Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возникновение славянского книгопечатания. Деятельность Ш.Фиоля и Ф.Скорины



2016-09-16 1325 Обсуждений (0)
Возникновение славянского книгопечатания. Деятельность Ш.Фиоля и Ф.Скорины 0.00 из 5.00 0 оценок




Славянские народы, населяющие Восточную Европу, издавна пользовались разными алфавитами: латиницей, глаголицей, кириллицей. Исторически сложилось так, что первыми увидели свет славянские книги, напечатанные латинскими и глаголическими шрифтами. Что же касается славянского кирилловского книгопечатания, то его колыбелью суждено было стать Кракову. Первый печатный станок здесь завел немецкий типограф Каспер Штраубе, выпустивший в 1473—1477 гг. четыре латинских издания: астрономическо -астрологический календарь— однолистку на 1474 г., богословский труд Франциска де Платеа, датированный 1475 г., и лишенный выходных сведений комментарий Иоанна Туррекрематы к Псалтыри, а также сочинения св. Августина. Первую славянскую типографию кирилловского шрифта основал в 1491 г. в Кракове мастер из немецкой Франконии Швайпольт Феоль. Кирилловский шрифт для Феоля изготовил студент Краковского университета Рудольф Борсдорф.

Швайпольт Фиоль - славянский первопечатник. Он принадлежал к Краковскому цеху золотых дел мастеров, в Краков прибыл в 1470-е гг. и, пользуясь покровительством и денежными средствами банкира Яна Турзо, основал типографию. Ш. Фиоль хорошо изучил потребность в богослужебных книгах на славянском языке, поэтому первыми изданиями были литургические книги - "Октоих" (1491) и "Часослов" (1491). Они были напечатаны в два цвета - черной краской и киноварью. Две другие книги - "Триодь постная" и "Триодь цветная" - вышли около 1493 г. Преследования со стороны краковской инквизиции прервали деятельность Ш. Фиоля, и его типография прекратила существование.

«Октоих» отпечатан в формате (1 сгиб-4стр), выполнен в технике двухкрасочной печати и составлен из 22 восьмилистных тетрадей. Последние 3 листа пустые, всего листов — 172. Некоторые страницы украшены сложным орнаментом, в начале каждой главы прописные буквы раскрашены киноварью. Орнаментация труда скромна. На втором листе книги перед началом текста изображена плетеная заставка, ниже неё — плетеный инициал. Кроме того, инкунабула содержит 12 строк вязи и простые по рисунку и небольшие с точки зрения размеров инициалы-ломбарды.

Сохранилось 8 экземпляров «Октоиха». Два находятся в Российской государственной библиотеке, два в Государственном историческом музее, два в Российской национальной библиотеке, один в собрании А. Я. Лобанова-Ростовского, местонахождение которого неизвестно. Последний известный экземпляр был обнаружен Э. С. Смирновой в 1965 году в деревне Заозерье Холмогорского района Архангельской области и хранится в Научной библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета.

В «Триоде цветной» колофона нет, но присутствует типографская марка Швайпольта Фиоля. Анонимна отпечатанная тем же шрифтом «Триодь постная». Сохранилось 28 экземпляров «Триодей цветных», из них по крайней мере 4 полных. «Триодь цветная» состоит из 366 листов, наиболее полный экземпляр был найден в октябре 1971 года в церкви св. Николая в Шкейа и находится в Музее румынской культуры в Брашове (Румыния), всего сохранился 21 экземпляр. В брашовском экземпляре «Триоди цветной» сохранился древнейший в кириллическом книгоиздательстве дереворит — распятие.

Франциск Скорина - белорусский гуманист первой половины ХVI в., ученый-медик, писатель, переводчик, художник, просветитель, первопечатник восточных славян. Предполагают, что родился между 1485 и 1490 годами в Полоцке, в семье полоцкого купца Луки Скорины. Первое свое высшее образование Скорина, получил в Кракове. Там он прослушал курс «свободных наук» и был удостоен степени бакалавра. Ученые предполагают, что после Краковского университета Скорина служил секретарем у датского короля. Но в 1512 году он оставил эту должность и отправился в итальянский город Падуя, в университете которого получил степень доктора лекарских наук. С 1517 года Скорина жил в Праге. Здесь же он начал свое издательское дело и приступил к печатанию Библейских книг.

Первой напечатанной книгой стала славянская «Псалтырь» 6 августа 1517 года. За два года в Праге Франциск Скорина выпустил в свет 23 иллюстрированные библейские книги, переведенные им на понятный широкому читателю язык. Каждую из книг издатель снабдил предисловием и послесловием, включил в Библию почти полсотни иллюстраций. Примерно в 1520 году или чуть позже первопечатник возвратился на родину и в Вильно основал первую восточнославянскую типографию. Здесь вышла «Малая подорожная книжица», которая считается первой книгой, изданной на белорусских землях. Здесь же в 1525 году был напечатан «Апостол», который оказался последней книгой первопечатника — во время пожара в Вильне типография сгорела.

До появления известной Острожской Библии издания Скорины были единственными напечатанными переводами Священного Писания, выполненными на территориях восточных и южных славян. Эти переводы стали предметом наследований и переделок - вся восточнославянская издательская деятельность в области библейских текстов так или иначе ориентировалась на Скорину. Это не удивительно - его Библия во многих отношениях опередила подобные издания в других странах: раньше немецкой Мартина Лютера, не говоря уже о польских и российских издателей. Примечательно, что Библия была издана на старобелорусском языке, что в значительной степени определило развитие белорусской печати.

До нынешних дней дошли всего четыре сотни экземпляров книг Скорины. Все издания очень редкие, особенно виленские. Раритеты хранятся в библиотеках и книгохранилищах Минска, Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Вильнюса, Львова, Лондона, Праги, Копенгагена, Кракова.


15. И. ФЕДОРОВ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ НА РУСИ

В Московском государстве книгопечатание появилось в середине XVI в. К этому времени на Руси уже были известны печатные книги. Они имелись в библиотеке Великого московского князя. Это были венецианские издания на латинском, греческом и др. языках. Однако в широком обиходе по-прежнему использовали рукописные книги, тематика которых была разнообразной.

С середины XVI в. Иван IV и его окружение стали помышлять о заведении в Москве печатного станка. Причины, побудившие к этому следующие. После присоединения Казани в 1552 г. Правительство Ивана IV стало осуществлять христианизацию местного населения, всячески поощряя тех, кто принимал крещение. Христианизация требовала большого количества книг религиозного содержания. Желая удовлетворить возросший спрос на церковную литературу, Иван Грозный повелел скупать святые книги на торгу. Выяснилось, что большинство книг оказались непригодными, содержало различные ошибки. Неисправленные церковные книги способствовали распространению ересей, что вело к религиозному вольнодумству. Вопрос о об исправлении церковных книг приобрел столь важный характер, что о нем специально говорилось на Стоглавом соборе высших духовных и светских сановников в 1551 г. Стоглавый собор принял постановление о введении строгой духовной цензуры и конфискации духовными властями неисправленных рукописей. Удовлетворить возникшую потребность в большом количестве церковных книг с идентичным, исправленным текстом с помощью рукописного способа производства было крайне трудно, практически невозможно. Решить вопрос можно было только используя печатный станок. Вопрос об учителях русских первопечатников до сих пор остается неясным. Существует предположение, что определенную роль в этом деле мог сыграть просвещенный писатель-публицист, церковный деятель Максим Грек, который приехал в Россию в 1518 г. по просьбе Василия III. Максим Грек принимал участие в исправлении церковных книг. Первые печатные издания в Москве появились в сер. 50-х гг. XVI в. Это так называемые анонимные, безвыходные издания, т.к. выходные сведения у них отсутствуют. К ним относятся семь книг: три «Евангелия», две «Псалтыри» и две «Триоди». До сих пор не решен вопрос о печатниках этих книг. Возможно, в их числе и И.Федоров, и его помощник П. Мстиславец. Иван IV в 1563 г. велел устроить на средства своей казны «дом», где производить печатное дело. Вся последующая история начального периода русского книгопечатания связана с именем Ивана Федорова, положившего начало русскому книгопечатанию не только в Москве, но также в Белоруссии и на Украине.

Ничего не известно о происхождении русского первопечатника, о детских и юношеских годах его жизни. В начале 60-х гг. 16 в. Он был уже дьяконом церкви Николы Гостунского, помещавшейся в Московском Кремле. В построенной по указания Ивана IV типографии Иван Федоров приступил к набору книги «Апостол» 19 апреля 1563 года. Книга печаталась целый год и была завершена 1 марта 1564 г. Именно эта последняя дата отмечается как официальная дата начала книгопечатания на Руси.

«Апостол» 1564 г. - одно из лучших изданий Ивана Федорова. Техника печати, качество набора, орнаментальных украшений намного превосходят качество анонимных изданий. Книга снабжена большой фронтисписной гравюрой, изображавшей евангелиста Луку, вставленной в художественно выполненную рамку, которую Иван Федоров использовал в других своих изданиях. Издание Ивана Федорова послужило образцом для последующих поколений русских печатников.

Вместе с Федоровым работал Петр Тимофеев Мстиславец, выходец из Западной Белоруссии. В 1565 г. Они выпустили два издания «Часовника». Это издание, носившее учебный характер, - очень редкое, сохранилось в единичных экземплярах. «Часовник» был последним изданием, напечатанным Федоровым и Мстиславцем в Москве. Вскоре им пришлось покинуть столицу русского государства. Первопечатники столкнулись с противоборством «многих начальников и духовных властей и учителей», которые, как пишет Иван Федоров, «по зависти возводили на нас многие обвинения в ереси…». По-видимому, одной из главных причин преследования было их критическое отношение к тексту печатаемых ими богослужебных книг, их «вольнодумство» в этом смысле. По-видимому, первопечатникам была предоставлена возможность выехать из Москвы, взяв с собой часть типографских материалов (шрифт, гравированные доски), которыми И.Федоров пользовался и на чужбине. Путь московских печатников лежал в Литву. По приглашению гетмана Григория Ходкевича они обосновались в имении Заблудово – под Белостоком. Ходкевич задумал печатать русские православные книги для русско-белорусского населения, проживавшего на территории Литовского княжества. В Заблудово И.Федоров вместе с П.Мстиславцем напечатали «Евангелие Учительное»(17 марта 1569г.). В книге имеется уже титульный лист и предисловие, написанное Ходкевичем. Но шрифты и заставки те же, что и в ранних московских изданиях.

В 1570 г. Федоров напечатал в Заблудово «Псалтырь с часословцем». Книга снабжена фронтисным гравированным портретом царя Давида. Сохранилось всего три экз. этой книги.

Покинув Заблудово с малолетним своим сыном и приставшего к ним по дороге подмастерья Гриня, И.Федоров направился во Львов. В Подзамчье (предместье Львова) оборудовал типографию. В ней 15 февр.1574 г. Выпустил новое издание «Апостола». В конце книги была впервые помещена типографская марка И.Федорова. В последствии к «Апостолу», написанном с большим лиетратурным мастерством, повествуется о делах и жизни И.Федорова после отъезда из Москвы. Это ценный документ для изучения истории русского книгопечатания 16в.Также здесь был напечатан небольшой «Букварь», снабженный гербом г.Львова и издат.знаком И.Федорова.Единственный эез. «Букваря», вывезенный в 17в. В Италию, хранится в США в библиотеке Гарвардского ун-та. Это издание послужило образцом для русских букварей, печатавшихся в последующие десятилетия.

Федоров испытал тяжелые материальные затруднения и лишения. Поэтому он охотно принял приглашение князя Константина Острожского устроить типографию в его имении. Острожский стремился противостоять влиянию католицизма, поэтому задумал использовать с этой целью книгопечатание на языке, понятном украинскому народу. В группировавшемся вокруг него кружке «Острожская Академия» возникла мысль перевести с греческого и издать на славянском языке «Библию». Этим должен был заняться И.Федоров. За образец был взят список Геннадиевской Библии, копия которой была получена из Москвы с разрешения Ивана IV.

В 1580 г. И. Федоров выпускает в качестве подготовительной работы «Новый Завет с Псалтырью». 5 мая 1581 г. Из острожской типографии вышла «Хронология» белорусского поэта-кальвиниста Андрея Рымши – своеобразный стихотворный календарь. 12 августа 1581 г. Вышла в свет «Библия». Это самое обширное издание И. Федорова. В книге 628 листов текста, отпечатанных в два столбца различными шрифтами. В предисловии от имени князя Острожского говорится о связи начатого в Остроге дела с Москвой, со всем историческим прошлым русского народа. Тираж издания составил 1000-1200 экз. До нашего времени сохранилось ок. 250 экз. «Библия» И.Федорова послужила образцом для последующих ее русских изданий.

Лишь в 1968 г. В библиотеке г. Гота (Германия)был обнаружен единственный полный экземпляр «Азбуки» («Букваря»), напечатанного Иванов Федоровым в Острожской типографии 18 июля 1578 г. Это первая по времени книга, вышедшая из типографии Ивана Федорова в Остроге. Она снабжена издательским знаком первопечатника и гербом князя Острожского.

В 1583 г. Федоров возвращается во Львов. Вновь оборудует типографию, приступает в ней к набору новой книги. Одновременно трудится над рядом изобретений в области пушечного дела, однако реализовать все это ему не удается. Он тяжело заболевает и умирает 5 декабря 1583 г.



2016-09-16 1325 Обсуждений (0)
Возникновение славянского книгопечатания. Деятельность Ш.Фиоля и Ф.Скорины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возникновение славянского книгопечатания. Деятельность Ш.Фиоля и Ф.Скорины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1325)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)