Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этап 10. Подведение итогов занятия



2016-09-16 433 Обсуждений (0)
Этап 10. Подведение итогов занятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Преподаватель спрашивают студентов о том, что им понравилось в за­нятии, что было важно, что нового они сегодня узнали. Задача препо­давателя просто выслушать сказанное, не комментируя, не давая со­ветов. Затем преподаватель сам отвечает на возникшие вопросы.

Цельработы: осознание результатов и подведение итогов работы на занятии.

Контрольные вопросы

1. Определите понятие гендерный стереотип. Приведите примеры гендерных стереотипов.

2. Перечислите виды гендерных стереотипов?

3. Назовите негативные факторы воспроизводства и действия гендерных стереотипов в повседневной практике.

4. Какие вы знаете позитивные факторы воспроизводства и действия гендерных стереотипов в повседневной практике?

5. Как соотносится самореализация и гендерные стереотипы?

6. Назовите основную цель в работе с гендерными стереотипами. Обоснуйте свой ответ.

7. Возможно ли существование общества без гендерных стереотипов? Обоснуйте свой ответ.

8. Как сформировались современные гендерные стереотипы?

Литература

1. Джейс Ф. Л. Самоисполняющиеся пророчества: гендер с социаль­но-психологической точки зрения // Сексология. — СПб.: Питер, 2001.-С. 144-161.

2. Клецина И. С. Самореализация и гендерные стереотипы // Психо­логические проблемы самореализации личности. Вып. 2. — СПб.: Изд-во СП6ГУ, 1998. - С. 188-202.

3. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1999.

4. Мани Д., Такер П. Ориентация // Сексология. - СПб.: Питер, 2001.-С. 126-133.

5. Фаррел С, Лорбер Д. Принципы гендерного конструирования // Хрестоматия феминистских текстов. — СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. - С. 187-192.


Глава 11

Гендерные стереотипы: возрастной аспект

Ю. Е. Гусева, М. Л. Сабунаева

Вводные замечания

Гендерный стереотип — «упрощенный схематизированный, эмоцио­нально окрашенный образ мужчины и женщины» [7, с. 188].

Выделяют три группы гендерных стереотипов. К первой группе отно­сятся стереотипы маскулинности-фемининности. Мужчинам и женщинам приписывают конкретные социально-психологические качества и свой­ства личности, стиль поведения. «Мужское» (маскулинное) или отожде­ствляемое с ним считается позитивным, значимым, доминирующим, ра­циональным, духовным, культурным, активно-творческим, а «женское» (фемининное) связывается с негативным, вторичным, чувственным, телес­ным, греховным, природным, пассивно-репродуктивным [3].

Маслоу А. считал, что понятия «мужское» и «женское» не отра­жают сущности явления, которое они должны раскрывать. Эти по­нятия, говорит Маслоу, только вводят всех в заблуждение, так как качества, которые в обществе считаются присущими мужчине, по­рой обнаруживаются в большей степени у женщин, и наоборот [15]. На основе этих устоявшихся стереотипов строятся отношения меж­ду людьми, а также требования к человеку в зависимости от пола.

Вторая группа гендерных стереотипов связана с закреплением семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для женщин основной ролью считается семейная, для мужчин — профес­сиональная [1;2;7; 14; 18], соответственно и оценка успешности лич­ности связана с выполнением этой роли. Бытует мнение, что «сама природа позаботилась о том, чтобы половина населения — женщи­ны — максимум своей энергии отдавали семье, чтобы вторая поло­вина — мужчины — высвобождала время и энергию для общественной деятельности, требующей не "тела", а подлинно человеческих ка­честв, проявляющихся в политической, хозяйственной, военной, на­учной деятельности» [17, с. 234-235]. Таким образом, женщина долж­на реализовываться в микросреде (семья, быт), а мужчина в макро­среде (работа, политика, наука).

Многие писатели, политики, общественные деятели (например, Л. Коваленко, В. Распутин, В. Крупин) ратуют за возвращение женщи­ны в семью [4]. Есть и те, кто занимает противоположную позицию. Так, М. Г. Панкратова [10] считает, что «возврат» женщины в семью не будет благом. Работающая женщина более самостоятельна и в большей мере способна понимать проблемы и интересы мужа и детей.

Несколько иной точки зрения придерживается Г. В. Турецкая [12]. Она выделяет две группы «деловых» женщин по параметру страха успеха. Первая группа ориентирована на карьеру, вторая — на семью. Но обе ощущают беспокойство и вину из-за того, что не уделяют се­мье достаточно внимания [5].

Вопрос о семейной роли мужчины также достаточно актуален. Муж­чина практически не включен в дела семьи, принятие решений, так как «мужские» обязанности выходят за рамки семьи [1, 8, 11]. Мужчина становится инфантильным: не хочет ни за что отвечать, не хочет разде­лять семейные обязанности пополам [9].

Третья группа гендерных стереотипов связана с половыми разли­чиями в содержании труда. Как правило, женщине принадлежит экс­прессивная (исполнительский и обслуживающий труд), а мужчине ин­струментальная сфера деятельности (творческий, созидательный, ру­ководящий труд). Т. Парсон и Ф. Бэйлс говорят о позитивном влиянии такой дифференциации ролей, отмечая, что «несмотря на противопо­ложности, коими являются мужчина и женщина, они могут разнооб­разно взаимодействовать с учетом выполнения предназначенных им ролей» [6, с. 68]. Кроме того, женщины много чаще мужчин сталкива­ются с безработицей и дискриминацией на рынке труда [13,16].

Цель занятия— формирование личностной гендерной позиции студента через самостоятельную практическую работу по выявле­нию гендерных стереотипов.

Оснащение:кодоскоп.

Порядок работы

Занятие проводится в форме трех последовательных тематических семинаров, на которых студенты выступают с сообщениями о заранее проведенном исследовании.

Перед семинарами предполагается чтение лекции на тему: «Гендерные стереотипы».

Этап1. Предварительная подготовка;

Этап2. Выступления студентов;

Этап3. Подведение итогов семинаров.



2016-09-16 433 Обсуждений (0)
Этап 10. Подведение итогов занятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этап 10. Подведение итогов занятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (433)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)