Тема 2 «Основные этапы исторического развития философии»
Упражнения и задачи 1. В зависимости от чего подразделяют индийские философские учения на ортодоксальные и неортодоксальные? 2. Объясните соотношение категорий буддийской философии: состояние нирваны и активности (направленной на свою жизнь). 3. В чем сущность учения Будды и в чем разница между махаяной и хинаяной? 4. Какие космогонические идеи явились основой религиозно-философского мировоззрения древних китайцев? 5. Что обозначает в повседневной жизни китайцев формула Конфуция «Управлять — значит поступать правильно»? 6. Что принимали за первоначало («архе») следующие философы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Демокрит, Гераклит? 7. Против чего были направлены апории Зенона? 8. Кто такие софисты и в чем значение их учения? 9. На что были направлены философские рассуждения Сократа? 0. В чем суть объективно-идеалистической теории Платона? 11. В чем видел Аристотель сущность вещей? 12. В чем состоит концептуальное различие классического и эллинистического этапов философии? 13. Какие философские проблемы объединяют школы ранне- эллинистического периода и в чем различие их философских взглядов? 14. Прокомментируйте слова философов. - Гераклит • «Многознание уму не научит». • «Лучшие люди одно предпочитают всему, вечную славу — бренным вещам, а большинство объедается, как скоты». • «Все течет, все изменяется». - Демокрит • «Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой». • «Глупым лучше повиноваться, чем повелевать». • «Лучше надежды образованных, чем богатство невежд». - Фалес • «Эфиопы пишут своих богов черными и курносыми, фракийцы — голубоглазыми и русыми. Если бы быки, львы и кони имели руки и могли ими рисовать и ваять, как люди, тогда их боги были бы похожи на быков, львов и лошадей». - Пифагор • «Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости». • «Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей — врагами». 15. В чем, по вашему мнению, состоит смена акцентов в рассмотрении философской проблематики средневековья и Возрождения в понятиях теоцентризм и антропоцентризм? 16. Каковы основные проблемы и своеобразие средневековой философии? 17. Каким образом прослеживаются идеи Платона и Аристотеля в философии средних веков? 18. В чем специфика средневековой онтологии и гносеологии? 19. В чем проявился гуманизм философии Возрождения? 20. Вселенная глазами мыслителей Возрождения: Н. Кузанский. Н. Коперник, Дж. Бруно. 21. В чем суть философских достижений эпохи Ренессанса, оказавших влияние на философию Нового времени? 22. В чем суть механико-материалистической картины мира Нового времени? 23. В чем сходство и кардинальное различие двух концепций научного метода Бэкона и Декарта? 24. В чем суть антитезы эмпиризма и рационализма? 25. Каковы общественно-политические идеалы Просвещения? 26. В чем суть идей гражданского общества и общественного договора? 27. Сравните понятия «просвещение» и «просвещенчество». 28. Из нижеприведенных отметьте характерные черты Ренессанса: - практический и теоретический индивидуализм; - движение цивилизации против дикости (средневековья); - время безбожия и язычества; - культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью; - светский дух религии с тенденцией к язычеству; - движение культуры против бескультурья и варварства; - освобождение от власти авторитетов; - особенное внимание к истории; - чрезвычайный вкус к искусствам; - обновление духовной жизни. 29. Обдумайте и сравните высказывания двух философов: Цицерона - «Жить, значит мыслить») и Р. Декарта - «Мыслю, следовательно, существую». 30. Может ли наука быть «сама себе» философией? Чем классическая философия отличается от неклассической? 31. Как понимают различия между вещью в себе и явлением И. Кант и А. Шопенгауэр? 32. Что такое триада Г. Гегеля? Нарисуйте ее схему. Сводится ли диалектика Гегеля к принципу триадичности развития? 33. Кому принадлежит суждение (И. Канту, Г. Гегелю, И. Фихте, К. Марксу)? «Все действительное разумно, все разумное действительно». Можно ли считать, что в этом суждении содержится тавтология? Что этим высказыванием хотел выразить его автор? 34. К какому периоду творчества К. Маркса можно отнести следующие суждения: раннему или позднему? Поясните различие этих высказываний: по их структуре, по их смыслу, по их применимости в разных контекстах. - «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». - «...Возникшее общество производит, как свою постоянную действительность, человека со всем этим богатством его существа, производит богатого и всестороннего, глубокого во всех его чувствах и восприятиях человека».
Тема 3 «Философское учение о бытии (онтология)» Упражнения и задачи 1. Выпишите из «Философского словаря» и «Философской энциклопедии» определение понятий «бытие», «субстанция», «материя». Что их объединяет и в чем их различие, какая между ними взаимосвязь? 2. Как соотносятся по своему содержанию понятия «бытие» и «материя»? 3. Вспомните, как шло формирование философского понятия материи. 4. Что означает тезис «единство мира состоит в его материальности»? Подтверждает ли развитие науки данный тезис? 5. Приведите примеры, подтверждающие высказывание известного средневекового врача Парацельса: «Все есть яд, и все есть лекарство, тем или другим делает лишь доза». 6. К соблюдению какого принципа в поведении призывает древнеиндийский афоризм: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку»?
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (901)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |