Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дешт-и-Кыпчак ( начало XI века-1219 год). 6 страница



2016-09-16 368 Обсуждений (0)
Дешт-и-Кыпчак ( начало XI века-1219 год). 6 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




· Вскоре, со второй половины 50-х г. по всей стране стали закрываться лагеря. В 1959 г. был закрыт печально известный Карлаг. Возле г. Спасск в Карагандинской области ныне сооружен мемориал жертвам политических репрессий 30ых-начала 50ых годов (смотри фото 22 из приложения).

· В юриспруденции был восстановлен первейший юридический принцип презумпции невиновности. Это означало, что виновность человека теперь определял суд. Прекратилось рассмотрение доносов в судебной практике. Это способствовало исчезновению в обществе атмосферы страха и подозрительности. Весь этот процесс потепления общественной жизни в 50-ые годы направленный на реформирование тоталитарного режима был назван в литературе «оттепелью». Этот термин, весьма точно характеризующий дух той эпохи был введен в литературный «оборот» писателем и публицистом Ильей Эренбургом. Борьба с наследием культа личности Сталина, или как пишут современные авторы, со сталинизмом была продолжена Н.С. Хрущевым с нарастающей силой в последующие годы. На XX съезде КПСС в январе 1956 года Н.С.Хрущев выступил с докладом «О преодолении культа личности Сталина…», где впервые открыто, с высокой трибуны перед партийными работниками страны назвал многие факты беззаконий и репрессий, имевших место в годы правления Сталина. Так, были названы имена незаконно репрессированных и уничтоженных деятелей партии и государства, представителей интеллигенции, видных советских военачальников. Партийные делегаты узнали от докладчика шокирующие факты о пытках и расстрелах без суда и следствия, что практиковалось органами НКВД в СССР в 30-х - начале 50-х годов.

Н.С.Хрущев в своем докладе затронул также тему репрессированных народов. Вскоре после съезда началась политическая реабилитация репрессированных народов. Так, в конце 30-х середине 40-х гг. в Казахстан были депортированы или сосланы многие «неблагонадежные» народы страны: корейцы, поляки, немцы, чеченцы, ингуши и многие другие. Теперь эти народы были реабилитированы, и им было разрешено вернуться из ссылки к местам прежнего проживания. Многие из представителей репрессированных народов нашли на гостеприимной земле казахского народа приют, кров, заботу со стороны казахов и после прекращения ссылки остались здесь жить, обретя на земле Казахстана новую родину.

· Н.С.Хрущев провозгласил также принцип коллективности руководства в стране, что также наносило серьезный удар по режиму личной власти, сложившемуся в СССР в условиях однопартийной системы при Сталине. После таких нововведений, особенно, после XX съезда КПСС, возращение к прежнему жесткому, тоталитарному режиму уже было невозможно. Тоталитарному режиму, а именно его карательной составляющей, был нанесен серьезный удар. Однако, полностью раскрыть всех виновных в сталинских преступлениях высших партийных чиновников Н.С.Хрущев не мог, т.к. и сам нес немалую долю ответственности за репрессии на Украине, в свою бытность первым секретарем Компартии этой союзной республики.

Среди реформ в других сферах жизни общества можно выделить следующие, на наш взгляд, важные нововведения Н.С.Хрущева:

- Сокращение армии. Численность армии в мирное время была существенно сокращена. Высвободившиеся средства и людские ресурсы были направлены в народное хозяйство страны.

- Жилищное строительство. Ленинградскими инженерами был разработан метод ускоренного возведения крупнопанельных домов, в основном 5-ти этажных, со всеми удобствами. Во многих городах страны, союзных республиках развернулось строительство жилья для народа. Так, во многих молодых, промышленных городах Казахстана, таких как Целиноград (ныне Астана), Караганда, Джезказган, Балхаш, Экибастуз и многих других развернулось масштабное строительство жилых массивов. Ежегодно в строй вводились миллионы квадратных метров жилья. В результате, к середине 60-х годов XX века, жилищная проблема в стране и в союзных республиках, в целом, на тот момент, была решена.

Следует отметить, что большинство реформ, начатых Н.С.Хрущевым в разных сферах жизни общества, были незавершенными и проводились без серьезного научного анализа и подготовки, т.е. прежними командными методами.

В начале 50-х годов XX века ясно обозначилось хроническое отставание сельского хозяйства СССР от других сфер экономики. Проведенная силовая коллективизация 30-х годов, голод, затем разорение экономики и ее аграрного сектора, вызванного войной 1941-1945гг, высокие налоги на колхозников, все это привело к сокращению сельскохозяйственного производства в стране, которое не обеспечивало растущее население советского государства продуктами питания, в первую очередь зерном, хлебом. Поэтому главная цель предложенной партийным руководством страны политики освоения целинных и залежных земель, состояла в увеличении производства зерна, а также в повышении производства зерна на душу населения в СССР. В марте 1954 г. на Пленуме ЦК КПСС была озвучена программа освоения целины. VII съезд Компартии Казахстана состоявшийся в этом же году, также поддержал это решение правительства. Суть этой политики состояла в том, чтобы распахать и засеять зерновыми малоплодородные, степные земли Северного, Западного и отчасти Центрального Казахстана, Нижнего Поволжья, Приуралья (смотри карту из приложения 21). Для этого, необходимо было проложить на этих, малоиспользуемых в сельском хозяйстве землях дороги, построить населенные пункты, где будут жить и трудиться целинники-хлеборобы, трактористы, комбайнеры, строители и представители других рабочих профессий. Необходимо также было направить на целину сельскохозяйственную технику, горючесмазочные материалы, автомашины, стройматериалы и все необходимое для людей, осваивающих степные пространства в условиях сурового, резкоконтинентального климата и отсутствия жилья, соцкультбыта, нормального питания и т.д.

Столь масштабная компания предполагала огромные материальные вложения государства, привлечение большого количества рабочей силы и требовала научного подхода. В Казахстане, ряд представителей научной интеллигенции, выступали против необдуманного и скоропалительного решения партийного руководства СССР, указывая на возможные отрицательные результаты этого крупнейшего аграрного эксперимента. Так, отдельные руководители республики указывали на то, что Казахстан не готов к приему большого количества рабочей силы из других регионов страны, т.к. это может повлиять на демографическую ситуацию в республике, резко изменить соотношение коренного и некоренного населения, т.е. сказаться на развитии языка и культуры казахского народа. Другим отрицательным результатом могло стать сокращение пастбищ, которые должны были быть изъяты из обращения, и использоваться под посевы зерновых. Однако, это мнение не принималось всерьез руководством СССР во главе с Н.С.Хрущевым. Собственно, саму идею поднять урожай зерновых в СССР за счет использования для этой цели степных пространств Казахстана предложил Н.С.Хрущеву первый секретарь Актюбинского обкома партии Ж.Ташенев. Советскому руководителю понравилась эта идея и он, фактически, присвоил себе ее, оформив на пленуме ЦК КПСС в постановлении «Об освоении целинных и залежных земель». О Ж.Ташеневе стали писать в газетах, как о талантливом руководителе области, хорошем организаторе производства и т.д. В ходе освоения целины в Казахстан по комсомольским путевкам направлялись сотни тысяч молодых энтузиастов, готовых, как и в годы первых пятилеток откликнутся «на зов партии…» Были среди приезжающих на целину и случайные люди, ищущие просто высокого заработка, готовые уехать отсюда при возникновении трудностей. В ходе освоения целинных земель, было распахано всего 25,5миллионов гектар земли. Только в 1954-55 г. в Казахстане было организовано более 300 совхозов в Северных и Центральных областях республики. Целинники приезжали из России, Украины, Белоруссии, Молдавии и других союзных республик. В первое время, приехавшие на целину рабочие, жили в палатках, медицинское обслуживание было налажено слабо. Лишь со строительством населенных пунктов, целинники получали жилье, медицинское обслуживание, объекты соцкультбыта.

Уже в первые годы освоения Целины, несмотря на нехватку транспорта и большие потери при уборке зерна удалось получить огромный по тем временам урожай зерновых. В 1956 году на целинных землях было собрано более 62 млн. тонн зерновых. Однако, к концу 50-х гг. эффективность целинных земель падала, урожайность снижалась. Как же оценить результаты освоения целинных земель прежде всего для Казахстана и его новейшей истории? Большинство современных казахстанских ученых-историков отмечают, в целом, что освоение целины на тот момент позволило решить продовольственную, а именно, зерновую проблему. Среди положительных результатов этого аграрного эксперимента можно, на наш взгляд, отметить следующие моменты:

· Производство зерна в СССР и в Казахстане, в частности, резко возросло и позволило довести его в пересчете на душу населения до 2 тыс. кг.

· Были построены сотни населенных пунктов, в том числе городского типа со всеми атрибутами городской жизни - учебными заведениями, театрами, библиотеками и т.д. То есть возросло число городского населения.

· Были проведены новые железные и автомобильные дороги, линии электропередач и связи и т.д.

· Увеличилась численность населения Казахстана, республика в те годы стала еще более многонациональной.

· К концу 50-х гг. после принятия специальных постановлений правительства, направленных на развитие животноводства возросло поголовье скота (к 1960 г. до 37 млн. голов).

Среди отрицательных результатов целинной эпопеи исследователи выделяют следующие:

-Значительная часть распаханных земель подверглась ветровой эрозии. (В 1960 г. более 9 млн. гектар - то есть примерно треть всех распаханных земель). Как результат возникновение из-за гигантских распашек земли пыльных бурь. Это повлияло на рост засушливости климата этих регионов.

· Снижение доли коренного населения республики до 30 % за счет прибытия на целину рабочих в количестве более 2 млн. человек из других регионов СССР.

· Как следствие предыдущего - снижение статуса казахского языка. Это - одно из главных отрицательных последствий научно не продуманной демографической политики руководства СССР в Казахстане.

· Снижение площади пастбищ - базы животноводства и как результат отставание этой отрасли сельского хозяйства.

· Эрозия почв в районах массовой распашки из-за выветривания плодородного слоя. Появление пыльных бурь, то есть нарастание экологических проблем.

· Огромные вложения средств, привлечение колоссальных ресурсов, слабая отдача, низкая эффективность, падение урожайности в последующие годы.

В целом, освоение целины в 1954-62 годах, представляло из себя, повышение производства зерна за счет нерационального использования площадей Казахстана, материальных и людских ресурсов, т.е. являлось экстенсивным, малоэффективным путем развития сельского хозяйства. Как отмечал Президент РК Н.А.Назарбаев, в освоении целины была «… бесспорно, экономическая целесообразность», но наряду с этим «…республика лишалась базы животноводства - пастбищ, наряду с этим из европейской части Союза в Казахстан переселили еще около 2,5 миллионов человек-целинников. В результате доля казахов в населении Казахстана снизилась до 30%. Соответственно, снизился статус казахского языка». Итак, в целом, эта масштабная аграрная политика позволила решить на тот момент продовольственную проблему в стране, сыграла большую роль в создании экономической и социальной инфраструктуры, способствовала интернационализации общественной жизни республики.

В 2004 г. состоялись ряд встреч, круглых столов, конференций, приуроченных к 50-летию целины и героическому трудовому подвигу первоцелинников, большинство из которых по окончании своей миссии остались жить и трудиться на земле многонационального Казахстана. На встрече с ветеранами целинной эпопеи в Астане, президент нашего государства Н.А. Назарбаев высоко оценил их роль в освоении целинных и залежных земель республики в 50-е годы XX века. Самоотверженным трудом они внесли вклад в процветание также и современного, независимого Казахстана, который является в настоящее время крупным поставщиком зерна на мировом рынке, в то же время полностью обеспечивая свой народ хлебом. а нехватку транспорта и большие потери при уборке зерна удалось получить огромный по тем временам урожай зерновых в 1956 г.

 

Лекция 13.Политика «перестройки» в СССР (1985 – 1991гг). Казахстан на пути к независимости.

План.

1. Курс на «перестройку» в СССР.

2. События декабря 1986 года в Алма - ате. Причины и последствия.

3. Распад СССР. Становление суверенного Казахстана.

В марте 1985 года генеральным секретарём ЦК КПСС был избран М.С. Горбачёв. В отличие от предыдущих советских вождей преклонного возраста – Л. И. Брежнева (1964 – 1982гг), Ю. В. Андропова (1982 – 1984), К.У. Черненко (1984 – 1985гг), он отличался относительной молодостью, ему было «всего» 54 года. Придя к руководству СССР, новый энергичный лидер вскоре заявил о необходимости серьёзных социально – экономических преобразований в стране, объясняя это технологическим отставанием государства от ведущих мировых держав. Выступая перед общественностью страны, встречаясь с трудовыми коллективами в разных регионах и в союзных республиках, он настойчиво повторял ряд тезисов об ускорении развития экономики и необходимости реформирования советского общества. Состоявшийся в 1986 года очередной 26 съезд КПСС, провозгласил необходимость совершенствовать демократию, правда, в рамках существующего социалистического строя. Комплекс социально – экономических и политических преобразований в СССР в эти годы (1985 – 1991), которые провозглашал, а затем пытался проводить в жизнь М. Горбачёв, получили название «перестройки». Как выяснилось позже, приступая к реформированию советского общества, в целом, М. Горбачёв не имел чёткого плана действий, научного подхода, то есть отсутствовала общая концепция реформирования общества. Его реформы, которые затрагивали все сферы общественной жизни, осуществлялись спонтанно и приводили чаще всего к отрицательным результатам. Приведём несколько примеров. Так, затеянная в начале правления М. Горбачёва кампания «…по преодолению пьянства и алкоголизма», безусловно, очень важная для повышения производственной дисциплины в обществе, привела к повышению цен на водку, очередям за спиртными напитками, росту в стране самогоноварения. Более того, на местах, особенно в южных регионах, власти, чтобы «быстрее» выполнить указания партии, стали уничтожать виноградники. В целом, по стране, к снижению алкоголизма эта кампания не привела, реформа провалилась. Закон «О государственном предприятии» (1987) позволял предприятиям переходить на хозрасчёт, заниматься внешнеэкономической деятельностью, создавать совместные предприятия, однако, большая часть выпускаемой продукции исключалась из свободной торговли, т. к. входила в обязательный госзаказ. «Закон о кооперации», «Закон об индивидуальной трудовой деятельности» разрешали в СССР частное предпринимательство более чем в 30 видах производства товаров и услуг, однако, осуществлялись в условиях сохраняющегося партийно-государственного диктата, всевозможных законов и актов. Кроме того, частники и кооператоры были обложены чрезвычайно высоким налогом (65%). Эти реформы в экономике были непоследовательные, половинчатые и не привели к стабилизации экономической обстановки, улучшению централизованного снабжения. В сельском хозяйстве земля не была передана в частную собственность. Власти санкционировали право брать землю в аренду (т.н. арендный подряд), которым воспользовалась лишь небольшая часть сельских тружеников, которые обрабатывали только 2% земли. Земля принадлежала местным Советам, и колхозам, которые всячески препятствовали проявлению частной инициативы, предприимчивости на селе. Это стало, пожалуй, главной причиной того, что с 1988 года началось падение сельскохозяйственного производства как по стране, в целом, так и в Казахстане. Начался дефицит основных видов продуктов питания. Старый бюрократический аппарат тормозил попытки проведения реформ не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности. В 1989 году появились черты экономического кризиса, который сопровождался систематическими нехватками: летом 1989 года – сахара, осенью того же года – чая, летом 1990 года – табака и т. д. Когда весной 1990 года правительство СССР, возглавляемое Н. Рыжковым, предложило программу перехода к рынку, что предусматривало повышение цен на ряд товаров народного потребления, народ стал спешно скупать в магазинах всё то, что ещё оставалось на полках. Дефицит коснулся также товаров лёгкой промышленности. В крупных магазинах – универмагах, начали составлять списки очередников на покупку телевизоров, холодильников и других бытовых товаров, необходимых населению. В этих условиях появились «предприимчивые» люди, которые пользовались трудностями в обеспечении населения различными бытовыми товарами, паразитируя на этом. Пример. В ЦУМе г. Караганды имелись случаи, когда покупателю предлагали без списков и очередей «помочь» купить, например, цветной телевизор, доплатив при этом примерно до ¼ стоимости самого телевизора. При этом такая «деятельность», больше похожая на открытую спекуляцию, никем не наказывалась. Лихорадочные, непродуманные преобразования, попытка перевода промышленности на рыночные отношения, привели к спаду промышленного производства. Всё это снижало авторитет М. Горбачёва как реформатора. Как отмечал Д. А. Кунаев в своих воспоминаниях, «… Налаженные десятилетиями производственно-экономические, …торговые и иные связи начали быстро рваться, место планомерных поставок занял примитивный бартер. …Хозяйственная жизнь страны оказалась парализованной». Это высказывание, на наш взгляд, достаточно полно отражает причину последующего ещё более углубившегося кризиса, который продолжился в бывших союзных республиках союза уже после распада СССР.

Активное реформирование политической системы в СССР началось после январского пленума ЦК КПСС 1987 года, который провозгласил такие совершенно новые, ранее неизвестные в условиях однопартийного режима понятия для советского общества, как альтернативные выборы руководителей предприятий, тайное голосование при выборах партийных секретарей. В 1988 - 89 годах принимается целый ряд новых законов, среди которых наиболее радикальные: о прессе, об общественных организациях. В советских СМИ стали активно внедряться совершенно новые, непривычные для граждан термины и понятия, такие, как гласность, демократия, плюрализм, правовое государство, гражданское общество, новое мышление, и другие. Стали публиковаться ранее запрещённые произведения, демонстрироваться кинофильмы, пролежавшие долгие годы на полках, вследствие идеологических запретов партии. Пример. В 1989 году в Алма – ате была выпущена книга Олжаса Сулейменова «АЗиЯ», запрещённая в СССР в 1975 году по идеологическим мотивам. Такой непривычный для советского общества всплеск демократии способствовал активизации политической жизни, появлению различных «неформальных» организаций. В ряде союзных республик, в частности, в республиках Прибалтики появляются народные фронты, которые объединяют представителей интеллигенции, политических партий и широкие демократические слои общества, которые требуют выхода своих республик из состава СССР. Либерализация политической жизни в стране, привыкшей к жесткому партийному диктату, приводит к бурной политической активности, как в центре, так и в регионах. В Казахстане появляются первые политические партии и общественные движения.

Одним из первых проявлений кризиса советской системы, в частности, её национальной политики, явились декабрьские события 1986 года в Алма – ате, столице советского Казахстана. 16 декабря 1986 года состоялся 5-ый пленум ЦК Компартии Казахстана, который продолжался всего 18 минут. На нём в спешном порядке был решён вопрос о смене первого руководителя республики. На место Д.А. Кунаева, возглавлявшего Казахскую ССР в течение 25 лет, был назначен присланный «сверху», никому не известный в республике партийный чиновник – Г. Колбин. Назначение, таким образом, было произведено привычным, командно – административным методом без учёта общественного мнения. Утром 17 декабря на площади имени Л. Брежнева в Алма-ате начались демонстрации молодёжи, направленные против принятого властями решения. Изначально демонстрация хоть и была политической, но носила мирный характер. Так, на плакатах митингующих можно было встретить требования об отставке Колбина, о назначении в качестве первого лица в республике казахстанца, причём назывались не только казахские, но и русские фамилии возможных руководителей. Содержались лозунги в поддержку проходящих в стране реформ. Партийное руководство страны не пошло на диалог с народом. Наличие среди масс молодёжи и студентов на улицах асоциальных элементов, спровоцировавших хулиганские, противоправные действия, позволило властям однозначно квалифицировать действия демонстрантов. При разгоне демонстрации силами МВД применялись пожарные машины, сапёрные лопатки, дубинки, служебные собаки. 18 декабря в столицу Казахстана прибыли специальные части из других городов страны. Это было сделано по указанию министра внутренних дел СССР А. Власова. В результате проведённой «операции», при поддержке 10 БТР и пожарных машин, демонстранты были разогнаны. Молодежь избивали дубинками, задержанных людей вывозили полураздетыми за город и бросали на холоде. Военнослужащим помогали отряды, спешно сформированные властями из числа рабочих и служащих. Затем, после разгона демонстрации, власти приступили к поиску и наказанию виновных. Группа сотрудников центрального аппарата МВД СССР, которая прибыла в столицу 17 декабря, руководила «наведением» порядка. Советские газеты поместили сжатые в несколько строчек, заметки о «…выступлениях хулиганствующих, …националистических элементов в Алма-ате…». В ходе разгона демонстрантов, телесные повреждения получили около 1,7 тысяч человек. Около 900 человек получили административные взыскания, 309 студентов было отчислено из вузов, 319 предполагаемых участников демонстраций уволено с работы. 52 человека были исключены из рядов КПСС, что в то время означало невозможность продолжения, в дальнейшем, служебной карьеры. 758 человек было исключено из комсомола, что также отрицательно влияло на послужной список молодого человека. Наконец, 103 человека было привлечено к уголовной ответственности и получили различные сроки наказания. Один из участников тех событий – К. Рыскулбеков был приговорён к смертной казни, которую позже заменили 20-ти летним сроком тюремного заключения (впоследствии он умер в тюрьме при не выясненных обстоятельствах). В июле 1987 года ЦК КПСС принял постановление «О работе Казахской республиканской партийной организации…», в котором декабрьские события были названы «…проявлением казахского национализма».

Говоря о причинах подтолкнувших часть казахской молодёжи к демонстрациям, следует отметить, что корни их уходят вглубь советской системы, т. е. недовольство накапливалось годами. Так, суверенитет советских республик был номинальным. Все решения по наиболее важным вопросам развития союзных республик принимались в «центре», союзными министерствами и ведомствами, экономические интересы регионов и республик нередко игнорировались. Пример. Не изучив возможные последствия для жителей Приаралья, министерство водного хозяйства СССР в соответствии с пятилетними планами, с каждым годом наращивало забор воды из рек Сырдарьи и Амударьи для нужд сельского хозяйства страны. В результате уровень Арала в 60 - 80-е годы снизился на 13 – 14 метров. Также партийное руководство станы мало интересовалось последствиями, которые несли народу Казахстана атомные испытания на Семипалатинском полигоне. Президент РК - Н.А. Назарбаев, отмечал, что работая в доперестроечные годы секретарём ЦК Компартии Казахстана, был вынужден решать вопросы строительства промышленных объектов в различных областях Казахстана только с разрешения Москвы, то есть, заручаться согласием партийных и хозяйственных чиновников центра. Нередко успех в решении вопроса зависел от личных отношений с высоким партийным начальником. Так, если у руководителя региона, республики, имелись хорошие отношения с министром финансов СССР, то такая республика могла получить из центра необходимые средства в свой бюджет. Безусловно, такая практика была порочной. Озабоченность представителей национальной интеллигенции в союзных республиках вызывало и невнимание центра к развитию родного языка и культуры. Так, в многонациональном государстве – СССР, был один государственный язык - русский. Соответственно языку, культуре, истории других народов страны не уделялось должного внимания. Пример. В Казахской ССР казахский язык не имел никакого официального статуса, поэтому его роль и сфера применения снижались. Хотя его изучали в русских школах со 2-го по 8-ой класс, отношение к данному предмету учащихся было, как правило, не серьёзное. Число казахских школ в республике постепенно сокращалось. В вузах республики тоже был только один язык обучения. Несмотря на то, что в СССР декларировалось равноправие всех народов, и пропагандировался интернационализм и дружба наций, на деле партийное руководство страны уделяло этому вопросу недостаточное внимание. Пример. Оканчивая казахскую школу в сельской местности, студент поступал в вуз и учился на русском языке, несмотря на трудности с языком обучения, так как выбора не было. Автор этих строк, будучи студентом вуза в начале 80-х годов замечал, что некоторые студенты – однокурсники из – за этого испытывали трудности в учебе и в общении, однако, это никого не волновало. Правда, на сессии, студент закончивший казахскую школу, имел возможность сдавать экзамен на родном языке преподавателю, владеющему казахским языком. Но, в целом, существующее положение дел считалось нормальным, мало кто задумывался и обсуждал такие вопросы. Представители национальной интеллигенции, пытавшиеся глубоко изучать историю, культуру своего народа