Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ



2016-09-16 534 Обсуждений (0)
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Непроизвольное действие характеризуется отсутствием мотива и цели, возникает на основе безусловных рефлексов (инстинктов) при определенных условиях. Чтобы приостановить такое действие (если это необходимо), от человека требуются определенные волевые усилия. Например, очень трудно сдержать плач, смех, крик и стон, преодолеть стремление убежать от опасности.

Инстинкты отнесены И.П.Павловым к безусловным рефлексам. В деятельности человека они играют подчиненную роль, так как его поведение преимущественно определяется социальными отношениями и носит сознательный характер. У детей инстинкты выражены ярче, чем у взрослых в связи снедостаточным развитием тормозных функций коры больших полушарий головного мозга. Однако здесь надо учитывать и возможности воспитания. Развитие воли, выдержки и самообладания у школьников, а также чувства долга и ответственности позволит им все больше и больше владеть собой.

Непроизвольные действия совершаются довольно часто. Например, учащиеся отвлекаются от урока, поворачиваясь к окну, откуда доносятся громкие возгласы игроков в футбол - проявляется ориентировочный рефлекс. Непроизвольным является и внешнее выражение чувств - плач, смех, улыбка. При тех или иных нарушениях, связанных с непроизвольными действиями, их следует считать неумышленными. Важно понять душевное состояние ребенка, проявить к нему чуткость, в отдельных случаях сделать вид, что его действия не замечены; на них вовсе не следует реагировать.

Тем не менее полезно призвать ученика владеть своими чувствами, взять себя в руки, проявлять больше выдержки: это опора на самовоспитание, на стремление ученика стать волевым. В тех случаях, когда непроизвольные действия принимают форму неблаговидных поступков, при осуждении или наложении взыскания надо учитывать, что действия, были неумышленными. Однако строгость в оценке таких поступков содействует тому, что воспитанники становятся более подтянутыми, постепенно у них усиливается самоконтроль, что крайне необходимо в жизни.

 

ВНУШАЕМОЕ ДЕЙСТВИЕ

Внушение - это особый вид психологического воздействия на человека, которое вызывает некритическое восприятие того, что внушается, и соответствующее необдуманное, непроверенное действие.

Необходимо различать три вида внушения.

Первый - внушение при гипнозе. Как доказано трудами И.П.Павлова, физиологическим механизмом внушения является торможение коры головного мозга с сохранением в ней бодрствующего очага, через который у человека происходит восприятие того, что внушается.

Второй вид- это педагогически направленное воздействие одного человека на другого, при котором у последнего возникают определенные представления, понятия, чувства, соответствующие поступки. По выражению А.С.Макаренко, внушение относится к числу общепринятых приемов педагогического воздействия. В практике школьного воспитания действенность внушения в большей мере зависит от авторитета учителя, в практике семейного -от авторитета родителей.

Третий вид внушения имеет место при повышенной внушаемости человека, его особой податливости воздействию окружающих людей без критической оценки этого воздействия. Внушаемые люди легко подчиняются указаниям, советам других людей, даже если эти советы противоречат их собственным убеждениям и интересам, они легко поддаются настроениям окружающих, перенимают их привычки.

С этим видом внушаемых действий часто сталкивается и воспитатель в повседневной школьной жизни. Характерным признаком внушаемых действий является отсутствие соответствующего мотива; цели этих действий возникают под влиянием других людей, а не на основе собственных потребностей, интересов и чувств. Поэтому внушаемые действия в целом недостаточно продуманны. Когда последствия внушаемого действия нежелательны, то совершающий его, как правило, ссылается на лицо, внушавшее ему это, себя же считает невиновным, неответственным.

Внушаемость появляется тогда, когда отсутствуют устойчивые моральные привычки, твердые убеждения, мысль незрела и школьник не может своевременно разглядеть неблаговидность своего поступка и его отрицательные последствия. Известную роль во внушаемых действиях играет также отсутствие должной подтянутости в поведении и недостаточное развитие чувства ответственности. Поэтому если и нужно бороться с внушаемостью, призывать учащихся обдумывать свои действия и отвечать за них, то одновременно надо и понимать отдельные нарушения поведения школьников как следствие незрелости их убеждений и неокрепшей воли.

Распространенным в школьных условиях внушаемым поступком является уход с уроков по инициативе одного из учеников с целью пойти в кино, на прогулку и т.д. Некоторые учителя и руководители школ ищут в таких случаях инициатора, требуют от всего класса «выдать» его. Такое требование может идти вразрез с чувством товарищества учащихся.

Другие же воспитатели считают, что виноваты все, и наказывают всех. Такой подход повышает ответственность каждого за свой поступок.

Чаще отрицательные внушаемые действия совершаются под влиянием окружающих.

НЕЧАЯННОЕ ДЕЙСТВИЕ

Нечаянное действие, или проступок, - это действие, совершенное без соответствующего мотива и без соответствующей цели. Когда человек, совершивший нечаянное действие, пытается отдать себе отчет в нем, то приходит к выводу, что получилось все помимо его воли, в силу каких-то неблагоприятных обстоятельств.

Следовательно, нечаянное действие нельзя считать умышленным. Исходя из такой трактовки, нечаянный поступок не подлежит наказанию, ибо нежелательные последствия возникли помимо воли нарушителя. Все же окружающие ученика, зачастую воспитатели, справедливо усматривают и некоторую его вину в таких действиях. Это потому, что нередко нечаянный поступок совершается из-за отсутствия должной собранности, серьезности, внимательности. Нечаянные действия наиболее характерны для первоклассников. Но нередки и в более старших классах.

Совершив нечаянный поступок, виновный, как правило, сам огорчается, сожалеет о случившемся и готов каким-то образом исправить ошибку. Надо ему дать такую возможность. Наказание, как правило, переживается учеником как справедливое. Поэтому важно, наказав ученика за проступок, обязательно признать, что действие было нечаянным, т.е. подчеркнуть, что его не подозревают в преднамеренном умысле.

Разобраться в подобных поступках учителю помогают жизненный опыт, знание психологии детей и, в частности, понимание данного конкретного ученика в связи с его индивидуальными особенностями и условиями жизни.

БЕСПОЛЕЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ.

Первоклассник густо изрисовал страницу учебника, захлопнул книгу так, что пятна проступили на противоположной странице. На вопрос матери, для чего он это сделал, мальчик пожал плечами и ответил: «Просто так». «Просто так» пишут первоклассники на своих учебниках, а более старшие царапают парты, пририсовывают усы на портретах...

В этих действиях, совершаемых «просто так», возникающих как бы сами по себе, есть и мотив, и цель, но объективно они никакой ценности не представляют - это бесполезные действия.

Бесполезное действие, как правило, совершают, не задумываясь над тем, что оно, как и любое другое действие, имеет какой-то общественный резонанс, что оно может содержать что-то вредное. В сознании человека, совершающего бесполезное действие, оно выступает как совершенно безобидное.

Как же расценивать с педагогической точки зрения бесполезные действия, столь характерные для учащихся?

С одной стороны, было бы ошибкой считать подобные действия умышленными и сурово за них наказывать.

С другой стороны, нельзя рассматривать бесполезные действия как безобидные и не принимать никаких мер.Нужно постепенно развивать у школьников способность к контролю над своими действиями, за словами, умение задумываться над последствиями поступков ивоздерживаться от ненужных, бессмысленных действий. В противном случае отдельные совершаемые «просто так» действия могут закрепиться и привести к отрицательным привычкам.

С бесполезными действиями борются по-разному. Можно заранее предупреждать учащихся о неприятных последствиях тех или иных действий. Или же поощрять положительные действия учащихся, противоположные бесполезным. Например, систематически проверять внешний вид и чистоту тетрадей и учебников, отмечать самых аккуратных, тем самым заставляя краснеть тех, у которых книги разрисованы и с помятыми страницами.

С помощью -убеждения можно довести до сознания ученика вред его действий, обратить внимание на их последствия. Соблюдая меру в осуждении и наказании, можно повысить ответственность ребенка за свои действия.

Надо убедительно показывать воспитаннику неуместность или неправильность его поступка.

 

Приложение 10.

 



2016-09-16 534 Обсуждений (0)
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (534)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)