Семинар 3. Гендерные стереотипы подростков и студентов
Опрос (по предложенной преподавателем или составленной студентом анкете) может быть произведен в групповой форме в письменном виде. Например, если студент ставит своей целью изучение гендерных стереотипов в семейных отношениях, то вопросы могут быть примерно такими: «Кто должен принимать основные решения в семье? Кто должен быть главой семьи? Кто должен заниматься воспитанием детей? Кто должен зарабатывать деньги в семье?» и т. д. Обработка данных: ответы на вопросы оцениваются с точки зрения их отнесенности к одной из трех категорий: традиционно-патриархальные (муж — глава семьи, обязанности мужчины иженщины строго определены их полом), эгалитарные (нет дифференциации обязанностей по признаку пола), нетрадиционные (жена — глава семьи, обязанности мужчины и женщины противоположны традиционным). Подсчитывается частота встречаемости каждой из трех категорий. Выявляется степень стереотипизированности представлений испытуемых о роли мужчины и женщины в семье. Возможны и другие варианты: изучение гендерных стереотипов в профессиональной сфере, в личностной сфере и т. д. 3.1 Работа со списком характеристик: предлагается оценить степень выраженности характеристик у мужчины и женщины по шкале с определенным количеством баллов. Студенту предлагается самостоятельно выделить социально-психологические характеристики личности (возможно использование методик Лири, С. Бэм и др.). Студент сам выбирает шкалу, которая содержит от 2 градаций (наличие/отсутствие признака) до 10 (определяется степень выраженности признака). Список характеристик представляется каждому испытуемому на специально приготовленном бланке ответов. Обработка данных: выделяются характеристики, типичные для мужского и женского пола, гендерно-нейтральные характеристики и степень их выраженности. 3.2 Сочинить сказку. Испытуемым предлагается сочинить и записать сказку на любую тему. Обработка данных: подсчитывается количество мужских и женских персонажей и анализируются их характеристики, виды деятельности, формы поведения и т. д. Выявляется отсутствие/наличие гендерных стереотипов, спроецированных на персонажей. 3.3 Проективный метод (статический рисунок): испытуемых просят нарисовать мужчину и женщину. Фиксируется и анализируется выраженность полоролевых характеристик. Сбор и обработка данных: см. п. 2.4. 3.4 Проективный метод (динамический рисунок): испытуемых просят нарисовать мужчину и женщину в процессе какой-либо деятельности. Фиксируется и анализируется выраженность полоролевых характеристик, характер их деятельности и степень взаимодействия. Сбор и обработка данных: см. п. 2.5. Этап 2. Выступления студентов В своем выступлении студент должен дать не только информацию о проделанной работе, но и свою личную оценку проблемы, выразить личное отношение к затрагиваемым вопросам. Этап 3. Подведение итогов семинаров В конце каждого семинара проводится подведение итогов, делаются выводы о характере гендерных стереотипов в данный возрастной период. Контрольные вопросы 1. Дайте определение понятию «гендерный стереотип». 2. Обозначьте группы гендерных стереотипов. 3. Существует ли возрастная специфика проявления гендерных стереотипов и в чем она проявляется? Литература 1. Арутюнян М. 10. Гендерный анализ концепций психологии творчества // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». — М.: МЦГИ, 1997. — С.136-141. 2. Бодрова В. В. Работа или семья: что важнее для современной женщины? // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». — М.: МЦГИ, 1997.-С. 97-100. 3. Воронина О. А. Введение в гендерные исследования // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». - М.: МЦГИ, 1997. - С. 29-34. 4. Воронина О. А. Женщина — друг человека? // Человек. — 1990. — № 5. - С. 48-58. 5. Гаврилица О. А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 65-70. 6. Кириллина В. Н. Социокультурные аспекты гендерного конфликта (по материалам западной социологии) // Женщина и мужчина на пути к устойчивому развитию / Под ред. Е. Н. Никоноровой. — М.: Изд-во РЭФИА, 1997. - С. 66-79. 7. Клецина И. С. Гендерная социализация. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 8. Конусов Ю. А. Мужчина в семье: типы поведения // Семья и социальная структура. — М.: Ин-т соц. исследований АН СССР, 1987.-С. 97-106. 9. Мережко В. И. Этого терпеть больше нельзя // Женский вопрос: точки зрения и подходы к новому осмыслению. — М.: Академия общественных наук при ЦК КПСС, 1991. - С. 103-105. 10. Панкратова М. Г. Русская женщина сегодня // Женщины России — вчера, сегодня, завтра (материалы конференции). — М.: Россия молодая, 1994. — С. 50-57. 11. Радаев В. В. Человек в домашнем хозяйстве // Социологические исследования. - 1997. -№ 4. - С. 64-72. 12. Ржаницына Л. С, Сергеева Г. П. Женщина на российском рынке труда // Социологические исследования. — 1995. — № 7. — С. 57-62. 13. Турецкая Г. В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. — 1998. — Т. 19. — № 1. — С. 37-46. 14. Тюрина И. О. Московский рынок труда: гендерные аспекты // Социологические исследования. — 1998. — № 8. — С. 98-103. 15. Успенская В. И. О перспективах политического партнерства полов: Материалы к теме «Идея партнерства женщин и мужчин в современном мире» // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». — М.: МЦГИ, 1997.- С. 65-69. 16. Фридан Б. Загадка женственности. — М.: Прогресс; Литера, 1993. 17. Хоткина 3. А. Гендерная асимметрия в сфере занятости // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». — М.: МЦГИ, 1997. — С. 60-64. 18. Юлина Н. С. Феминистская ревизия философии: возможности и перспективы // Феминизм: Восток. Запад. Россия. — М.: Наука, 1993. - С. 226-241. 19. Юферева Т. И. Образы мужчин и женщин в сознании подростка// Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С. 84-90. Приложение 1 Карта наблюдения «Виды и характеристики деятельности
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (422)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |