Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации. Одной из самых главных особенностей человека является то



2016-09-16 1579 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Одной из самых главных особенностей человека является то 0.00 из 5.00 0 оценок




Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Деятельность — это дина­мическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодей­ствия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объек­те, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы — со­вокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятель­ности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи.

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятель­ности. Классифицировать все виды деятельности вряд ли представляется возмож­ным, поскольку для того, чтобы представить и описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико, что обусловлено индивидуаль­ными особенностями людей.

Однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — тем видам со­циальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый че­ловек в процессе своего индивидуального развития. Такими видами деятельности являются игра, учение и труд.

Психологическая теория деятельности стала развиваться в конце 20-х - нача­ле 30-х гг. XX в. Главное отличие данной теории заключается в том, что она опира­ется на основные принципы диалектического материализма и использует главный тезис этого философского направления: не сознание определяет бытие, деятель­ность человека, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его созна­ние. Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева.

Основными характеристиками понятия «действие» являются четыре компо­нента. Во-первых, действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Во-вторых, действие — это одно­временно и акт поведения. При этом следует обратить внимание на то, что дей­ствие — это движение, взаимосвязаное с сознанием. В свою очередь, из вышеизло­женного можно сделать один из основополагающих выводов теории деятельно­сти. Этот вывод состоит в утверждении о неразрывности сознания и поведения.

В-третьих, психологическая теория деятельности через понятие действия вво­дит принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. В чем

различие в понятиях «активность» и «реактивность»? Понятие «реактивность» подразумевает ответное действие или реакцию на воздействие какого-либо сти­мула. Формула «стимул—реакции» является одним из основных положений би­хевиоризма. С этой точки зрения активен воздействующий на человека стимул. Активность с точки зрения теории деятельности есть свойство самого субъекта, т. е. характеризует человека. Источник активности находится в самом субъекте в форме цели, на достижение которой направлено действие.

В-четвертых, понятие «действие» выводит деятельность человека в предмет­ный и социальный мир. Дело в том, что цель действия может носить не только биологический смысл, такой как добыча нищи, но также может быть направлена на установление социального контакта или создание предмета, не связанного с биологическими потребностями.

Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно долж­но проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).

1. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).

1. Деятельность — это активный, целенаправленный процесс (принцип актив­ности).

2.Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (прин­цип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обу­словленности).

Практическая часть

 

Задание 1.Определите, в каких случаях говорится о деятельности. По каким

признакам вы это установили?

1.Ученик обдумывает решение задачи.


2.Монах молится, перебирая чётки.

3.Отец, лёжа на диване, читает газету.

4.Каждый вечер спортсмен пробегает 3 километра.

5.Дети играют в хоккей.

6.Пенсионер гуляет по парку.

7.Старушки на лавочке обсуждают «нонешнюю» молодёжь.

8.Мальчик вывел собаку на прогулку.

9.Ребёнок трёх лет стучит ложкой по столу. (По Б. Ц. Бадмаеву.)

Задание 2.В каких примерах проявляются умения, навыки, привычки?

А.В цехе работает мостовой кран. В кабине крановщика три рычага: один - поднимает

и опускает груз, другой - продвигает кран поперёк цеха, третий перемещает мост

крана вдоль оси. Работая всеми рычагами, крановщик перемещает груз по трём осям

так, что груз движется по прямой линии.

Б.неопытный крановщик передвигает груз по каждой оси, работая по очереди каждым

рычагом. Груз движется как бы скачками и по ломаной линии: пойдёт, остановится,

затем пойдет в другом направлении.

В.Когда начинающий спортсмен учится перезаряжать винтовку, он нередко шепчет:

«Раз - повернуть налево, два - потянуть к себе, три - толкнуть от себя, четыре -

повернуть направо».

Г.Переходя улицу с односторонним движением и посмотрев налево, навстречу

движущемуся транспорту, вы, дойдя до середины, почувствуете потребность

посмотреть направо, хотя и знаете, что транспорт оттуда не может идти. (По

Платонову К.К.)

Д.В первое время ученик думает над тем, ставить или не ставить запятую в

предложении. Для этого он вспоминает правила пунктуации, выбирает из них

подходящие данному случаю. Он затрудняется сразу определить, нужно или не нужно

ставить запятую в предложении.

Е.По мере обучения ученик быстро, не тратя времени на определение типа

предложения, безошибочно ставит знаки препинания. (По В. С. Мерлину.).

Задание 3.Из приведённых ниже признаков выберите те, которые характеризуют

всякую деятельность; те, которые характеризуют только игру, только учение, только труд.

а) Условие развития психики;

б) деятельность, направленная на усвоение способов выполнения действий;

в) условие проявления всех психических реакций;

г) деятельность, направленная на получение результата, удовлетворяющего

материальные и духовные потребности людей;

д) деятельность, направленная на усвоение и применение системы понятий;

е) деятельность, удовлетворяющаяся самим процессом выполнения. (По В. С.

Мерлину.).

 



2016-09-16 1579 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Одной из самых главных особенностей человека является то 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации. Одной из самых главных особенностей человека является то

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1579)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)