Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образ ведущего в телепередаче



2016-01-26 970 Обсуждений (0)
Образ ведущего в телепередаче 0.00 из 5.00 0 оценок




Ведущий программ о путешествиях в наше время, кто он? Можно, конечно, использовать старое обозначение – «журналист-международник», но если речь идёт о его командировании в Бурятию или на Чукотку, то как здесь быть? Сегодня он пишет очерк о Байкальском заповеднике, а завтра – об абиссинских монахах. На самом деле, можно выделить отдельное направление в журналистике – «географическое», т.е. освещающее аспекты культурологические, этнографические, исторические, собственно географические (природные) в применении к отдельным регионам земного шара. И все программы, существовавшие и существующие на российском ТВ, «нерасчленённо» освещающие эти вопросы и непосредственно связанные своим форматом с передвижением «по странам и континентам», можно именовать «географическими».

Запросы аудитории постоянно меняются, сейчас, в эпоху засилия «инфортеймента», зритель все чаще обращает внимание не на информативность передачи, а на способ их подачи, который напрямую зависит от ведущего. Общение с аудиторией происходит в формате игры. Как отмечает В. Олешко, игровое начало в журналистике вообще и тележурналистике в частности реализуется двумя путями: 1) через собственно игры, 2) через различные творческие приемы в рамках традиционных журналистских продуктов. Сюда можно отнести многое: нетрадиционные жанры, нестандартный подход в освещении событий и явлений, значимая интонация повествователя (на телевидении и радио), детали оформления, и, конечно, лексико-синтаксические приемы. Главное условие – эти приемы должны создавать ситуацию свободного, непринужденного, общения читателя с журналистским произведением. Читатель в результате должен получать удовольствие – от тонкой иронии, удачного сравнения, каламбура.

Одним из самых ярких ведущих в 90-е годы был В. Листьев, многие после старались скопировать его манеру ведения. Он, как хороший шоумен, вел диалог с аудиторией не только посредством вербальной информации, но даже его одежда многое говорила зрителю. «Всем ведь безумно нравилось, что он стал выходить в «Поле чудес» в смокинге… Потом появилась «Тема», где не было уже никакого смокинга. А дальше – «Час Пик», где Влад впервые появился в рубашке и подтяжках. То есть даже чисто внешне он ощущал перемены во времени и настроении зрителей», – вспоминает телеведущий Сергей Ломакин. Думается, неслучайно для разных программ выбиралась разная одежда: смокинг в «Поле чудес» как бы возвышал ведущего над игроками, а демократичная одежда в «Часе Пик» создавала атмосферу дружеского, чуть ли не домашнего общения.

Говоря и трэвел-журналистике, логичнее всего было бы, если ведущий географической программы сам был признанным авторитетом в области путешествий, плюс ко всему с приятной внешностью и хорошо «подвешенным» языком. И главное – обладающий могучей харизмой. При выборе ведущего нужно для начала решить, по какому принципу его искать. Возможны варианты:

1) Профессиональный телеведущий, хорошо известный, легко входящий в новое амплуа. Наиболее удачный вариант – Дмитрий Крылов. Но его как раз никто и не выбирал: автор программы выбрал себя по «факту рождения».

2) Просто известная личность (музыкант, шоумен и т.п.), чьё лицо также хорошо знакомо зрителю. В качестве варианта ведущего «Их нравов» рассматривалась кандидатура Евгения Воскресенского. Максим Леонидов вёл программу «Эх, дороги!». Андрей Макаревич ведёт «подводный мир» и готовится вести «Клуб путешественников». Собственно, туда ему и дорога – он сам изъездил мир вдоль и поперёк. Заслужил.

3) Специалист в своей области, заслуживший авторитет и известность в определённых кругах. На телевидение приходит уже сложившейся личностью. Таков Николай Дроздов. На чисто географическом небосклоне таких фигур не наблюдается. Есть известные путешественники, но на роль ведущих они мало годятся. Узок их круг и слишком далеки они от народа. Фёдор Конюхов, к примеру, ну очень известен, но его путешествия – внутрь себя. А иной не менее авторитетен, но угрюм и совсем не харизматичен.

4) Непутешественник и неавторитет. Просто художественный образ («симулякр» по Ж. Бодрейяру). Если точнее, собирательный образ путешественника. Необходим артистический талант и работа имиджмейкеров. При должной «разработке» успех гарантирован – очень скоро получится всё то же самое, но без приставки «не».

5) Не путешественник, но авторитет (тип Паганеля). Необходимы интеллект и энциклопедичность знаний (и чтобы об этих знаниях все знали!), как в случае с Дмитрием Захаровым.

Мне бы хотелось остановиться подробнее на варианте под номером 4 (создание телеведущего посредством «симуляции»), поскольку при создавшемся вакууме достойных телеведущих географических программ, он кажется небезынтересным. Публика (в массе своей довольно неискушённая), проявляет редкую неразборчивость в выборе достойной кандидатуры наиболее выдающегося российского путешественника наших дней. На это звание «номинировались» путешественник-спортсмен Фёдор Конюхов, и … Павел Любимцев, ведущий программы «Путешествия натуралиста». Таким образом, проявилась действенность мифотворчества, по-бодрийяровски именуемой «симуляцией». При этом, заметим – чрезвычайно удачного мифотворчества.

Если отнести телевидение к области искусства, то здесь «симуляция» проявляется с удвоенной силой, поскольку с момента своего возникновения телевидение, выступало как мощнейший инструмент формирования «виртуальной реальности» и «виртуального пространства». «Фабрика грёз» - не громкое название, а совершенно точное определение гигантского предприятия, производящего визуальные образы.

В этом случае мы имеем дело с некоей грандиозной постановкой со множеством действующих лиц. С одной стороны находится сцена с актёрами, с другой стороны (вернее, по другую сторону экрана) – зрители, готовые принимать навязываемую им круглосуточный спектакль. В качестве основных актёров выступают те «телевизионные деятели искусств», которые согласно своим должностным обязанностям должны «выходить к зрителю»...

Человек, получивший приглашение на работу телеведущего, изначально имеет образ, соответствующий «реальности». Особенно этот этап характерен для людей, ранее не связанных с телевидением и незнакомых с «телевизионной кухней». Таких примеров множество. Наиболее яркий – Ю. Сенкевич. Во время экспедиций с Туром Хейердалом он никоим образом не подавал надежд на будущую «телезвёздность». Однако сделанное ему предложение «попробовать себя» в качестве ведущего «Клуба путешественников» изменило его жизнь.

Другим примером может служить П. Любимцев. Правда, у него было явное преимущество – он профессиональный актёр, чтец-декламатор. Его карьера на телевидении начинается после того, как о нём вспоминает его однокурсник по ГИТИСу Михаил Ширвиндт, готовивший новую передачу о путешествиях. И в творческой жизни П. Любимцева начинается «звездный» этап, на котором происходит подключение лиц, занимающихся тем, что называется «имиджмейкерством», а по-русски – «созданием образа». Иногда он создаётся самим телеведущим, но для этого ему нужно быть уже достаточно сформировавшейся «творческой фигурой», работающей «в теме» (как ведущий программы «В поисках приключений» Михаил Кожухов, ещё в советские времена известный телезрителям по своим репортажам из Южной Америки). В случае с Любимцевым «маскирование и искажение базовой» реальности и создание принципиально новой налицо.

Прежде всего был выбран «творческий псевдоним», по стечению обстоятельств явившийся калькой с настоящей фамилии, в германском корне коей лежит слово «любовь», что уже само по себе должно настраивать телезрителя на определенный лад. Но «любовь» - это лишь один из подтекстов. Фамилия «Любимцев» обнаруживает и явную деривацию от слова «любимец», что может иметь трактоваться как «любимый», так и имеющий отношение к неким «любимцам». А так как программа посвящена животным, то вывод о том, кто именно эти «любимцы», напрашивается сам собой. Таким образом, был рождён один из наиболее удачных псевдонимов на ТВ, ставший неотъемлемой и весомой частью образа.

Дальнейшие трансформации касались «визуализации». В качестве основы был выбран усреднённый вариант между Паганелем и «профессором-энтомологом» из фильма «Дежа вю». Принимая во внимание внешность Павла Любимцева, его манеру читать текст, итогом изысканий стал образ некоего естествоиспытателя XIX века (по стилю одежды), добродушного, не потерявшего способности удивляться. Как уже упоминалось, во время разработки концепции географической программы телеканалом НТВ (что вылилось в создание программы «Их нравы») проигрывался аналогичный вариант, но с креном в сторону худощавого Паганеля. Правда, в итоге программа заимела совершенно иного ведущего, имеющего образ, лишь отдалённо напоминающего паганелевский.

Естественно никто из зрителей не может и не должен догадываться, что «Натуралист» не имеет ничего общего ни с биологией, ни с зоологией, поскольку его носитель является профессиональным актёром, и вместо сидения в лабораториях занимается преподаванием в театральном институте. Его «имидж» является блестящей симуляцией давно знакомых образов, рождённых кинематографом и литературой.

Уж если мы определили, что «симуляция» в нашем случае не несёт на себе никакого отрицательного отпечатка, то так нельзя не отметить элемент «игры» в образе ведущего «Их нравов» Дмитрию Захарову. Без сомнения главный интеллектуал российского ТВ, он выбрал себе образ ворчюна и брюзги, с крайним скепсисом относящийся к самой идее путешествий. Как уже отмечалось выше, даже студия оформлена так, что она никак не соотносится с идеей путешествий. Конечно, никто до конца не верит, что Д. Захаров не покидает стен Останкино. Впрочем, если человек никуда особо не стремится, то это не оттого, что он не является «рыцарем причудливых впечатлений». Возможно, тропической экзотики ему хватило сполна задолго до того, как он сел в кресло ведущего. Его роль – делать «подводки» к сюжетам, давать комментарии к рассказам корреспондентов.

Из авторитетных специалистов можно отметить лишь одного – ведущего крайне нерегулярно выходящего «Диалога со всем миром» (РЕН-ТВ) Леонида Круглова. Но это – особая ипостась. Он сам себе хозяин. Сам выдвигает идеи, сам составляет тематический план, сам собирает съёмочную экспедицию и сам же в неё едет. И находится при этом не только в диалоге со всем миром, но и в гармонии с самим собой.

Телепрограммы/шоу/документальные фильмы географической тематики являются примерами глобальных медиапродуктов. Каждый из таких медиапродуктов носит на себе тот или иной отпечаток политических, идеологических или других условий производства. Так, программы создаются согласно формату телепрограммы, образу ведущего, изначальному замыслу презентации иностранной культуры и имеющимся финансовым ресурсам. Повествователь в трэвел-программе, как правило, подчеркивает опыт индивидуального удовольствия от путешествия на уровне индивида, группы или нации в целом, пренебрегая при этом более широкими аспектами, связанными со страноведением: политическими, социальными и экономическими проблемами и проблемами международных отношений. Современные коммерциализированные развлекательные и научно-популярные передачи демонстрируют неадекватность действительности20. Жанр научно-популярной трэвел-документалистики не отвечает своей задаче презентации образов иностранных этносов.



2016-01-26 970 Обсуждений (0)
Образ ведущего в телепередаче 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образ ведущего в телепередаче

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (970)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)