Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этап 3. Выполнение упражнения «Гендерная автобиография»



2016-09-16 708 Обсуждений (0)
Этап 3. Выполнение упражнения «Гендерная автобиография» 0.00 из 5.00 0 оценок




Данное упражнение необходимо для того, чтобы помочь студентам на­полнить изучаемый академический материал личностным смыслом, что позволяет закрепить и эмоционально обогатить получаемые знания.

Перед началом работы нужно обсудить со студентами проблему формирования гендерной идентичности. Для структурирования дис­куссии преподаватель может задавать следующие вопросы:

• Когда начинает формироваться гендерная идентичность?

• Когда ребенок начинает понимать, какого он пола?

• Чем отличается гендерная идентичность двухлетнего и четырех­летнего ребенка?

• Когда примерно формируется представление о необратимости по­ловой принадлежности?

• Что происходит с гендерной идентичностью в подростковом воз­расте?

• Кто и что влияет на формирование и развитие гендерной идентич­ности у ребенка и взрослого?

Затем студентам предлагается подумать, как эти общие закономерно­сти нашли отражение в их собственном жизненном опыте. Для этого студенты разбиваются на пары и выполняют следующее задание: «Рас­скажите своему партнеру о своем становлении как женщины (мужчи­ны)». Им предлагается вспомнить какие-то конкретные события, вы­сказывания, переживания, оказавшие влияние на формирование их гендерной идентичности. Для выполнения задания отводится 20 минут (по 10 минут для каждого). После завершения работы в парах желающим предлагается кратко рассказать о своих основных выводах и открыти­ях. Необходимо отметить, что для выполнения данного упражнения особенно важна безопасная, доброжелательная атмосфера.

Контрольные вопросы

1. Что такое гендерная идентичность?

2. Как соотносятся понятия «социальная идентичность» и «гендерная идентичность»?

3. Какова структура гендерной идентичности?

4. Какие основные этапы формирования гендерной идентичности можно выделить?

5. Какова роль основных институтов социализации в формировании гендерной идентичности.

Литература

1. Баранова Т. С. Теоретические модели социальной идентификации личности // Социальная идентификация личности. — М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1993. - С. 35-46.

2. Воронина О. А., Клименкова Т. А. Гендер и культура // Женщины и социальная политика (гендерный аспект) / Под ред. 3. А. Хоткиной.-М., 1992.-С. 10-22.

3. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.

4. Кон И. С. Введение в сексологию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Олимп; ИНФРА, 1999.

5. Павленко В. Я., Корж Н. Н. Трансформация социальной идентич­ности в посттоталитарном обществе // Психологический жур­нал. - 1998. - Т. 19. - № 1. - С. 75-88.

6. Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 1994.

7. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Гендерные тетради. Вып. 1-й. - СПб.: филиал Ин-та социологии РАН, 1997. - С. 94-124.

8. Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности // Психология самосо­знания: Хрестоматия. — Самара: Бахрах-М, 2000. — С. 589-601.

9. Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурная репрезентация гендерных отношений // Социокультурный анализ гендерных отношений / Под ред. Е. Ярской-Смирновой. — Саратов: Изд-во СГУ, 1998.

10. Dashefsky A., Shapiro H. Ethnicity and Identity // Ethnic Identity in Society / Ed. by A. Dashefsky. - Chicago: College Publishing Company, 1976. - P. 5-11.

11. Hunter J. A. Inter-Group Evaluative Bias and Self-Esteem among Christians // Current Research In Social Psychology. — 1998. — Vol. 3 (7). - P. 74-87.

Приложение

Образцы карточек для «Терминологической разминки»

Карточка 1

Дайте определения следующим понятиям:

• гендерные предпочтения,

• пол,

• маскулинность,

• сексуальность,

• социальная идентичность.

Карточка 2

Дайте определения следующим понятиям:

• гендер,

• гендерные стереотипы,

• фемининность,

• гендерная идентичность,

• гендерная роль.

Определения понятий, используемых в «Терминологической разминке»:

Гендер — деятельность по организации ситуативного поведения в свете нормативных представлений об аттитюдах и действиях, соответ­ствующих категории принадлежности по полу [7].

Гендерная идентичность — это аспект самосознания, описыва­ющий переживание человеком себя как представителя определен­ного пола [3].

Гендерная роль — разделение труда, прав и обязанностей в соот­ветствии с полом [6].

Гендерные предпочтения — отражение желаемой половой иден­тичности [3].

Гендерные стереотипы — стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» [2].

Маскулинность — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин [3].

Пол — биологическая категория, описывающая анатомические, гор­мональные и физиологические особенности мужчин и женщин.

Сексуальность — биологически укорененный внутренний инстинкт или импульс, сексуальная ориентация индивида (гомосексуальность, гетеросексуальность) или сексуальная идентичность [9].

Социальная идентичность — те компоненты «Я» человека, кото­рые переживаются им на уровне осознания принадлежности к какой-либо группе [11].

Фемининность — нормативные представления о соматических, пси­хических и поведенческих свойствах, характерных для женщин. [3].


Глава 14

Гендерные стереотипы

И их влияние

На поведение человека

М. В. Сафонова

Вводные замечания

Важной составляющей процесса социализации является полоролевая социализация, включающая в себя вопросы формирования психоло­гического пола, психических половых различий и полоролевой диф­ференциации. Дифференциация деятельности, статусов, прав и обя­занностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности относится к категории «гендерная роль». Гендерные роли социальны, нормативны, выражают определенные социальные ожидания, прояв­ляются в поведении. Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении. Часть этих норм внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу, ряд других мы получа­ем непосредственно, например, в виде наставлений родителей или, ис­пытывая неодобрение со стороны общества, когда отклоняемся от ожи­даемого гендерно-ролевого поведения.

Гендерные стереотипы — это, в сущности, социальные нормы. У всех нас есть представления о том, что мужчинам и женщинам свой­ственны определенные наборы конкретных качеств и моделей пове­дения, что подавляющее большинство людей придерживается этой точки зрения, и что обычно мы осознаем, какое поведение считается правильным для представителей того или иного пола.

Все существующие гендерные стереотипы можно разделить на три группы [3].

Первая группа — это стереотипы маскулинности-фемининности — нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Мужчины компе­тентны, доминантны, независимы, агрессивны, самоуверенны, склон­ны рассуждать логически, способны управлять своими чувствами. Жен­щины более пассивны, зависимы, эмоциональны, заботливы и нежны.

Другая группа стереотипов касается содержания труда мужчин и женщин: традиционной для женщин считается деятельность об­служивающая, исполнительская; для мужчин же характерна дея­тельность инструментальная, творческая, им «по плечу» организо­вывать и руководить.

Третья группа стереотипов связана с закреплением семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для мужчин глав­ные роли — профессиональные, для женщин — семейные. «Нормаль­ный» мужчина стремится к построению карьеры, профессионально­му успеху; «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь де­тей, вести домашнее хозяйство.

Указанные стереотипы отличаются поразительной жизнестойкостью. Их прочная укорененность в сознании большой части населения способ­ствует воспроизводству стереотипов из поколения в поколение в процес­се социализации. Во многих странах представления о роли женщины противоречат активному жизненному стилю, поэтому значительное чис­ло женщин не стремится к самореализации в сферах, выходящих за рам­ки традиционно предлагаемых им трех «К». Женщина, проявившая свои способности, желающая реализовать свой потенциал, часто приходит к конфликту с традиционными взглядами окружающих на место женщи­ны в обществе и, возможно, к конфликту с собственным представлением о себе как о личности. Женщины работают и в то же время несут боль­шую часть обязанностей по дому и уходу за детьми. На пути женщин к традиционно мужским, высокооплачиваемым и высоким по статусу ра­ботам поставлено множество барьеров: культурные, юридические, обра­зовательные. Женщины сталкиваются с завышенными требованиями, дискриминацией при приеме на работу, при служебном продвижении — все это препятствует реализации женщиной себя как личности.

Но и на мужчину гендерные стереотипы также оказывают негатив­ное влияние. К компонентам традиционной мужской роли относят нормы успешности/статуса, умственной, физической и эмоциональ­ной твердости, антиженственности. Для многих мужчин полное соот­ветствие этим нормам недостижимо, что вызывает стресс и приводит к компенсаторным реакциям: ограничение эмоциональности, гомофобия, навязчивое стремление к соревнованию и успеху и т. п.

Для полноценного развития исамореализации человеку необхо­димо избавиться от ограничений, накладываемых традиционным сте­реотипом мышления на поведение мужчин и женщин, и которые пред­ставляют собой лишь условность. Свобода от подобных стереотипов (а по сути — предрассудков) дает человеку возможность обрести ду­шевное и физическое здоровье и способность жить полной жизнью.

Цель занятия— прояснение гендерных стереотипов студентов, осознание их влияния на поведение.

Порядок работы

Этап 1.Предварительная работа по анализу стереотипов.

Этап 2.Задание «Идеальная женщина, идеальный мужчина».

Этап 3.Задание «Качества и роли мужские и женские».

Этап 4.«Расшатывание» стереотипов.

Этап 5.Задание «Новые мы».



2016-09-16 708 Обсуждений (0)
Этап 3. Выполнение упражнения «Гендерная автобиография» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этап 3. Выполнение упражнения «Гендерная автобиография»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (708)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)