Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Б. Социологический аспект



2016-09-16 400 Обсуждений (0)
Б. Социологический аспект 0.00 из 5.00 0 оценок




формы обществ. сознания:

эконом., - политич., - правовое, - нравств., - эстетич., - религиозн. – атеистич., -фил.

сферы обществ. сознания : наука, идеология, обществ. психология.

делится на массовое сознание и элитарное (специализированное)

В. Конкретно исторический аспект:

типы сознания:

· сознание первобытного общества

· сознание классово антагонистических обществ

· сознание на уровне общечеловеческих ценностей

состояние сознания:

· духовная атмосфера

· обществ. мнение

· обществ. Настроение

Соотнош-е обществ. и индивид.. сознания нужно рассматривать через призму категорий диалектики: общее и единичное.

Обществ. сознание не может сводиться к механич. сумме сознания отд. личн-тей. Оно предст. собой всю совок-ть дух. жизни общ-ва, все уровни, стороны и формы этой жизни

Индивид. сознание — это отражене обществ. сознания через призму индивид. условий жизни личности, ее внутр. особенностей.

ОБЩИЕ черты:

· имеют одну и ту же гносеологич. основу, т.е. объективным источником явл. одно и то же бытие. Для обществ. и индивид. созн-я объективной предпосылкой для развития явл. обществ. практика.

· обществ. и индив. созн-е имеют один и тот же способ своего выражения — язык, как матер. оболочку для выраж-я чел. мысли

· обществ. и индив. созн-е, будучи отраж-ем обществ. бытия, оказывают обратное воздействие на развитие обществ. бытия.

РАЗЛИЧИЯ

· они различны по своему матер. носителю, субъектом обществ. созн-я явл. группа, индивид. — отдельная личность

· в основе индивид. созн-я лежит не только обществ. интерес, но и индивид. интересы

· обществ. созн-е отраж. только обществ. бытие в целом, а индивид. – лишь частично

· обществ. созн-е отраж. только обществ. бытие и определяется только им, а индивид. созн-е формируется не только под возд-ем обществ. бытия, но индивид. условий жизни кажд. человека. Индив. созн-е оказывает влияние на обществ. созн-е. Существует 2 обстоятельства, определяющие степень этого влияния:

· индивид. св-тва личн-ти, ее одаренность, глубина познания, жизн. опыт. Вопрос состоит в том, насколько общество готово к восприятию этих идей.

· обществ. потребность в рез-тах мыслительной деят-ти, кот. определяется уровнем развития общества в целом.

 

 

74. Проблема человека в истории философии

Историко-философские концепции человека в самом общем виде можно разделить на 2 группы: объективистские и субъективистские. Объективистские – такие, где человек и окружающий его мир, смысл всякого бытия познается из самого объекта, мира, а человек понимается как существо, находящееся во всецелой или определяющей зависимости от объективных сфер, принципов и норм космоса, мировой разумности и вечных идей и сущностей, божеств. провидения, природы абсолютного духа, фаталистически понимаемой исторической необходимостью. Субъективистские – такие, где бытие человека познается из самого человека, из субъективного «Я», через него, а человек понимается как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер и установлений. Претензии на преодоление крайностей объективного и субъективного подхода, создание синтетической концепции человека в современной философии высказывают 2 философское школы: «философской антропология» и марксистская философя.

Представители «философской антропологии» (М. Шелер, Э. Гелен, Г. Плессне, Э.Роттакер, Г.-Э. Херстенберг и др.) выдвинули программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Они предложили соединить онтологическое, естественнонаучное и гуманитарное изучение различных сфер человеческого бытия. Они предложили соединить онтологическое, естественнонаучное и гуманитарное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным философским постижением. Принцип. задачей философской антропологии является разработка проблемы сущности человека. М. Шеллер полагал, что сущностной идеей человека является антропологический дуализм духа и жизни. Сущностное определение человека есть одновременно определение его особого положения в порядке бытия. Соответственно, принцип антропологического дуализма будет обоснован в качестве сущной характеристики человека, если будет доказано на основе этого принципа особое положение человека в бытии. Т.к. жизнь как один из способов антропологического дуализма является чем-то общим для человека и остального органического мира, то человек может претендовать на особое положение в бытии, если только дух предстанет как нечто принципиальное для жизни. Шелер убежден, что «человек – естественный человек есть животное. Он не развился из животного царства, а был, есть и всегда останется животным». Однако между человеком и животным есть существенное различие, обусловленное наличием у человека духа. Наиболее важной характеристикой человеческого духа объявляется его «открытость миру». Животные ограничены средой обитания, дух же человека преодолевает ограничения среды и выходит в открытый мир, осознавая его именно как мир. В силу онтологической свободы дух способен постичь качественное бытие предметов в их объективном бытии. Всякий дух носит личностный характер. Личность – это сущностно-необходимая и единственная форма существования духа. Только на личностной основе существует возможность творческой самореализации духа.

Идеи М. Шелера в иной плоскости развивает А. Гелен отвергает рассмотрение человека по аналогии с животным. Вместе с тем он, который, как и Шелер, специфику и сущность человека выводит и определяет лишь в ходе сравнения с животным. Более того, эту специфику Гелен связывает с особенной исключительностью биологической организации человека. По мнению Гелена, «человек – это существо, открытое миру» (неприспособленное). Человек как биологически «недостаточное» существо должен сам решать задачу своего выживания и жизнеобеспечения. В силу этого человек является «действующим существом».

Действие – это форма человеческого овладения природой в целях обеспечения его жизнедеятельности. «Открытость миру» и действенность человека обуславливают главный принцип его осуществления – «принцип освобождения от бремени». Весь процесс онтогенетического и филогенетического развития человека, его психофизического совершенствования и социализации Гелен представляет как процесс по преодолению обремененности. Результатом этого процесса является становление человека как культурного существа.

Современные проблемы человека. Человек в современном обществе. Наряду с вечными проблемами типа смысла жизни, формирования личности, роли сознательного и бессознательного в поведении человека, соотношение биологического и социального встают принципиально новые. Это ускорение темпа жизни и информатизации общ. Готов ли человек к столь мощному изменению условий существования. Большая скученность, множество информации, высокий темп жизни. Может ли мозг человека адаптироваться в этих условиях? Проблема переэксплуатации интеллекта. Есть ли ему предел? Реализации возможностей интеллекта, наращивание и качественное улучшение системы образования.

Нравственные проблемы перед человеком как понимание сущности и времени смерти и рождения. Нравственные проблемы. В связи с развитием науки встала проблема смерти, ее определения. Когда можно констатировать смерть и когда можно вернуть человека к жизни? В связи с этим стоит проблема эвтаназии как безболезненной смерти, тем более уже появились приспособления для этого. Проблема абортов, можно или нет, в основном нравственная проблема - когда можно говорить о жизни нового человеческого сущ-ва? Проблема борьбы со СПИДом, наркоманией, алкоголем и возникающая при этом проблема милосердия. Мутации - повышение процента олигофреничных и аутичных детей, проблема их адаптации в человеческом обществе. Новая точка зрения на эту проблему - если они не имеют развитого интеллекта, то почти все очень добры и нравственные. Не есть ли это просто другие люди, не хуже нас?

Создалось общество потребления, общ массовой культуры. Хорошо это или плохо? Исследование этого феномена чел сознания. Проблема чел ценностей и их изменения в процессе развития. Гуманизация ценностей, существуют ли общечеловеческие ценности? Проблема расизма, апартеида, геноцида, сионизма и связанные с этим теории расовой дискриминации.

 

 

75. Сущность человека и личности. Социальное, биологическое и психологическое в человеке

Ч-к - это индивид. Индивид (от лат. individuum - неделимое), первонач. - лат. перевод греч. понятия "атом" (впервые у Цицерона), в дальнейш. - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд. человек - в отличие от коллектива, соц. группы, общества в целом. Индивидуальность - неповторимое своеобразие к-л. явления, отд. существа, ч-ка. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. Личность - общежитейск. и науч. термин, обознач.: 1) чел. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойч. систему социально-значимых черт, хар-щих индивида как члена того или иного о-ва или общности. Ч-ка ф. понимает как целостность. Сущность ч-ка связана с обществ. условиями его функционирования и развития, с деят-стью, в ходе кот. он оказывается и предпосылкой, и продуктом истории. Ч-к - совокупность всех обществ. отношений. 1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч. 2) Натуралистич. (биологич.) понимание ч. 3) Сущностное понимание ч. 4) Целостное понимание ч. - развитая индивидуальность -многообразие соц. качеств. Индивидуальность не только обладает разл. способностями, но еще и представляет их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность ч-ка под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерж. в ней сознательно-волевое начало. Ч-к как индивидуальность выраж. себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение обществ. нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определ. смысла жизни. Сократ сч., что ч-к более всего нуждается в познании самого себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истины и заблуждения. Для С. смысл чел. жизни заключается в философствовании, в пост. самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Он считал, что поступки человека определяются степенью его осведомленности. Фома Акв. считал, что в ч-ке нет никакой другой субстанциальной формы, кроме одной лишь мыслительн. души, и что она как виртуально содержит в себе чувствующую и питательную души, и содержит в себе все неизменные формы, и одна производит все, что производят в других видах более несовершенные формы. Маккиавели сч., что желания ч-ка ненасытны, и т.к. природа наделила человека способностью все мочь и ко всему стремится, а фортуна позволяет ему достигать лишь немногого, то следствием оказывается постоянная духовная неудовлетворенность и пресыщенность людей тем, чем они владеют. Именно это заставляет их хулить современность, хвалить прошлое и жадно стремится к будущему даже тогда, когда у них нет для этого разумного основания.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностной ориентация данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, то есть учиться вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, мужа и т.д. все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа мышления. Если нет тяжелых врожденных дефектов развития головного мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то становление личности - итог взаимодействия человека и общества. В течении жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний и в принципе личность может "умереть" в еще живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена. 1 грань Я - это так называемое телесное или физическое Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживания физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного Я мы ощущаем не столько личность, сколько её материальный субстрат - тело, через посредство которого она проявляет себя и иначе проявиться не может. Тело очень большой вклад в целостное ощущение собственного Я - об этом всем известно на собственном опыте. Особенно большое значение телесное Я приобретает в подростковом возрасте, когда собственное Я начинает выходить из человека на передний план, а другие стороны Я еще отстают в своем развитии. 2 грань Я - это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций. Доминирование социально-ролевого Я - характеризующая черта бюрократа всех времен и народов, который мыслит себя как воплощение определенных должностных функций и государственных интересов - и ничего кроме этого я не содержит. 3 грань - психологическое Я. Она включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос "какой я". 4 грань Я - это ощущения себя как источника активности или, наоборот пассивного объекта воздействий, переживание свой свободы или несвободы. Его можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим ее миром.

Наконец, 5 грань Я - это самоотношение или смысл Я. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка - общее "+" или "-" отношение к себе. Следует различать самоуважение - отношение к себе как бы со стороны, обусловленное каким-то моими реальными достоинствами или недостатками - и самовосприятие - непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение. Не менее важными характеристиками самоотношения являются степень его целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок.

Личн-ть — чел. индивид в аспекте его соц. качеств, формирующихся в проц-се конкр. видов деят-ти и обществ. отнош-й. Хотя природн. основу личн-ти образуют ее биологич. особ-ти, опред. ф-ром развития явл. социально значимые кач-ва — взгляды, спос-ти, потр-ти, интересы, моральн. убежд-я

Личн-ть —это динамичная, относительно устойч. целостная с-ма интеллктуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств ч-ка, выраженных в индивид. особ-тях его созн-я и деят-ти. В конкретно-историч. обстоятельствах личн-ть выступ. как целостность, кот. задана опред. соц. с-мой.

Понятия личн-ть и индивид-ть тесно связаны. Индивид-ть выступ. как существенная х-ка конкр. личн-ти, выражая способ ее бытия как субъекта самост. деят-ти и творч-ва. Индивидуальное "Я" сост. духовно-смысловой центр стр-ры личн-ти, ее внутр. ядро. на его основе формируются др. соц. и личностные кач-ва.

Стр-ра личн-ти:

3. Социальная (личн-ть как носитель опред. отнош-й, как представитель опред. общн-ти, мировоззренц. и идейная сущн-ть, чел-к как носитель семейных отнош-й)

4. Психологическая (по темпераменту, спос-тям, направл-ти личн-ти, ее потр-ти, идеалы, интересы, мотивы).

5. Биологич. (наследств. программа поведения, приспос-е к изменяющейся окр. среде, продолж-е чел. рода, физич. развитие и др.).

Взаимоотнош-я ч-ка и общ-ва существенным образом видоизменялись в ходе истории. Изменялось и конкр. содерж-е цености. Для опред. типов культур и мировоззр-й античн-ти, средневековья, эпохи Возр-я, Нового Времени хар-ны разнообр. типы личн-тей. При родовом строе личн. интересы были подавлены интересами выжив-я рода в целом.

В античном и средневек. общ-вах с появл-ем гос-ва индивиды стали выступать субъектами права и обяз-тей. Уже начался бурный процесс становл-я личн-ти. Античное общ-во — общ-во языческое, ч-к и социум воспринимался по образу и подобию космоса, предопределенность судьбы ч-ка. В период средневековья в христ. религии личн-ть усложнила свой дух. мир. Большое место заняли дух. ценности. В эпоху Возр-я очень остро была осознана свобода ч-ка. В эпоху Просвещ-я разум занял господствующ. позицию, все подверналось сомнению и критике. По мере утвержд-я и развития капитализма высшей ценн-тью наделялась сила воли, деловитость, одаренность. В межчеловеческие связи вклинилась техника.

В 20в проблема личн-ти стала центральной не только в фил-ии, но и в психологии и социологии. Классической фил. теорией личн-ти стала теория соц. ролей амер. социолога Парсона. В соотв-ии с ней личн-ть в кажд. с-ме отнош-й выполняет опред. ф-ю или роль. Теория ролей разрешает противоречия между личн-тью и общ-вом, т.к. личн-ть сохраняется как индивид-ть и проявл. себя в наборе только свойственных ей ролей. Также сущ. теория стратификации и соц. мобильн-ти, в ней личн-ть постоянно нах-ся в нескольких обществ. с-мах: конгломератах (толпе), слоях (профессионалы, политики) и институтах (политич. партии, церкви).

Типы личн-ти: рациональный, медитативный.

Личн-ть и общ-во — соц.-фил. проблема, суть кот. состоит в том, какие усл-я каждое конкр. общ-во предоставляет для становл-я и разв-я личн-ти и в какой мере деят-ть личн-ти сказывается на общ-ве, как увязывается интересы личн-ти и общ-ва.

Связь личн-ти и общ-ва опосредована, прежде всего, первичным коллективом: семейным, учебны, трудовым. Только через коллективкаждый его член входит в общ-во. В общ-ве личн-ть складв-ся духовно и физически, где путем усвоения языка и овладения разл. формами деят-ти она впитывает в себя созданное трудами предшественников. Чел. общ-во — это высш. ступень орг-ии живых с-м. Общ-во выступает для личн-ти совок-тью всех соц. усл-й ее жизни. Однако личн-ть не растворяется в общ-ве: сохраняя знач-е неповторимой и самост. индивид-ти, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого.

Переход от средневековья к Нов. Времени — начало формир-я гражд. общ-ва (совок-ти обществ. отнош-й и интститутов вне пределов полит. стр-ры гос-ва, это такое общ-во, где главным действующ. лицом, субъектом разв-я есть ч-к со всей его с-мой потр-тей и интересов, соответствующкей стр-рой ценностей). Гражд. общ-во имеет сложн. стр-ру, вкл. эк., хозяйств., семейно-родовые, этнические, религ., правовые отнош-я, а также политич. отнош-я между индивидами. Главн. субъект гражд. общ-ва — личн-ть, гражданин.

С конц-ей гражд. общ-ва формир-ся понятие правового гос-ва — реальн. воплощ-я конституционной государственности. В его основе лежит стремл-е оградить ч-ка от госуд. террора, насилия над совестью, млочной опеки сос стороны органов власти, гарантировать индивид. свободу и основн. права личн-ти. Правовым есть то гос-во, где все подчинено не з-ну, но праву. Право есть мера свободы, возведенная в з-н.

Для правового гос-во необх-ма:

1. формальн. рав-во

2. отсутствие сословного деления

3. наличие представительных органов власти

4. развитая теория естеств. права

Правовое гос-во — политич. орг-я, создающая условия для жизнедеят-ти индивидов, групп, институтов гражд. общ-ва на основе права.



2016-09-16 400 Обсуждений (0)
Б. Социологический аспект 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Б. Социологический аспект

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (400)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)