Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Безопасность личности как психологический феномен



2016-01-26 1312 Обсуждений (0)
Безопасность личности как психологический феномен 0.00 из 5.00 0 оценок




В психологических исследованиях при изучении самых различных проблем отечественные ученые довольно часто обращаются к явлению безопасности, указывая на его чрезвычайную важность для установления гармоничных отношений между человеком и окружающей его социальной средой, всеми ее составляющими.

В отечественной психологии безопасность не была предметом самостоятельного психологического анализа, кроме некоторых работ, посвященных проблеме психологической защиты (А. И. Еремеева, Р. А. Зачепицкий, Э. И. Киршбаум, Т. И. Колесникова). Однако понятие безопасности довольно широко используется авторами в контексте других проблем (В. А. Бодров, И. А. Бородин, М. А. Котик, Г. Н. Никифоров и др.). Анализ работ указанных авторов дает возможность составить представление о психологической безопасности человека. В большинстве исследований безопасность рассматривается в контексте обеспечения национальной и информационно-психологической безопасности (А. К. Гливаковский, Р. Г. Яновский, И. Н. Семенов).

Специалисты по национальной безопасности в выявлении сущности психологической безопасности предлагают оттолкнуться от концептуального подхода в понимании системы национальной безопасности.

Безопасность - это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество, ни экономика, ни тем более государство. Они называют следующие составляющие: политическая, военная, экономическая, социальная, культурная безопасность. При таком подходе психологическая безопасность включается в категорию социальной безопасности наряду с медицинской, генетической, потребительской, образовательной, пенсионной и др.

Социальная безопасность, в структуру которой входит и психологическая безопасность, означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны. Она выражается в ряде показателей: качество, продолжительность жизни, уровень психического здоровья и т. д.

Обеспечение систем национальной безопасности осуществляется на разных уровнях: международном, государственном, ор­ганизационном, профессиональном и личностном.

Рассматривая понятие психологической безопасности, С. К. Рощин и В. А. Соснин проанализировали содержание этого понятия на основе определений, даваемых в толковых словарях различных стран.

В процессе изучения академических толковых словарей русского, английского, французского и немецкого языков было выявлено, что в народном (общественном) сознании понятие «безопасность» связывается не столько «с отсутствием угрозы», сколько с состоянием, чувствами и переживаниями человека.

С толковом словаре русского языка С.И. Ожегова понятие безопасность раскрывается как состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности.

Так, например, «Словарь Чэмберса» (англ. яз.) расшифровывая понятие «безопасность», на первом месте указывает «состояние, чувство или средства пребывания в безопасности». С этим же понятием в нем связывается отсутствие «тревожности или озабоченности», «уверенность», «стабильность».

«Оксфордский словарь» говорит о состоянии «более, чем уверенности». «Словарь современного американского языка», помимо указания на «свободу от опасности, риска» выделяет «свободу от озабоченности, сомнений».

Французский «Лярус» также подчеркивает состояние «уверенности» и «отсутствие беспокойства»; немецкий словарь включает в понятие безопасности «надежность, уверенность», возможность «рассчитывать на что-либо».

Таким образом, в разных культурах сформировались примерно одинаковые представления о безопасности, акцент в которых делается на чувствах и переживаниях человека, связанных с его положением в настоящем и перспективами на будущее. Иными словами, для человека безопасность переживается в первую очередь как чувство защищенности от действия различного рода опасностей.

В отечественной психологической науке проблема психологии безопасности исследовалась в основном в сфере трудовой деятельности (В.А. Бодров, И.А. Бородина, Г.С. Никифоров, Е.А. Климов, М.А. Котик, ЕА. Кожин, В.М. Львов, Н.Л. Шлыкова и др.) или в контексте обеспечения национальной и информационно-психологической безопасности (А.К. Гливаковский, И.Н. Семенов, Р.Г. Яновский) и безопасности жизнедеятельности (Э.А. Дорофеев, А.В. Злобин).

Впервые в развернутом виде понятие «психологическая безопасность» встречается в работе М. А. Котик и затрагивает психологические вопросы безопасности, обусловливающие профилактику несчастных случаев на производстве, т. е. разрабатываемые в рамках психологии труда и инженерной психологии. Важно отметить, что во втором издании своей книги автор предлагает психологию безопасности «не как раздел психологии труда, а как некоторую отрасль психологической науки, изучающую психологический аспект безопасности в разнообразных видах деятельности» [38, с. 18]. Он полагает, что психология безопасности деятельности затрагивает такие отрасли психологической науки, как психология труда, инженерная психология, военная психология, авиационная и космическая психология, спортивная психология, медицинская психология, судебная психология, считая, что существует одна общая психологическая проблема — изучение закономерностей деятельности человека в условиях физической опасности и поиск путей обеспечения ее безопасности, в центре которой стоит человек — субъект деятельности, а не ее орудие. М. А. Котик дает определение предлагаемой им отрасли психологии: «Психологическая безопасность — это отрасль психологиче­ской науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятель­ности, и пути использования психологии для повышения безопасности деятельности».

Исходя из результатов проведенного анализа, С. К. Рощин и В. А. Соснин сформулировали определение психологической безопасности как состояния общественного сознания, при котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, поскольку оно создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей граждан в настоящем и дает им основания для уверенности в будущем. [67]

Значительное количество работ связывают психологическую безопасность человека с проблемами безопасности жизнедеятельности. По мнению Э. А. Дорофеева, А. В. Злобина (2001) безопасность жизнедеятельности — это условия труда, быта и досуга человека и окружающей его природной, производственной, бытовой среды, а также «способы реализации индивидуальных возможностей, личных и групповых интересов, предупреждающие или устраняющие возможность негативного воздействия на социум и его структуры...». Исследователи отмечают наличие безопасности жизнедеятельности в том случае, если отсутствует вред, ущерб, нежелательная динамика со стороны внешних воздействий при развитии социума. В научной литературе последних лет все чаще затрагиваются проблемы безопасности государства, производства, предприятия, организации, окружающей среды, полетов, плавания и др.[20] Наибольших результатов достигли отечественные психологи в вопросах безопасности труда. Представляют интерес работы В. А. Бодрова, Е. А. Климова, М. А. Котика, К. К. Платонова. Вместе с тем понятно, что обе категории «психологическая безопасность» и «безопасность труда» взаимосвязаны и взаимодетерминированы.

Современное понимание безопасности в контексте учета оптимального соотношения интересов личности, общества и государства выдвигает задачу рассмотрения нового аспекта этой проблемы - информационно-психологической безопасности. Информационно-психологическая безопасность /ИПБ/ - это научно-практическое направление, которое создано в целях обеспечения защищенности отдельных граждан и сообществ от противоправных информационных воздействий и создания информационной сферы адекватной задачам стимулирования и поддержки рефлексивного способа существования человека (группы) как субъекта жизни (деятельности). В правовом аспекте ИПБ ориентирована на защиту конституционных прав в сфере индивидуального, группового и массового сознания (Конституция РФ, статьи 13, 29, 30, 41, 55, 68, 69 и др.).

На фоне новых исследований отдельных компонентов и сторон психологической безопасности (социальных, психологических) представляется необходимым анализ общетеоретических положений, определяющих стратегию исследования проблематики. В большинстве научных исследований в области теории безопасности «безопасность» определяется как защищенность (состояние защищенности, мера защищенности) жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних или внутренних угроз (Ильенков Э.В., 1997; Ильин Е.П., 2001; Колесникова Т.И., 2001; Пацакула И.И., 2001; Прохоренко И.Л., 1993). При этом под интересами понимается, как правило, совокупность потребностей того или иного субъекта безопасности.

В своем понимании безопасности ученые ссылаются на определение из Федерального Закона РФ «О безопасности», где закрепляется следующий подход к ее пониманию: Психологическую безопасность личности можно понимать как состояние защищенности сознания от воздействий, способных против воли и желания человека изменять его психические состояния и поведение.

Анализируя понятие психологической безопасности, которая рассматривается, как одна из сфер национальной безопасности И.Н.Панарин раскрывает через использование понятий «психическое здоровье» и «угроза». При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние психики, при котором обеспечивается успешное психическое развитие, и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы психическому здоровью.

