Этап 3. Выполнение упражнения «Гендерная автобиография»
Данное упражнение необходимо для того, чтобы помочь студентам наполнить изучаемый академический материал личностным смыслом, что позволяет закрепить и эмоционально обогатить получаемые знания. Перед началом работы нужно обсудить со студентами проблему формирования гендерной идентичности. Для структурирования дискуссии преподаватель может задавать следующие вопросы: • Когда начинает формироваться гендерная идентичность? • Когда ребенок начинает понимать, какого он пола? • Чем отличается гендерная идентичность двухлетнего и четырехлетнего ребенка? • Когда примерно формируется представление о необратимости половой принадлежности? • Что происходит с гендерной идентичностью в подростковом возрасте? • Кто и что влияет на формирование и развитие гендерной идентичности у ребенка и взрослого? Затем студентам предлагается подумать, как эти общие закономерности нашли отражение в их собственном жизненном опыте. Для этого студенты разбиваются на пары и выполняют следующее задание: «Расскажите своему партнеру о своем становлении как женщины (мужчины)». Им предлагается вспомнить какие-то конкретные события, высказывания, переживания, оказавшие влияние на формирование их гендерной идентичности. Для выполнения задания отводится 20 минут (по 10 минут для каждого). После завершения работы в парах желающим предлагается кратко рассказать о своих основных выводах и открытиях. Необходимо отметить, что для выполнения данного упражнения особенно важна безопасная, доброжелательная атмосфера. Контрольные вопросы 1. Что такое гендерная идентичность? 2. Как соотносятся понятия «социальная идентичность» и «гендерная идентичность»? 3. Какова структура гендерной идентичности? 4. Какие основные этапы формирования гендерной идентичности можно выделить? 5. Какова роль основных институтов социализации в формировании гендерной идентичности. Литература 1. Баранова Т. С. Теоретические модели социальной идентификации личности // Социальная идентификация личности. — М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1993. - С. 35-46. 2. Воронина О. А., Клименкова Т. А. Гендер и культура // Женщины и социальная политика (гендерный аспект) / Под ред. 3. А. Хоткиной.-М., 1992.-С. 10-22. 3. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 4. Кон И. С. Введение в сексологию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Олимп; ИНФРА, 1999. 5. Павленко В. Я., Корж Н. Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - № 1. - С. 75-88. 6. Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 1994. 7. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Гендерные тетради. Вып. 1-й. - СПб.: филиал Ин-та социологии РАН, 1997. - С. 94-124. 8. Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности // Психология самосознания: Хрестоматия. — Самара: Бахрах-М, 2000. — С. 589-601. 9. Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурная репрезентация гендерных отношений // Социокультурный анализ гендерных отношений / Под ред. Е. Ярской-Смирновой. — Саратов: Изд-во СГУ, 1998. 10. Dashefsky A., Shapiro H. Ethnicity and Identity // Ethnic Identity in Society / Ed. by A. Dashefsky. - Chicago: College Publishing Company, 1976. - P. 5-11. 11. Hunter J. A. Inter-Group Evaluative Bias and Self-Esteem among Christians // Current Research In Social Psychology. — 1998. — Vol. 3 (7). - P. 74-87. Приложение Образцы карточек для «Терминологической разминки» Карточка 1 Дайте определения следующим понятиям: • гендерные предпочтения, • пол, • маскулинность, • сексуальность, • социальная идентичность. Карточка 2 Дайте определения следующим понятиям: • гендер, • гендерные стереотипы, • фемининность, • гендерная идентичность, • гендерная роль. Определения понятий, используемых в «Терминологической разминке»: Гендер — деятельность по организации ситуативного поведения в свете нормативных представлений об аттитюдах и действиях, соответствующих категории принадлежности по полу [7]. Гендерная идентичность — это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола [3]. Гендерная роль — разделение труда, прав и обязанностей в соответствии с полом [6]. Гендерные предпочтения — отражение желаемой половой идентичности [3]. Гендерные стереотипы — стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» [2]. Маскулинность — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин [3]. Пол — биологическая категория, описывающая анатомические, гормональные и физиологические особенности мужчин и женщин. Сексуальность — биологически укорененный внутренний инстинкт или импульс, сексуальная ориентация индивида (гомосексуальность, гетеросексуальность) или сексуальная идентичность [9]. Социальная идентичность — те компоненты «Я» человека, которые переживаются им на уровне осознания принадлежности к какой-либо группе [11]. Фемининность — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин. [3]. Глава 14 Гендерные стереотипы И их влияние На поведение человека М. В. Сафонова Вводные замечания Важной составляющей процесса социализации является полоролевая социализация, включающая в себя вопросы формирования психологического пола, психических половых различий и полоролевой дифференциации. Дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности относится к категории «гендерная роль». Гендерные роли социальны, нормативны, выражают определенные социальные ожидания, проявляются в поведении. Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении. Часть этих норм внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу, ряд других мы получаем непосредственно, например, в виде наставлений родителей или, испытывая неодобрение со стороны общества, когда отклоняемся от ожидаемого гендерно-ролевого поведения. Гендерные стереотипы — это, в сущности, социальные нормы. У всех нас есть представления о том, что мужчинам и женщинам свойственны определенные наборы конкретных качеств и моделей поведения, что подавляющее большинство людей придерживается этой точки зрения, и что обычно мы осознаем, какое поведение считается правильным для представителей того или иного пола. Все существующие гендерные стереотипы можно разделить на три группы [3]. Первая группа — это стереотипы маскулинности-фемининности — нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Мужчины компетентны, доминантны, независимы, агрессивны, самоуверенны, склонны рассуждать логически, способны управлять своими чувствами. Женщины более пассивны, зависимы, эмоциональны, заботливы и нежны. Другая группа стереотипов касается содержания труда мужчин и женщин: традиционной для женщин считается деятельность обслуживающая, исполнительская; для мужчин же характерна деятельность инструментальная, творческая, им «по плечу» организовывать и руководить. Третья группа стереотипов связана с закреплением семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для мужчин главные роли — профессиональные, для женщин — семейные. «Нормальный» мужчина стремится к построению карьеры, профессиональному успеху; «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей, вести домашнее хозяйство. Указанные стереотипы отличаются поразительной жизнестойкостью. Их прочная укорененность в сознании большой части населения способствует воспроизводству стереотипов из поколения в поколение в процессе социализации. Во многих странах представления о роли женщины противоречат активному жизненному стилю, поэтому значительное число женщин не стремится к самореализации в сферах, выходящих за рамки традиционно предлагаемых им трех «К». Женщина, проявившая свои способности, желающая реализовать свой потенциал, часто приходит к конфликту с традиционными взглядами окружающих на место женщины в обществе и, возможно, к конфликту с собственным представлением о себе как о личности. Женщины работают и в то же время несут большую часть обязанностей по дому и уходу за детьми. На пути женщин к традиционно мужским, высокооплачиваемым и высоким по статусу работам поставлено множество барьеров: культурные, юридические, образовательные. Женщины сталкиваются с завышенными требованиями, дискриминацией при приеме на работу, при служебном продвижении — все это препятствует реализации женщиной себя как личности. Но и на мужчину гендерные стереотипы также оказывают негативное влияние. К компонентам традиционной мужской роли относят нормы успешности/статуса, умственной, физической и эмоциональной твердости, антиженственности. Для многих мужчин полное соответствие этим нормам недостижимо, что вызывает стресс и приводит к компенсаторным реакциям: ограничение эмоциональности, гомофобия, навязчивое стремление к соревнованию и успеху и т. п. Для полноценного развития исамореализации человеку необходимо избавиться от ограничений, накладываемых традиционным стереотипом мышления на поведение мужчин и женщин, и которые представляют собой лишь условность. Свобода от подобных стереотипов (а по сути — предрассудков) дает человеку возможность обрести душевное и физическое здоровье и способность жить полной жизнью. Цель занятия— прояснение гендерных стереотипов студентов, осознание их влияния на поведение. Порядок работы Этап 1.Предварительная работа по анализу стереотипов. Этап 2.Задание «Идеальная женщина, идеальный мужчина». Этап 3.Задание «Качества и роли мужские и женские». Этап 4.«Расшатывание» стереотипов. Этап 5.Задание «Новые мы».
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (708)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |