Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика программы



2016-09-16 425 Обсуждений (0)
Общая характеристика программы 0.00 из 5.00 0 оценок




МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ КУРС

«ЧАС ЧТЕНИЯ»

Авторы:Сторожева Татьяна Юрьевна,учитель высшей категории

МБОУ «СОШ №8 г. Петровска», старший методист кафедры филологического образования ГАУ ДПО «СОИРО»;

Горох Надежда Геннадьевна,учитель высшей категории

МБОУ «СОШ с. Ключи» Лысогорского района

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа метапредметного курса «Час чтения»разработана с учетом основных положений Федерального закона Российской Федерации от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (далее – Стандарт).

В соответствии с п. 7 статьи 12 Федерального закона образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, разрабатывает основную образовательную программу в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы.

Согласно п. 5 статьи 12 Федерального закона основная образовательная программа основного общего образования самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательным учреждением.

Основная образовательная программа основного общего образования должна соответствовать типу образовательного учреждения и быть преемственной по отношению к основной образовательной программе начального общего образования (п. 2 ст. 11 и п. 1 ст. 63 Федерального закона).

Ценность программы «Час чтения» заключается в том, что учащиеся получают возможность познакомиться с русской и зарубежной литературой IX-ХXI веков, что сегодня является насущной необходимостью, так как «нация, которая мало читает, мало знает. Нация, которая мало знает, принимает неверные решения: дома, на рынке, в суде, на выборах. Необразованное большинство способно при голосовании подавить образованное меньшинство – это очень опасный аспект демократии» (Джим Трелиз «Руководство по чтению вслух»).

Можно ещё добавить, что нация, оторванная от литературы, от искусства, теряет свои моральные, нравственные устои, материальное ставит выше духовного, что, в конце концов, может привести и к потере нации. Сегодня уже понятно, что возродить семейное чтение невозможно. У нас выросло не одно поколение «нечитающих родителей», и единственный, кто может исправить ситуацию, – это школа, которая сегодня должна «читать» детям.

Идея данной программы не нова. Существует даже Премия Асахи – самая крупная и престижная международная награда в области поддержки чтения. Она была учреждена Международным советом по детской книге при спонсорском участии японской газеты «Асахи». Премия вручается раз в два года. Так что данная программа – это часть работы, которая сегодня развернулась по всему миру.

Научные исследования подтверждают, что чтение детям вслух:

- помогает установить контакт между детьми и взрослыми,

- обеспечивает необходимое эмоциональное развитие,

- обогащает словарный запас, развивает память и воображение,

- учит думать, концентрировать внимание,

- способствует развитию самоуважения,

- расширяет знания,

- облегчает процесс учёбы, улучшает успеваемость в школе,

- помогает воспитанию моральных ценностей,

- отвлекает от долгого сидения у телевизора или за компьютером,

- нейтрализует негативное влияние массовой культуры,

- нацеливает на получение новых знаний.

Кроме того, чтение вслух

- стимулирует умственное развитие детей,

- способствует познанию мира и себя самих,

- совместное чтение с подростками помогает справиться с проблемами подросткового периода,

- любовь к чтению не является врожденной, нужно приобщать ребёнка к этой любви, читая ему каждый день,

- для ребёнка чтение всегда должно ассоциироваться с радостью, а не со скукой и принуждением[1].

При этом учащиеся учатся слушать, воспринимать текст на слух, принимать участие в дискуссии, выражать свою точку зрения, но главная ценность – это ценность духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.

Актуальность программы основывается на реализации требований ФГОС, в котором предлагается понятие «смысловое, успешное чтение», представляющее собой особую форму организации деятельности обучающихся. Аналогичные программы есть во многих библиотеках, но, к сожалению, нужно признать, что библиотека не может решить эти проблемы. Это должна быть программа, охватывающая всех школьников, а значит, реализовываться она должна в школе.

Сегодня почти треть жителей не читает книг, что свидетельствует о значительном снижении уровня грамотности населения, потере интереса к литературе. Самыми уязвимыми в этой ситуации оказываются дети и подростки. Вырастая в семьях, где взрослые не читают книг, дети растут духовно и интеллектуально неразвитыми, малограмотными. Кем бы потом ни стали выпускники школ – им жить среди людей. А значит необходимо уметь понимать их, общаться с ними, предвидеть их поведение, а для этого представлять себе разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы.

В последние годы в России чтение стало терять статус национальной культурной традиции, что повлекло за собой качественное снижение уровня грамотности населения, особенно в подростковой и молодежной среде.

