V. Основные концепции философии науки. Позитивистская традиция в философии науки, её исторические этапы
V. 1.(40) Позитивизм XIX века как первый этап становления философии науки. О.Конт и концепция «позитивной науки». Дж.Милль и Г.Спенсер. V.2.(41) Конвенциализм А.Пуанкаре и психофизика Э.Маха как второй этап развития позитивистской философии науки. V.3.(42) Неопозитивизм первой половины XX века как третий этап эволюции позитивистской философии науки. «Лингвистический поворот»: анализ языка науки. Венский кружок и его члены. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна, его вклад в философскую ориентацию Венского кружка. V.4.(43) Постпозитивизм второй половины XX века, его место в философии науки, отличия от неопозитивизма. Широкая панорама концепций и основные идеи в постпозитивистской философии науки. V.5.(44) Карл Поппер: критический рационализм. Проблема демаркации науки. Фальсификация как альтернатива верификации. Принцип фаллибизма. Формула роста научного знания. Взаимосвязь эпистемологии и социальной философии в учении К.Поппера. V.6.(45) Майкл Полани: релятивность норм познавательной деятельности. Концепция личностного знания. Преодоление ложного идеала де-персонифицированного научного знания. Антропологические ориентации эпистемологии. V.7.(46) Стивен Тулмин: эволюционная эпистемология и эволюционная программа. Два значения эволюционной эпистемологии. Различие между эволюционной теорией познания и эволюционной теорией науки. Эволюционная программа С.Тулмина. V.8.(47) Томас Кун: историко-эволюционистское направление в философии науки. Понятие научного сообщества. «Нормальная наука» и научная революция. Парадигма и её структура. Прогресс «нормальной науки». Симптомы научной революции. V.9.(48) Имре Лакатос: логико-нормативная модель роста знания. Идея конкуренции научно-исследовательских программ. Структура исследовательской программы. Две стадии в развитии исследовательской программы: прогрессивная и вырожденческая (регрессивная). V. 10.(49) Пол Фейерабенд: плюрализм в эпистемологии. Идея теоретического реализма. Принцип пролиферации. Работа «Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания» и её релятивистская направленность. Конвенциализм П.Фейерабенда. V.11.(50) Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Интерналистское и экстерналистское направления в понимании научной деятельности. Проблема социокультурной детерминации научного знания.
VI. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса VI. 1.(51) Социальная ответственность ученых. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования. Учет социально-гуманитарных ценностей в процессе выбора стратегий исследовательской деятельности. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. VI.2.(52) Экологическая этика и ее философские основания. Философия «русского космизма». Учение В.И.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Актуальность этого учения в настоящее время. VI.3.(53) Проблемы экологической этики в научной и социально-философской мысли второй половины XX века. Перспективы и проблемы экоразвития в работах Н.Н.Моисеева, А.Д.Урсула, представителей «Римского клуба» и др. VI.4.(54) Глобальные проблемы современного общества, их многообразие, тенденция к обострению. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. VI.5.(55). Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. VII. Наука как социальный институт VII. 1.(56) Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (XVII-XX bb.). Научные школы. VII.2.(57) Роль науки в современном образовании и формировании личности. Проблемы подготовки научных кадров. VII.3.(58) Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописей до современного компьютера). Научно информационный «взрыв» XX века. Компьютеризация науки и ее социальные последствия. VII.4.(59) Наука и экономика. Экономические науки, их роль в современном социальном развитии. VI 1.5.(60) Наука и власть. Наука и политика. Проблемы идеологизированной науки. Противоречие между секретностью, закрытостью части научных исследований и необходимостью международного сотрудничества ученых. Проблемы государственного регулирования и приватизации науки.
Литература по философии науки, имеющаяся в библиотеке НИМИ ДГАУ для аспирантов 1. Готт В.С. Философские вопросы современной физики: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Высшая школа», 1972. – 416 с. 13. Бирюков Б.В. Кибернетика и методология науки. М.: Изд-во «Наука», 1974. – 414 с. 14. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки: структуры систем знания: Пособие для студентов ВУЗов. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 304 с. 15. Веселовский В.Н. Философское значение законов сохранения материи и движения. М., «Мысль», 1964. – 144 с. 16. Войтов А.Г. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2005. – 692 с. 17. Горелов А.А. Экология – наука – моделирование (философский очерк). Москва «Наука», 1985. – 208 с. 18. Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени / Пер. с англ. Ю.Б. Молчанова. - М.: Изд-во «ПРОГРЕСС», 1969. – 591 с. 19. Готт В.С., Семенюк Э.П., Уреул А.Д. Категории современной науки (Становление и развитие). - М.: «Мысль», 1984. – 272 с. 20. Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1991. – 480 с. 21. Ильичев Л.Ф. Философия и научный прогресс. Некоторые методологические проблемы естествознания и обществознания. - М.: Изд-во «Наука», 1977. – 319 с. 22. Костюк Н.Т., Лутай В.С., Белогуб В.Д. и др. Интеграция современного научного знания. Методологический анализ. Изд. объединение «Вища школа», 1984. – 184 с. 23. Кедров Б.М. Ленин, наука, социальный прогресс. – М.: Политиздат, 1982. – 158 с. 24. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. – М.: Наука, 1994. – 207 с. 25. Критика буржуазных концепций науки (В помощь методологическим семинарам). Сборник научных трудов. Киев: «Наукова Думка», 1986. – 168 с. 26. Методологические основы научного познания: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. проф. П.В. Попова. - М.: «Высшая школа», 1972. – 272 с. 27. Методологические проблемы современной науки / Сост. А.Т. Москаленко. – М.: Политиздат, 1979. – 295 с. 28. Михайлова И.Б. Чувственное отражение в современном научном познании. - М.: «Мысль», 1972. – 277 с. 29. Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания. Лениздат, 1972. – 264 с. 30. Николаева Л.С., Данцев А.А., Чеботарева В.И. Философия науки: Учебное пособие для аспирантов. – Новочеркасск: НГМА, 2005. – 215 с. 31. Николаева Л.С., Чеботарева В.И., Кирсанова Е.П. Философские аспекты мелиорации. - 2-е изд., расш. и доп. – Новочеркасск: НГМА, 2002. – 244 с. 32. Николаева Л.С. Философия науки и техники: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – Новочеркасск: НГМА, 2002. – 221 с. 33. Симоненко О.Д. Сотворение техносферы: проблемное осмысление истории техники. – М.: SvR – Аргус, 1994. – 112 с. 34. Современная философия науки. – М.: Наука, 1994. – 254 с. 35. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. Феникс, 1995. – 511 с. 36. Философия науки и техники: Учеб. пособие / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. – М.: Контакт – Альфа, 1995. – 384 с. 37. Федосеев П.Н. Философия и научное познание. Изд-во «Наука», 1983. – 464 с. 38. Философия и методология науки. Часть I. – М.: SvR – Аргус, 1994. – 304 с. 39. Философия и методология науки. Часть II. – М.: SvR – Аргус, 1994. – 200 с. 40. Философия науки / под ред. А.С. Колесникова. Изд-во Ленинградского университета, 1975. – 192 с. 41. Философия естествознания. Вып. 1-й. М., Политиздат, 1966. – 413 с. 42. Философия. Методология. Наука. Изд-во «Наука», Москва, 1972. – 236 с. 43. Философские проблемы естествознания (курс лекций). Под ред. проф. В.С. Молодцова и доц. А.М. Коршунова. Изд-во Московского университета. 1967. – 292 с. 44. Философские проблемы естествознания: Учеб. пособие для аспирантов и студентов филос. и естеств. фак. ун-тов / Под ред. С.Т. Мелюхина. – М.: Высшая школа, 1985. – 400 с. 45. Философские проблемы глобальной экологии. – М.: Изд-во «Наука», 1983. – 352 с. 46. Философские вопросы современной физики / Под ред. И.В. Кузнецова и М.Э. Омельяновского. Гос. изд-во Политической литературы. М., 1958. – 248 с. 47. Философские проблемы физики элементарных частиц. Изд-во Академии наук СССР. М., 1963. – 383 с. 48. Холличер В. Природа в научной картине мира. Третье переработанное и дополненное издание / Пер. с нем. И.А. Акчурина, Н.С. Архангельского, Д.Н. Мочалина. Изд-во «Прогресс». - М., 1966. – 568 с. 49. Холличер В. Человек в научной картине мира / Общ. ред. доктора пед. наук проф. П.Я. Гальперина. М.: Изд-во «Прогресс», 1971. – 232 с.
Учебно-методическое издание
ВолосухинВиктор Алексеевич Николаева Людмила Сергеевна Данцев Андрей Андеевич Голубинцев Владимир Олегович Любченко Василий Сергеевич Чеботарева Варвара Ивановна Загорская Ольга Вадимовна
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (518)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |