Появления термина «трэвел-журналистика»
Возникнув из жанра путевых заметок и очерков, журналистика путешествий продолжала двигаться вперед, подстраиваясь под быстро меняющиеся течения в обществе. Глобализация, дигитализация, конвергенция подталкивают журналистов к поискам новых тем для материалов и форм их подачи. Сейчас журналистика путешествий занимает отдельную нишу в современных СМИ. Сравнительно недавно появился новый для русского языка термин «трэвел-журналистика» (от англ. travel journalism), обозначающий особое направление журналистики, которое предоставляет массовому потребителю информацию о путешествиях, затрагивает темы истории, географии, культуры, искусства, туризма, этики, философии и многие другие. Трэвел-журналистика не всегда следует традиционным журналистским идеалам и редко руководствуется понятием общественного интереса. Многие аналитики относятся к этому направлению журналистики негативно, аргументируя это тем, что на смену настоящей журналистике путешествий, представленной в проблемных и путевых очерках, пришла эпоха «инфортеймента». Е. Вартанова в своей книге «Медиаэкономика зарубежных стран», определяет термин «инфотейнмент» как «информационные программы, в которых новости представлены зрителям в максимально развлекательной форме. Информирование аудитории и анализ событий максимально облегчены, а новостные программы представляют политику как сферу массовой культуры. В печатной индустрии этому термину соответствует термин «таблоидизация», описывающий аналогичные явления применительно к газетному рынку».[20] В России тенденция к внедрению развлекательных элементов в тексты СМИ как особый способ привлечь внимание аудитории начала проявляться после распада Советского Союза. В 90-е гг. СМИ испытывали финансовые трудности в условиях формирования новой страны и отсутствия глобального государственного финансирования. В итоге такая политика привела к «снижению стандартов качества» в погоне за рейтингами и тиражами. Несмотря на то, что многие относятся к трэвел-журналистике несерьезно, именно это направление журналистики формирует у аудитории определенный образ различных культур, влияет на национальную самоидентификацию людей, преобразует информацию из одного культурного контекста в другой. В прошлом веке длительные поездки были мероприятием технически сложным и дорогостоящим, но материалы, подготовленные после таких путешествий талантливыми авторами, становились сенсационными. Так в середине ХХ века корифеями жанра были чехи И. Ганзелка и М. Зикмунд, которые объехали весь мир, на автомобиле «Татра». Итогом их путешествий стали фильмы, репoртажи для радио, а также путевые записки, которые были впоследствии переведены на 11 языкoв. Путешественники получили всемирную известность и признание. Целoе пoкoление людей, мнoгие из кoтoрых не бывали даже в стoлице свoей рoдины, именнo из книг этих авторов узнавали oб «Африке грез и действительнoсти», o Yerba Mate – традициoннoм напитке Аргентины и Парагвая, o Бразилии, кoтoрую, как у Киплинга, им не видать былo «дo старoсти свoей». Но в то время читателя было легче удивить, так как немногие могли позволить себе выезжать за пределы своей страны. Сейчас путешествовать стало гораздо проще. Налажено транспортное сообщение между городами, активно развивается туристический бизнес, проживание и билеты стали намного доступнее, почти каждый может спланировать идеальный маршрут путешествия, исходя из своих материальных возможностей. В последние годы также стал очень популярным индивидуальный и экстремальный туризм. Люди, отправляющиеся в путешествие одни, часто ведут блоги о своих поездках, в которых делятся своими впечатлениями о местах, которые уже посетили, выкладывают фотографии и небольшие видео. Некоторые даже успевают общаться со своими подписчиками в комментариях, давая советы, по поводу того, где лучше остановиться, куда сходить и что попробовать в определенной местности. Значит ли это, что сейчас трэвел-журналистом может назвать себя любой путешественник, у которого фотоаппарат и устройство, с которого можно зайти в интернет? В чём специфика трэвел-журналистики? Чем она отличается от новостной или аналитической? Возможно, своей философией. «Это описание мира через фильтр личного восприятия автора. Мир, каким я его вижу». [21] Причём этого «я» здесь не меньше, чем самого мира. А может даже больше. Зачастую это описание личности автора и его приключений, а меняющаяся картинка окружающей среды – лишь декорация. В конце концов, людей в первую очередь интересуют другие люди, их психология и поступки. Но с оговоркой: образ автора должен быть понятен и близок читателю. Если француз, китаец и русский вместе отправятся в путешествие по Африке, то их рассказы будут разными. Каждый из компаньонов