Все существующие вопросы сводятся к одной главной проблеме: как сформировать у ребенка интерес к книге, тягу к чтению, любовь к литературе, как переломить негативную тенденцию к снижению грамотности, к снижению уровня чтения в нашем обществе. По словам В.А. Сухомлинского, «школа – это, прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения».

К сожалению, сегодня очень часто чтению дети предпочитают просмотр фильма, при этом и сами они, и их родители считают это совершенно равноценным. На самом деле дети, сидя у телевизоров или у компьютеров, большей частью развлекаются, а чтение – это труд.

Однако чтение и поныне – самый распространенный способ получения знаний. Ребенок, умеющий читать (имеет хорошую технику чтения, умеет выделять главное и второстепенное в тексте, любит чтение, способен анализировать прочитанное и т.д.), чувствует себя уверенным, охотно берется за любое дело и выполняет его без особого труда. Воспитать такого грамотного, знающего читателя – задача современной школы. Но заставить детей читать книги невозможно, значит, нужно читать с детьми в школе. Задача учителя литературы сегодня заключается в том, чтобы сориентироваться в желаниях школьников и подсказать ребенку, помочь, при необходимости что-то предложить, заинтересовать.

Цель программы «Час чтения» – научить читать-мыслить, читать-чувствовать, читать-жить; научить активно слушать, чтобы расслышать сказанное.

Главная задача «раскрыть перед ребёнком мир словесного искусства» (Л.С. Выготский). Это значит – познакомить ребёнка с существованием словесного искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить к постоянному общению с таким искусством, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.

Общая характеристика программы

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи вооружить учащегося знаниями на другую сформировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Кроме того, в ФГОС школы чётко определено: «В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов)».

Программа «Час чтения» даёт возможность показать детям то, что ускользает из их поля зрения при самостоятельном чтении, даёт возможность слушателям и читающему «посмаковать» вкус слова, услышать и прочувствовать его звучание. При кажущейся элементарности этой формы в ней есть важные особенности, на которые следует обратить внимание.

Громкое чтение относится к наиболее плодотворным способам общения в школе между взрослыми и детьми, особенно младшего возраста (хотя и в подростковом возрасте этот прием тоже может быть актуален).

Уроки чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Соотносясь с базовым учебным предметом «Литература», который входит в образовательную область «Филология», данный курс все же не курс литературы. Цель его – обучить пониманию художественного текста, сформировать механизм переноса полученных умений понимания текста на любое художественное произведение.

Восприятие художественного текста подразумевает «почтительное внимание» к слову, умение чувствовать авторский стиль и т.п. Поэтому в курсе реализуется интегративный подход в преподавании русского языка и литературы, расширяются и углубляются знания, полученные в процессе изучения обоих базовых школьных предметов.

Формат ОГЭ по русскому языку в 9 классе предусматривает выбор учащимися варианта сочинения-рассуждения: на лингвистическую тему, по прочитанному тексту и по толкованию значения слова.

Творческие работы, выявляющие нравственные ценности литературы, выполняются учащимися на каждом уроке или задаются на дом; в 9 классе после каждого тематического блока учащиеся выполняют работу, приближённую по своему содержанию к заданию 15.3 ОГЭ по русскому языку.

 

Для громкого чтения могут быть отобраны и книги научно-популярные. Здесь критерием отбора служат достоверность сведений, доступность изложения и высокий художественный уровень повествования.

Чтобы определить художественную ценность произведения, сам учитель должен быть эстетически развит. Известному исследователю литературы Михаилу Бахтину принадлежит высказывание, что эстетически развитым человеком следует признать «того, кто способен к сотворческим отношениям с писателем». В результате такого сотворчества и тот, и другой создают художественный образ. Но чтобы писательский и авторский образы совпали в главном (конечно, полностью они совпасть никогда не могут: читатель – другой человек), необходим особый диалог между автором и читателем. Как любое общение, он чреват непониманием, невозможен без обмена точками зрения. То есть писатель пишет для того, чтобы быть понятым, и расставляет в тексте особые «вехи», по которым читатель сможет творить художественный образ и сопереживать автору. А развитый читатель должен быть в состоянии замечать эти «вехи» и по ним создавать художественный образ. Он также должен воспринимать те авторские мысли и чувства, которые этот образ выражают. Читатель – собеседник писателя может принять авторскую позицию, если она ему близка, а может отвергнуть как неприемлемые и такой образ мира, и его оценки, остро осознав своё отличие от автора.

Основные принципы реализации программы:

- научность,

- доступность,

- добровольность,

- субъектность,

- деятельностный и личностный подходы,

- преемственность,

- результативность,

- партнерство,

- творчество и успех.



2016-09-16 425 Обсуждений (0)
Общая характеристика программы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика программы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (425)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)