Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Билет Книжное дело в России в первой четверти 19 века



2016-09-16 542 Обсуждений (0)
Билет Книжное дело в России в первой четверти 19 века 0.00 из 5.00 0 оценок




В начале XIX века в России продолжается процесс постепенного разложения крепостничества и развития капиталистических элементов в хозяйстве страны. Реформы, проводимые правительством Александра I, коснулись не только промышленности, но и культуры, народного образования, книгоиздания. В первое десятилетие XIX века был принят ряд мер по ослаблению цензуры: был отменен запрет на ввоз иностранной литературы, разрешено открытие частных типографий. Кратковременный период относительной свободы печати дал толчок развитию книгоиздания. В 1801-1805 гг. в России были напечатаны 1304 книги на русском языке и 641 книга на иностранных языках. Таким образом, в это время в России в среднем выходило около 260 книг на русском языке и около 130 книг на иностранных языках: всего немного менее 400 книг в год.Важную роль в развитии книгоиздания сыграло усовершенствование техники печати, новые изобретения и открытия, внедренные в процесс книгопроизводства.

В 1816-1818 гг. на набережной реки Фонтанки в Петербурге под руководством инженера А.А. Бетанкура была образована Экспедиция заготовления государственных бумаг, включавшая бумажную фабрику и типографию, которая играла значительную роль в совершенствовании полиграфической техники.

Переход к стереотипии, способу получения цельных копий наборной печатной формы, позволял увеличить тираж изданий.В начале XIX века книги печатались преимущественно в казенных типографиях: Академии наук, Сенатской, Университетской, Синодальной и др.С 1802 г. в связи с разрешением открывать «вольные типографии» растет число типографий, принадлежащих частным лицам. Если в Петербурге в 1801 г. было всего 12 казенных типографий, то в 1807 г. во всей России было уже 54 казенных и 12 частных типографий.Еще большее оживление типографского дела началось после издания указа 1807 г. об открытии типографий во всех губернских городах. Создаются типографские предприятия на периферии.Печатня герцогов Курземских после присоединения Курляндского герцогства к России стала Курляндской губернской типографией, а впоследствии частным издательством. Это была одна из лучших типографий России.В первой трети XIX века вошли в моду альманахи, так как на этот своеобразный тип издания - что-то среднее между журналом и непериодическим изданием.Основным способом иллюстрирования книг в первой половине XIX века оставалась углубленная гравюра на металле. Доминировала гравюра на меди, изготовленная в резцовой технике по офортной подготовке. В начале XIX века на первое место выдвигается не «украшение», а «иллюстрация», не виньетка, а «картинка», связанная с содержанием, с идеей, с текстом книги.Оформление русской книги соответствует тому благородному и сдержанному стилю, который называется русским классицизмом. Менялся и формат книги - он становился больше по размеру.

Издатели.

В 1801 г. Платон Платонович Бекетов завел в своем большом доме на Кузнецком мосту типографию со словолитней и книжную лавку. Коммерческая сторона дела была у Бекетова на втором плане. Он стремился издавать высококачественную отечественную книгу. За одиннадцать лет своей издательской деятельности П.П. Бекетов выпустил выше ста изданий. Крупнейшим издателем-меценатом был Николай Петрович Румянцев, большой любитель и знаток старины. Его ценнейшая библиотека, коллекция рукописей, монет, медалей положили начало Румянцевскомумузею.На средства Н.П. Румянцева было выпущено свыше сорока изданий, которые печатались в отечественных и зарубежных типографиях.Деятельность русского баснописца Ивана Андреевича Крылова как журналиста и издателя началась с сотрудничества в журнале «Утренние часы». В конце 1791 г. И.А. Крылов совместно с артистом П.В. Плавильщиковым, актером И.А. Дмитриевым, критиком и драматургом А.И. Клушиным купил у И.Г. Рахманинова типографию и книжную лавку. Так было организовано издательское предприятие «Типография Крылова со товарищи.Видным петербургским издателем и книготорговцем начала XIX века был Василий Алексеевич Плавильщиков брат актера и писателя П.А. Плавильщикова. В 1794 г. на базе типографии, ранее принадлежавшей И.А. Крылову, им было основано издательство.В 1813 г. Иван Васильевич Сленин вместе с братом Яковом Васильевичем открыл в Петербурге в Гостином дворе книжную лавку. И.В. Сленин был знаком с будущими участниками декабрьского вооруженного восстания 1825 г., и многие из них были посетителями его книжной лавки.Видным московским владельцем типографии был Семен ИоанникиевичСеливановский с1800 г. возобновил свою деятельность в Москве и арендовал Сенатскую типографию. В 1802 г. у него была собственная типография, при которой была организована словолитная мастерская, обеспечивавшая шрифтами многие типографии России. Селивановский придавал большое значение оформлению своих изданий.Глазунов Матвей Петрович открыл книжную торговлю в Москве на Спасском мосту еще в конце XVIII века, а затем занялся изданием книги. Его фирма пользовалась репутацией устойчивого предприятия.Яков Алексеевич Исаков открыл собственную торговлю в 1825 г. Как издатель Исаков прославился тем, что выпустил серии «Классическая библиотека», «Библиотека путешествий». Школу Я.И. Исакова прошли многие знаменитые книжники второй половины XIX века.



2016-09-16 542 Обсуждений (0)
Билет Книжное дело в России в первой четверти 19 века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Билет Книжное дело в России в первой четверти 19 века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (542)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)