Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ошибки семейного воспитания и их последствия



2016-09-16 879 Обсуждений (0)
Ошибки семейного воспитания и их последствия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Ошибки семейного воспитания не только могут деформировать личность, но и негативно отражаются на социальной обстановке в обществе в целом.

Причины неправильного воспитания различны: это могут быть определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание, а также низкая психолого-педагогическая культура родителей и, конечно, личностные особенности самих родителей, а также их склонность решать собственные проблемы за счет ребенка. Однако, взрослые этого зачастую не осознают.

Одной из задач специалистов по работе с ДГР и педагогов ОУ – общими усилиями обеспечить личностный рост и развитие конкретного ребенка. Используемые в работе с ребенком и его родителями методы и приемы психолого-педагогической и социальной поддержки должны быть направлены на нейтрализацию ошибок семейного воспитания.

Рассмотрим как стиль семейного воспитания влияет на формирование характера ребенка.

 

Эмоционально теплые взрослые

  Зона II       VIБ   Зона I
  VА     VБ
    Зона III       VIA   Зона IV

 

 

Взрослые разрешают проявлять личностную свободу ребенку
Эмоционально холодные взрослые

 

Зона I

- стиль воспитательных отношений ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ

- девиз воспитания «ВМЕСТЕ»

- особенности воспитания:

- учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка;

- равноправие;

- взаимная забота и ответственность;

- поддержка, помощь и т.п.

- роль ребенка в семье: РАВНОПРАВНЫЙ ЧЛЕН КОЛЛЕКТИВА

- формирующиеся черты характера:

- доброжелательность, открытость, инициативность, воля, ответственность, самостоятельность, заботливость, уверенность, трудолюбие и т.п.

Примечание: Абсолютной демократии с точки зрения вседозволенности в воспитании быть не должно. Любовь к ребенку должна уравновешиваться дисциплиной и контролем. Разумная родительская власть имеет у детей авторитет. Рекомендуем прочитать: А.С. Макаренко «Книга для родителей».

 

Зона II

- стиль воспитательных отношений: ГИПЕРОПЕКА (мелочная опека)

- девиз воспитания «ВМЕСТО»

- особенности воспитания:

- пристальное внимание

- удовлетворение прихотей

- покровительство

- освобождение от трудностей и неприятных обязанностей

- преувеличение талантов и способностей и т.п.

- роль ребенка: кумир, сокровище, маминькин сынок, болезненный, маленький;

- формируются черты характера: эгоцентризм, иждивенчество, потребительство, тунеядство, требовательность, капризность, зависимость, нерешительность, безынициативность, хамство, буйство, агрессивность, жесткость (как сплав мести и самоутверждения) и т.п., усиление астенических, истероидных и гипертимных черт характера (см приложение 3).

 

Пути коррекции: давать возможность экспериментировать, учить отвечать за свои поступки, самостоятельно заботиться о себе, приучать жить по правилам, учитывать интересы других людей, учить оценивать себя по справедливости, а также деликатно разъяснять родителям ошибки и их последствия как для ребенка, так и для самих родителей в будущем.

Помочь такому ребенку очень трудно, так как он не хочет знать о себе правду. Чем больше он убеждается в том, что не так уж хорош, тем яростнее он отрицает факты и возвращается к образу, созданному родителями.

 

Зона III.

- стиль воспитательных отношений – АВТОРИТАРНЫЙ

- девиз воспитания – «ДЕЛАЙ КАК СКАЗАНО»

- особенности воспитания:

- ограничение свободы, выбора, самостоятельности

- игнорирование нужд, потребностей, желаний

- предпочтение детских, женских, мужских качеств;

- высокие требования;

- много обязанностей;

- отсутствие поддержки;

- жесткая система запретов, санкций, наказаний;

- моральная ответственность;

- жесткое обращение;

- деспотизм, тирания;

- эмоциональное отвержение.

- роль ребенка: ужасный ребенок, мучитель, козел отпущения, забитый, Золушка, паинька.

- формирующиеся черты характера: чувство тревоги, одиночества, неполноценности, вины за что-то, комплексы, подобострастие, угодничество, лживость, забитость, демонстративность, пессимизм, бунтарство, мстительность, агрессивность, самостоятельность, ответственность, нерешительность, безынициативность, озлобленность, обида, недоверчивость, неуверенность, усиление эпилептоидной акцентуации (см приложение 3), формирование невротических расстройств у подростков с лабильной, тревожно-мнительной, сенситивной, астено-невротической акцентуациями характера.

 

Примечание: Характер проявляется в зависимости от того, как сам себя воспринимает ребенок:

1. «Я плохой, поэтому меня никто не любит».

В этом случае ребенок пытается заслужить расположение: льстит, ласкается, угождает или прячется, замыкается, уходит в мир иллюзий (токсины, алкоголь, наркотики).

2. «Я неплохой, а ВЫ плохие».

В этом случае ребенок демонстрирует враждебность (грубость, гневность, раздражительность, обвинение, провокации) или избегает контактов в социальных отношениях. Образ взрослого у таких детей не ассоциируется с теплотой и любовью. Таких ребят примерно в три раза больше, чем в первом случае.

 

Перечисленные проявления в обоих случаях – следствие, а причина – фрустрация, т.е. неудовлетворенная потребность в заботе, любви и привязанности к близким, обман ожидания быть любимым, принятым. Одиночество, растерянность и душевная боль – основные спутники жизни таких ребят.

Пути коррекции:

а) проявление со стороны взрослых доброжелательного отношения, забота о нуждах, интересах, здоровье ребенка, настроении, успешности и т.д.

б) участие в социально-психологических тренингах (саморегуляция, развитие речи, понимание «Я», «другие» и т.д.)

в) приучение к самостоятельности и труду;

г) участие в психолого-педагогическом театре;

д) формирование положительного образа «Я» через совместную деятельность;

е) справедливое наказание (см. приложение 9 «Анализ поступков ученика»)

ж) дружба, расширение товарищеских отношений

з) привязанность к животному;

и) постепенное формирование доброжелательного отношения к ребенку у родителей через изменение их стереотипа восприятия ребенка.

к) обучение социальным и жизненным навыкам;

л) налаживание социальных контактов;

м) вовлечение в сферу досуга.

 

 

Зона IV.

- стиль воспитательных отношений – ГИПООПЕКА (равнодушие, безнадзорность);

- девиз воспитания: «ЖИВИ КАК ХОЧЕШЬ»

- особенности воспитания:

- отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности;

- игнорирование потребностей, желаний, интересов, нужд;

- эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение;

- попустительство в сфере контроля за поведением;

- вседозволенность;

- жесткие требования;

- деспотизм, тирания.

- роль ребенка: козел отпущения, путающийся под ногами, мальчик для битья

- формирующиеся черты характера: самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики, секс), грубость, раздражительность, агрессивность, мстительность, гневность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость (как сплав мести и самоутверждения), бесстрашие, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость, «все, как с гуся вода», манипулирование (вызывает жалость, дает обещания, прикинется дурачком или обворожительным, красноречиво раскаивается и т.д.); усиление акцентуации неустойчивого, конформного типов.

 

Пути коррекции:

1. Есть такие подростки, которых называют «дурное семя» или «первичными психопатами» их поведение и проявления связаны не столько с влиянием воспитания и окружающей среды, сколько с наследственностью. Обычно такой ребенок совершает хронические асоциальные поступки и правонарушения в течение всей жизни. Это отклонение проявляется с раннего детства и здесь уже ничто не поможет.

У него нет чувства ответственности, стыда, страха, вины. Они часто бывают умны, логичны в рассуждениях и красноречивы, они отличные манипуляторы. Слушать такого ребенка или подростка, верить ему, полагаться на него – большая ошибка. Чтобы понять его, надо оценивать его поступки и ни в коем случае не доверять его словам и намерениям.

Такой ребенок может родиться и в хорошей семье, хотя риск рождения такого психопата у родителей – алкоголиков, психопатов, истериков значительно выше (именно эти родители в основном используют VI стиль воспитания).

2. Для остальных воспитанников из IV пути коррекции такие же как в III.

 

 

Зона V и VI.

- стиль воспитательных отношений – НЕУСТОЙЧИВЫЙ.

- девиз воспитания: «ТО ТАК, ТО ЭДАК»

- особенности воспитания в зоне V:

- неустойчивость эмоционального отношения, контроля за поведением;

- неустойчивость в применении санкций (V A);

- родители робеют, пасуют перед ребенком, неуверенны в правильности своих действий;

- родители подвержены настроению (V A);

- испытывают чувство вины перед ребенком;

- навязывают ребенку роль собственной подружки, дружка, плакательной жилетки (V Б);

- формируются черты характера в зоне V: раздражительность, истеричность, упрямство, негативизм, своеволие, словесная и физическая агрессия; усиление акцентуации: сенситивной, тревожно-мнительной, неустойчивой, истероидной, астено-невротической.

 

Пути коррекции для зоны V: единство действий и требований по отношению к ребенку, доброжелательное, спокойное отношение, приучение к адекватным формам поведения и реагирования, трудотерапия, психотренинг.

 

- особенности воспитания в зоне VI A: то жестокая гиперпротекция (повышенное внимание), то жестокая гипопротекция (никакого внимания), сочетающиеся с тиранией и деспотизмом. Роль ребенка: козел отпущения, мальчик для битья.

- формирующиеся черты характера в зоне VI: см. зона III; IV, а также усиление акцентуации гипертимного, неустойчивого, конформного типа.

- особенности воспитания в зоне VI Б: это стиль свойственен сверхзанятым родителям, которые испытывая чувство вины перед ребенком, компенсируют недостаток внимания потаканием прихотей, откупом.

- формирующиеся черты характера в зоне VI Б: развитие демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера (см. приложение 3).

 

Пути коррекции:

для зоны VI А: см. зона III.

для зоны VI Б – психотренинг, расширение социальных контактов, вовлечение в интересные формы досуга.

 

Приложение 5.

 



2016-09-16 879 Обсуждений (0)
Ошибки семейного воспитания и их последствия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ошибки семейного воспитания и их последствия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (879)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)