Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Печатная книга в Западной Европе в конце 15 в



2016-09-16 1482 Обсуждений (0)
Печатная книга в Западной Европе в конце 15 в 0.00 из 5.00 0 оценок




Книгопечатание в Европе распространялось с необычайной быстротой. В 1468 печатный станок появился в Чехии, в 1472 – в Венгрии, в 1473 - в Нидерландах, в 147.- во Франции, в 1476 – в Англии.

Германия

После смещения Папой в 1462г архиепископа в Майнце, когда типография Шеффера и Фуста была уничтожена, работники, или, как их называли, «дети Гутенберга», разбежались во все стороны и разнесли с собой и типографское искусство, так появились странствующие печатники.

Основные типографии. Центром книгопечатания становится Страсбург. Первый издатель - Иоганн Ментелин. Он выпустил много церковнослужебных и богословских книг. В 1466 г издал первую Библию на разговорном немецком языке. Предприятие Ментелина было одним из крупнейших в Европе коммерческих предприятий. Он один выпустил 41 издание.

Наиболее выдающимся нюрнбергским типографом 15в был Антон Кобергер, прозванный «князем печатников». В его типографии насчитывалось 24 станка, которые обслуживали 100 мастеров. Во многих странах Европы работали филиалы дома Кобергера. Они издавали в основном книги большого объема. Наиболее известные издания: Библия, украшенная многочисленными гравюрами, и знаменитая «Всемирная хроника» Г. Шеделя. До 1500г типография выпустила ок 250 названий.

К концу XV века в Германии было свыше 50 типографий, а печатников — свыше 200. Из Германии новое искусство распространилось по другим странам.

Англия

Основные издательства. Первым английским печатником считается Уильям Кэкстон (1421-1491). Первой книгой, напечатанной на английском языке, является «История взятия Трои». В 1476 г. Кэкстон открыл типографию в Лондоне и выпустил первую печатную английскую книгу «Изречения философов» со своим предисловием. Кэкстон считался национальным печатником и пользовался поддержкой правительства. Он является и первым в Англии ученым издателем. С 1476 по 1491 г. им выпущено 100 названий, из них 25 — в его собственном переводе и 25 — под его редакцией. Целью Кэкстона являлась пропаганда английских авторов и развитие английского литературного языка.

Первыми потребителями печатной книги были дворяне, а их любимым чтением - рыцарские романы, повести, рассказы. Второй категорией читателей являлось духовенство, нуждавшееся в богослужебной и богословской литературе. Социальным составом читателей определялся ассортимент первых печатных изданий, их тираж, цена, оформление.

Книгопечатание в Англии развивалось, сравнительно с другими странами Европы, очень медленно. В течение второй половины XV в. в Италии в общей сложности насчитывалось 526 типографий, в Германии — 261, во Франции — 157, в Испании — 77, в Нидерландах — 66. В Англии же их было только 12: 9 — в Лондоне, 2 — в Оксфорде, 1 — в Сент-Альбене. Большая их часть принадлежала иностранцам. В Шотландии и в Ирландии книг вообще не печатали. Англия стала первой страной, где книгопечатание велось только и исключительно на национальном языке и печаталось сравнительно мало церковной литературы.

Италия была одной из наиболее развитых стран.

Основные издательства. Книгопечатание в Италии появляется в 60-х годах XV в. По приглашению кардинала Иоанна Туррекремата — писателя и книголюба, в монастырь Субияко (близ Рима) прибыли из Германии два подмастерья из типографии Гутенберга — Фуста: Конрад Свейнхейм и Арнольд Паннарц. Здесь они отливают шрифты романского полуготического типа, подражавшие итальянским рукописям, и впервые вводят греческие шрифты. Этими шрифтами они печатают в 1464 г. «Доната», который до нас не дошел, а затем ряд сочинений отцов церкви (Лактанция и Августина) и Цицерона.

Значительное развитие книгопечатание получает в Венеции. В 1469 г. здесь приступает к печатанию книг Иоанн из Шпейера (Спира). Он выпускает два издания «Письма друзей Цицерона» и «Естественную историю» Плиния. Спира вводит нумерацию страниц арабскими цифрами, вместо неудобных римских. В 1470 г. в Венеции обосновывается француз Николя Иенсон (Жансон). Он отливает новые шрифты-антиква, послужившие образцом для всех европейских. Иенсон получил прозвище «князя типографов»; папа Сикст IV пожаловал ему титул «Палатинского графа». За 10 лет он напечатал около 100 изданий по всем наукам того времени.

На протяжении 35 лет книгопечатание в Италии получило распространение в 35 городах.

В конце XV в. в Италии возникает знаменитая фирма Альдов. Ее основателем был Альд Пий Мануций (1447-1515) в Венеции. По образованию Альд — эллинист, и его целью было издание текстов греческих и римских авторов. В первых своих изданиях он стремился к изяществу и роскоши; отлил новые шрифты, в том числе наклонные, известные под названием курсив или италик. В качестве образца для этого шрифта было использовано письмо папской канцелярии. В 1499 г. Альд выпускает свой шедевр «Борьба сна и любви Полифила» («Гипнеротомахиа»).

Учитывая потребность рынка в дешевой, хорошо отредактированной и изящно оформленной книге, Альд создает вокруг себя так называемую «Альди Неаакадемиа» (наподобие древней Академии платоников в Афинах), состоящую примерно из тридцати ученых, проверявших тексты издаваемых книг. Сотрудник Альда — Франческо Гриффо — отливает мелкие шрифты, так называемые «антиква венецианского стиля», которыми печатаются книги в восьмую долю листа, удобные, вытесняющие солидные фолианты XV в. «Альдины» приобрели заслуженную славу как научно проверенные тексты классических авторов. Дешевые греческие и римские классики и учебники, снабженные издательской маркой Альда — якорь с обвивающим его дельфином, успешно конкурировали не только с итальянскими изданиями, но также с произведениями знаменитых лионских и парижских печатников. Успех Альда побудил некоторых издателей заняться подделками-контрафакциями. На этом специализировались, в частности, Джунты во Флоренции, некоторые лионские издатели. Это вынуждало Альда печатать особые воззвания, в которых обращалось внимание на отличия между его изданиями и подделками.

Альд Пий Мануций выпустил 153 издания. Его деятельность до конца XVI в. продолжали: тесть Андреа Террезино, сын Пао- Альда Мануция ло Мануций и внук Альд Мануций Младший.

В XV в. в стране преобладало издание светской, преимущественно античной и связанной с ней гуманистической литературы. В это же время выходят богослужебные книги, произведения средневековой научной и богословской мысли. Почти половина всей научной литературы, напечатанной до 1501 г. в Европе (инкунабулыный период), приходится на Италию.

Нидерланды

Первая нидерландская книга с указанием имени печатника появилась в Утрехте в 1473 г. Одновременно развивается книгопечатание и в других городах страны. Первопечатники в Нидерландах находились под сильным иностранным влиянием, особенно со стороны Германии и Италии.

В инкунабульный период (1473-1500 гг.) в Северных Нидерландах насчитывалось 32 типографии. На юге постепенно вырастал в крупный центр книгопечатания и издательского дела Антверпен. Туда перебирались и книгопечатники с севера. Особо сложные тексты, объемные научные и литургические книги, требовавшие больших затрат, печатались за границей и ввозились без особых трудностей в Нидерланды.

Основные издательства. Первые нидерландские типографии были основаны в Эльсте и Утрехте. В 1473 г. в Утрехте открылась типография Николауса Кетелаара и Херардуса де Леемпта. Леемпт был типографом, а Кетелаар — предпринимателем и кредитором. В течение двух лет ими были напечатаны многочисленные книги, по преимуществу технологические и гуманистические сочинения. Высказывается предположение, что они поставляли книги для студентов и преподавателей университета и тем самым положили начало книжной торговли в Северных Нидерландах.

В Девентере основал свою типографию Р. Пафраат. Он был весьма состоятелен и смог напечатать много небольших изданий, а также солидных сочинений. Между 1477 и 1501 г. выпустил 97 названий. Занимался он и продажей книг, не только своих, но и напечатанных в других местах. Он печатал произведения классических авторов, а также много учебных изданий. Пафраат был одним из первых печатников, который пользовался греческим шрифтом.

В Девентере также работал Якобус де Бреда. Он издавал сочинения гуманистов и школьные учебники, напечатанные греческим шрифтом. Бреда пользовался материалами из типографии Пафраата, с которым был в дружеских отношениях. Оба они способствовали превращению Девентера в крупный центр книгопечатания и издательского дела.

Франция

Одной из первых в Европе познакомилась с искусством книгопечатания Франция. Появление здесь первого печатного станка относится ко времени правления Людовика XI (1461-1483 гг.). Рост производительных сил страны, успехи в области культуры и образования способствовали развитию книжного дела. Увеличивается число переписчиков, переплетчиков, иллюминаторов. В 60-е г. XV в. в Париже работало не менее 10 ООО переписчиков, появляются первые привозные (из Германии и Италии) печатные книги.

Основные издательства. В Париже начало книгопечатания связано с именами двух ректоров университета — Жана Хейнлена и Гийома Фише. Хейнлен обратился за помощью к своим соотечественникам — Ульриху Герингу, Михаилу Фрибургеру и Мартину Кранцу. Они прибыли в Париж в 1470 г. и работали во французских мастерских под покровительством Сорбонны. Образцы шрифтов были ими взяты у римских книгопечатников Свейнхейма и Паннарца. Летом 1470 г. ими была напечатана первая книга — собрание писем итальянского гуманиста Гаспарена де Бергама. Книга была снабжена латинским колофоном, в котором прославлялось книгопечатание.

Геринг и К° - печатали преимущественно книги теологического характера, грамматики и риторики; в 1476 г. ими было напечатано первое во Франции издание Библии. В 1476 г. парижский книготорговец Пакье Боном отпечатал с точным воспроизведением подлинника «Большие французские хроники»— это было первое издание на французском языке, появившееся в Париже.

После Парижа вторым крупным центром книгопечатания становится Лион. Этому способствовали его географическое положение и всемирно известные лионские ярмарки. Торговцы и буржуа, населявшие Лион, проявляли интерес к юридическим и медицинским трактатам, а также к написанным на французском языке рыцарским романам, фаблио, к сборникам песен, басен, городским хроникам. Среди 160 печатников, которые работали в Лионе в XV в., большинство было уроженцами Германии или Италии, и лишь 40 — французами. Помимо Лиона, в XV в. книги печатались в Тулузе, Альби, Пуатье, а также в ряде городов Нормандии и Бретани.

Среди изданий XV в. значительный интерес представляли крупные компиляционные труды: «Большие французские хроники», «Зерцало мира» монаха-эрудита Венсента де Бове, сочинения псевдонаучного характера Пьера де Крессанса и Бартолеми де Гланвилля, пользовались успехом рыцарские и куртуазные романы и особенно — «Искусство жить и умирать», «Зерцало человеческого спасения» и «Золотая легенда». Достаточно широкое распространение получили различные народные издания лубочного типа, представлявшие небольшие книжки объемом в 3-4 страницы, в 4-ю или 8-ю долю листа, а также листовки в несколько колонок набора. Это были безавторские издания, печатавшиеся на французском языке, иллюстрированные гравюрами в народном духе.

Инкунабулы— книги, изданные в Европе от начала книгопечатания и до 1 января 1501 года. Издания этого периода очень редки, так как их тираж был 100—300 экземпляров. Инкунабулы делят на два типа: ксилографические и типографические. Вырезать текст ножом на деревянных досках - ксилография. Древнейшее дошедшее до нас произведение этого искусства, имеющее на себе дату печатания, относится к 1423 году - «Библия бедных». Типографическим способом печати была выполнена Библия Гутенберга.

Большинство изданий было на латинском языке, но печатались книги и на других языках. Основными покупателями инкунабул были учёные, знать, адвокаты и священнослужители. Как правило, инкунабулы печатались готическим шрифтом без абзацев. «Нюрнбергская хроника»Гартмана Шеделя, изданная Антоном Кобергером.

Особенности:Гутенберг пытался перенести в печатную книгу все особенности рукописной. Его первые шрифты были похожи на буквы, которыми писались рукописные книги. Лист печатался, а для многоцветных инициалов, миниатюр и других орнаментальных элементов оставлялись пустые места. Их заполняли от руки миниатюристы. Только в самом конце века в книгах стали появляться гравированные инициалы, и даже целые иллюстрации, занимавшие всю страницу.

Инкунабулы сходны с рукописными книгами не только по шрифту и графическому оформлению, но и по структуре. В них нет ни титульного листа, ни пагинации, ни некоторых других привычных элементов. Чаще всего текст располагался на странице двумя столбцами, поскольку длинные строчки легко разъезжались в стороны.



2016-09-16 1482 Обсуждений (0)
Печатная книга в Западной Европе в конце 15 в 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Печатная книга в Западной Европе в конце 15 в

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1482)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)