Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации. Как понятие «психология» впервые возникает в средневековом европейском богословии в



2016-09-16 922 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Как понятие «психология» впервые возникает в средневековом европейском богословии в 0.00 из 5.00 0 оценок




Как понятие «психология» впервые возникает в средневековом европейском богословии в работах немецкого ученого Рудольфа Гоклениуса (1590 г.) как знание о душе. В систему наук оно вошло благодаря немецкому философу Христиану Вольфу, оформившего свои философские размышления о душе человека в работах «Эмпирическая психология» (1732 г.) и «Рациональная психология» (1740 г.). Основы психологической науки складываются в рамках философии. Для того чтобы получить право называться самостоятельной наукой необходимо найти внедрение научных методов доказательства истинности тех или иных утверждений, что являлось затруднительным к нематериальному объекту исследования – душе человека. Главная заслуга в применении количественных и формализованных методов для исследования психического принадлежит Френсису Гальтону, французскому естествоиспытателю. Он изучал индивидуально-психологические различия между людьми. Помимо него экспериментальными методами изучали взаимосвязь между психическими состояниями и физическими воздействиями физиологии такие ученые, как Густав Теодор Фехнер, Макс Карл Эмиль Вебер, Франциск Корнелис Дондерс, Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц и др. установили, что в психическом мире действуют собственные законы и причины. Слож ность проблемы измерения в психологии, разрозненность попыток талантливых ученых, работавших в условиях дефицита информации, приводили к локальным успехам и неудачам. Возникла необходимость в объединении разрозненных знаний в единую самостоятельную дисциплину. Таким прорывом в области экспериментальных измерений с применением количественных и качественных мер оценивания различных характеристик психического явилось открытие в 1879 году в Лейпцигском университете в лаборатории физиологической психологии немецким ученым Вильгельмом Максом Вундтом . Уже спустя несколько лет на ее база был создан институт экспериментальной психологии. Это событие является отправной точкой в психологии, от которой отсчитывают ее научное развитие.

Важно помнить, что любое научное познание мира отличается от житейского и религиозного наличием категориального научного аппарата, в который включены: объект и предмет исследования; методология и методы исследования; гипотезы исследования, на основе под- тверждения которых формируются научные теории и концепции. Психологическая наука имеет ряд особенностей: во-первых, это наука о самом сложном, что известно человечеству – о душе; во-вторых, в психологии человек является одновременно и субъектом, и объектом познания; в-третьих, уникальность практических следствий: познавая себя, человек тем самым изменяет самого себя.

Практическая часть

Задание 1.Выберите наиболее полные и правильные суждения и прокомментируйте Ваш выбор:

Психология-наука, изучающая основные закономерности поведения человека и животных, как отражающие объективную реальность;

Психология-наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний. которые устанавливаются посредством интроспекции;

Психология-наука изучающая закономерности развития и функционирования психики, как определенной реальности;

Психология – отрасль естественного знания, занимающаяся исследованием развития и функционирования нервной системы;

Задание 2.Дайте определение предмета научного исследования.Выберите наиболее полные и правильные суждения и прокомментируйте Ваш выбор:

Предмет психологии-исследование закономерностей функционирования психики как определенной реальности;

Предмет психологии – исследование поведения человека, реализующее и отражающее закономерности определенной реальности;

Предмет психологии-изучение переживаний и психических состояний, которые устанавливаются посредством интроспекции;

Предмет психологии-изучение и описание различных эмоциональных состояний человека, как отражающих закономерности объективной реальности;

Задание 3. .Дайте определение объекта научного исследования.Выберите правильное суждение и прокомментируйте Ваш выбор:

Объект психологического исследования-человек;

Объект психологического исследования-человек и животные;

Объект психологического исследования-животные;

Задание 4.Прокомментируйте следующие суждения:

На данном этапе развития психология не является наукой, т.к. эта область знания сегодня мало формализована, не имеет фундаментальных законов и имеет очень условную прогностическую функцию;

Психология должна заниматься тем, что можно реально наблюдать-т.е. поведением.

При изучении психических явлений следует обращать внимание только на то, что самоанализу-т.е. только на осознаваемое;

При изучении психических явлений всегда следует обращать внимание на материальные причины, их вызвавшие;

 

Самостоятельная работа:

1. Заполните пропуски в утверждениях:

1.Древних мыслителей, рассматривавших вопросы души, условно можно разделить на два направления: одухотворявших мироздание - …………… и оживлявших - ……………..

2.Во времена античности предметом психологического рассмотрения считали ……….

3.Сознание стало предметом психологического рассмотрения в эпоху ……….

4.Сегодня наиболее крупные течения психологии рассматривают в качестве ее предмета психику и …………

5.В 1879 г. в Лейпциге Вильгельм Вундт открыл первую психологическую лабораторию, которая занималась исследованием простейших структур осознаваемого внутреннего опыта, таким образом было основано направление психологии, получившее название ……….

6.В 1881 г. Уильям Джеймс в США начал исследовать различные функциональные состояния психики, которые позволили бы выработать различные формы поведения. Так было основано направление психологии, получившее название ………..

7.Джон Уотсон утверждал, что психология должна рассматривать те явления, которые доступны наблюдению, и предложил отказаться от психики в качестве предмета психологического исследования. Это направление получило название ………..

8.Зигмунд Фрейд утверждал, что предметом психологического исследования должно стать выявление неосознаваемых мотивов поведения человека. Таким образом было создано направление, получившее название ……….

9.Курт Левин настаивал на неделимости психических явлений, утверждая, что предметом психологического рассмотрения должна стать психическая жизнь человека в комплексе-это направление получило название………….

10.Абрахам Маслоу утверждал, что задачей развития личности является реализация творческого потенциала, к которой стремится, по его мнению, каждый человек, но достигают этого состояния, названного им самоактуализацией немногие, так как для этого необходимы определенные условия, это направление психологии было названо …………

11.Выготский утверждал, что предметом психологического рассмотрения должна стать деятельность, так как, по его мнению, психику можно наблюдать только в процессе деятельности, эти явления взаимозависимы и невозможны друг без друга. Он принадлежал к направлению психологии, названному ……………..

Задание 2.

Какие методы психологии применены в следующих примерах?

А.Человек помещается в изолированную кабину, в специальном шлеме укрепляются

приборы, с помощью которых исследуются биотоки мозга под действием различных

раздражителей или состояний организма (бодрствование, сон). Испытуемый перед

проведением опыта получает соответствующую инструкцию. Все получаемые

показатели фиксируются точной аппаратурой.

Б.На основании детских рисунков психолог устанавливает особенности восприятия

детьми предметов; тщательно анализируя письменные работы школьников и

сопоставляя данные с результатами других экспериментов, исследователь делает

выводы об особенностях индивидуального стиля старшеклассников.

В.Для изучения эмоционального состояния испытуемому предъявляют «страшные»

картинки и регистрируют при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому

току.

Г.Изучаются индивидуальные особенности ритмических движений детей. Проводится

весёлая игра - «Танец кукол». Всё идёт хорошо, пока группа участвует в общем танце.

Дети уверенно двигаются по кругу, делают незамысловатые па. Но вот

руководительница предлагает Ларисе выйти на середину круга и танцевать там.

Девочка отказывается. Таня, хотя и не отказывается от предложения

руководительницы, но, выйдя на середину круга, стоит, растерянно смотрит по

сторонам и начинает танцевать лишь с помощью воспитательницы. Только Галя (самая

бойкая девочка в группе) начинает танцевать сразу, но её движения неуверенные, чувствуется скованность.

Д.Для изучения индивидуальных особенностей памяти испытуемые заучивают 10

иностранных слов. Протоколист записывает, сколько слов запоминает каждый

испытуемый после каждого повторения и сколько требуется повторений, чтобы

запомнить все десять слов. (По В. С. Мерлину.)

Практическое занятие № 2. Тема: Возникновение и развитие психики.(2 ч.)

Цель: рассмотреть развитие высших психических функций у человека, сравнить психику животных и человека

Основные понятия: отражение, раздражимость, чувствительность, инстинкты, психика, психика, материя, сознание, самосознание, рефлексия.

Образовательная технология:аудиовизуальная технология, проблемное обучение.

В результате освоения данного материала у студента будут сформированы следующие компетенции: готовность использовать систематизированные теоретические и практические

знания для постановки и решения исследовательских задач в областиобразования

(ПК-11);

В результате выполнения практического задания студент должен:

знать:

-пороговый уровень: теоретические аспекты исследовательских задач в областиобразования;

-углубленный уровень: теоретические и практические аспекты исследовательских задач в областиобразования;

-продвинутый уровень: теоретические и практические аспекты исследовательских задач для их определения и решения в образовательной области и в профессиональной деятельности;

уметь:

-пороговый уровень: систематизировать теоретические и практические

знания для определения и решения исследовательских задач;

-углубленный уровень: использовать возможности психологической науки в объяснении феноменов человеческой жизни.

-продвинутый уровень: использовать систематизированные теоретические и практические

знания для определения и решения исследовательских задач в области психологической науки в объяснении феноменов человеческой жизни.

владеть:

-пороговый уровень: современными способами решения исследовательских задач в областиобразования;

-углубленный уровень: современными способами решения исследовательских задач в областиобразования и в профессиональной деятельности;

-продвинутый уровень: теоретическими и практическими способами решения исследовательских задач в изучении закономерностей психического и психофизиологического развития личности.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Истоки психики живых существ

2. Поведение низших организмов

3. Развитие высших психических функций у человека

4. Сравнение психики человека и животных

5. Образ жизни и психика



2016-09-16 922 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Как понятие «психология» впервые возникает в средневековом европейском богословии в 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации. Как понятие «психология» впервые возникает в средневековом европейском богословии в

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (922)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)