Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ



2016-09-16 382 Обсуждений (0)
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Общие принципы

Машиностроительные предприятия, имеющие оформленные и функционирующие комплексные системы управления качеством продукции, располагают достаточно серьезной базой для разработки и внедрения систем обеспечения качества продукции, удовлетво­ряющих требованиям международных стандартов. Эти системы ста­нут эффективным средством и инструментом управления качеством продукции и обеспечения ее конкурентоспособности.

При этом необходимо решить целый комплекс задач:

• исследовать сущность управления качеством продукции и форм управления качеством продукции как внутри страны, так и за рубежом;

• оценить отечественный и зарубежный опыт в системном подходе к управлению качеством продукции;

• изучить основополагающие принципы сертификации систем управления качеством продукции;

• оценить влияние сертификации системы управления качест­вом продукции на усовершенствование комплексной системы управления качеством продукции;

• дать рекомендации по дальнейшему совершенствованию
системы управления качеством продукции.

Всякая работа выполняется как процесс, который сам по себе является (или должен быть) преобразованием, которое добавляет ценность. Каждый процесс включает определенным образом трудо­вые и (или) другие ресурсы. Процессом необходимо управлять по двум направлениям: через структуру и работу самого процесса, внут­ри которого имеются потоки продукции или информации и через ка­чество продукции или информации, протекающих внутри структуры.

Система качества функционирует посредством процессов и состоит из ряда элементов. Для эффективности системы качества следует определить эти процессы и соответствующие ответствен­ность, полномочия, методики и ресурсы.

Проверки систем качества могут проводиться самой организа­цией или от ее имени (первой стороной), ее потребителями (второй стороной) или независимыми органами (третьей стороной). Провер­ка второй или третьей сторонами может повышать степень объек­тивности с позиции заказчика.

При оценке систем качества необходимо ответить на следую­щее вопросы:

• определены ли процессы и, соответственно, оформлены ли документально их методики?

• полностью ли развернуты и внедрены процессы согласно до­кументации?

• являются ли процессы эффективными для достижения ожи­даемых результатов?

Документальное оформление методик является объективным доказательством того, что процесс был определен правильно, мето­дики одобрены и находятся под управлением.

Весь опыт проведения работ по решению проблемы качества продукции на предприятиях машиностроения определил необходи­мость использования системного подхода, который предполагает изучение того или иного объекта как системы целостного комплекса взаимосвязанных элементов в единстве со средой, в которой они на­ходятся. Элементы любой системы, как правило, представляют со­бой системы (подсистемы) более низкого порядка, а каждая система

(подсистема), в свою очередь, выступает как отдельный элемент системы более высокого порядка.

В первой половине 70-х годов была разработана и прошла ап­робацию комплексная система управления качеством продукции (КСУКП).

 

 

Главная цель системы была сформулирована следующим об­разом: обеспечение высоких и устойчивых темпов роста "Качества продукции, выпускаемой предприятием. Она достигалась: создани­ем и освоением новых высококачественных видов продукции; свое­временным производством новой продукции; улучшением показате­лей качества выпускаемой продукции путем ее совершенствования и модернизации.

 

Функции и задачи, способы и методы их реализации закрепля­ются в комплексе стандартов предприятия (СТП). В круг функций и задач, включенных в СТП, внесены следующие:

 

• прогнозирование потребностей, технического уровня и каче­ства продукции;

• планирование повышения качества продукции;

• нормирование требований к качеству продукции;

• аттестация продукции;

• организация разработки и производства продукции;

• организация технологической подготовки производства;

• организация метрологического обеспечения;

• организация материально-технического обеспечения;

• специальная подготовка и обучение кадров;

• стимулирование повышения качества продукции;

• контроль качества и испытание продукции;

• надзор за внедрением и соблюдением стандартов, техниче­ских условий и состоянием средств измерения;

• правовое обеспечение управления качеством продукции;

• информационное обеспечение системы управления качест­вом продукции.

Комплексная система управления качеством представляет со­бой организационную структуру распределения полномочий и ответственности, требования и методы их реализации, а также включает ресурсы, необходимые для ее функционирования.

Взаимодействие и организация работ по управлению качест­вом продукции осуществляется на пяти уровнях:

• руководители предприятия и их заместители;

• главные специалисты, обеспечивающие решение задач ком­плексной программы обеспечения качества продукции;

• руководители цехов и отделов, которые реализуют меро­приятия по КСУКП в рамках своих подразделений;

• руководители бюро, бригад, участков, которые обеспечива­ют организацию бездефектного изготовления продукции и работу исполнителей;

• непосредственные исполнители, обеспечивающие высокое качество продукции, неукоснительно соблюдающие требования нормативно-технической документации.

Система УКП должна функционировать таким образом, чтобы потенциальный заказчик или потребитель продукции был уверен в том, что его требования к данной продукции будут удовлетворены полностью; возникающие проблемы будут не только устранены, но не смогут возникнуть в последующем вследствие работы эффектив­ного механизма предупреждения их появления; продукция, в резуль­тате ее постоянного совершенствования с учетом достижений отече­ственных и зарубежных ученых, а также накопленного опыта будет и в последующем удовлетворять растущие потребности.

Внедрение КСУКП на отечественных предприятиях имело большой положительный опыт по повышению качества продукции. Необходимо учитывать, что главным недостатком следует считать то, что механизм УКП не сориентирован на потребителя, не направ­лен на выпуск конкурентоспособной продукции высокого уровня качества со стабильными показателями.

 

 

В настоящее время наиболее передовой опыт в области управ­ления качеством продукции и применения системного подхода в УКП накоплен в разных фирмах промышленно развитых стран. Наибольший интерес представляют модели Фейгенбаума, Эттингера-Ситтига и Джурана. Каждую систему можно представить графически.

Модель Фейгенбаума - это треугольник, с боковыми сторона­ми, разделенными на пять частей горизонтальными линиями, каждая часть в свою очередь разделяется вертикальными линиями, что образует в общей сложности во всех пяти частях 17 функций (участ­ков), в основу которых практически положен только контроль каче­ства продукции.

Модель Эттингера-Ситтига, разработанная специалистами Европейской организации по контролю качества (ЕОКК), графиче­ски изображается кругом, разделенным на секторы. Каждый сек­тор - определенный этап работы. Эта модель учитывает влияние спроса на качество продукции, а также предусматривает изучение рынков сбыта.

Модель Джурана - это восходящая спираль. Спираль более полно отображает этапы непрерывного формирования и улучшения качества продукции. В нее включены две предыдущие модели, преду­смотрено также постоянное изучение спроса на рынке сбыта и экс­плуатационных показателей качества, что обуславливает полную ори­ентацию производства на требования потребителей и рынок сбыта.

На основе этих моделей детально разработаны системы управ­ления и обеспечения качества продукции, в частности, в Японии и США.

Обобщая опыт Японии по управлению качеством продукции, к основным его

 

особенностям на настоящий период времени можно отнести следующие:

• воспитание уважительного отношения к потребителю, его пожеланиям и требованиям;

• участие всех подразделений и работников фирмы в обеспе­чении и управлении качеством продукции. Широкими исследованиями установлено, что лишь 15-20% проблем, связанных с качеством, воз­никает по вине непосредственных исполнителей и рабочих, а 80-85 % -это следствие несовершенства системы управления фирмой;

• непрерывное систематическое обучение кадров вопросам обеспечения и управления качеством продукции;

• использование развитой системы инспектирования всей дея­тельности по обеспечению и управлению качеством продукции;

• широкое использование при обеспечении и управлении ка­чеством продукции передовых методов контроля качества, включая статистические методы, при приоритетном контроле качества про­изводственных процессов;

• наличие в сфере производства высококачественных средств труда (не старше 5-7 лет);

• сильное влияние со стороны государства на принципиальные направления повышения и обеспечения качества продукции.

В США задачи повышения качества продукции осуществляет специализированный отдел управления качеством. Контроль качест­ва продукции охватывает все стадии жизненного цикла продукции.

При управлении качеством продукции службы активно изучают и анализируют издержки и затраты на обеспечение производства качественной продукции. Американские фирмы расходуют в сред­нем 3-5 % сумм реализации продукции на повышение ее качества.

Одним из распространенных методов обеспечения качества продукции в американских и японских фирмах является метод стати­стического контроля качества. Для его реализации используются тех­нические средства, автоматически осуществляющие сбор, накопле­ние, обработку данных и выдачу результатов применения статистиче­ского метода.

Международная организация по стандартизации (ИСО), взяв за основу имеющиеся стандарты и руководящие документы на сис­темы обеспечения качества и дополнив их требованиями потребите­лей, разработала и утвердила Советом ИСО серию международных стандартов по управлению качеством продукции, устанавливающих требования к системам обеспечения качества продукции. В этих стандартах обобщен и сконцентрирован весь опыт стран, передовых в области управления качеством продукции, накопленный в послед­ние

 

 

десятилетия. Международные стандарты взаимосвязаны между собой.

В соответствии с руководящими указаниями стандартов систе­ма качества должна функционировать одновременно со всеми видами деятельности, влияющими на качество продукции, и взаимодейство­вать с ними.

 

 

Воздействие системы распространяется на все этапы управления качеством продукции, реализуемые в замкнутой петле качества, и включает последовательное выполнение следующих про­цессов:

 

1 - маркетинг, поиск и изучение рынка;

2 - проектирование и (или) разработка технических требований, разработка продукции;

3 - материально-техническое снабжение;

4 - подготовка и разработка производственных процессов;

5 - производство продукции;

6 - кон­троль, проведение испытаний и обследований;

7 - упаковка и хране­ние;

8 - реализация и распределение продукции;

9 - монтаж и экс­плуатация;

10 - техническая помощь в обслуживании;

11 - утилиза­ция после использования продукции.

 

Среди всех этапов УКП наибольшее значение, особенно для раз­вития международной торговли, имеет маркетинг (выявление потреб­ностей рыночного спроса в определенные сроки на продукцию, а также ее стоимость, требования потребителей, информирование об этом ру­ководства) и вопросы проектирования и разработки продукции.



2016-09-16 382 Обсуждений (0)
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (382)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)