Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Диалектика и метафизика как способы философского осмысления мира. Исторические типы диалектики. Диалектика и синергетика



2016-09-16 648 Обсуждений (0)
Диалектика и метафизика как способы философского осмысления мира. Исторические типы диалектики. Диалектика и синергетика 0.00 из 5.00 0 оценок




Метафизика. Термин М. возник в 1 в. до н.э. как обознач. части ф. наследия Аристотеля и буквально означает то, что следует после физики. Сам Арист. называл этот, по его убеждению важнейший, раздел своего ф. учения первой ф-ей, исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязат. для всех наук. В этом смысле термин М. употреблялся в последующей ф. В ср.в. ф. М. служила теологии как ее ф. обоснование. Прибл. к 16 в. наряду с термином М. применялся в равном значении термин онтология. У Декарта, Спинозы и др. фил-в 17 в. М. выступала еще в тесной связи с ест.-науч. и гуманит. знанием. Эта связь была утрачена в 18 в. В Нов. время возник. понимание М. (Гегель) как антидиалектич. способа мышления, как рез-та односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутр. противоречия как источник развития в природе и о-ве.

Диалектика - наука о наиб. общ. законах разв-я прир., о-ва и мышл-я.

История –Само понятие Д. возникло в ходе переработки и даже преодоления первонач. смысла термина.

Диалектика как противоречие.

Гераклит, отчасти милетск. мат-сты, пифагорейцы – подчеркнули изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом пр-се играет переход всякого свойства в противоположное (еще не применялся термин Д.). Первонач. этим термином обозначались: 1) способность вести спор посредством вопр. и отв.; 2) иск-во классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.

Д. Зенон подверг анализу противоречия, возник. при попытке мыслить понятия движения и множества. Аристотель отличает Д. от аналитики как науку о вероятн. мнениях от науки о док-ве. Платон –бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие – необх. условие для побуждения души к размышлению. Это иск-во и является, по Платону, искусством Д.

В философии феод. о-ва – в схоластике Д. стали называть формальн. логику, к-рая была противопоставлена риторике. Ник. Кузанский и Бруно выдвигали диал. идеи о совпадении противоположностей. Декарт и Спиноза (Д. в космогонии, С. в учении о субстанции как о самопричине). Руссо(противоречия как условие истор. разв-я)и Дидро (кроме того, противоречия в совр. ему обществ. Сознании).

Нем. классич. идеализм – действительность не только как предмет познания, но и как предмет деят-сти. Вместе с тем незнание истинной, материальной, основы познания и деят-сти субъекта привело к ограниченности и ошибочности диал. идей нем. идеалистов. Кант указал на значение противоп. сил в физич. и космогонич. процессах, ввел впервые после Декарта идею разв-я в познание природы. В теор. познания Кант развив. диал. идеи в учении об антиномиях. Однако Д. разума, по Канту, иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвр. в свои пределы, огранич. познанием одних явлений.

Идеалистическая диалектика. Гегель впервые представил весь природн., историч. и духовн. мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутр. связь этого движения и развития. В отл. от абстр. определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного определения в др., в к-ром обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя.

Материалистическая диалектика. Маркс и Энгельс построили Д. на основе материалистич. понимания историч. процесса и развития познания, обобщения реальн. процессов, происх. в природе, о-ве и мышлении. В научной Д. органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме. Сл-но материалистич. Д. не только онтологическ., но и гносеологич. учение, логика, рассматривающая мышление и познание равным образом в становлении и развитии, т.к. вещи и явления есть то, чем они становятся в пр-се развития. В этом смысле и теория познания рассматривается материалистич. Д-кой как обобщенная история познания и каждое понятие, каждая категория несм. на свой предельно общий характер, отмечены печатью историчности. Гл. категорией материалистич. Д. является противоречие. В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития. 3 закона Д.: – борьба противоположностей, – перехода колич. изменений в качественные, – отрицание отрицания. Категории – качество(определенносиь бытия, непосредственно связ. с самим бытием), колич-во, мера (границы кол. изм-ий в пределах неизменного качества), скачки (нарушение меры).

Синергетика«синергиа»-содействие, сотрудничество.

Новым витком в развитии Д является появление синергетики (Хакен и Пригожин). Синергетика – область н. знания в которой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации, становления устойчивых структур в открытых системах.

Отличия – в синергетике отводится место случайности(- это источник необходимости), – значит место отв-ся «хаосу»(период развития), – в диалектике причина и следствие тесно связаны

Положения С: Диссипативная структура – структура, спонтанно возникающая в открытых неравновесных системах.Хаос– не отсутствие упорядоченности, а некая неявная сверхупор-сть, кот в любой момент может проявиться в виде большого кол-ва упор-х структур. Возникновение и разр системы происх в силу флуктуаций – на первый взгляд незначит воздействий. Самооорг системы происх вблизи точек бифуркации – критич точка, в котсущ-ет реальный выбор м/у 2мя альтернативами. Характеристики исследуемых процессов –неустойчивость, нелинейность, непредсказуемость, конструктивная роль хаоса и случайности в возникновении нового. Зная тенденции самоорганизации системы можно миновать многие зигзаги эволюции, ускорить ее.

В истории сложились две противоположные философские методологические традиции (два метода) – метафизическая и диалектическая (метафизика и диалектика). Истоки их различия – в противоположных решениях следующих (в сущности, мировоззренческих) вопросов: I) развивается ли мир и отдельные его части; 2) зависит ли существование вещи от ее связей с другими вещами; 3) для познания вещи нужно или не нужно учитывать развитие этой вещи и ее взаимосвязи с другими вещами.

Метафизика (вплоть до второй половины XIX в.) считала возможным в познании мира исходит из того, что, во-первых, вещи и предметы существуют изолированно друг от друга, вне связи их между собой; и, во-вторых, предмет познания можно рассматривать как неразвивающийся. Так, в XVII –XVIII в. любимый девиз метафизиков был: “Ничто не ново под Луной!” В своих современных формах метафизика выступает часто как негибкое, боящееся противоречий абстрактное теоретизирование.

Диалектика стоит на противоположных позициях. Диалектика исходит из того, что в познании мира, во-первых, вещи надо рассматривать во взаимосвязи их друг с другом, не брать изолированно; и, во-вторых, вещи надо рассматривать в их изменении и развитии. В соответствии с диалектической методологией сущность вещи может быть полностью понята только тогда, когда известна история становления этой вещи, отражено развитие этой вещи. Метафизика ближе обыденному, повседневному, нефилософскому сознанию. Мыслить метафизически проще. Диалектический же метод требует глубокой философской, теоретической культуры, постижения историко-философского опыта.

В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:

1. Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркий представитель – Гераклит).

2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII – первой половины XIX в. (И.Кант, Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель).

3. Диалектика революционных демократов XIX в. (А.И.Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.).

4. Материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин).

Диалектика — такое понимание мира и такой способ мышления, при кот. различные явления рассматриваются:

· во многообразии их связей

· во взаимод-ии противоп. тенденций

· в процессах изменения и развития.

Диал. — творч. учение, немыслимое без постоянного развития и обогащения. Залог ее плодотворного развития — в ее единстве с потр-тями развития науки и культуры. Д-ка должна проявлять гибк-ть мышления, отражая в познании все реальные изгибы движ-я субъекта. Диалектич. подход к анализу явл-й природы, обществ. жизни и сознания позволяет, выявив з-номерности их развития, научно предвидеть грядущие и находить реальные, разумные способы его созидания. Д-ка позволяет отражать чрезв. сложные, противоречивые процессы мат. и дух. мира.

Синергетика — то область научного знания, в которой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации, становления устойчивых структур в открытых системах. Это совместный целостный кооперативный эффект взаимодействия большого числа подсистем в открытых системах. данный эффект может иметь место в различных физических, химических, живых и др системах, способных к самоорганизации. При этом необходимо выполнение 2 условий: система должна быть открытой, те взаимодействовать с окружающей средой; число подсистем или компонентов, в результате взаимодействия которых возникает их коллективное упорядоченное движение, должно превышать некий уровень.

Эффект возникновения из хаоса и беспорядка устойчивых самоорганизующихся систем был открыт в физике еще в начале ХХ века, однако суть этих процессов удалось раскрыть значительно позже, на основе принципов неустойчивой термодинамики Пригожина. Вскрываемые синергетикой механизмы самоорганизации могут объяснить наконец возникновение жизни, сознания и вообще теорию эволюции. Таким образом, одной из особенностей науки ХХ века выступает системный анализ и исследования хаоса, динамика хаоса.

Существенное значение придается также вероятностному характеру системы. Основные законы приобрели вероятностный характер, и это тоже связано в первую очередь с образованием самоорганизующейся системы на основе взаимодействия объектов. Пример --- броуновское движение, перемешивание, закон Бойля -Мариотта в газодинамике. Кроме того, важной особенностью системы становится то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой состоит в соединение в единое целое различных моделей объекта.

Системные объекты, наконец, как правило, не безразличны к процессу их исследования, и во многих случаях оказывают воздействие на него. Принцип относительности Гейзенберга. Можем измерить либо скорость, но тогда не знаем координат, либо координаты, тогда не знаем скорость. Кроме того, осознание предела приборов. Принципиальная невозможность исследование микро и макро объектов с помощью экстенсивно развитых приборов, необходимость опосредованного изучения этих систем и объектов. Причем результаты эксперимента зависят от используемых приборов, его невозможно очистить от влияние самого прибора.

Основные положения синергетики:

- Сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития.

- Для этих систем существует несколько альтернативных путей развития, а, =>, возможность выбора оптимального.

- Хаос может выступать в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции. Хаос разрушителен и созидателен.

- При неустойчивой социальной среде действия каждого человека могут влиять на макросоциальные процессы.

- Зная тенденции самоорганизации системы можно миновать многие зигзаги эволюции, ускорить её, но при этом иметь ввиду:

- предвидение отдаленного будущего в принципе невозможно;

- возможность планомерного развития общества в глобальном масштабе — заблуждение, чреватое трагическими последствиями.

 

 

66. Диалектика как учение о развитии. Принципы, законы и категории диалектики

Д. – это такое понимание мира, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.

Кант ввел впервые после Декарта идею разв-я в познание природы. В теор. познания Кант развив. диал. идеи в учении об антиномиях. Гегель впервые представил весь природн., историч. и духовн. мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутр. связь этого движения и развития. В отл. от абстр. определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного определения в др., в к-ром обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя.

Истинно научное понимание Д. было создано Марксом и Энгельсом. Отбросив идеалистич. содержание ф. Гегеля, они построили Д. на основе материалистич. понимания историч. процесса и развития познания, обобщения реальн. процессов, происх. в природе, о-ве и мышлении. В научной Д. органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме. Сл. материалистич. Д. не только онтологическ., но и гносеологич. учение, логика, рассматривающая мышление и познание равным образом в становлении и развитии, т.к. вещи и явления есть то, чем они становятся в пр-се развития. Гл. категорией материалистич. Д. является противоречие.

Д-ка - такое поним-е мира и такой способ мышл-я, при кот. разл. явл-я рассм-ся:

- во многообразии их связей

- во взаимод-ии противоп. сил, тенденций

- в проц-сах изм-я и развития

Она выступает в единстве двух своих сторон - субъективной и объективной. Будучи теорией развития мышления, познания, борьбы идей в науке, иск-ве, фил-ии, в дух. жизни вообще, она предстает как субъективная диал-ка, т.е. развертыв-ся в сознании субъекта как отраж-е связей и развития существующего независимо от ч-ка и чел-ва объективного бытия - объективной диалектики.

Основные принципы Д. – всеобщая связь, становление и развитие, кот. осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. Одной из центральных проблем античной философии явл. проблема единого и многого, кот. потом превр-ся в проблему связи единичного и общего, части и целого. Такие универсальные связи бытия стали важным предметом Д.

Формой познания сложных, гибких противоречивых, универсальных связей бытия служат категории диалектики. Для диалектики характерно формирование парных категорий, отраж. противопол. стороны явлений и процессов. Диал. хар-р отношений выражается в противоположных, но взаимосвяз. понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии. Основатель идеалистической диалектики – Гегель. Материалистическая получила свое развитие в философии Маркса. Категории диалектики: 1)сущность и явление.2)содержание и форма.3)качество и количество.4)единичное и общее.5)причина и следствие.6)необходимость и случайность.

