Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этап 5. Обработка результатов опросника «Я — женщина/мужчина»



2016-09-16 689 Обсуждений (0)
Этап 5. Обработка результатов опросника «Я — женщина/мужчина» 0.00 из 5.00 0 оценок




Для каждого предложения выводится балл, показывающий, насколь­ко данное предложение характеризует ответившего как соответству­ющего гендерному стереотипу (2 балла), несоответствующего (0 бал­лов) или нейтрального (1 балл). В этом случае индивидуальная оцен­ка степени стереотипности / нестереотипности носит субъективный характер, то есть сам ответивший определяет для себя характери­стики гендерного стереотипа.

Примеры предложений и варианты ответов с оценкой

Я — женщина потому, родилась такой 2

что - мне нравится быть такой 0

просто женщина 1

Я — женщина и хочу, я всегда была красивой 2

чтобы - меня уважали и ценили мое мнение 0

был мир во всем мире 1

Я — женщина и могу... быть терпеливой 2

добиться в жизни всего сама 0

позволить себе некоторые вещи 1

Полученные по всем предложениям результаты суммируются.

Этап 6. Обсуждение результатов

Набранное количество баллов от 19 до 27 свидетельствует о том, что личность характеризует себя как соответствующую гендерному стереотипу; количество баллов от 10 до 18 — о том, что лично­стью плохо осознаются или «вытесняются» собственные гендерные характеристики; количество баллов от 0 до 9 свидетельствует о том, что личность характеризует себя как не соответствующую гендерному стереотипу.

Контрольные вопросы

1. Что такое гендерная идентичность и как она формируется?

2. Как определяется стереотип в психологии?

3. Как понятие гендерного стереотипа связано с процессом достиже­ния личностью гендерной идентичности?

Литература

1. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера как феминистская теория//Женщина. Гендер. Культура. — М., 1999.

2. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1997.

3. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогиче­ского образования / Сост. Е. И. Рогов. — М., из-во 1995.

4. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. — М., Изд-во 1995.

5. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований» / Отв. ред. О. А. Воронина, Н. С. Григорьева, Л. Г. Лунякова. — М.: МЦГИ/МВШСЭН, 2000.


Глава 13

Гендерная идентичность

П. В. Румянцева

Вводные замечания

Гендерная идентичность — осознание своей принадлежности к муж­скому или женскому полу [4]. Гендерная идентичность личности вхо­дит в структуру социальной идентичности.

Понятие социальной идентичности описывает то, как другие люди определяют человека на основе широких социальных категорий или признаков, таких как пол, возраст, профессия или этническая принад­лежность [10]. Это те компоненты «Я» человека, которые пережива­ются им на уровне осознания принадлежности к какой-либо группе [11]. Социальная идентичность — это результат процесса социальной идентификации, под которым понимается процесс определения себя через членство в социальной группе [1; 5]. Социальная идентифика­ция выполняет важные функции как на групповом, так и личностном уровне: именно благодаря этому процессу общество получает возмож­ность включить индивидов в систему социальных связей и отноше­ний, а личность реализует базисную потребность групповой принад­лежности, обеспечивающей защиту, возможности самореализации, оценки другими и влияния на группу [8].

Гендерная идентичность — это особый вид социальной иден­тичности, сосуществующий в самосознании человека в единстве с представлениями о профессиональном, семейном, этническом, об­разовательном и т. п. статусе [9]. Гендерная идентичность — про­дукт социального конструирования [9]. Она начинает формиро­ваться с рождения ребенка, когда на основании строения его наруж­ных половых органов определяется его паспортный (гражданский, акушерский) пол. С этого начинается процесс гендерной социали­зации, в ходе которого ребенка целенаправленно воспитывают та­ким образом, чтобы он соответствовал принятым в данном обще­стве представлениям о «мужском» и «женском». Именно на основании существующих в обществе эталонов формируются представ­ления ребенка о собственной гендерной идентичности и роли, его поведение, а также самооценка [4].

Первичное представление о собственной половой принадлежности формируется у ребенка уже в полтора года, причем именно это пред­ставление занимает место наиболее устойчивого и стержневого ком­понента самосознания. С возрастом гендерная идентичность разви­вается, происходит расширение ее объема и усложнение структуры. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не может определить при­чины своего выбора.

В 3-4 года он уже способен осознанно определять пол окружающих людей, но зачастую связывает его с внешними, случайными признаками, кроме того, половая принадлежность считается детьми данного возраста изменяемой характеристикой. Необратимость половой принадлежно­сти осознается детьми примерно к 6-7 годам, что сопровождается усиле­нием половой дифференциации поведения и установок. Следующий важнейший этап формирования гендерной идентичности — это под­ростковый возраст. Подростковая гендерная идентичность становится центральным компонентом самосознания. Гендерная идентичность взрослого человека представляет собой сложноструктурированное обра­зование, включающее, помимо осознания собственной половой принад­лежности, сексуальную ориентацию, «сексуальные сценарии», гендерные стереотипы и гендерные предпочтения [4].

Цель занятия

Расширить представления студентов о понятии гендерной иден­тичности, ее структуре и закономерностях развития.

Оснащение

1. Классная доска с мелом или листы ватмана с маркерами.

2. Карточки для проведения «Терминологической разминки» (см. приложение).

Порядок работы

В ходе практического занятия студентам предлагается выполнить ряд заданий, направленных на достижение цели занятия. Все задания предполагают работу в малых группах или диадах. Работа проходит в несколько этапов.

Этап 1.Терминологическая разминка.

Этап2. Составление блок-схемы из основных понятий.

Этап3. Выполнение упражнения «Гендерная автобиография».



2016-09-16 689 Обсуждений (0)
Этап 5. Обработка результатов опросника «Я — женщина/мужчина» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этап 5. Обработка результатов опросника «Я — женщина/мужчина»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (689)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)