Рассматривая профессионализм человека, безопасность в деловой коммуникации к понятию угроз и их психологической сущности обращаются такие авторы как А.А. Деркач, А.И. Петренко, В.Н. Футин и другие исследователи. [86]

Использование этих понятий определяет необходимость рассмотреть их во взаимосвязи и несколько подробнее, чтобы определить специфику угроз информационно-психологической безопасности личности.

Само содержание понятия «безопасность» означает отсутствие опасностей или наличие возможностей надежной защиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных сил (факторов), которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими и/или деструктивными по отношению к какой-либо системе. Причем вышеназванными факторами являются такие силы, которые нарушают нормальное функционирование системы вплоть до вывода ее из строя и полного уничтожения. Сами опасности различаются по источникам, действующим силам, по объектам их воздействия, а также по уровню развития и степени опасности [86]. Т.е. имеется ввиду насколько актуальна конкретная опасность (степень ее реальности с учетом временного фактора) и каков ее масштаб, размеры (мощность воздействия данного дисфункционального фактора на конкретную систему).

Таким образом, процесс переоценки ценностей в нашем обществе породил и новое понимание проблемы безопасности. Главным в нем стало осознание системной природы этого явления и, следовательно, необходимости системного подхода к его изучению.

Психологическая безопасность «рассматривается наряду с физической безопасностью как самостоятельное измерение в общей системе безопасности, представляет собой состояние информационной среды и условия жизнедеятельности общества, не способствующее нарушению психологических предпосылок целостности социальных субъектов, адаптивности их функционирования и развития» [30].

Психологическую безопасность личности можно понимать как систему межличностных отношений, которые вызывают у участников чувство принадлежности; убеждают человека, что он пребывает вне опасности; укрепляют психическое здоровье, определенную защищенность сознания от воздействий, способных против ее воли и желания изменять психические состояния.

Э. Фромм (1993) добавляет, что любовь к жизни и гуманные отношения между людьми могут развиваться наилучшим образом, если в обществе будут иметься соответствующие предпосылки, а именно безопасность и защищенностьв том смысле, что материальные основы достойного человека существования не будут находиться под угрозой; справедливость— в том смысле, что каждый человек может использоваться в качестве средства для удовлетворения целей другого; свобода— в том смысле, что каждый человек имеет возможность быть активным и ответственным членом гражданского общества.[87]

Человек вынужден выбирать между безопасностью и разви­тием, зависимостью и независимостью, регрессом и прогрессом, инфантильностью и зрелостью. «У безопасности есть как плохие, так и хорошие стороны; у развития также есть как плохие, так и хорошие стороны. Мы двигаемся вперед, когда преимущества развития и недостатки безопасности перевешивают все, что составляет недостатки развития и преимущества безопасности» [59,60,61]. А. Маслоу выделяет и классифицирует на­правленности, определяющие тенденции роста личности в каждый момент ее жизни в соответствии с выбором. «Выбор является мудрым, если мы примем как должное существование двух видов мудрости — мудрости самозащиты и мудрости развития... Оборонительная позиция может быть не менее мудрым решением, чем дерзкое стремление двигаться вперед; это зависит от осо­бенностей личности, ее статуса и той ситуации, в которой она находится в момент выбора. Выбор в пользу безопасности является мудрым решением, если в результате человек избегает боли, которую в данный момент он не может вынести. Если мы хотим помочь ему в развитии (потому что мы знаем, что постоянный выбор в пользу безопасности в конце концов приведет к катастрофе и отсечет его от возможностей, которые, воспользуйся он ими, принесли бы ему радость), то все, что нам остается сделать, - это помочь, если он просит помочь ему избавиться от страдания и вместе с тем, дав ему чувство безопасности, поманить его вперед».[59,60,61]

Можно уверенно утверждать, что понятие защищенности тесно связано с понятием безопасности, а безопасные условия необходимы для личностного развития.



2016-01-26 1312 Обсуждений (0)
Безопасность личности как психологический феномен 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Безопасность личности как психологический феномен

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1312)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)