увидит что-то своё, в зависимости от менталитета. И, при равном таланте авторов, французской публике будет интереснее читать историю французского путешественника, китайской – китайского, а русской – русского. Рассказы специалистов, например, ученых или спортсменов будут в первую очередь интересны именно их коллегам, из-за выбора тем и специфической терминологии. А широкой аудитории – непонятны. Чем сложнее и серьезнее текст, тем больше окажется тех, кто его «ниасилил». Поэтому трэвел-журналисту стоит писать о том, что близко обычным людям, и так, чтобы его поняли. Писать о своих приключениях – если вы сможете сделать это остроумно и познавательно – беспроигрышный вариант. Впрочем, вашими героями могут быть также и местные жители, встреченные по пути. Или даже вовсе не люди, а, скажем, животные или архитектурные объекты. Важно помнить: если тема повествования чрезмерно удаляется от личности автора, она перестает соответствовать жанру. И тем уже становится ваша аудитория. Вплоть до того, что эти заметки будут интересны лишь узкому кругу специалистов. Это тоже неплохо, но это уже не трэвел-журналистика, а что-то другое. Так что образ автора должен присутствовать непременно, и желательно – в виде главного героя рассказа. По мере знакомства с новыми местами, читатели все больше узнают и автора. Зачастую меняющаяся картинка окружающей среды – лишь декорация для повествования, намного интереснее становится следить за описанием личности автора в его приключениях. В конце концов, людей во все времена интересовали другие люди, их психология и поступки. И трэвел-журналистика – не исключение, но с оговоркой: образ автора должен быть понятен и близок читателю. Личность автора очень сильно влияет на стиль его повествования. Оказываясь в одном и том же городе, трэвел-журналисты из разных стран видят происходящее по-своему, в первую очередь из-за различий менталитета. И, при равном таланте авторов, французской публике, будет интереснее читать историю французского путешественника, китайской – китайского, а русской – русского. «Рассказы специалистов, например, ученых или спортсменов будут в первую очередь интересны именно их коллегам, из-за выбора тем и специфической терминологии. А широкой аудитории – непонятны. Чем сложнее и серьезнее текст, тем больше окажется тех, кто его не осилил. Поэтому трэвел-журналисту стоит писать о том, что близко обычным людям, и так, чтобы его поняли. Писать о своих приключениях – если вы сможете сделать это остроумно и познавательно – беспроигрышный вариант»[22]. Героями материалов трэвел-журналистов могут стать местные жители, встреченные по пути. Или даже вовсе не люди, а, скажем, животные или архитектурные объекты. Но важно помнить: если тема повествования чрезмерно удаляется от личности автора, она перестает соответствовать жанру. И тем уже становится ваша аудитория. Вплоть до того, что эти заметки будут интересны лишь узкому кругу специалистов. Это тоже неплохо, но это уже не трэвел-журналистика, а что-то другое. Так что образ автора должен присутствовать непременно, и желательно – в виде главного героя рассказа. Отличие трэвел-журналиста от простого туриста в ответственности перед обществом. Турист просто отдыхает, а если и интересуется чем-то, то делает это ради развлечения. Трэвел-журналист изучает мир, чтобы поделиться обретенным знанием с окружающими. Он постоянно собирает информацию, общается с местными жителями, забирается в места, в которые никогда не направится путешественник, движущийся на коротком поводке путеводителя. Самостоятельность связана с некоторыми сложностями, но зато такой подход позволяет уйти в сторону от избитых троп и сделать уникальные открытия. Трэвел-журналист несет ответственность за продукт своих путешествий, будь то статья, запись в блоге или телепередача. Журналист, работающий в данном жанре, не должен забывать, что в современном обществе остро стоит проблема воспитания терпимости к чужим культурам. С. Тер-Минасова в своей книге «Язык и межкультурная коммуникация»пишет, что сейчас, «когда смешение народов, языков, культур достигло невиданного размаха, как никогда требуется пробудить интерес и уважение к ним, преодолеть в себе чувства раздражения от избыточности, недостаточности или просто непохожести других культур»[23]. В этом и состоит миссия современного трэвел-журналиста. Важно не только собрать и обработать информацию, но и реализовать готовый продукт. Что это может быть? Статьи в газетах и журналах, книга, документальный фильм, персональная фотовыставка, интервью на радио и телевидении, лекции и мастер-классы, даже организация собственного музея. Главное, чтобы был результат.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1820)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |