Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рождественские рассказы



2016-09-16 485 Обсуждений (0)
Рождественские рассказы 0.00 из 5.00 0 оценок




Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке».Знакомство с жанром рождественского рассказа. Мечты юных героев в рождественскую ночь. Гуманность, доброта как основа человеческих взаимоотношений.

Человек и природа

Радий Погодин «Рассказы про Кешку и его друзей». Рассказы о детях, о становлении детского характера, о преодолении первых трудностей, о дружбе.

Житков Борис Степанович «Мангуста». Правдивый рассказ о приключениях и подвигах двух веселых и храбрых зверьков-мангустов на большом корабле.

Михаил Самарский «Формула добра». Если ты собака-поводырь, то привередничать на работе тебе не к лицу. Вот и лабрадор Трисон поступил на службу к весьма необычной подопечной. Со слепой старушкой не побегаешь, не поиграешь, но он отлично справлялся со своей задачей, несмотря ни на что. Правда, скоро все изменилось, судьба преподнесла сюрприз. И верный помощник попал к совсем другим хозяевам. Поводырь стал… охранником! Казалось, быть на страже в детском садике – легче легкого, пока там не произошло страшное событие. Однако Трисон не простой пес, поэтому даже в критической ситуации смог показать себя с лучшей стороны.

Борис Минаев «Детство Лёвы» («Дерево»).Милосердие, внимание к окружающему нас миру.

Полина Уханова «Ночной переполох». Братья наши меньшие рядом с нами.

Евгений Пермяк «Некрасивая елка». Волшебный мир природы.

Защитники Отечества

С.Т. Романовский «Александр Невский». Книга повествует о жизни русского полководца Александра Невского (1220–1263), который возглавил русские войска, отстоявшие северо-западные земли Руси от захвата шведскими и немецкими феодалами.

С. Алексеев «Подвиг Ленинграда (1941–1944)» (на выбор учителя).Рассказы о том, как 900 дней и ночей находился Ленинград во вражеской блокаде, как выстоял и победил фашистов.

С. Алексеев «Московская битва (1941–1942)» (на выбор учителя). Рассказы о том, как советские войска остановили наступление фашистов на Москву и нанесли им первый сокрушительный удар.

Мама, бабушка

Валентина Осеева «Бабка».Отношение к бабушке.

А. Дорофеев «А Германа всё нет».Взаимоотношения матери и сына. Проблема взаимопонимания в семье.

Человек и искусство

Нина Дашевская «Скрипка неизвестного мастера». Лирическая повесть о музыке и музыкантах в старину и в наши дни.

«И помнит мир спасенный»

Сергей Алексеев «Папка». Тема памяти.

Юрий Яковлев «Салют».Тема памяти.

С. Алексеев «Взятие Берлина. Победа! (1945)». Рассказы о последней битве Великой Отечественной войны и полном разгроме фашистов нашими войсками.

Илья Миксон «Жила, была».Документальная повесть о Тане Савичевой и ленинградцах в блокадном городе.

Проект «Я читаю….»

КЛАСС (35 ЧАСОВ)

 

Введение

Притча «Чему учат книги?». Книги помогают нам понять мир, изучить его, познать, учат чувствовать и сопереживать. «Без книги человек слеп».

Человек и родина

И.С. Шмелёв «Пасха» (глава из повести «Лето Господне»). Восприятие реальной жизни глазами ребёнка. Крестьянская и купеческая среда как целостный и органичный мир, полный нравственного здоровья, внутренней культуры, любви и человечности. Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев. Язык Шмелёва – это живая народная речь, отражение души России.

И.С. Шмелёв «Весенний плеск».Понятие антитезы. Противопоставление чужого мира и родного. Образ России в красках, звуках, запахах. Картины Кустодиева как выражение духа России.

Человек и школа

Ю. Бондарев «Простите нас».Тема памяти. Что значит для человека учитель? Проблема совести, долга, благодарности. Чувство стыда, вины перед учительницей. Раскаяние, возвращение героя к себе, понимание, что в своих успехах он обязан не только себе, своему таланту, но и учителям.

 

В. Солоухин «Мститель». Тема взаимоотношений школьников. Сложная ситуация выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания. Чувства обиженного человека.

Фазиль Искандер «Мученики сцены». Высмеивание автором таких качеств, как самоуверенность, амбиция, самомнение, честолюбие, тщеславие, наивность. Изменение чувств, настроения Чика по ходу рассказа. Своеобразие рассказа. Особенности творческого стиля писателя. Юмор в рассказе. Особенность ведения рассказа от первого лица.

Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе».Проблема сосуществования различных индивидуальностей, способных уважать права и обязанности друг друга. Стремление Кошки проникнуть в пещеру. Причина появления правил в жизни людей.

Рейнольдс Питер Гамильтон «Точка». Вашти, главная героиня книги, отказывается рисовать на уроке. Она убеждена, что не способна ничего самостоятельно изобразить. Как поступить учительнице в этой ситуации? Как найти подход к ребенку, разуверившемуся в собственных силах? Удивительная книжка-картинка, созданная автором и иллюстратором Питером Рейнольдсом, помогает каждому, прочитавшему ее, задуматься о необходимости верить в себя. Ведь даже маленькая незаметная точка может стать точкой отсчета для больших открытий и невероятных начинаний.

Человек и семья

Владимир Солоухин «Подворотня».«Подворотня» – это и счастливый мир детства, и хрупкость детского счастья. Лиричность повествования. Повествование от первого лица как способ ярче, точнее передать внутренний мир ребёнка, его переживания. Психологизм рассказа. Мастерство писателя, его умение увидеть и передать красоту в простом и обыденном.

Людмила Улицкая «Бумажная победа».Тема взаимоотношения детей. «Чепуховый» талант и добро матери как победа над жестокосердием, несправедливостью, закоренелой неприязнью. Проблема толерантности.

К. Воробьёв «Первое письмо».Два мира: взрослые и дети. Всегда ли взрослые правы? Хозяйственность маленького Трофимыча, нежелание жить за чужой счёт. Красота души маленького героя. Адам Егорович и Трофимыч как антиподы. Позиция автора рассказа.

Человек и его выбор

Л.П. Анисимова «Птица Радость».Проблема нравственного выбора человека. В чем радость жизни? Что есть счастье?

М. Самарский «Притворщик».Тема ответственности маленького человека за мир, в котором он живет. Умение оценивать свои поступки и их последствия.

Рождественские рассказы[2]

А.И. Куприн «Тапёр». Гуманность, доброта как основа человеческих взаимоотношений. Талант, терпение, скромность, трудолюбие маленького тапёра и, как вознаграждение, – встреча с великим музыкантом. Музыка
Ф. Листа, А. Рубинштейна как часть рождественской истории.

Человек и природа

Василий Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку».Тема взаимоотношения человека и животного. Материнская верность собаки. Собачья самоотверженность.

Виктор Астафьев «Деревья растут для всех».Природа как живое существо. Описание маленькой лиственницы. Пословицы, поговорки бабушки как кладезь русской речи. Потайной уголок главного героя.

Виктор Астафьев «Белогрудка».Тема бережного отношения к природе, к братьям нашим меньшим. Неоправданное вторжение человека в мир природы приносит беду и зверю, и человеку.

К.Д. Воробьев «У кого поселяются аисты».Дружба мальчика и птицы, родство всего живущего на земле, доброта человеческого сердца.

Ю. Казаков «Оленьи рога».Тема внутреннего преображения человека под влиянием природы. Меняющееся состояние героини. Одиночество и свобода как возможность обретения себя, своего «я». Мир сказок и чуда как противопоставление реальному миру.

Е. Носов «Тридцать зёрен». Тема взаимоотношений человека и природы. Проблема ответственности человека за мир, в котором он живёт. Умение оценить последствия своих поступков. Изменение отношения Синички к Человеку.

Н.Д. Телешов «Белая цапля».Тема потребительского отношения к природе. Проблема ответственности человека за свои поступки. Раскаяние. Потребность исправить свои ошибки.

Защитники Отечества

Ю. Хижняков «Партизанский фонарик».Война и дети. Тема подвига простых людей в годы Великой Отечественной войны. Верность мальчика данному матери слову. Взрослое осмысление своего положения в чужой семье. Умение принять нужное решение. Выдержка, терпение как верный путь к обретению семьи.

Мама, бабушка

Е. Носов «Лоскутное одеяло». Тема памяти. Трудная судьба русского человека. Искусство рукоделия, мастерство бабушки. Лоскутное одеяло как своеобразная родословная семьи. Речь бабушки – самоцветы русского народного сказа. Позиция автора в произведении.

В.Астафьев «Мальчик в белой рубахе».Темаответственности по отношению к младшим, сила материнской любви.

Человек и искусство

А. Грин «Победитель». Тема искусства. Надежды, связанные с победой в конкурсе. Восприятие двух скульптур глазами Геннисона. Проблема выбора: оставить скульптуру или уничтожить. Ответственность за принятое решение.

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».Тема искусства и влияния его на душу человека. Открытость Дагни, щедрость души и красота природы, отражённая в её глазах. Григ и его музыка. Звуки, живущие в доме Грига. Жизнь как возможность дарить любовь, добро, свет.

Р. Брэдбери «Улыбка».Связь литературы с живописью. Леонардо да Винчи «Джоконда (Мона Лиза)». Картины Б. Кустодиева, Ф. Гойи,
А. Корзухина, Я. Йорданса, на которых запечатлены праздники. Государственная власть как поощрение разрушения, злобы, ненависти. Город в изображении писателя как груда развалин. Люди будущего, грубые, озлобленные, уничтожающие следы красоты и культуры. Потеря духовных ценностей – путь к катастрофе.

«И помнит мир спасенный»

Ю. Яковлев «Девочки с Васильевского острова».Тема трагедии и великого подвига человеческого Духа, присущего не только взрослым, но и детям в годы Великой Отечественной войны. Связь между Таней Савичевой, девочкой военных лет, и Валей Зайцевой, живущей много лет спустя.

К. Воробьёв «Уха без соли».Проблема всепрощения в рассказе. Трогательные, трепетные взаимоотношения бывших военнопленных. Доброта, помогающая пережить унижение, страх, боль, смерть близких людей. Единение человека и природы. Умение «славянской души» прощать и сострадать.

Ф. Абрамов «Потомок Джима».Темавойны, блокады. Верность и преданность, жертвенность во имя близких. Проблема благодарности.

Проект «Я читаю….»

КЛАСС (35 ЧАСОВ)

Введение

Притча «Чему учат книги?». Книги помогают нам понять мир, изучить его, познать, учат чувствовать и сопереживать. «Без книги человек слеп».

Человек и родина

Владимир Набоков «Слово». Набоков одним нравится за свой великолепный язык, которым он может лирично говорить даже о достаточно скандальных и противоречивых событиях и чувствах, другим же он кажется уж слишком красивым и слащавым; пожалуй, оба мнения справедливы. Можно по-разному воспринимать этот рассказ – как боль эмигранта за покинутую страну и ее судьбу, как наивную надежду на силу слова, способную вернуть утерянное счастье. Можно увидеть в этом набоковскую тоску по детству, по свежим, ярким и чистым чувствам, которые настигают приливной волной, снова и снова увлажняя глаза, но оставляют по себе только мимолетные воспоминания, которые можно пытаться выразить лишь простыми земными словами.

Человек и школа

Борис Ганага «Прозрение».Милосердие, сила духа, умение добиваться цели, взаимопомощь.

А. Лиханов «Детская библиотека».Повесть о тяжелом военном детстве.

Джанни Родари «Тонино-невидимка» (из сборника «Сказки по телефону»). Проблема одиночества, общения, заботы о других, помощи, милосердия, внимания.

Аромштам Марина «Когда отдыхают ангелы».Марсем рассказывала о том, что у каждого есть свой ангел-хранитель. Он защищает и помогает людям. И когда человек совершает какой-нибудь хороший поступок, ангел улетает помогать другим людям, предотвращать катастрофы. А когда человек делает что-то плохое, ангелу приходится находиться рядом с этим человеком, а не спасать жизни.

А. Костюнин «Поводырь».Тема памяти об учителе.

Б. Васильев «Летят мои кони...».Рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой учительнице, которая воспитывала своих учеников настоящими гражданами Отечества.

