Этап. Сопоставление собранных данных и выводы о направлениях предполагаемой работы
Цель:выбрать направления помощи, соответствующие проблемам ребенка. Анализ изучения особенностей личности и жизненной истории воспитанника необходим и заключается в том, чтобы соотнести друг с другом отдельные факты, понять как они взаимосвязаны и обусловлены один другим. Работа с трудным ребенком часто пугает педагогов масштабом и количеством проблем в его жизни. Однако, если эту «массу» разделить на отдельные составляющие, то становится понятно, что же конкретно нудно и можно сделать, чтобы оказать помочь воспитаннику. Помощь и поддержка могут быть оказаны по следующим направлениям: - Социально-правовая: необходимость в опеке, попечительстве; оформление соответствующих документов на получение пособий, выплат, льготного питания, проезда, отдыха, устройства в специальные образовательные учреждения и приют; трудоустройство; правовая защита; обеспечение необходимыми вещами; представление интересов ребенка в суде и т.п. - Медико-социальная: организация лечения, реабилитации, комплекса мероприятий по укреплению здоровья, профилактики заболеваний (снижение физических, трудовых, учебных нагрузок) и т.п. - Педагогическая: организация помощи и поддержки в учебной деятельности; создание ситуации успешности в учебе, повышение учебной мотивации; налаживание отношений с педагогами, сверстниками, родителями; обучение социальным и жизненным навыкам; привитие полезных привычек; обучение трудовым навыкам, вовлечение в интересные сферы досуговой деятельности; профессиональная ориентация и помощь в выборе профессии; создание воспитывающих ситуаций и т.п. - Психологическая: развитие самосознания, т.е. своих особенностей, чувств, желаний, мыслей, способностей, действий, целей; принятие своего прошлого, настоящего, осмысление будущего; формирование чувства безопасности; самопомощь в сложных жизненных ситуациях; понимание (через развитие самосознания) мира других людей, их чувств, желаний, действий и т.п. Педагогическая и психологические составляющие поддержки и помощи ребенку в процессе воспитания и социализации тесно переплетены и фактически неотъемлемы одна от другой. Это можно увидеть на примере нескольких приемов, используемых в психотерапии: 1) библиотерапия – воздействие на чувства с помощью книг; их обсуждение при индивидуальном чтении или чтении вслух; 2) логотерапия – разговор с воспитанником, направленный на вербализацию чувств описанием своего состояния; 3) арттерапия – выражение себя, своих чувств, желаний, страхов и т.д. через средства искусства. Как разновидность арттерапии можно рассматривать: - музыкотерапию – слушание, пение, игра на инструменте; - сказкотерапию – разыгрывание сказок с использованием кукольной драматизации; - психодраму – решение внутриличностных проблем через разыгрывание различных ролей между людьми и т.п. - терапию живописью, лепкой – выражение себя, своих чувств, представлений через создание образов на бумаге, в глине и т.д. 4) трудотерапия – формирование полезных социальных, жизненных навыков и привычек через простую трудовую деятельность (гигиенические навыки, домашний труд и т.п.); формирование самостоятельности, профессиональные пробы и т.д.
3 этап. Разработка плана действий по направлениям предполагаемой работы. Психолого-педагогическая помощь и поддержка в процессе исправления недостатков воспитанника – самая сложная задача не только потому, что в каждом конкретном случае она индивидуальна, но и в том, что тоже организуется в четырех направлениях, каждое из которых имеет свою определенную цель: 1 направление– Работа с членами педагогического коллектива. Цель: Создание оптимальных условий для исправления недостатков или перевоспитания учащегося в педагогическом коллективе.
Примечание: см. приложения 5, 6, 7б, 9 ,10 «методика ФДО» 2 направление– Работа с ученическим коллективом. Цель: Преобразование воспитательной ситуации в коллективе сверстников.
3 направление – Работа непосредственно с ребенком. Цель: Формирование собственного образа воспитанника как положительного ученика.
Примечание: см. приложение 5 «Алгоритм действий в преодолении неуспеваемости». 4 направление – работа с близкими ребенка. Цель:армонизация отношений воспитанника с родителями (или лицами, их заменяющими).
Примечание см. приложение 2, 3, 4, 7, 6, 8.
4 Этап. Реализация пунктов плана по выбранным направлениям помощи
В работе с воспитанником важно соблюдать следующие принципы: доброжелательного отношения к воспитаннику; параллельного действия пунктов плана; согласованного взаимодействия взрослых.
Основные задачи практической деятельности:
Основные методы, используемые в процессе исправления недостатков или перевоспитания школьника.
Совокупность методов взаимно подкрепляющих и дополняющих друг друга удобно рассмотреть на схеме «Как добиться успеха в любом деле», которую целесообразно изучить вместе с воспитанником (см. комментарии).
Доброжелательное и конструктивное общение наставника и подростка снимает напряжение и его настроенность на конфликт – КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД. Часто ребята из группы риска не видят, не задумываются. не могут осознать целей совершения того или иного действия, поступка. Необходимо помочь им ставить перед собой жизненно важные цели и определять возможные пути достижения, адекватные поставленной цели – МЕТОД ВЫДВИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Комментарий: 1. Любое дело или действие совершается потому, что хочу или не хочу, но должен. 2. Важно помочь разобраться с целью: хочу => зачем? не хочу, а должен=> почему? Подросткам трудно понять целевые установки, их общественно и личностно значимый смысл. Пример 1.: «Хочу научиться играть в теннис» Зачем мне это надо? В ответе кроется цель: «ребята умеют играть, а я нет (поэтому я одинок, надо мной смеются и не хотят брать в игру)» Значит цель – стать равноправным членом среди игроков или обрести уверенность, найти свое место среди значимых людей. Тогда «научиться играть в теннис» - средство для достижения цели. Пример 2.: «не хочу учиться в школе, но должен» Почему должен? (наработка целей) · для себя: - так положено в обществе; надо соответствовать его ожиданиям; - чтобы на фоне других не выглядеть дураком; - повысить свой статус; - обрести уверенность; - наладить отношения с родителями; - быть полезным человеком в будущем; - обрести знания для жизни и труда; - заработать большие деньги. · для других: - родители будут жить спокойно; - учителя будут хорошо относиться, уважать; - милиция отстанет; - Женька перестанет обзывать и насмехаться и т.д. 3. «Да, неплохо, но могу ли я?» - сомневается воспитанник. Отсутствие успешности в учебной деятельности для ребят из группы риска вполне типичное явление. Здесь должен быть использован ведущий метод – ОРИЕНТАЦИОННО-ТРУДОВОЙ. Прошлый опыт неудач тяготеет над воспитанником, он трудно включается в деятельность, поэтому ему необходимо понять следующее: а) при каких условиях цель может быть достигнута:
б) каким должен быть план наших действий и порядок совершаемых операций. Порядок действий может быть следующий: - понять с какого момента возник «тупик» и в чем он состоит; - преодолеть «тупик»: понять, освоить, усвоить, выучить, закрепить и т.д. - сдать работу, задание, ответить и т.д. - понять как двигаться дальше. в) что может помешать реализации плана действий? Вместе с воспитанником нужно набрать как можно больше причин, которые могут препятствовать реализации плана и подумать, как можно нейтрализовать эти причины: «Кто хочет, тот ищет возможность, а кто не хочет – ищет причины». Причины могут быть внешние и внутренние.
На самом деле абсолютно безвыходных ситуаций не так уж много, но в этом случае нужно принять ситуацию такой как есть (например: болезнь и временная нетрудоспособность)
г) а что может помочь достичь цель? Прежде всего – информация о рациональных путях распределения времени, сил и технологической последовательности совершаемых операций – ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ МЕТОД. Этот метод используется и для расширения кругозора, обогащения мотивационно-потребностной сферы личности (например: см. приложение 10 «Информация о том, как научиться делать уроки»).
4. Делаю. Когда понятия цель, ее личная и общественная значимость, условия достижения, возможные препятствия, получена необходимая информация, разработан план действий и порядок операций, нужно переходить к делу. Воспитаннику, испытавшему неоднократные неудачи, но решившему сделать дело и получить результат, просто необходимо, чтобы взрослый наставник был рядом, помог и подбодрил в нужный момент – ОРИЕНТАЦИОННО-ТРУДОВОЙ МЕТОД.
5. При получении положительного результата сделанного дела любой человек испытывает удовлетворение, причем, чем труднее дело, тем сильнее радость. А у ребенка, привыкшего к неудачам, это не просто радость, а настоящее счастье, победы над своими страхами, ленью. Мудрый наставник обязательно должен разделить это счастье с ребенком, а, возможно, обрадоваться даже больше него. Нельзя останавливаться на достигнутом и побуждать к новым преодолениям. Сопровождать воспитанника, поощряя самостоятельность, необходимо до поры, пока не приобретутся навыки преодоления трудностей в достижении цели – КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД.
6. Отрицательный результат возможен даже тогда, когда человек был старателен и ответственен по отношению к делу. Нет таких людей, которые всегда все делают сразу хорошо. Воспитанника надо психологически готовить к возможным неудачам: «на ошибках учатся». Важно учить анализировать ошибки, учить оценивать действия, факты, события, поступки свои и окружающих (иначе подросток сосредоточен только на своих переживаниях и для него закрыт нравственный смысл окружающей жизни) – МЕТОД ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ. При получении отрицательного результата всегда возникают негативные чувства: стыд, досада, обида, гнев, раздражение и т.п. Есть только два пути выхода из положения. Самый простой, но неэффективный – бросить одно дело, взяться за другое. Но, если человек не осознал, почему не получилось, то и дальше будет совершать те же ошибки, которые не дадут возможность добиться желаемого результата. Поэтому самый верный путь – осознать, что было ошибкой, и переделать заново. В этом случае, радость при достижении положительного результата будет еще сильнее, а значит, возрастет уверенность в себе и самоуважение. Признаками положительных изменений личности воспитанника из группы риска могут быть следующие: - появляются уважение, доверие и расположение к наставнику; он идет на встречу усилиям наставника; - неустойчивое настроение, беспокойство, подозрительность, тревожность сменяются хорошим настроением; - появляется стремление исправиться, стать более успешным в учебе и других делах; - уменьшается количество и качество нарушений дисциплины; - начинает увлекаться полезной деятельностью в школе или вне школы и т.д.; На первых порах достаточно уловить2 – 3 признака. Впоследствии проявятся и другие, т.к. они взаимосвязаны.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (412)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |