечают многие исследователи, она становится активным и доминирующим мобилизатором ресурсов организма человека в чрезвычайных обстоятельствах — социальная дезорганизация, катастрофические явления природы, преступные посягательства, стихийные бедствия и т.п.

Таким образом, особенно остро блокирование потребности в безопасности дает о себе знать именно в периоды кризисных социальных изменений, т.е. в одном из которых мы находимся, и возможно будем находиться еще достаточно продолжительное время по отношению к сроку человеческой жизни. Отсутствие адекватных возможностей для удовлетворения данной группы потребностей вызывает у личности эмоционально негативные, остро переживаемые психические состояния, на фоне которых протекают практически все психические процессы человека.

Потребность в безопасности — важнейшая для человека, удовлетворение которой является необходимым условием нормального существования и развития и реализуется в обществе через определенные организационные формы, устойчивые структуры социальных взаимодействий, совместную деятельность, трансформируясь в систему взаимосвязанных личных и групповых интересов и способов их достижения. Поэтому человек так нуждается в ощущении своей связи с окружающим миром, другими людьми, в принадлежности к определенным социальным группам и общественным структурам.

Именно поэтому так остро он воспринимает резкие изменения в окружающем мире, разрушение привычных социальных институтов, так боится и мучительно переживает перспективу и условия изоляции и одиночества.

К факторам, оказывающим непосредственное влияние на психологическую безопасность, относятся:

Политические факторы:

- изменение геополитической обстановки вследствие фундаментальных перемен в различных регионах мира, развития многополярного мира, формирования новых национальных интересов России;

- принятие новой конституции страны;

- становление российской государственности на основе принципов демократии, законности, информационной открытости;

- разрушение ранее существовавшей командно-административной системы государственного управления, политико-идеологической сферой, а также сложившейся системы обеспечения безопасности страны;

- информационная экспансия США и других развитых стран, осуществляющих глобальное информационно-пропагандистское воздействие в целях распространения мировоззрения, политических и духовных ценностей и идеалов западного мира;

- усиление международного сотрудничества России на основе максимальной открытости сторон;

- низкий уровень политической, правовой и информационной культуры в российском обществе.

Социально-экономические факторы:

- трудности переходного периода к рыночной экономике;

- продолжающаяся инфляция и падение жизненного уровня населения, появление в стране слоя обездоленных;

- рост явной и скрытой безработицы;

- дезинтеграция прежней социальной структуры и разрушение многих форм общностей, выполняющих ранее функции законодателей норм и критериев оценки различных типов информационных воздействий;

- имущественная поляризация в обществе;

- появление в стране слоя обездоленных;

- рост депопуляции населения, превышение смертности над рождаемостью;

- эскалация преступности, алкоголизма и наркомании, проституции, криминализация общественных отношений;

- ухудшение показателей здоровья нации, угроза ее генофонду;

- рост межэтнической напряженности.

Духовные факторы:

- кризис государственной идеологии, деформация системы норм, установок и ценностей и как следствие утрата критериев адекватной оценки информационно-пропагандистских воздействий;

- появление новых форм и средств воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание, в том числе новых технологий СМИ, компьютерных технологий и т.п.;

- недооценка национальных и культурно-исторических традиций России и проникновение в общественное сознание западной массовой культуры;

- появление и рост новых форм мифологического сознания;

- деструктивная роль нетрадиционных религиозных конфессий, рост исламского фундаментализма и религиозного сектантизма;

- ослабление важнейших социокультурных институтов государства - науки, образования, воспитания и культуры;

- неразработанность системы этических норм в сфере информационной деятельности.

Факторы риска нарушения ПБ. Все факторы риска нарушения психологической безопасности можно подразделить на две больших группы: внутренние, которые связаны с личностными особенностями субъекта, и внешние, которые связаны, например, с условиями его профессиональной деятельности.

Внутренние факторы:

Одним из важнейших факторов риска нарушения психологической безопасности считается личностная незрелость, недостаточная проработанность его психологических проблем.

Основными «ловушками» здесь могут быть:

- амбиции, честолюбие и эгоизм (Г.С. Абрамова и Ю.А. Юдич отмечают что человек, имеющий такие черты, стремится жить только ради получения самоудовлетворения от своей власти, ради профессионального карьерного роста, не дорожа родными и близкими. Честолюбие и амбиции могут приводить к фантомизации сознания);

- перфекционизм (желание все делать отлично, страх ошибиться приводит к напряжению и промаху, как указывал Ф. Перлз: «Не будь перфекционистом! Это проклятие и напряжение, ибо вы дрожите и попадаете мимо цели. Вы были бы точны, если бы позволили себе это. Ошибки – не грехи, это способы создания чего-то нового, отличного». Следует развивать в себе то, что А. Адлер назвал «мужеством несовершенства», т.е. умение мужественно принимать неудачу;

- склонность к эмоциональной ригидности (эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее ре-активен и восприимчив, более эмоционально сдержан. «Лица такого типа озабочены своим престижем и отличаются повышенной чувствительностью по отношению к действительным или мнимым несправедливостям… они неспособны к вытеснению отрицательных сигналов и для удовлетворения честолюбия нуждаются в реальных достижениях, подтверждающих их престиж и значимость» [9.]. Если же значимость таких людей не будет подтверждаться, то тем скорее будет развиваться синдром эмоционального выгорания, сопровождаемый чувством разочарования в профессиональной деятельности.

Внешние факторы:

Внешними факторами, обусловливающими возможность нарушения экологии субъективной реальности, являются условия его профессиональной деятельности, закрепленные в нормативно-правовой базе, режим работы, соотносимый с индивидуальными темпераментными характеристиками личности и особенности контингента, с которым он работает:

-дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация и планирование труда и отдыха, отсутствие четкой нормативно-правовой базы);

-неблагополучная психологическая атмосфера деятельности (трудности адаптации в новом коллективе, несложившиеся отношения с начальством и/или коллегами).

Так, относительно источника все опасности могут быть классифицированы по сферам возникновения.

Относительно объекта опасности (а в нашем случае это всегда другой человек, т.е. субъект) все виды опасности могут быть классифицированы следующим образом.

По рефлексии:

- опасность, адекватно отражаемая объектом;

- опасность, неадекватно отражаемая объектом.

- опасность, активно воспринимаемая;

- опасность, нейтрально воспринимаемая;

- опасность, пассивно воспринимаемая.

По степени информированности:

- объект не информирован об опасности;

- объект плохо информирован;

- объект хорошо информирован.

По способности устранить опасность:

- объект подготовлен к реакции на опасность хорошо;

- объект подготовлен частично;

- объект не подготовлен.

Характерной является последняя ситуация, что связано, как с возрастными закономерностями, так и с низким уровнем психологической компетентности в обществе.

По степени осознания объектом возможных последствий:

- полностью осознанная объектом опасность;

- частично осознанная опасность;

- неосознанная опасность.

Относительно средств действия все опасности могут быть разделены по следующим основаниям.

По структурной организации:

- простая (односоставная) опасность;

- сложная (разложимая) опасность.

Психологические опасности представляют собой сложные, структурно организованные воздействия.

По возможности противодействия этим средствам:

- предотвратимая опасность;

- непредотвратимая опасность.

Относительно цели, имеющейся у источника опасности, возможна такая классификация.

По наличию цели:

- спланированная опасность по отношению к объекту;

- стихийно возникшая опасность.

По направленности цели:

- опасность для индивида;

- опасность для группы людей;

- опасность для общества.

По способу воздействия:

- прямая опасность;

- косвенная опасность.

По времени воздействия:

- постоянно действующая;

- периодически действующая.

Относительно результата воздействия:

- допустимая опасность, когда нанесенный ущерб восстановим;

- недопустимая (катастрофическая) опасность, когда нанесенный ущерб невосстановим, что приводит к гибели объекта.

Сегодня информационный поиск в сети «Интернет» дает более 2,5 тысяч сайтов, где упоминается категория «психологическая безопасность». Анализ их содержания позволяет выделить два направления исследований: психологическая безопасность в информационной сфере и психологическая безопасность как средство защиты от деструктивных культов и тоталитарных сект.

Информационно-психологическая безопасность понимается как состояние защищенности отдельных лиц и (или) групп от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим жизненно важных интересов личности, общества, государства.

Психологическая безопасность, как защита от влияния на сознание со стороны других людей, может быть обеспечена двумя магистральными стратегиями:

- оптимальным соотношением зависимости — независимости от других людей путем тренировки здоровой автономии;

- управляемостью своими стереотипными реакциями в важных и нестандартных ситуациях.

Знание, понимание своих инидвидуально-психологических особенностей и общих характеристик и закономерностей функционирования психики становится для человека в настоящее время не просто обязательным элементом его общей культуры, но и необходимым условием безопасности в социальном взаимодействии, в различных межличностных коммуникативных ситуациях.

 

Контрольные вопросы

Дайте определение психологической безопасности.

Как рассматривается проблема психологической безопасности в отечественной психологии?

Какие факторы, оказывающие влияние на психологическую безопасность вы можете назвать?



2016-01-26 3420 Обсуждений (0)
Факторы оказывающие влияние на психологическую безопасность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Факторы оказывающие влияние на психологическую безопасность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3420)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)