подвергались преследованию и могли быть обвинены в «национализме». Так, примером может служить книга О. Сулейменова «АЗиЯ», которая была запрещена ввиду того, что автор попытался отойти от идеологических установок в науке и глубже, чем было принято, затронуть историю славянских и тюркских народов, их взаимодействие и взаимовлияние в прошлом. Все указанные выше факты вызывали беспокойство части национальной интеллигенции, а особенно снижение роли казахского языка, что создавало угрозу его существования и функционирования в будущем. Когда грянула «перестройка», была провозглашена демократия и гласность, отказ от прежних методов диктата партии. Самосознание народов страны стало пробуждаться. Однако смена руководителя республики в декабре 1986 года произошла в духе доперестроечных времён, в духе обычного диктата центра. Таким образом, главная причина декабрьских событий 1986 года в Алма-ате – это противоречие между традиционными командно – административными, диктаторскими методами руководства республикой и провозглашенными демократическими принципами перестройки. Как отмечалось выше, недовольство национальной политикой центра копилось годами, и назначение Г. Колбина стало лишь непосредственным толчком, поводом к выступлению молодежи. В 1989 году по инициативе М. Шаханова, Верховный Совет Казахской ССР начал работу по пересмотру указанного выше решения ЦК КПСС. В мае 1990 года Политбюро ЦК КПСС приняло постановление, в котором прежняя трактовка декабрьских событий в Алма-ате как «…проявление национализма… была признана… ошибочной…». Незаслуженные обвинения с народа и республики были сняты. События декабря 1986 года явились первым протестом молодёжи в условиях нарождающейся демократии против диктата властей. Эти события привели к дальнейшему росту самосознания народа и способствовали оформлению политических партий и общественных движений в Казахстане. Так, в феврале 1989 года по инициативе О. Сулейменова возникло антиядерное движение «Невада – Семипалатинск», которое выступало за прекращение испытаний на Семипалатинском полигоне, появились такие общественные движения, как «Адилет», «Мемориал». Весной 1990 года образуется социал-демократическая партия Казахстана. Летом 1990 года набирает силу национально – демократическое движение «Азат», появляются радикальные политические организации «Желтоксан» и «Алаш», казачьи объединения, движение «Единство». Г. Колбин, пытавшийся преследовать неформальные общественные организации и видных представителей интеллигенции как «националистов» и «коррупционеров» полностью скомпрометировал себя и был отозван в Москву летом 1989 года. С приходом к власти Н.А. Назарбаева в республике прекращаются гонения против участников декабрьских событий 1986 года. В знак глубокого уважения к мужеству казахстанцев, которые выступили против командно – административной системы, Президент РК Н. А. Назарбаев именно 16 декабря 1991 года подписал Закон о государственной независимости, который был оглашён на площади республики в Алма-аты. В 2006 году в день 20-летия декабрьских событий в Алма-ате был открыт монумент «Заря независимости», который возвели возле той самой площади.

К концу 80-х началу 90-х годов экономические преобразования Горбачёва, попытка перевода промышленности на рыночные отношения завершились неудачей. В 1990 – 91 годах в СССР происходит дальнейший спад производства во многих отраслях, в том числе таких, как угольная, нефтяная, текстильная и многих других. При отставании уровня производства происходит увеличение денежной массы. Это, в свою очередь привело к увеличению дефицита продуктов питания и товаров лёгкой промышленности. Падение производства привело к снижению жизненного уровня населения. Возникла необходимость в распределении основных продуктов питания и предметов потребления. В результате в 1990 – 91 годах впервые с 1947 года, как необходимая мера, вводится карточная система. В этих условиях стало ясно, что плановая экономика исчерпала себя, а партия предложившая столь радикальные и непродуманные реформы не может вывести страну из затяжного кризиса. К экономическому кризису добавился кризис политический. Так, в 1989 - 91 годах в стране происходит целая серия затяжных межнациональных конфликтов, что свидетельствует о кризисе советской системы национально – государственного устройства в условиях ослабления роли правящей партии – КПСС и либеральных преобразований. Это: события в Сумгаите в 1989 году, в Баку, в 1990 году, в Нагорном Карабахе (противостояние Армении и Азербайджана), конфликт в Ошской области в 1990 году между узбеками и киргизами, вооруженный конфликт между Грузией и Осетией в 1991 году и другие локальные конфликты. Действия союзного центра были нерешительные, половинчатые, в других случаях Горбачёв, напротив, проявлял «решительность», например, разогнав силой демонстрацию в Тбилиси, в апреле 1989 года. То же произошло при захвате спецназом телецентра в Вильнюсе, в январе 1991года, захваченного оппозицией. При этом, погибали участники этих демонстраций. Центр пытался показать, что ни при каких условиях не пойдёт на демонтаж старой политической системы. Такие действия М. Горбачёва снижали его авторитет, как главы государства и побуждали союзные республики к выходу из единого государства. Видя, что федеральную власть в прежнем виде сохранить не удастся, в условиях роста нестабильности в стране и стремления национальных элит к независимости, центр соглашается на подписание нового союзного договора. Цель новой схемы союза ССР должна была состоять в выработке нового договора между центром и союзными республиками на основе подлинного равенства и учёта интересов всех субъектов государства. 17 марта в СССР был проведён референдум по вопросу о сохранении единого государства, в результате которого более 70% граждан страны высказались «за». Подписание нового союзного договора было намечено на 20 августа 1991 года. Этот период отмечен противостоянием центра и республик, так как в условиях развала союзной экономики и ослабления центральной власти, к концу 1990 года практически все республики приняли Декларации о своем суверенитете и выбрали себе президентов. Политические обозреватели окрестили это время «парадом суверенитетов». 24 апреля 1990 года Верховный совет Казахской ССР учредил пост Президента Казахской ССР. В результате тайного голосования на эту высокую должность был избран Н. А. Назарбаев. 25 октября 1990 года Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР. 19 августа 1991 года в Москве произошла попытка государственного переворота, которая имела цель сорвать подписание нового союзного договора, вернуть прежнюю тоталитарную систему, возродить роль КПСС и власть центра. Был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению – ГКЧП, куда вошли бывшие сторонники М. Горбачёва по партии – консерваторы, выступающие за сохранение старой однопартийной системы. Однако общество не поддержало путчистов. Армия – главная опора любого переворота – не перешла на сторону ГКЧП. Борьбу с путчем возглавило правительство России во главе с Б. Ельциным, популярность которого в эти дни необычайно возросла. Президенты союзных республик также, в большинстве своём, выступили против ГКЧП. Путчисты были арестованы. Путч был подавлен в отсутствии М. Горбачёв, который находился во время путча 19 -21 августа в Крыму, на отдыхе. Это событие показало всю слабость власти, а также наличие глубокого политического кризиса в стране. Вскоре после путча происходит роспуск КПСС и её республиканских организаций. Происходит также роспуск совета Министров СССР. Уход КПСС из политической жизни страны усиливает стремление союзных республик и их лидеров к полной самостоятельности. Прибалтийские республики заявили о своём окончательном выходе из состава СССР. Другие республики после принятия законов о суверенитете также становятся фактически независимыми от центра. Однако, лидеры среднеазиатских республик не спешили полностью порывать с единым государством. События августа 1991 года ускорили распад СССР, прервали выработку путей реформирования союза. Вспоминая о тех событиях, Президент РК Н. А. Назарбаев говорил о том, что Казахстан не был инициатором распада СССР…, но когда это произошло…, нам пришлось принять меры к созданию своего государства… В условиях фактического развала единого государства и экономики, Казахстану необходимо было ускорить создание суверенной государственности. 28 августа Пленум Компартии Казахстана принял постановление о роспуске ЦК КПК. На пленуме Н. А. Назарбаев сложил с себя полномочия первого секретаря КПК. 29 августа 1991 года Н. А. Назарбаев подписал указ о закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона. 1 декабря 1991 года состоялись всенародные выборы первого Президента республики. В результате демократических выборов Президентом Казахстана был избран Н. А. Назарбаев. 10 декабря Президент вступил в должность, а также, Верховный Совет республики принял решение о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан. 16 декабря 1991 года Верховный Совет РК провозгласил государственную независимость Республики Казахстан. Этим актом заканчивается этап советской государственности Казахстана и начинается эпоха суверенного государства – Республики Казахстан.



2016-09-16 368 Обсуждений (0)
Дешт-и-Кыпчак ( начало XI века-1219 год). 6 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дешт-и-Кыпчак ( начало XI века-1219 год). 6 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (368)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)