Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическое занятие № 3. Тема: Возникновение и развитие сознания человека. Сознание и бессознательное



2016-09-16 2331 Обсуждений (0)
Практическое занятие № 3. Тема: Возникновение и развитие сознания человека. Сознание и бессознательное 5.00 из 5.00 3 оценки




Цель: Рассмотреть развитие сознания у человека. Дать представление о сознании и бессознательном. Особенности проявления бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Основные понятия: сознание, самосознание, бессознательное, психика, структура сознания.

Рекомендуемые технологии: индивидуализированное обучение с групповым обсуждением итогов.

 

В результате освоения данного материала у студента будут сформированы следующие компетенции: готовность использовать систематизированные теоретические и практические

знания для постановки и решения исследовательских задач в областиобразования

(ПК-11);

В результате выполнения практического задания студент должен:

знать:

-пороговый уровень: теоретические аспекты исследовательских задач в областиобразования;

-углубленный уровень: теоретические и практические аспекты исследовательских задач в областиобразования;

-продвинутый уровень: теоретические и практические аспекты исследовательских задач для их определения и решения в образовательной области и в профессиональной деятельности;

уметь:

-пороговый уровень: систематизировать теоретические и практические

знания для определения и решения исследовательских задач;

-углубленный уровень: использовать возможности психологической науки в объяснении феноменов человеческой жизни.

-продвинутый уровень: использовать систематизированные теоретические и практические

знания для определения и решения исследовательских задач в области психологической науки в объяснении феноменов человеческой жизни.

владеть:

-пороговый уровень: современными способами решения исследовательских задач в областиобразования;

-углубленный уровень: современными способами решения исследовательских задач в областиобразования и в профессиональной деятельности;

-продвинутый уровень: теоретическими и практическими способами решения исследовательских задач в изучении закономерностей психического и психофизиологического развития личности.

 

 

Вопросы для обсуждения.

1.Предпосылки и условия возникновения сознания. Природа человеческого сознания.

2. Сознание человека - высший этап развития психики.

3. Структура сознания. Отличительные признаки сознания.

4. Понятие и виды бессознательного.

5. Особенности проявления бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

6.Установки и их исследования в школе Д.И. Узнадзе.

 

Контрольные вопросы:

1.Какой вклад внес З.Фрейд в изучение бессознательного?

2.Опишите классификацию бессознательных явлений в психологии.

3.Как проявляются бессознательные процессы в состояниях человека?

Методические рекомендации

Чем характеризуется сознание? Во-первых, сознание всегда активно и, во-вто­рых, интенционально. Активность сама по себе является свойством всех живых существ. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которо­го все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наобо­рот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психиче­ских образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленно­сти).

Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегу­ляции. К группе данных свойств сознания следует отнести способность к само­наблюдению (рефлексии), а также мотивационно-ценностный характер сознания.

Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за са­мим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать крити­чески, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив получен­ную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы.

Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оце­нивают одни и те же объекты реального мира. Причем оценки одних людей доста­точно объективны, т. е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны. От чего зависит адекватность нашего сознания? Если мы постараемся найти ответ на этот вопрос, то будем вынуждены назвать множество причин, обусловливающих адекватность воспринимаемого человеком образа ре­ального мира и его самооценок. Однако первопричиной большинства факторов, определяющих возможность построения адекватной «Я-концепции», является степень критичности человека.

 

Практическая часть

 

 

Задание 1.Прокомментируйте отрывки. Что вам известно о состоянии сна?

