Этап 10. Подведение итогов занятия
Преподаватель спрашивают студентов о том, что им понравилось в занятии, что было важно, что нового они сегодня узнали. Задача преподавателя просто выслушать сказанное, не комментируя, не давая советов. Затем преподаватель сам отвечает на возникшие вопросы. Цельработы: осознание результатов и подведение итогов работы на занятии. Контрольные вопросы 1. Определите понятие гендерный стереотип. Приведите примеры гендерных стереотипов. 2. Перечислите виды гендерных стереотипов? 3. Назовите негативные факторы воспроизводства и действия гендерных стереотипов в повседневной практике. 4. Какие вы знаете позитивные факторы воспроизводства и действия гендерных стереотипов в повседневной практике? 5. Как соотносится самореализация и гендерные стереотипы? 6. Назовите основную цель в работе с гендерными стереотипами. Обоснуйте свой ответ. 7. Возможно ли существование общества без гендерных стереотипов? Обоснуйте свой ответ. 8. Как сформировались современные гендерные стереотипы? Литература 1. Джейс Ф. Л. Самоисполняющиеся пророчества: гендер с социально-психологической точки зрения // Сексология. — СПб.: Питер, 2001.-С. 144-161. 2. Клецина И. С. Самореализация и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. — СПб.: Изд-во СП6ГУ, 1998. - С. 188-202. 3. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1999. 4. Мани Д., Такер П. Ориентация // Сексология. - СПб.: Питер, 2001.-С. 126-133. 5. Фаррел С, Лорбер Д. Принципы гендерного конструирования // Хрестоматия феминистских текстов. — СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. - С. 187-192. Глава 11 Гендерные стереотипы: возрастной аспект Ю. Е. Гусева, М. Л. Сабунаева Вводные замечания Гендерный стереотип — «упрощенный схематизированный, эмоционально окрашенный образ мужчины и женщины» [7, с. 188]. Выделяют три группы гендерных стереотипов. К первой группе относятся стереотипы маскулинности-фемининности. Мужчинам и женщинам приписывают конкретные социально-психологические качества и свойства личности, стиль поведения. «Мужское» (маскулинное) или отождествляемое с ним считается позитивным, значимым, доминирующим, рациональным, духовным, культурным, активно-творческим, а «женское» (фемининное) связывается с негативным, вторичным, чувственным, телесным, греховным, природным, пассивно-репродуктивным [3]. Маслоу А. считал, что понятия «мужское» и «женское» не отражают сущности явления, которое они должны раскрывать. Эти понятия, говорит Маслоу, только вводят всех в заблуждение, так как качества, которые в обществе считаются присущими мужчине, порой обнаруживаются в большей степени у женщин, и наоборот [15]. На основе этих устоявшихся стереотипов строятся отношения между людьми, а также требования к человеку в зависимости от пола. Вторая группа гендерных стереотипов связана с закреплением семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для женщин основной ролью считается семейная, для мужчин — профессиональная [1;2;7; 14; 18], соответственно и оценка успешности личности связана с выполнением этой роли. Бытует мнение, что «сама природа позаботилась о том, чтобы половина населения — женщины — максимум своей энергии отдавали семье, чтобы вторая половина — мужчины — высвобождала время и энергию для общественной деятельности, требующей не "тела", а подлинно человеческих качеств, проявляющихся в политической, хозяйственной, военной, научной деятельности» [17, с. 234-235]. Таким образом, женщина должна реализовываться в микросреде (семья, быт), а мужчина в макросреде (работа, политика, наука). Многие писатели, политики, общественные деятели (например, Л. Коваленко, В. Распутин, В. Крупин) ратуют за возвращение женщины в семью [4]. Есть и те, кто занимает противоположную позицию. Так, М. Г. Панкратова [10] считает, что «возврат» женщины в семью не будет благом. Работающая женщина более самостоятельна и в большей мере способна понимать проблемы и интересы мужа и детей. Несколько иной точки зрения придерживается Г. В. Турецкая [12]. Она выделяет две группы «деловых» женщин по параметру страха успеха. Первая группа ориентирована на карьеру, вторая — на семью. Но обе ощущают беспокойство и вину из-за того, что не уделяют семье достаточно внимания [5]. Вопрос о семейной роли мужчины также достаточно актуален. Мужчина практически не включен в дела семьи, принятие решений, так как «мужские» обязанности выходят за рамки семьи [1, 8, 11]. Мужчина становится инфантильным: не хочет ни за что отвечать, не хочет разделять семейные обязанности пополам [9]. Третья группа гендерных стереотипов связана с половыми различиями в содержании труда. Как правило, женщине принадлежит экспрессивная (исполнительский и обслуживающий труд), а мужчине инструментальная сфера деятельности (творческий, созидательный, руководящий труд). Т. Парсон и Ф. Бэйлс говорят о позитивном влиянии такой дифференциации ролей, отмечая, что «несмотря на противоположности, коими являются мужчина и женщина, они могут разнообразно взаимодействовать с учетом выполнения предназначенных им ролей» [6, с. 68]. Кроме того, женщины много чаще мужчин сталкиваются с безработицей и дискриминацией на рынке труда [13,16]. Цель занятия— формирование личностной гендерной позиции студента через самостоятельную практическую работу по выявлению гендерных стереотипов. Оснащение:кодоскоп. Порядок работы Занятие проводится в форме трех последовательных тематических семинаров, на которых студенты выступают с сообщениями о заранее проведенном исследовании. Перед семинарами предполагается чтение лекции на тему: «Гендерные стереотипы». Этап1. Предварительная подготовка; Этап2. Выступления студентов; Этап3. Подведение итогов семинаров.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (433)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |