Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4 «Философское учение о познании (гносеология)»



2016-09-16 638 Обсуждений (0)
Тема 4 «Философское учение о познании (гносеология)» 0.00 из 5.00 0 оценок




Упражнения и задачи

1. Какой метод мышления критикует Г. В. Ф. Гегель: «Противоре­чие — вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить. Все где-либо существующее есть некое конкретное и, следовательно, внутри самого себя раз­личное и противоположное».

2. Можно ли согласиться с Дж. Бруно: «Если мы хорошо обдумаем, то увидим, что уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение; любовь есть ненависть; ненависть есть любовь?»

3. Разъясните мысль Гераклита: «Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо если бы его молитва исполни­лась, все вещи погибли бы».

4.Хорошо известно остроумное высказывание Марка Твена: «Ког­да мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я — ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец — ничего; а когда мне исполнилось 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что». Мож­но ли считать его диалектическим?

Тема 5 «Философская теория развития мира»

Упражнения и задачи

1. Почему противоречие является философской проблемой?

2. Какое место в истории философии занимало учение о категориях?

3. Определите особенности религиозно – мифологической картины мира.

4. Специфика научной картины мира.

Тема 6 «Учение о человеке в философии (философская антропология)»

Упражнения и задачи

1. Как менялись представления о сущности человека в истории фи­лософии?

2. В чем заключается рационализм и иррационализм в понимании сущности человека?

3. Что такое социобиология? Какие доводы вы можете привести в пользу позиции социобиологов или же против нее?

4. Почему проблема антропосоциогенеза — это философская про­блема?

5. Приведите собственные примеры, показывающие, что проблема соотношения биологического и социального оказывает воздей­ствие на современные споры о природе человека.

6. Французской писательнице и философу Симоне де Бовуар при­надлежит высказывание: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся». Как вы его понимаете?

7. Девиация — это отклонение от норм поведения. А является ли девиацией употребление алкоголя? Курение?

8. Почему только в XX в. появилось развитое учение о ценностях?

9. Назовите свой вариант пяти основных нравственных ценностей. 10. «Многообразию философий соответствует многообразие этик».

Проиллюстрируйте это утверждение примерами из истории фи­лософии.

10. Что является для вас высшей инстанцией ответственности: Бог, совесть, начальники, друзья, другие люди?

Тема 7 «Философский анализ общества (социальная философия): общество, культура, цивилизация»

Упражнения и задачи

1. Как изменялись представления об обществе на различных этапах истории философской мысли (в античности, в средние века, в Но­вое и Новейшее время)?

2. Назовите философов, которые внесли наибольший вклад в раз­витие представлений об обществе.

3. В каком веке общество становится самостоятельным предметом изучения? Появление какого философского направления способ­ствовало этому?

4. Перечислите основные принципы системного подхода к изуче­нию общества.

5. Какие существуют сферы (подсистемы) общества? Какими на­уками они изучаются?

6. Чем различаются материалистический и идеалистический под­ходы к трактовке духовной жизни общества?

7. Дайте характеристику своеобразия каждой из сфер духовной жиз­ни, таких как мораль, политика, право, религия, искусство, наука.

8. Приведите примеры сочетания материальных и идеальных ком­понентов в каждой из этих сфер. 9. Почему у философов нет единодушного мнения о том, существу­ет ли прогресс, и о критерии прогресса?

10. Приведите примеры прогрессивного и регрессивного развития из истории человечества, цивилизаций, этносов.

Тема 8 «Философское осмысление глобальных проблем современности

Упражнения и задачи

1. Каковы различия между законами природы и законами общества и есть ли сходство между ними?

2. Как влияет природа на развитие общества и общество на природу?

3. Ш. Монтескье писал, что «народы жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов отважны, как юноши». Как называется такой тип понимания отношений общества и при­роды?

4. Каких философских взглядов придерживается историк, считаю­щий, что деспотическая форма правления в России объясняется суровыми климатическими условиями и обширностью терри­тории?

5. Как различаются понятия «природа», «географическая среда», «биосфера»?

6. Как можно охарактеризовать современную цивилизацию с точки зрения развития взаимодействия человека и техники?

7. Какие позитивные и негативные моменты вы можете выделить, говоря о влиянии технической цивилизации на жизнь людей?

8. Что изучают футурология и глобалистика?

9. Каковы предпосылки для выхода из глобального кризиса?

10. Каковы возможные сценарии обозримого будущего?

11. В чем состоит отличие экогуманизма от гуманизма? Антропоцен­тризма от биоцетризма?

12. Ортега-и-Гассет писал, что «наш век глубоко уверен в своих творческих способностях, но не знает, что ему творить. Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе. Он растерян среди изоби­лия. Обладая большими средствами, большими знаниями, боль­шей техникой, чем все предыдущие эпохи, наш век ведет себя, как самый убогий из всех, плывет по течению». Прокомментируйте высказывание испанского философа.

13. Каковы перспективы дальнейшего развития цивилизации с уче­том многообразия культур?



2016-09-16 638 Обсуждений (0)
Тема 4 «Философское учение о познании (гносеология)» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4 «Философское учение о познании (гносеология)»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (638)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)