Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации. Проблему личности, ее изучение и формирование относят к числу фундаментальных



2016-09-16 710 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Проблему личности, ее изучение и формирование относят к числу фундаментальных 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблему личности, ее изучение и формирование относят к числу фундаментальных понятий психологии. Слово «личность» от русск. личина (личина соответствует термину persona) - исходно маска, или роль, исполнявшаяся актером древнегреческого театра. Существует огромное количество определений понятия «личность». Так, напри- мер, только американский психолог Гордон Уиллард Олпорт , дал более пятидесяти определений этому понятию. Обобщенно понятие «личность» представляет относительно устойчивую систему поведения индивида, построенную, прежде всего, на основе включенности в социальный контекст. Уже в 1734 г. немецкий философ Христиан Вольф , дал дефиницию личности следующим образом: "То, что сохраняет вос- поминания о самом себе и воспринимает себя, как одного и того же и раньше, и теперь". Эту традицию понимания личности продолжил американский психолог и философ Уильям Джемс , который трактовал личность, как сумму всего, что человек может назвать своим. В этих определениях понятие личности становится тождественным понятию самосознания. Более обосновано определение личности представлено через социальные взаимоотношения. При таком подходе личность предстает как система социального поведения индивида. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. При этом особое значение придается идентификации личности. Модель личности, развиваемая в глубинной психологии, прежде всего в психоанализе (Зигмунд Фрейд , Карел Хорни, ориентирована на объяснение внутрипсихологических процессов при обращении по преимуществу к понятиям структуры и динамики "внутреннего конфликта".

У Алексея Николаевича Леонтьева личность рассматривается как создаваемая общественными отношениями, в которые субъект вступает в рамках своей деятельности. При этом отдельные деятельности субъекта, представленные прежде всего своими мотивами, вступают между собой в иерархию отношений, образуя так называемую иерархию мотивов. В концепции Артура Владимировича Петровского тип развития личности определяется через тип группы, в которую она включена и в которой она интегрирована; собственно, личностная активность представляет со- бой стремление выйти за пределы привычного и действовать за границами требований ситуации или ролей. Сергей Леонидович Рубинштейн (1946) выделял следующие составляющие личности: 1. Направленность (установки, интересы, потребности). 2. Способности. 3. Темперамент. В классификации свойств личности Вольфа Соломоновича Мерлина (1967), основанной на определении доминирования или природного, или социального начала, представлены следующие уровни: 1. Свойства индивида (темперамент и индивидуальные особенности психических процессов). 2. Свойства индивидуальности (мотивы, отношения, характер, способности). В исследованиях структуры личности конца ХХ в. - наряду с проверкой экспериментальных гипотез, в которых определяется роль конкретных факторов, влияющих на личностные переменные, - большая роль отводится факторно-аналитическим стратегиям (трехфакторная теория личности, модель большой пятерки). Проблемой личности в психологии занимались многие другие ученые.

Признаки зрелой личности (Гордон Олпорт):

· Широта, не сводимых друг к другу интересов, широта связей с миром. Узкий человек не может рассматриваться как зрелая личность, пусть даже он великий специалист в какой-либо области

. · Наличие некой основополагающей философии жизни, т. е. мировоззрение. Не подходит под критерий зрелой личности человек, который исходит из позиции «как начальник скажет»

. · Самообъективизация, т. е. возможность взглянуть на себя со стороны. Это понятие близко современному понятию рефлексии. Критериями сформированности личности является способ- ность брать на себя ответственность за свою жизнь, за свои жизненные выборы.

Практическая часть

 

Задание 1.

Какие из приведенных высказываний кажутся вам правильными? Ответ обоснуйте.

1. Под личностью понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других.

2. Личность – это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению.

3. Личность – это индивидуально выраженное всеобщее.

4. Личность – дееспособный член общества, осознающий свою роль в нем.

5. Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

Задание 2.

Прочитайте.

Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности,

которые отражают поведение личности. Дайте обоснование своего выбора.

Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация

обеих рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость,

трудолюбие, аккуратность, высокая чувствительность органов чувств, трудности в

овладении новым двигательным навыком. (По В. С. Мерлину.).

Задание 3.

Прочитайте.

Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности,

которые отражают поведение личности. Дайте обоснование своего выбора.

Добросовестность, робость, высокая скорость двигательных реакций, высокая скорость

усвоения навыка, скромность, правдивость, пластичность, упрямство, реактивность,

малая чувствительность к общественной оценке, подвижность, быстрый темп

деятельности.(По В. С. Мерлину.).

Задание 4.

Даны образцы проявления в поведении людей свойств индивида и свойств личности.

Выберите те образцы поведения, которые характеризуют индивида, и те, которые

характеризуют личность.

А.У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи, в мышлении в

протекании других познавательных процессов, в возникновении чувств. Она медленно

и с трудом переключается с одной деятельности на другую. (По Ильиной А. И. и

Палею И. М.)

Б.Студент рассказал о том, как он распределяет время между учёбой, спортом и

личной жизнью.

В.Гражданин М. вступил в политическую партию.

Г.Преподаватель Г. отличается выразительной мимикой, резкими движениями и

быстрой походкой.

Д.Учитель внёс предложения, осуществление которых значительно повысило

успеваемость в школе.

Е.У инженера Ш. прекрасная дикция и приятный голос. (По В. С. Мерлину.).

Задание5.Установите соответствие.

А.убеждения;

Б.мотивы;

В.уровень притязаний.

1.Никогда не меняю свои решения.

2.Не хочу учить психологию - лучше посплю.

3.Мне достаточно четырёх баллов.

4.Учусь, потому что нужен диплом.

5.Обманывать иногда можно, если это во благо другого человека.

6.Хочу первый взрослый разряд по баскетболу.

7.Учитель не должен оскорблять ребёнка.

8.Учусь потому, что хочу быть учителем.

9.Хочу, чтобы меня уважали учителя и одноклассники.

10.Человек в жизни должен попробовать всё.



2016-09-16 710 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Проблему личности, ее изучение и формирование относят к числу фундаментальных 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации. Проблему личности, ее изучение и формирование относят к числу фундаментальных

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (710)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)