1. Как мы уже увидели, научные теории сновидений не рассматривают проблемы толкования последних, ибо сновидение не является для них вообще душевным актом, а лишь соматическим процессом. Иначе обстоит дело почти всегда с воззрениями на сновидение у широкой публики. Последняя считает своим правом быть непоследовательной и, хотя и признает, что сновидение непонятно и абсурдно, однако не может решиться отрицать какое бы то ни было значение за сновидениями. Руководимая неясным предчувствием, она все же предполагает, что сновидение имеет определенный смысл, быть может, и скрытый, и заменяющий собою другой мыслительный процесс и что речь идет лишь о необходимости правильно раскрыть эту замену, чтобы понять скрытое значение сновидения. (Зигмунд Фрейд)

2.Встречаются сообщения о еще более любопытном типе сна, который Ван Иден назвал люцидным. Подобные сны обладают необычным качеством: спящий будто «пробуждается» от обычного сна и внезапно ощущает себя в состоянии нормального бодрствующего сознания, при этом он знает, что лежит в постели и спит, но мир сна в котором он находится, совершенно реален. С какой конкретно фазой сна связать люцидный сон-неизвестно. Существуют редкие ссылки на способы обучения и достижения подобного типа сна-например, при помощи йоги сна. (Чарльз Тарт)

Задание 2. Прокомментируйте приведенные отрывки. Какова современная точка зрения на гипноз.?

Сергей Рахманинов, талантливый русский композитор, пианист и дирижер, в возрасте 21 года впал в глубокую депрессию, после того как публика плохо приняла его первый фортепьянный концерт. И никакой успех впоследствии в качестве пианиста или дирижера не мог восстановить бодрости его духа. Его друзья настояли на посещении им специалиста в области гипнотического лечения. Рахманинов продолжал лечение в течение трех месяцев и использование гипноза дало значительный эффект. (Стенли Криппнер)

После наведения гипнотического транса экспериментатор внушил профессору математики, что тот сумеет решить несколько задач с большей точностью и скоростью, чем обычно. Испытуемый за 20 минут выполнил задание, на которое в обычной ситуации ему потребовалось бы около 2 часов. После эксперимента математик сообщил, что с удовольствием выполнял вычисления и чувствовал как при расчетах использовал свой бессознательный ум гораздо активнее, чем обычно.(Чарлз Тарт)

Задание 3.Оцените следующие фрагменты. Какие психологические закономерности в них проявляются? Видите ли Вы сейчас какие-либо синтетические химические вещества, которые применяются без достаточного апробирования и могут, по Вашему мнению, спровоцировать «кокаиновый скандал» в ближайшем будущем?

Мнение об опасности марихуаны по сути преувеличено, и серьезные юридические взыскания, налагаемые на случайного пользователя или хранителя наркотиков, слабо учитывают социальную перспективу. Долгое время считалось, что марихуана подталкивает людей к совершению сексуальных насилий и других антисоциальных действий, для подтверждения этого свидетельств недостаточно. Толерантность и физическая зависимость не развиваются, и не возникает синдрома абстиненции. (ООН 1963г.)

Комиссия по наркотикам осознает большую опасность марихуаны вследствие нанесения ею определенного ущерба умственным способностям и факта, что ее продолжительное употребление прямо приводит в психиатрическую лечебницу. (ООН 1985г.)

Задание 4.

К какой форме поведения животных относится каждый из приводимых ниже

примеров? Чем навыки животных отличаются от навыков человека?

1.Дождевой червь уползает с освещённого места.

2.Марк Твен писал: «Кошка, один раз сев на горячую плиту, больше не будет садиться

на горячую плиту…и на холодную тоже».

3.В газетах описывали случай как дикий дельфин спас тонущего человека.

4.Курица, высидев утят, бросается за ними в воду, пытаясь их спасти, а утята, как ни в

чём не бывало, после купания следуют за курицей.

Задание 5.

Определите, о каких составляющих сознания (чувственной ткани сознания,

значениях или личностном смысле) идёт речь в следующих описаниях. Поясните свой

ответ.

1.Вижу, вижу яркие гроздья рябин. Вижу, вижу дом её номер один…

2.Один говорит другому: «Хотел приколоться, а получилось - обломался!»

3.«Что за прелесть эти сказки!» (А. С. Пушкин.)

4.«Ставлю тебе за ответ пятёрку!»



2016-09-16 2331 Обсуждений (0)
Практическое занятие № 3. Тема: Возникновение и развитие сознания человека. Сознание и бессознательное 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Практическое занятие № 3. Тема: Возникновение и развитие сознания человека. Сознание и бессознательное

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2331)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)