Наука в культуре современной цивилизации
1. Наука как цивилизационный феномен. 2. Миф и научная рациональность. 3. Наука и философия. Предмет философии науки. Философия как методология науки.
Литература
К вопр.№1. 1. Антипов Г.А., Фахрутдинова А.З. Методология науки и историко-научное исследование // Проблемы методологии науки. – Новосибирск: Наука, 1985. 2. Малкей М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983. 3. Степин В.С. Научное знание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. №10. 4. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992. К вопр.№2. 1. Гулыга А.В. Миф как философская проблема // Античная культура и современная наука. М.: Наука, 1985. 2. 2.Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу (Становление греческой философии). М., «Мысль», 1972. 3. 3 Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2001. 4. 4.Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996. К вопр.№3. 1. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. 2. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996. 3. Философия и методология науки. Учебник для вузов. (Колл. авторов) / Под ред. В.И.Купцова. М.: Аспект-Пресс, 1996.
Занятие 2. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции 1. Преднаука и наука в собственном смысле слова. 2. Математические и естественнонаучные представления на древнем Востоке и в эпоху античности. 3. Апории Зенона и современная наука. 4. Учение Платона об обществе и государстве.
Литература К вопр.№1. 1. Введение в историю и философию науки: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2005. 2. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2001. 3. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.:Гардарика, 1996. 4. Философия и методология науки. Учебник для вузов. (Колл. авторов) / Под ред. В.И.Купцова. М.: Аспект-Пресс, 1996. К вопр. №2. 1. Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М., «Наука», 1968. 2. Очерки естественнонаучных знаний в древности. М.: «Наука», 1982. 3. Рожанский И.Д. Развитее естествознания в эпоху античности. М.: «Наука», 1979. К вопр. №3. 1. Койре А. Очерки истории философской мысли. Заметки о парадоксах Зенона. М.: «Прогресс», 1985. 2. Яновская С.А. Преодолены ли в современной науке трудности, известные под названием «апорий Зенона» // С.А.Яновская. Методологические проблемы науки. М.: «Мысль», 1972. К вопр. №4. 1. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2-х т. М., 1992. Т. 1. 2. Рассел Б. История западной философии. М., 1959.
Занятие 3. 1. Средневековая схоластика: христианская теология и предпосылки формирования идеалов, норм и ценностей научного знания. Уильям Оккам. 2. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Научная революция ХУП в. 3. Галилей: возникновение экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы.
Литература К вопр. №1. 1. Введение в историю и философию науки: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2005. 2. Коплстон Фредерик. История философии. Средние века. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. 3. Петров М.К. Историко-философские исследования. Дискуссии теологов и разработка категории объективного бытия (esse objctivum). М.: (РОССПЭН), 1996. 4. Рассел Б. История западной философии. М., 1957. К вопр. №2. 1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХУП-ХУШ вв.). – М.: «Наука», 1987. 2. Кирсанов В.С. Научная революция ХУП века. – М.: Наука, 1987. 3. Петров М.К. Историко-философские исследования. Как создавали науку? Перед «Книгой природы». М.: (РОССПЭН), 1996. К вопр. №3. 1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХУП-ХУШ вв.). – М.: «Наука», 1987. 2. Койре А. Очерки истории философской мысли. Галилей и Платон. М.: «Прогресс», 1985. 3. Соколов В.В. Европейская философия ХУ – ХУП веков. – М.: Высш. шк., 1984.
Примерные темы рефератов по истории науки (история экономических учений, социология).
Согласно Положению о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации аспиранту (соискателю) на базе прослушанного курса по истории соответствующей отрасли наук или самостоятельного изучения историко-научного материала необходимо представить реферат по истории соответствующей отрасли наук.
1. Генезис и эволюция категории «собственность» в экономической теории. 2. Формы муниципального управления и их становление в истории европейской цивилизации. 3. Маркетинговые исследования как форма знания (исторический аспект). 4. Формирование представлений о социальных институтах в истории социологической мысли. 5. Русская финансовая школа Х1Х века. 6. Государственное регулирование экономических процессов в его истории. 7. Информационное обеспечение рынка банковских услуг (исторический аспект). 8. Представление о сущности налоговой системы в истории экономической мысли. 9. История идей государственного управления хозяйственными процессами (вторая половина ХХ – начало ХХ1 вв.). 10. Налоговые льготы как инструмент регулирования социально-экономических процессов (исторический аспект). 11. Эволюция представлений о категории свободного времени в экономической мысли. 12. Теоретические истоки институционализма. 13. Исследования антимонопольного законодательства в истории экономических учений. 14. Становление теоретических моделей инвестиций в эконмических исследованиях. 15. Основные этапы становления монетаризма. 16. Генезис кейнсианства как экономического учения. 17. Категория благотворительности в истории экономической мысли.
Примерные вопросы к кандидатскому экзамену по курсу «История и философия науки» «Философия социально-гуманитарных наук»
1. Наука и философия. Проблема демаркации. Философия как методология науки. 2. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. 3. От мифа к логосу. Становление теоретических форм познания в античной натурфилософии. 4. Античные логика и математика. Апории Зенона и современная наука. 5. Общество и человек в древнегреческой философии (Платон, Аристотель. 6. Средневековая схоластическая философия и её основные проблемы. Уильям Оккам. 7. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Научная революция ХУП века. 8. Проблема метода познания в философии Нового времени. Г.Галилей, Френсис Бэкон и Рене Декарт. 9. Социальная мысль в контексте общенаучных программ ХУП – ХУШ вв. (Гоббс и Локк). 10. Социальная философия французского просвещения. Монтескье и Руссо. 11. И.Кант: диалектика теоретического и практического (нравственного) разума. 12. Философия истории Гегеля. Идея «конца истории» в современной социальной мысли.
13. Научное знание как сложная развивающаяся система. Концепция развития научного знания К.Поппера. 14. Эмпирический и теоретический уровни научного знания, критерии их различения. Структура теоретического знания. 15. Эксперимент и наблюдение. Прибор и другие средства научного исследования. Проблем теоретической нагруженности факта. 16. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. 17. Роль научных идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. 18. Научные революции. Теория научных революций Т.Куна. 19. Философия русского космизма и учение В.И.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. 20. Этика науки и ответственность учёного. Новые этические проблемы науки в конце ХХ столетия. 21. Мировоззренческая роль науки. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. 22. Идеалы и нормы научного исследования и их социокультурная размерность. Проблема истины в научном познании. 23. Механизмы развития научных понятий. И.Лакатос, П.Фейерабенд. 24. Религия и наука. Христианская теология и предпосылки формирования идеалов, норм и ценностей научного знания. 25. Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке. 26. Структура теоретического знания. Особенности построения развитых, математизированных теорий в современной науке. 27. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. 28. Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре и человеке. 29. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла. О.Конт, К.Маркс. 30. Вера и знание. Совместное рассмотрение веры и истины – традиция, укоренённая в европейской философии. 31. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К.Ясперс). 32. Личностное неявное знание субъекта. Концепция личностного знания М.Полани. 33. Принципы «логики социальных наук» К.Поппера. 34. Философская антропология: М.Шелер и др. 35. Объяснение и понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как «органоне наук о духе» (В.Дильтей, Г.- Г.Гадамер). 36. Язык, «языковые игры», языковая картина мира (Л.Витгенштейн). 37. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Время как параметр физических событий и как мера становления человеческого бытия. 38. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в социально-гуманитарных науках. 39. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук. 40. Научная картина мира в гуманитарном познании. 41. Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарных науках. Истина и правда. Истина в гуманитарном знании. 42. Системность и синергетика – новые парадигмы методологии науки.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (448)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |