Этап 1. Предварительная подготовка
Студентам предлагаются возможные варианты исследований по тематике семинаров и осуществляется общее руководство работой. Студенты на основе полученных теоретических знаний сами формулируют тему исследования либо получают ее от преподавателя. В выборе темы студент может отталкиваться от методов исследования. Он должен сам сформулировать цель, задачи, объект, предмет и гипотезу исследования. Оговаривается также форма отчета. Ниже представлен план отчета по проведенному исследованию, который может быть выдан студенту непосредственно перед началом работы. 1. Вводная часть (почему выбрана именно эта тема, ее актуальность). 2. Методическая часть (цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы). 3. Основная часть (анализ и обсуждение полученных результатов). 4. Приложения (варианты опросных листов, протоколы, карты наблюдений, графики, таблицы). Возможные варианты исследований Семинар 1. Гендерные стереотипыу дошкольников 1.1Ассоциативный эксперимент со словами (в качестве слова-стимула предлагаются слова «мама», «папа»; «мальчик», «девочка» и т. п.). Исследование проводится на базе детского сада или детского центра. Эксперимент проводится с каждым ребенком индивидуально. Желательно до начала эксперимента провести с детьми тренировку (это можно сделать в групповой форме). Инструкция для детей: «Подумайте и скажите слова, которые связаны со словом "день рождения"». Желательно, чтобы слова-стимулы были эмоционально насыщены. Это упростит для ребенка процесс выработки ассоциаций. После того как дети поняли суть работы, им можно предлагать слова-стимулы, составляющие содержание эксперимента. Это нужно делать в индивидуальном порядке. Ребенку дается та же инструкция, меняется только слово-стимул. Экспериментатор регистрирует ассоциации и спонтанные высказывания. Обработка полученных данных проводится с помощью контент-анализа. Студент должен, исходя из полученных данных, выделить категории контент-анализа, подсчитать частоту их встречаемости и проинтерпретировать полученные данные. 1.2 Ассоциативный эксперимент с картинками (по В. В. Абраменковой, 1987): детям предлагаются картинки, имеющие фемининный (кастрюля, платье, коляска и т. п.), маскулинный (молоток, машина и т. п.) и гепдерно-нейтральный окрас (книга, дерево, стол и т. п.). Детей просят разделить картинки на «мамины» и «папины». Эксперимент проводится в индивидуальном порядке. Инструкция ребенку: «Посмотри на картинки. Положи справа мамины картинки, а слева папины (варианты: те, которые подходят маме; которые ты бы отдал маме)». Если у ребенка возникают затруднения (например, он говорит: «А эта картинка не подходит ни маме, ни папе» или «Эта подходит и маме и папе»), то эту картинку кладем в третью стопку (эти картинки мы будем учитывать как гендерно-нейтральные). Обработка полученных данных: учитывается количество картинок в каждой группе и их содержание. Подсчитывается количество маскулинных, фемининных и гендер-но-нейтральных картинок в каждой группе («папины», «мамины», «общие или ничьи»). Студент должен проинтерпретировать и попытаться объяснить причины полученного распределения. 1.3 Работа со сказкой: детям читают сказку и просят выбрать героя, которым бы ребенок хотел (не хотел) быть. Проводится гендерный анализ. Например, детям в группе читается сказка, в которой присутствуют персонажи обоих полов. Затем каждого ребенка отдельно спрашивают, кем из героев сказки ребенок хотел бы быть (сначала) и кем бы не хотел (потом), просят объяснить почему. Экспериментатор фиксирует полученные данные. Обработка данных: студент должен выявить общие тенденции (при их наличии) в ответах мальчиков и девочек (выбор персонажа и обоснование выбора). Например, мальчик говорит: «Я хотел бы быть петухом, потому что он смелый и прогнал лису»; девочка говорит: «Я бы хотела быть лисой, потому что она красивая и умная». Анализируются социальные причины выборов. 1.4 Наблюдение: фиксируются и анализируются виды деятельности (поведение) мальчиков и девочек в детском саду в течение определенного отрезка времени (см. в приложении 1 пример карты наблюдения). В данной карте представлены три вида деятельности и их содержание (наполнение). Могут быть проанализированы также другие виды деятельности или пересмотрено наполнение упомянутых. Студент, наблюдая за группой детей в детском саду, заполняет карты наблюдения за несколькими детьми (для каждого ребенка — отдельная карта). Обработка данных: подсчитывается наличие и отсутствие регистрируемых признаков (в процентах) у мальчиков и девочек. Производится интерпретация с анализом причин. Интерпретируется как наличие, так и отсутствие различий. 1.5 Наблюдение: фиксируются и анализируются высказывания и действия воспитателя (система поощрений и наказаний) по отношению к мальчикам и девочкам, (см. в приложении 2 пример карты наблюдения). Воспитателю говорится, что наблюдение будет проводиться за детьми. Возможно наблюдение на занятиях, во время свободных игр детей, на прогулке, за обедом и т. д. Обработка данных: производится подсчет наличия или отсутствия регистрируемых признаков в отношении мальчиков и девочек. Основная задача студента — выявить, одинаково или по-разному воспитатель относится к детям разного пола; если по-разному — в чем это проявляется и в какой степени. Важно также попытаться найти и объяснить причины такого отношения со стороны воспитателя.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (532)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |