Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Трэвел-блоги в 2010-х гг. (Рома Едзе, Г. Кубатьян)



2016-01-26 835 Обсуждений (0)
Трэвел-блоги в 2010-х гг. (Рома Едзе, Г. Кубатьян) 0.00 из 5.00 0 оценок




С появлением сети Интернет появился абсолютно новый тип коммуникации. В настоящее время каждая организация имеет возможность донести свои мысли до общественности, и это не требует обязательного привлечения каких-либо финансовых ресурсов. Все это может быть осуществлено посредством блога (Интернет-дневника или Web-дневника), под которым, по определению А. Чумикова, понимается сетевая страница или веб-сайт в форме персонального дневника, где публикуются тексты, фотографии, видео и аудио файлы, а также размещают ссылки.

В последние годы блоги набирают все большую популярность. Но до настоящего времени такие Web-дневники не рассматривались в качестве способа самопродвижения. Для выявления специфики блогов как инструмента формирования личного PR мы провели ряд исследований, в рамках которых было проанализировано 10 личных и корпоративных Интернет-дневников. Выявить все индивидуальные элементы исследуемого Web-дневника позволил разработанный нами алгоритм анализа блогов. Анализ осуществлялся по следующим критериям: содержание, наличие мультимедиа, тематическая направленность, заполнение контентом, характер сообщений, автономность, систематичность заполнения блога, количество комментариев к постам и рейтинг Интернет-дневника. Полученные в ходе исследования были подтверждены опросом среди пользователей Интернета.

Изучая российские Web-дневники, мы пришли к выводу, что они имеют несколько отличительных особенностей:

- во-первых, в сравнении с западным бумом блогов, отечественная блогосфера пока что находится в состоянии становления в Рунете;

- во-вторых, личные блоги являются более популярными и распространенными, чем корпоративные.

Подобная непопулярность корпоративных блогов обусловлена рядом причин. В их числе:

• проблемы в определении аудитории, на которую направлен блог (российские корпоративные блоггеры стараются единовременно охватить все аудитории: и потенциальных клиентов, и сотрудников, и акционеров);

• сложность в подборе сотрудников, которые будут писать интересно, заполнять информационный вакуум вокруг компании, причем делать это осторожно, не причиняя ущерба организации;

• определение оптимальной частотности появления постов в корпоративном блоге, учитывая возможности и специфику компании.

На успешность современного блога влияют следующие черты:

1) иконические элементы. Web-дневник для оживления своих материалов должен содержать множество картинок и фотографий;

2) оформление блога. Например, корпоративный блог компании «Би-лайн» имеет плохое оформление, затрудняющее восприятие информации. Здесь невозможно отделить пост от комментариев к нему;

3) схема заполнения блога. Интернет-дневник должен быть создан по определенному канону блога: название поста, дата публикации, пост, ссылки на смежные материалы, комментарии к посту. Нарушение подобной логической последовательности делает блог нечитабельным;

4) систематическое заполнение блога. Если посты появляются реже, чем 2 раза в месяц, то блог будет обречен на провал. Публиковать посты желательно ежедневно. Если посты появляются реже, то предпочтительнее всего делать их объемнее;

5) темы и актуальность постов. Необходимо оперативно реагировать на социально важные события своевременно появившимся постом. Рекордное количество комментариев вызывают посты, в которых повествуется о какой-то проблеме или социальной несправедливости;

6) юмор. Например, в персональном блоге «тысячника» Игоря Бигдана есть отдельная рубрика «Коротюльки», где автор публикует небольшие юмористические рассказы.

И, наконец, содержание блога должно учитывать особенности восприятия читателей (блогер обязан думать об их реакции, чувствах, ожиданиях).

Результат исследования также свидетельствует о том, что прослеживается взаимозависимость периодичности появления постов и количества комментариев.

Одним из самых известных российских трэвел-блогеров на данный момент является Г. Кубатьян. Он не только ведет блоги о своих путешествиях и выпускает по ним книги, но и старается научить своих читателей ремеслу «трэвел-журналиста», периодически давая лекции на эту тему.

«Трэвел-журналистика - это писательский жанр, и в нем сегодня работают тысячи людей. В первую очередь – блогеры, строчащие подробные отчёты о своих поездках и выкладывающие тонны фотографий развесистых пальм и багровых закатов. Бесплатно поделиться своей историей – прекрасное хобби, к тому же тешащее самолюбие: посмотрите, куда я забрался, и как там было круто!

Я пишу для тех туристов и путешественников, кто хотел бы сделать из хобби профессию, научиться продавать свои тексты и снимки. Кроме того, путешествие в качестве журналиста намного интереснее, чем простой туризм, хотя и не обязательно комфортнее. Такое путешествие дарит приключения, необычные возможности и встречи.

Блокнот, фотоаппарат и немного самоуверенности открывают двери в другой мир. Мир, в котором можно бесплатно прокатиться на роскошном поезде в компании миллионеров или на американском военном вертолете, посидеть на троне Саддама Хусейна или на крыше VIP-ложи во время карнавала в Рио, сняться в индийском кино или встретиться с тамильскими террористами, побывать на северном полюсе или в резиденции Далай Ламы. И не потому, что вас направила редакция, а просто потому, что это интересно. Можно не привязываться к какой-либо редакции и при этом работать журналистом»[24].

Еще одним интересным автором-блогером является Роман Свечников. Совсем еще молодой парень променял учебу в IT-университете и минский быт на кругосветное путешествие — оно началось в июле 2012 года и пока не собирается заканчиваться. Больше года назад из всего списка вариантов эскапистских выходок им была выбрана самая интересная — кругосветка без четкого маршрута, сроков и бюджета. Спонтанно трип стал и мультимедийным проектом: под именем Рома Едзе герой публикует тексты, фотографии, видео с экспериментами и списки фактов про каждую страну, где ему удается оказаться.

Из записи про посещение Ирана:

«Один из моих новых знакомых, Мухамед, согласился показать мне улицу, на которой молодые ребята знакомятся с девочками прямо на ходу, из окон своих автомобилей. Пока я фотографировал из заднего окна процесс нелегальных знакомств, рядом с машиной появился мотоциклист и в грубой форме приказал остановиться. Все было так: я не успеваю ничего понять, какие-то люди отбирают у меня камеру и документы. Всего их человек десять. Все в черном. Мухамед говорит, что это секретная полиция «Басиж». Через полчаса разбирательств мне сообщают, что я должен поехать в полицейский участок в одном из тонированных джипов. Я говорю, что ехать никуда не собираюсь, и прошу вернуть мне документы. Завязывается долгий разговор. В конце концов я сообщаю полиции, что должен позвонить своему консулу прямо сейчас. Мое уверенное заявление немного сбавляет их пыл. «Басиж» уже готовы вернуть мне документы, но камеру возвращать отказываются. Я говорю, что могу оставить им карту памяти. На этом мы и разошлись. В последний момент я успел сделать быстрое форматирование».

Из заметок о Монголии:

«Мы ехали несколько суток: в Монголии почти нет дорог, машин, просто поворачиваешь руль и бесконечно долго едешь. Понять, куда едешь, практически невозможно — думаю, водители ориентируются по внутреннему компасу. Мы больше десяти раз меняли колеса, постоянно пили водку, чтобы согреться, попали в бурю и ехали со скоростью 20 километров в час, получили легкое обморожение, но в итоге оказались в Улан-Баторе. Я жил в хостеле, где ночь стоила пять долларов, и завис там на целых две недели. Улан-Батор — самый безнадежный город на земле. Две недели я тусовался в двух центральных кафе Улан-Батора: видел одних и тех же 10–15 человек — наверное, только они и подавали признаки жизни в этом городе. Я думаю, им очень грустно от того, что их так мало, а меню в кафе не обновлялось лет пять. Тем не менее эта безнадежность — очень приятный оттенок жизни, там она настолько сконцентрирована, что если захочешь ее почувствовать, надо приехать именно в Улан-Батор».

Сегодня почти все имеют доступ в Интернет-сети, поэтому стремительными темпами развивается гражданская журналистика (блогосфера). Подобно гонзо-журналистам 1960-х, современные авторы описывают свои путешествия, при этом сохраняя речевую модель встреченных ими людей из разных стран, не боясь рассказать шокирующие факты, которые произвели непосредственно на самих путешественников сильное впечатление. Хорошо написанные, регулярно обновляемые личные блоги, в большинстве своем являют более успешными и читаемыми, чем блоги корпоративные, авторами которых являются несколько сотрудников организации.

Заключение

В данной дипломной работе мы изучили «журналистику путешествий» как отдельный жанр журналистики, исследовали особенности этого жанра в российской прессе с течением времени, раскрыли причины его популярности сегодня. Мы сконцентрировали внимание на истории вопроса: как «журналистика путешествий» превратилась в современную «трэвел журналистику».

У истоков данного жанра стоят художественные произведения о путешествиях. Непосредственно «журналистика путешествий» берет свое начало в виде путевых очерков, этот жанр быстро набирает популярность. Читателю нравится следить за путешествием автора, от личности которого зависит успех самого материала, ведь очерк есть не что иное, как раскрытие действительности, через образ рассказчика, его переживания и мысли.

«Журналистика путешествий» постоянно развивалась, ориентируясь на запросы аудитории. С появлением информационного общества возникает понятие «трэвел-журналистика». От привычной «журналистики путешествий» ее отличает большая интерактивность, наличие игрового формата. Появлению этого жанра способствует также быстрое развитие высоких технологий. В результате процесса конвергенции в мире происходит радикальное изменение структуры СМИ: появляются новые пути передачи информации и доступа к ней.

Одновременно с этим развивается туристическая и транспортная сеть, что стало возможным, благодаря повышению благосостояния населения, которое теперь может позволить себе оплатить услуги туроператоров. В ХХI веке не составляет особого труда спланировать тур и отправиться в путешествие, почти каждый человек может найти себе место для отдыха, исходя из своих финансовых возможностей.

Так же намечается тенденция в развитии «самостоятельного туризма». Данный вид туризма появился в противовес «массовому туризму». В основном такой вид туризма выбирает молодежь, которая хочет почувствовать свою независимость и свободу. Такие путешественники сами могут сами в любой момент поменять свой маршрут, концентрируя внимание на особенно интересных, на их взгляд, местах. При этом они берут с собой достаточно мало денег, предпочитая дорогим авиабилетам передвижение автостопом, а гостиницам – недорогие хостелы или же дома гостеприимных иностранцев. У «самостоятельных туристов», таким образом, возникает возможность узнать о культуре и быте других культур «из первых уст».

Изменения в туристической сфере, а так же процессы глобализации и конвергенции диктуют свои правила для «трэвел-журналистов». На первый план выходят передачи о путешествиях на телевидении различных форматов, интернет-версии журналов и путеводителей, а также блоги молодых «трэвел-журналистов».

Многие молодые «трэвел-блогеры», которые набирают определенную популярность в сети, затем приглашаются в печатные издания, либо выпускают отдельно свои сборники о той или иной стране, про которую они рассказывают, руководствуясь своими личными впечатлениями и переживаниями.

Сейчас в России выходит не так много научно-популярных изданий о географии и путешествиях, тиражи их невелики. Причина этому одна: основной функцией «журналистики путешествий» стал «инфотейнмент». К тому же огромное влияние на «трэвел-журналистику» оказывают рекламодатели, которые зачастую диктуют свои правила в выборе того или иного материала. Немногие познавательные печатные издания в данной сфере, смогли удержаться на плаву в это сложное время, во многом утратив свое влияние.

Перспективы развития «журналистики путешествий» в России – вопрос сложный. В значительной степени её будущее зависит от того, как будет развиваться политика различных СМИ. Возможно, в дальнейшем они частично изменят свою концепцию, перейдут в новый формат. Трудно сказать однозначно, что будет дальше. Однако очевидно, что сейчас ситуация складывается не в пользу научно-популярных изданий по страноведению и географии.

Чтобы не отнимать у аудитории её право на получение постоянной, систематизированной, проверенной и качественной информации из мира путешествий, необходимо повышать общий уровень прессы о путешествиях в России и способствовать её развитию и обновлению. Защита интересов аудитории и поддержка инициатив в образовании и просвещении – важная функция СМИ, о которой не стоит забывать.

Сейчас «журналистика путешествий» по-прежнему остаётся занимает лидирующие позиции на рынке современных массмедиа. Динамично развивающимся изданиям, однако, нельзя забывать о том, что нужно делать упор не только на развлекательную сторону путешествий, материалы не должны строиться исключительно на харизматичном обаянии главного героя.

Молодое поколение поверхностно воспринимает информацию, предоставляемую СМИ о путешествиях, ее больше завлекает не история и культура других стран, а рассказы автора и главного героя о своих приключениях. Однако люди постарше ищут уже больше научной качественной информации по теме, но, к сожалению, ее не так легко найти, как, к примеру, фотографии из очередной поездки какого-нибудь «трэвел-блогера».

Журналистам, работающим в данном жанре, следует задуматься об еще не занятых нишах в «журналистике путешествий», особенно в период пресыщения рынка развлекательной журналистикой. Это направление продолжает динамично развиваться и является очень перспективным, ведь потребность в общении между культурами будет существовать всегда.

 

 



2016-01-26 835 Обсуждений (0)
Трэвел-блоги в 2010-х гг. (Рома Едзе, Г. Кубатьян) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Трэвел-блоги в 2010-х гг. (Рома Едзе, Г. Кубатьян)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (835)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)