Человек и семья

Б. Васильев «Вы чье, старичье?».Рассказ о двух неприкаянных одиноких стариках, в одиночестве доживающих свои дни в богом забытой деревеньке. Как важно человеку чувствовать себя нужным, любимым, необходимым кому-то. Как горько на склоне лет вдруг осознать, что не за что зацепиться, некого любить, что ты становишься обузой и помехой. Главный герой повести – такой "лишний" человек, списавший себя в утиль. Неужели он, да еще и прошедший войну, это заслужил? Заслужил того, чтобы с ним не считались, чтобы сосед, претендующий на стариковские квадратные метры, только и мечтал о том, что дед отдаст богу душу, чтобы его обманывали, как ребенка.

Ю. Яковлев «Он убил мою собаку». Герой рассказа подобрал брошенную хозяевами собаку. Он полон заботы о беззащитном существе и не понимает отца, когда тот требует выгнать собаку: «Чем помешала собака?. Я не мог выгнать собаку, ее один раз уже выгоняли». Мальчик потрясен жестокостью отца, который подозвал доверчивого пса и выстрелил ему в ухо. Он не только возненавидел отца, он потерял веру в добро, в справедливость.

В.Н. Крупин «Утя».Тема эгоизма, жестокости детей и подростков.

Человек и его выбор

А. Костюнин «Рукавичка». Тема произведения – равнодушие и жестокость людей. Первоклассник Юрка Гуров украл рукавичку, а когда её нашли у него, все стали называть его вором. С Юркой никто не хотел дружить, он стал изгоем. Время было тяжелое, в девяностые годы стало ещё хуже: закрылись заводы и фабрики, в деревнях и сёлах стали сильно воровать, Юрка Гуров тоже принимал в этом участие. Односельчане решили проучить и некоторых других, кто воровал в тяжелое для всех время. После этого Юрка покончил с собой.

А. Жвалевский, Е. Пастернак «Время всегда хорошее». Что будет, если девчонка из 2018 года вдруг окажется в 1980 году? А мальчик из 1980 года перенесется на ее место? Где лучше? И что такое «лучше»? Где интереснее играть: на компьютере или во дворе? Что важнее: свобода и раскованность в чате или умение разговаривать, глядя в глаза друг другу? И самое главное – правда ли, что «время

дрывника, известного под именем Зимородок, пионеры идут по местам военных подвигов земляка и пока не подозревают о том, что верный путь поиска ведет к любимому учителю...

А. Толстой «Русский характер».Используя хорошо известную в литературе форму «рассказ в рассказе», Толстой повествует о замечательных русских людях: Егоре Дремове, его родителях — Егоре Егоровиче и Марье Поликарповне, о невесте Кате. Каждое действующее лицо рассказа — личность. В основу «Русского характера», вошедшего в цикл «Рассказы Ивана Сударева», положены реальные факты и события. Здесь не одна и даже не две, а несколько историй, услышанных писателем в разное время. И это дало возможность многое обобщить, суммировать и создать яркое произведение с запоминающимися характерами.

Мама, бабушка

В.П. Астафьев «Сопричастный всему живому...». Автор утверждает: если бы ему дано было повторить жизнь, он одно просил бы у своей судьбы — оставить с ним маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с просьбой беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может.

В. Закруткин «Матерь человеческая».Мария, героиня повести, во время войны взяла на себя ответственность за своих и чужих детей, спасла их, стала для них Матерью.

Ю. Казаков «Запах хлеба». Дуся, героиня рассказа, уехав в город, потеряла все связи с родным домом, деревней, и потому известие о смерти матери не вызывает у нее ни переживаний, ни желания побывать на родине... Однако, приехав продать дом, Дуся ощущает свою потерянность, горько плачет на могиле матери, однако исправить ничего невозможно.

Андрей Платонов «Третий сын». Сюжет рассказа, на первый взгляд, прост: умирает мать, и шестеро сыновей приезжают птогда было другое»? А может быть, время всегда хорошее, и вообще, все зависит только от тебя…

Ю.Я. Яковлев «А Воробьёв стекло не выбивал!». Тема правды, справедливости.

В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой».Тема нравственного выбора.



2016-09-16 485 Обсуждений (0)
Рождественские рассказы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рождественские рассказы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (485)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)