Г) чем этот результат определить, замерить?, или какие факты докажут нам, что результат достигнут? (показатели)
Попытаемся ответить на вопросы по-порядку. Ответ на вопросы 5 а). Цель может быть достигнута в случае: - Если педагогический коллектив поймет и признает тот факт, что указанные негативные явления – это брак в работе как отдельных учителей, так и коллектива в целом, поэтому исправлять его нужно сообща. - Если социальный педагог научится находить глубинные причины запущенности конкретного школьника и пути их нейтрализации. - Если члены педагогического коллектива согласятся участвовать в процессе исправления или выпрямления личности школьника и своими действиями будут способствовать социальному педагогу (в противном же случае будут тормозить или мешать). При этом сущность и долю участия каждого члена коллектива определяет и предполагает социальный педагог, как специалист в данном вопросе. - Если администрация поможет социальному педагогу решить проблемы конструктивного взаимодействия с педагогами и специалистами школы (приказом, уточнением функционала сотрудников и организацией соответственных занятий). - Если администрация и члены коллектива учтут, что для исправления недостатков и перевоспитания нужно время и для каждого ребенка оно будет разным. Спешить и форсировать события опасно, но и затягивать нельзя, поэтому важно на первых этапах работы ежемесячно обсуждать ее ход на психолого-педагогических консилиумах в присутствии педагогов, задействованных в программе исправления или перевоспитания конкретного ребенка. Такие консилиумы обязательно должны быть включены в план работы школы (см. пункт 9 ниже). 5 б). Проблемы, связанные с педагогической запущенностью и трудновоспитуемостью в школе могли копиться годами и разрешить их в короткий срок невозможно. Практика показывает, что учителя не готовы к решению этих проблем, поэтому, социальному педагогу потребуется время, чтобы, заручившись поддержкой администрации ОУ, помочь им осознать необходимость личного участия и психологически подготовить к работе. Этот этап можно назвать подготовительным. За этот же период социальный педагог должен наладить связи с различными организациями и учреждениями, которых можно задействовать в процессе исправления и выпрямления личности* воспитанников, побудить их к сотрудничеству (ДДТ, центр занятости, спортклуб, поисковый отряд, воинскую часть и т.д.). Социальный педагог должен иметь сведения об их функциях, возможностях, месте нахождения и т.п. В этот период социальный педагог учится находить истинные, глубинные причины запущенности своих подопечных, изучает, анализирует особенности характера, жизни, ситуаций, форм поведения, особенности взаимоотношений с людьми, родителями, учится искать пути нейтрализации причин неблагополучия ребенка, разрабатывать план действий по нейтрализации, учится прогнозировать их последствия, налаживает контакт с родителями, учится формировать доверие к себе родителей и воспитанников. Подготовительному периоду отводится примерно 1 год, затем он плавно перетекает в следующий этап – внедренческий. Основными задачами данного этапа для социального педагога могут быть следующие: - начать внедрять в практику разработанные планы и программы действий по исправлению недостатков и выпрямлению личности своих подопечных; - научиться отбирать и использовать адекватные методы и приемы педагогического воздействия. - научиться конструктивному взаимодействию с коллегами, родителями, специалистами разных общественных организаций и учреждений в отношении подопечных по принципу «не навреди», определять суть и меру их участия - в процессе исправления и перевоспитания овладеть навыками самоконтроля, саморегуляции, самоанализа; - овладеть специальными методиками и технологиями социально-педагогической деятельности. Этот этап самый ответственный, не зря в перечисленных задачах ключевым словом являются слова «научится», «овладеть». Если социальный педагог проявит выдержку, терпение и настойчивость, то на следующих этапах будет работаться легче. Внедренческому этапу отводится тоже примерно 1 год. Следующий этап - этап реализации. Основными его задачами могут быть следующие: 1. отработать умения и навыки в использовании тех или иных методов и приемов педагогического воздействия и помощи. 2. научиться анализировать изменения в процессе выпрямления личности ребенка, делать правильные выводы, вносить своевременные корректировки, предвидеть их результаты. 3. создавать воспитывающие ситуации; 4. организовывать конструктивное взаимодействие ребенка с людьми в разных сферах его жизнедеятельности (быт, познание, труд, досуг, общественная жизнь); 5. помочь педагогам овладеть навыками самоконтроля и саморегуляции, самоанализа. 6. стараться выходить на уровень системного подхода к неблагополучным детям. 7. использовать приобретенные педагогами в процессе этой работы знания, умения и навыки во взаимодействии со всеми учениками школы как основное средство профилактики педагогической запущенности в школе. Для решения этих задач может потребоваться 1-2 года, после чего наступает последний этап работы по программе преодоления педагогической запущенности и трудновоспитуемости – этап совершенствования. Если педагоги работали в рамках программы, то обязательно должны произойти ощутимые изменения: 1) в самих педагогах, которые учились менять свое отношение к детям, организовывать помощь в преодолении неуспеваемости, пытались создавать ситуации успеха разного уровня в разных сферах жизнедеятельности детей, отрабатывали навыки саморегуляции, самоконтроля, использовали позитивные приемы педагогического воздействия, обсуждали и анализировали сложные ситуации, помогали налаживать отношения с товарищами, включали детей в разные виды полезной деятельности, учились быть доброжелательными при любых обстоятельствах; 2) в подопечных, которые постепенно переставали бояться, конфликтовать, ощущали на себе заботу взрослых, понимание; видели, что взрослые старались быть объективными, доброжелательными, требовательными, но справедливыми, строгими, но готовыми поддержать, помочь; 3) в остальных учащихся, которые обычно все подмечают, особенно когда учителя становятся более доброжелательными; 4) в родителях подопечных, которые не могли не замечать участия в судьбе их детей, попытке наладить отношения с детьми, помочь справиться со школьными проблемами. Основные задачи этого этапа: - увидеть, проанализировать положительные результаты, сделать соответствующие выводы: - сформировать новые традиции в педагогическом коллективе; - закрепить положительные изменения на основе приобретенного опыта; - выстроить систему работы с педагогически запущенными детьми; - выстроить систему профилактики негативных явлений. Вывод: В соответствии с изложенным можно предположить, что программу следует разрабатывать на 3-5 лет в зависимости от уровня проблемы педагогической запущенности и трудновоспитуемости в конкретной школе. 5 в). Результатом работы по программе преодоления педагогической запущенности и трудновоспитуемости в соответствии с поставленной целью является умение преодолевать эти негативные явления. 5 г). Показателями этого умения станут факты, свидетельствующие о том, что эти негативные явления исчезли или исчезают, т.е. (см. п. 2): а) совсем нет или значительно сократилось количество учащихся, стоящих на учете в КДН, ОППН и т.д. (статистические данные) б) сократилось количество учащихся, стоящих на внутришкольном контроле (статистические данные) и изменилось «качество», стоящих на учете, например: совсем не стало прогульщиков, совсем не стало учащихся неуспевающих по 3 и более предметам и т.д. в) снизилось количество курящих на ____%, причем, например в 3-6 классах их нет вообще и т.д. и т.п. Это показатели, которые можно замерить. Кроме того, показателями являются: - изменившееся в лучшую сторону отношение подопечных к жизни в классе, в школе, отношение к товарищам, учителям, наладившиеся отношения с родителями; - факты участия подопечных в общественно-полезных делах, их полезные увлечения, стремления, мечты. Это можно увидеть, проанализировав сочинения, опросники, тесты, заметки в стенгазету и т.д. Показатели могут быть высокие, средние, низкие, что свидетельствует о качестве работы социального педагога и всего коллектива. 6. Что или кто является объектом деятельности социального педагога? Ответ: педагогически запущенные и трудновоспитуемые дети и подростки, выявленные на основе социально-педагогического паспорта классов или беседы с классными руководителями. 7. Что является предметом деятельности социального педагога? Ответ: процесс выпрямления личности конкретного ребенка (исправление недостатков или перевоспитание). 8. как спланировать работу? Ответ: Планирование строится от общего к частному, т.е. от перспективного плана, определяющего задачи по этапам движения к цели, к плану действий по решению частной задачи:
Пример составления перспективного плана
9. С какими трудностями придется столкнуться и как их преодолеть? Ответ: попробуем обозначить основные.
Итак, подготовленная к обсуждению и утверждению администрацией «Программа» включает в себя следующие пункты: 1. обоснование необходимости ее создания и реализации для образовательного учреждения; 2. четкая, однозначно понимаемая формулировка цели; 3. условия, при которых эту цель можно достичь; 4. сроки, в которые возможно реализовывать программу; 5. описание или формулировка конечного результата достигаемой цели; 6. показатели результата и способы их измерения; 7. факторы, которые могут препятствовать реализации программы и способы их устранения; 8. участники реализации программы; 9. финансирование и возможные его источники; 10. перспективный план, определяющий поэтапный круг задач, которые нужно решить для достижения цели; 11. титульный лист с указанием названия программы, отражающий ее замысел, и фамилии разработчика(ов)
После утверждения «Программы» административным и педагогическим советом она вступает в силу и социальный педагог может приступить к более тщательному планированию. 10. Годовой план составляется на основе перспективного, но отличается глубиной проработки действий, направленных на решение задач предстоящего года. Годовой план определяет: - перечень действий, направленных на решение каждой из задач, поставленных на год (что делать?) - порядок выполнения действий (в какой последовательности?) - сроки выполнения действий (за какое время, в какие дни, даты и т.д.?) - ответственных за выполнение действий (кто? С кем вместе?)
Факт выполнения задач определяется показателем результативности (см. перспективный план), поэтому необходимо найти способ его замерить. Составление других видов плана определяется необходимостью детализировать действия по решению поставленных задач.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (394)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |