Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Жизнь как категория наук об обществе и культуре



2016-09-16 865 Обсуждений (0)
Жизнь как категория наук об обществе и культуре 0.00 из 5.00 0 оценок




Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов. Социокультурное и гуманшарное содержание понятия жизни (А.Бергсон, В.Дильтей, философская антропология). Ограниченность применения естественнонаучных методов, причинных схем. Познание и «переживание» жизни — основное содержание художественных произведений. История - одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г.Зиммель, О.Шпенглер, Э.Гуссерль и др.).

Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании

Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуществления жизни. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М.Бахтин). Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Особенности «художественного хронотопа».

Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках

Рациональное, объективное, истинное в СГН. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения СГН. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в СГН и проблема истины.

Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках

Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение - функция теории. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как «органоне наук о духе» (В.Дильтей, Г.Гадамер). Специфика понимания: не может быть репрезентировано формулами логических операций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории.

Герменевтика - наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям - общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании.

Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.

Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук

Натуралистическая исследовательская программа. Антинатуралистическая исследовательская программа. Общенаучное значение натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.

Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций

Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. Изменения дисциплинарной структуры СГН, сложившейся в XIX веке. Смена лидирующих дисциплин. Переопределение парадигм и тем, появление новых областей исследования.

Возрастание роли знания в обществе. «Общество знания». Участие СГН и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ. Значение опережающих социальных исследований для решения со­циальных проблем и предотвращения социальных рисков.

9.11. Философские и методологические вопросы конкретных наук социально-гуманитарного цикла

Экономические науки

Основные понятия экономической теории. Значение философских категорий для их определения.

Роль производства материальных и экономических благ в существовании и развитии общества. Проблема распределения материальных благ

Социальная справедливость и ее экономические корни.

Философские аспекты развития мировой экономики. Теории условных циклов К Маркса, Дж.Кейнса, Й.Шумпетера.

Философские аспекты объединения людей в организациях. Управление организациями. Сущность организационной культуры.

Основные понятия системной концепции организации производства, их соотношение с философскими категориями; проблемы их определения и систематизации («рыночное пространство» «предприятие» и др.).

Роль принципов объективности, системности, детерминированности, конкретности в решении вопросов построения, функционирования и развития производственных систем.

Экономические системы. Философские основы смешанной экономической системы.

Категория свободы и система рыночных свобод.

Философские основы управления хозяйством и предприятием.

Применение философских категорий и законов в научных экономических исследованиях.

Философские аспекты проблемы экономического роста. Ограниченность ресурсов. Общество потребления.

Современные проблемы глобализации экономического развития. Научно-технический прогресс и глобальная дифференциация уровня жизни.

Социология

Основные методы социологии, их соотношение с общенаучными методами и философскими стилями мышления.

Основные понятия социологии, их соотношение с философскими категориями.

Внутренние и внешние противоречия социальных общностей как источник самодвижения, социальных изменений.

Общество как социокультурная система, ее основные признаки. Важнейшие подсистемы общества.

Социализация человека, её основные этапы.

Личность как активный субъект. Социальный статус личности.

Социальная стратификация и структура. Многообразие моделей стратификации. Социальная мобильность, её формы (горизонтальная и вертикальная).

Социальные институты и социальные организации. Функции, цели, задачи социальных институтов, их типология (семья, государство, образование, производство сферы их влияния).

Гражданское общество и государство. Глобализация социальных процессов в современном мире.

Социальная философия

Обществоведческий «срез» философии. Предмет и научный статус социальной философии (её место в системе гуманитарного научного знания). Функции социальной философии.

Системный подход к пониманию общества. Социальная система и ее характерные черты. Компоненты социальных систем.

Функциональный анализ социальной системы. Социальная система и её среда. Основные функции социальной системы.

Понятие социальной структуры. Этническая структура общества: род, племя, народность, нация.

Социальная стратификация. Одномерная и многомерная стратификация. Неклассовые страты в обществе (сословия, касты и т.д.).

Социально-классовая стратификация. Классы и экономические отношения. Различные точки зрения на происхождение и сущность классов.

Духовная жизнь как подсистема социума. Духовные потребности. Духовная деятельность.

Понятие коллективного сознания общества, его уровни и формы. Общественное и индивидуальное сознание. Понятие менталитета.

Государство в жизни общества. Различные точки зрения на сущность, происхождение и функции государства.

Тоталитарное и гражданское общества, их особенности. Структура гражданского общества. Бюрократия в гражданском обществе.

Философия истории

Содержание, задачи, основные направления философии истории.

Формационная концепция общественного развития в философии истории.

Концепции «индустриализма» и «постиндустриализма» в философии истории второй половины XX века.

Цивилизационный подход к истории человечества, его отличия от социального эволюционизма. Теории локальных цивилизаций.

Теории единой цивилизации и столкновения цивилизаций. Современное мировое развитие. Глобализация как тенденция развития современного мира. Россия в современном мире.

Педагогика

Педагогика как область гуманитарного знания, ее предмет и место в системе гуманитарных, социально-экономических наук. Актуальность педагогического знания в современный период.

Закономерности восприятия, запоминания, мышления в процессе обучения.

Репродуктивное, творческое, интуитивное мышление. Факторы, способствующие и препятствующие функционированию творческого мышления человека.

Дискуссии о необходимости и проблемах религиозного воспитания Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.

Особенности познавательной деятельности студента. Развитие творческих способностей как основа реализации личностного подхода в обучении.

Проблемы и перспективы компьютеризации в сфере образования.

Педагогическое общение как основное и необходимое условие осуществления учебной деятельности. Типы преподавателей и стили педагогического общения.

Литература.

1. Алферов А.А. История в свете философии.- Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 2003.

2. Бахтин М.М. К философским основам Гуманитарных наук // Собр. соч. в 7-ми т. Т. 5. М.,1996.

3. Бек У. Общество риска. - М., 2000.

4. Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М., 1999.

6. Брумер Дж. Процесс обучения.- М., 1962.

7. Валлерштейн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге XXI века. Новые направления исследования. М., 1998.

8. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Он же. Избр. произведения. М, 1990.

9. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М, 1988.

10. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы.- М., 1987.

11. Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество (пер. с англ.).- М., 1969.

12. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C. Философия для технических вузов. - Ростов н/Д, 2004. (Главы 8 и 9).

13. Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология.- М., 1998.

14. Давыдов В.В. Развивающее обучение. – М., 1996.

15. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М., 1993.

16. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика.- М., 1991.

17. Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. - Учеб.пособие для аспирантов.- Ростов н/Д, 2005.

18. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Учебник для высших учебных заведений.- М., 2004.

19. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебник для вузов. -М., 1996.

20. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

21. Леонтьев В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика. М., 1990.

22. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М.,2002.

23. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.

24. Момджян К.Х. Введение в социальную философию.- М., 1997.

25. Н.Маннгейм К. Очерки социологии знания. Теория познания - Мировоззрение - Историзм. М. 1998.

26. П.Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968.

27. Поликарпов B.C. Контуры грядущего цивилизаций.- СПб-Ростов н/Д.-Таганрог, 2000.

28. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998

29. Степин B.C. Научное знание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10.

30. Социальное знание и социальные изменения. Отв. Ред. В.Г.Федотова. М., 2001.

31. Социальная философия: Учебник / Под ред. И.А.Гобозова.- М., 2003.

32. Стоунс Р. Психопедагогика; Психологическая теория и практика обучения. М., 1984.

33. Теория общества: фундаментальные проблемы / Под ред. А.Ф.Филиппова. - М., 1999.

34. Теоретическая социология. (Антология) / Под ред. С.П.Баньковского. Т. 1-2.- М., 2002.

 

Вопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки

 

1. Образ математики как науки: философский аспект.

2. Философские проблемы возникновения и исторической эволюции математики в культурном контексте.

3. Философские концепции математики и проблема обоснования математики.

4. Философско-методологические проблемы прикладной математики

5. Место физики в системе наук.

6. Проблемы пространства и времени.

7. Проблема объективности в современной физике.

8. Эволюционная проблема в астрономии и космологии.

9. Человек и Вселенная.

10. Специфика философии химии.

11. Место геологии в генетической классификации наук.

12. Сущность живого и проблема его происхождения.

13. Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и ориентации культуры.

14. Человек и природа в социокультурном измерении.

15. Философия техники и методология технических наук.

16. Естественные и технические науки.

17. Становления информатики как междисциплинарного направления.

18. Философские вопросы виртуальных миров.

19. Проблема искусственного интеллекта и ее эволюция.

20. Медитативное понижение мира и научное творчество.

21. Традиции древних культур и научное творчество.

22. Мифологическая традиция и новейшая наука.

23. Наука на пути к холистской картине мира.

24. О многообразии форм знания. Научное и вненаучное знание.

25. Научное знание как система, его особенности и структура.

26. Наука и философия. Наука и искусство.

27. Классификация наук.

28. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества.

29. Генезис науки и проблема периодизации ее истории. Преднаука и наука в собственном смысле.

30. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.

31. Средневековая наука.

32. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре.

33. Наука в собственном смысле: главные этапы становления.

34. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки.

35. Технологическое применение науки. Формирование технических наук.

36. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование.

37. Особенности эмпирического исследования.

38. Специфика теоретического познания и его формы.

39. Структура и функции научной теории. Закон как ключевой ее элемент

40. Единство эмпирического и теоретического, теории и практики. Проблема материализации теории.

41. Основания науки и их структура. Идеалы и нормы исследования.

42. Научная картина мира, ее исторические формы и функции.

43. Динамика научного знания: модели роста.

44. Формирование первичных теоретических моделей и законов.

45. Становление развитой научной теории.

46. Проблемные ситуации в науке.

47. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру

48. Общие закономерности развития науки.

49. Метод и методология.

50. Классификация методов.

51. Основные модели соотношения философии и частных наук.

52. Функции философии в научном познании.

53. Общенаучные методы и приемы исследования.

54. Понимание и объяснение.

55. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания.

56. Научные революции как перестройка оснований науки.

57. Глобальные революции и смена типов научной рациональности.

58. Главные характеристики современной, постнеклассической науки.

59. Освоение саморазвивающихся синергетических систем и новые стратегии научного поиска.

60. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

61. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки.

62. Этические проблемы науки XXI в.

63. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации.

64. Сциентизм и антисциентизм.

65. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

66. Понятие социального познания. Роль философии в формировании научных знаний об обществе.

67. Науки о природе и науки о культуре (В Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт).

68. Методология социальных наук и «понимающая социология» М. Вебера. Философская герменевтика.

69. Особенности современного социального познания.

70. Специфика методов социально-гуманитарных наук. О новой парадигме социальной методологии.

71. Наука как социокультурный феномен.

72. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

73. Эволюция способов трансляции научных знаний.

74. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.

75. Философия и мелиорация: методология проблемы.

76. Особенности эколого-мелиоративного сознания и научного познания в мелиоративной науке.

77. Научное познание в мелиорации.

78. Диалектика бытия в свете проблем мелиорации.

79. Проблемы истины и практики в мелиорации.

80. Значение практики в земледелии и философско - экологические проблемы ландшафтных систем земледелия.

81. Предметная сфера философии науки.

82. Позитивизм XIX века – первый этап становления философии науки. О. Конт и концепция «позитивной науки». Дж. Милль и Г. Спенсер.

83. Конвенционализм А. Пуанкаре и психофизика Э. Маха – второй этап развития позитивистской философии науки.

84. Неопозитивизм первой половины ХХ века – третий этап эволюции философии науки. Постпозитивизм второй половины ХХ века. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани, С. Тулмина.

85. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Идея социокультурной детерминации научного знания. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

86. Первая глобальная научная революция. Н. Коперник, Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон.

87. Вторая глобальная научная революция. Метафизика в науке и философии XVII – XVIII вв. Диалектизация естествознания во вт. пол. XVIII – XIX вв. оформление классической дисциплинарно организованной науки.

88. Третья глобальная научная революция первых десятилетий ХХ в. и появление неклассической науки.

89. Четвертая глобальная научная революция и формирование постнеклассической науки.

90. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

 



2016-09-16 865 Обсуждений (0)
Жизнь как категория наук об обществе и культуре 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Жизнь как категория наук об обществе и культуре

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (865)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)