Закон – это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей. Он указывает на определенный порядок, последовательность, тенденцию развития явлений. Законы могут быть менее общими, действующими в ограниченной области (закон естественного отбора), и более общими (закон сохранения энергии). Одни законы выражают строгую количественную зависимость между явлениями и фиксируются в науке математическими формулами. Другие не поддаются мат. описанию (закон естественного отбора).

Различают динамические и статистические законы. Динамические з. – это такая форма причинной связи, при кот. начальное состояние системы однозначно определяет ее последующее состояние. Статистическая закономерность характеризует массу явлений как целое, а не каждую часть этого целого. Законы: 1.Единство и борьба противоположностей выражает напряженное взаимодействие полярных свойств, функций, сторон того или иного предмета. Единство противоположностей проявляется в том, что их нельзя резко обособить, они сильно связаны, а в их борьбе идет развитие. 2.Отрицание отрицанияхарактеризует переход от одного этапа развития к другому, при чем каждый последующий этап отрицает предыдущий. 3.Переход количественных отношений в качественные выражает взаимосвязь количественных и качественных изменений.

Принципы:1. Принцип системности, принцип развития. Система – это целостная совокупность элементов, в которой все элементы настолько тесно связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и другими системам как единое целое. Любая система есть нечто целое, представляющее собой единство частей. Сложная система – система, элементы которой сами рассм. как системы. 2.Принцип развития. Развитие-это определенно направленное, необратимое изменение объекта: или от старого к новому, или от простого к сложному, от низшего уровня ко все более высокому. 3. Принцип детерминизма. Реальные природные, общественные и психические явления детерминированы, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, под воздействием тех или иных причин.

Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Материалистич. д. - иетод изуч-я различ. явлений, раскрытия закономерностей, тенденций р-я и преобраз-я действит-сти. Через диал-ку форм, методов, приемов познания раскрыв. мир. Осн. принципы Д. - всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. Одной из центр. проблем античн ф. - пробл. единого и многого. Со временем она превр. в пробл. связи единичн./общего, части/целого и т.д. Такие универс. связи бытия стали важными предметом д-ки. Формой познания сложных, гибких, противореч. унив. связей бытия служат категории диалектики. Для Д. хар-но формирование парных категорий, отраж. полярн. стороны целостных явлений, процессов. Диал. хар-р отношений выр-ся в противоп., но неразрывно связ. понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии. В сочет., взиамодополн. категории диал-ки образ. сеть унив. понятий, спосбн. отражать подвижность и противор-я бытия.(Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ. его природу, совокупность черт и др. хар-ки. Явление - внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного предмета. Содержание - совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Причина-следствие (simple). Качество - целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в) в системе его связей и отношений с другими предметами. Кол-во - хар-ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера - диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок - переход количественных измерений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры). Категории системного исследования: система - упорядоченное мн-во взаимосвязанных эл-тов, обладающее структурой и организацией; эл-т - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов; структура - относительно устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.) Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сх-во характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Познание мира с т.зр. соотн-я “е-о” предпол. умение сравнивать предметы, выявл. их сходсто и разл-е, осознавать отдельн., единичн. хар-р реальн. предм., классифиц. их. Рельн. предметы единичны, общее в отл. от ед. представл. не конкр. простр-временными предметами, а чертами сходства. Этому посв. полемика ном. и реализма. Диал-ка е. и. о. проявл. в том, что общее не сущ. само по себе, а связ. с единичным, сущ. в нем и через него. Единичное же входит в тот или иной класс предм., заключ. в себе его общ. черты. Общее мыслится не как голая абстракция, но в неразрыв. связи с многообразием единичн предметов. Диал-ка общего и единичного отраж. в языке, облад. мощной спос-стью к обощению. Речев. выр-е индив., неповт. ситуаций стирает черты индив-сти. Вместе с тем язык обл. мех-ми индивидуализации предметов, событий, указаний на конкр. единичн. явл (напр., имена собств., опис. инд. черт, пространств. локализации, врем. даты и их сочет. Процедуры индивидуализ. имеют больш. знач-е для выд-я конкр. единичн. события, факта, обесп. информативн. хар-р познания.

67. Роль диалектики в структуре инженерного мышления.

С момента появления ч-ка общ-во постоянно воздействует на него, определяя его личностное становление сначала через семью, школу, затем через всю совок-ть соц. институтов. Именно в общ-ве только и возможно становление ч-ка как личности, в общ-ве же и нах-ся все необх. усл-я дальнейшего разв-я личности. Но, с др. стороны, личность в своей сущности есть свободная творческая индивид-ть, стремящаяся к самореализации. Эл-т, кот. непоср-но и постоянно воздействует на личн-ть и ее свободу, есть соц. норма, в ней выражаются представления обществ. сознания о соц. необх-ти, пользе и справедливости. Соц. норма - это всегда правило, требов-е общ-ва к личн-ти, где определяются границы возможного и допустимого в ее поведении.

Инженерное мышл-е явл. особой формой категорий и спец. видом освоения действ-ти, кот. призван выполнять создание нов. техники и технологии. Между технич. и инж. мышл-ем существ. сходства и различия. Сходство: техника явл. объектом деят-ти при наличии спец. образов-я. Различия: инж. мышл-е разраб. идею, технич. – материализует ее путем изгот-я технич. объекта. Инженеру присуще творч. начало, движение от старого к новому, создание принципиально новых техн. ср-тв. Технику присущи стереотипы мышл-я, традиции по отнош-ю к технике.

Черты совр. типа инж. мышл-я: 1. необх-ть логич. обоснов-я 2. целостность видения мира и происходящих в нем изменений 3. целесообр-ть созд-я техн. ср-тв, кот. бы удовлетворял соц.-эк. потр-тям по схеме "природа-техника-общество"

У кажд. инж-ра свой стиль мышл-я - особое инж. иск-во, владение вывработанной практикой, подходами к реш-ю проблем, особ-тями их реализ-ии и анализа условий внедр-я техн. объектов в произв. процесс. Соврем. стиль мышл-я - инженерно-логический. Этапы:

1. выделение проблемы и ее изуч-е

2. оценка эф-ти подлежащего созд-ю объекта

В реализ-ии логич. мышл-я важное знач-е имеют: 1. Выделение главного и отвлечение от второстепенного 2. Расчленение задачи на простые ч-ти 3. Исп-е аналогичных решений

Не отрицается интуиция. Существует абстрактная связь как Ф-р контроля выполняемого решения и правильности действий.

Проблематика техники связ. с экол., экон. и др. глобальными проблемами. Инж. мышл-е тесно с ними связано. Мировоззр-е техн. специалиста – научно-техническое. Оно тесно связ. с проф. деят-тью, обладает устойч. системой взглядов и представл-й. В нем должны преобладать общечел. ценности, тесное единство с гуманистич. мировоззр-ем.

Реш-е гуманит. задач в обл-ти техники возм. при условии:

1. достаточно развитого интеллекта специалиста

2. его метод. и нравств. культуры мышл-я

3. гуманизма и личной ответств-ти за принимаемые реш-я.

Личность всесторонне развитого инженера должна обладать:

1. высоким профессионализмом 2. передовым научным мировоззр-ем 3. методолг. культурой мышл-я и гуманистич. чертами отношения к ч-ку, природе.

К этому – добавить про применение далектики в своей специальности. Свои задачи – макс. эффективно. Надо найти оптимум. Мировоззрение аспекты своей проф. деятельности, методолог., гуманистич.

Основные методы : сравнение и сравнительно-исторический метод; анализ и синтез; абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение; аналогия; формализация; индукция и дедукция.

Инженерное мышление является особой категорией философии и специальным видом освоения действительности, который призван выполнять создание новой техники и технологии. Между инженерным и техническим мышлением существуют сходства и различия. Сходство: техника является объектом деятельности, наличие специального образования. Различия: инженерное мышление разрабатывает идею, техническое материализует идею путем изготовления технического объекта. Инженеру присуще творческое начало, движение от старого к новому, создание принципиально новых технических средств. Технику – стереотипы мышления, традиции по отношению к технике.

Черты современного этапа инженерного мышления: Необходимость логического обоснования.Целостное видение мира и происходящих в нем изменений. Целесообразность создания технических средств, которые бы удовлетворяли социально-экономическим потребностям по схеме природа - техника - общество.

У каждого инженера свой стиль мышления – особое инженерное качество, владение выработанной практикой, подходами к решению проблем, особенностями их реализации и анализа условий внедрения технических объектов в производственный процесс. Современный стиль мышления – информационно-логический. Его этапы: Выделение проблемы из потребностей практики Естествознание осмысление и изучение Оценка эффективности подлежащего познанию объекта. В реализации логического мышления важное значение имеют: Выделение главного от второстепенного. Расчленение задачи на простые части. Использование аналогичных решений. Не отрицается интуиция

Существует обратная связь как фактор контроля выполняемого решения и правильности действий. Проблематика техники связана с экономическими и экологическими глобальными проблемами. Инженерное мышление с ними связано. Мировоззрение технического специалиста – научно-техническое. Оно тесно связано с профессиональной деятельностью, обладает устойчивой системой взглядов и представлений. В нем должны преобладать общечеловеческие ценности, тесное единство с гуманистическим мировоззрением.

Решение гуманитарных задач в области техники возможно при условиях: Достаточно развитого интеллекта инженера.Его методической и нравственной культуры мышления.Гуманизма и личной ответственности за принимаемые решения.Личность всесторонне развитого инженера должна обладать:Высоким профессионализмом.Передовым научным мировоззрением.Методологической культурой мышления и гуманитарными чертами отношения к человеку и природе.

 

 

68. Диалектика и формальная логика. Общее и особенное. Основные законы формальной логики

Современная логика представляет собой две взаимосвязанные и вместе с тем относительно самостоятельные науки - диалектическую логику и формальную логику. Обе логические дисциплины имеют один объект изучения - мышление. Поэтому правильное понимание диалектической и формальной логики исключает как их противопоставление, так и отождествление.

Диалектическая логика есть наука о законах и формах теоретического мышления. Она исследует мыслительные формы в их возникновении, развитии и взаимосвязи. Изучая законы развития человеческого мышления, диалектическая логика формирует соответствующие им методологическиепринципы и требования. Важнейшими из них являются: 1) требование объективности и всесторонности изучения предмета; 2) раздвоение единого на противоположности; 3) восхождение от абстрактного к конкретному; 4) принцип историзма; 5) принцип единства исторического и логического.

Однако для овладения требованиями и принципами диалектической логики требуется и безупречное знание формальной логики. Законы и правила последней представляют собой тот минимум, без которого невозможна логическая культура мышления.

Предметом исследования формальной логики являются формы мышления как законченный продукт, при рассмотрении которых конкретный объект осмысления не важен.

Термин "логика" происходит от чрезвычайно многозначного греческого слова logos, которое в разных контекстах может обозначать и переводиться) во-первых, как "слово" (речь, разговор), "условие" (договор), "положение", "определение" (в философском смысле), "учение"; во-вторых, как "счет" (число), "отчет", "соотношение" (размерность); и, в-третьих, как "разум") "мысль" (разумное основание, причина) рассуждение, мнение, предположение, понятие, смысл, закономерность).

Формально-логические законы мышления по своему содержанию объективны, не зависят от сознания людей. Закон тождества означает, что каждая мысль должна иметь строго определенное устойчивое содержание. Он направлен против расплывчатости и неопределенности в экономическом мышлении. Этот закон запрещает, с одной стороны, тавтологию (когда одно явление называют разными терминами), а с другой - подмену одних понятий другими. Закон тождества ориентирует на связь и соподчиненность категорий, четкое разграничение родовых и видовых признаков. Закон противоречия означает, что две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одном и том же времени, отношении и т.д., не могут быть истинными. Закон исключенного третьего утверждает, что из двух отрицающих друг друга мыслей об одном и том же предмете, взятом в одном и том же времени, отношении и т.д., одно непременно истинно. Закон достаточного основания требует, чтобы всякая истинная мысль обосновывалась другими мыслями, истинность которых была доказана ранее. Первые три закона были сформулированы Аристотелем, четвертый закон открыт в XVII в. Г.Лейбницем.

Законы формальной логики (тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания) способствуют достижению определенности, непротиворечивости и, в известном смысле, доказательности мышления. В то же время они нередко в ущерб содержанию придают слишком большое значение форме. К тому же сама форма предполагает уже сложившиеся, устоявшиеся, жесткие понятия, а не изменяющиеся, развивающиеся, текучие. Формальная логика поэтому более успешно осуществляет систематизацию уже имеющихся знаний, чем поиск новых.

Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее – объективно существующее сх-во характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Познание мира с т.зр. соотн-я "е-о" предпол. умение сравнивать предметы, выявл. их сходсто и разл-е, осознавать отдельн., единичн. хар-р реальн. предм., классифиц. их. Реальн. предметы единичны, общее в отл-ие от ед. представл. не конкр. простр-временными предметами, а чертами сходства. Этому посв. полемика ном. и реализма. Диал-ка е. и. о. проявл. в том, что общее не сущ. само по себе, а связ. с единичным, сущ. в нем и через него. Единичное же входит в тот или иной класс предм., заключ. в себе его общ. черты. Общее мыслится не как голая абстракция, но в неразрыв. связи с многообразием единичн предметов. Диал-ка общего и единичного отраж. в языке, облад. мощной спос-стью к обобщению.

Логика — особая наука о мышлении. Она возникла еще в IV в. до н.э., основателем ее считается древнегреческий философ Аристотель. Позднее она стала называться формальной логикой.

Для того, чтобы понять, в чем заключается различие между формальным и индуктивным направлением в логике, заметим, что называется материальной и формальной истинностью. Мы считаем какое-либо положение истинным материально, когда оно соответствует действительности или вещам. Мы счи­таем то или другое заключение истинным формально в том случае, когда оно выводится с достоверностью из тех или иных положений, т.е., когда верен способ соединения мы­слей, самое же заключение может совсем не соответствовать действительности.

Те правила, которые указывают, когда получаются заключе­ния истинные формально, мы можем назвать формальными критериями истинности; те правила, которые опреде­ляют материальную истинность, мы можем назвать матери­альными критериями истинности.

Формальная логика по преимуществу изучает те отделы ло­гики, в которых может быть применяем формальный критерий истинности. Индуктивная логика, в противоположность фор­мальной логике, по преимуществу разрабатывает те отделы, в которых применяется материальный критерий.

Обыкновенно признают четыре закона мышления, именно: «закон тождества», «закон противоречия», «закон исключён­ного третьего» и «закон достаточного основания». Закон тождества. Закон тождества можно формулировать: «А есть А», т. е. всякий предмет есть то, что он есть. На первый взгляд кажется, что эта формула содержит в себе нечто само собой разумеющееся и потому практически не имеющее никакой ценности. Но в действительности этот закон содержит весьма важное требование, а именно, чтобы в процессе нашего мышления каждая мыслимая вещь или представление мыслимой вещи, которое мы обозначим символически при помощи А, сохраняло своё тождество. Если в нашем мышлении возникает представление какой-либо вещи (А), то оно и в дальнейших процессах мышления должно мыслиться с тем же содержанием, с каким мыслилось вначале. То, что мы мыслим в данный мо­мент о той или Другой вещи, мы должны мыслить и спустя известное время, т. е. мы должны мыслить с тем же самым содержанием,, с каким мыслили раньше. Логическая мысль не могла бы осуществиться, если бы я, сказав, что А есть В, при повторении этого суждения думал уже не об Л, а о чём-нибудь другом. Ее ли бы я, например, высказывая суждение, что «по­варенная соль состоит из хлора и натрия», думал о поваренной соли, при повторении же суждения стал думать о какой-нибудь другой соли, то процесс мышления привёл бы меня к ложным результатам. Необходимо, чтобы я вторично, при повторении суждения «поваренная соль состоит из хлора и натрия», думал именно о поваренной соли, а не о какой-либо другой соли. Нужно, чтобы в процессе мышления каждая мыслимая вещь оставалась тождественной самой себе. Без соблюдения этого требования не может осуществиться логическое мышление, т. е. истинное мышление.

Таким образом, по закону тождества, всё то, что мы мыслим, должно оставаться тождественным самому себе. Этот закон применяется главным образом к понятиям и представлениям. Они в процессе мышления должны оставаться тождественными самим себе, иначе будет нарушена правильность мышления.

Когда же мы начинаем соединять представления, дру­гими словами, когда мы начинаем составлять суждения, то является неосадимость применять ещё три закона, именно: закон противоречия, закон исключённого третьего и закон до­стато<



2016-09-16 648 Обсуждений (0)
Диалектика и метафизика как способы философского осмысления мира. Исторические типы диалектики. Диалектика и синергетика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Диалектика и метафизика как способы философского осмысления мира. Исторические типы диалектики. Диалектика и синергетика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (648)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)