Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Г) чем этот результат определить, замерить?, или какие факты докажут нам, что результат достигнут? (показатели)



2016-09-16 394 Обсуждений (0)
Г) чем этот результат определить, замерить?, или какие факты докажут нам, что результат достигнут? (показатели) 0.00 из 5.00 0 оценок




Попытаемся ответить на вопросы по-порядку.

Ответ на вопросы

5 а). Цель может быть достигнута в случае:

- Если педагогический коллектив поймет и признает тот факт, что указанные негативные явления – это брак в работе как отдельных учителей, так и коллектива в целом, поэтому исправлять его нужно сообща.

- Если социальный педагог научится находить глубинные причины запущенности конкретного школьника и пути их нейтрализации.

- Если члены педагогического коллектива согласятся участвовать в процессе исправления или выпрямления личности школьника и своими действиями будут способствовать социальному педагогу (в противном же случае будут тормозить или мешать).

При этом сущность и долю участия каждого члена коллектива определяет и предполагает социальный педагог, как специалист в данном вопросе.

- Если администрация поможет социальному педагогу решить проблемы конструктивного взаимодействия с педагогами и специалистами школы (приказом, уточнением функционала сотрудников и организацией соответственных занятий).

- Если администрация и члены коллектива учтут, что для исправления недостатков и перевоспитания нужно время и для каждого ребенка оно будет разным. Спешить и форсировать события опасно, но и затягивать нельзя, поэтому важно на первых этапах работы ежемесячно обсуждать ее ход на психолого-педагогических консилиумах в присутствии педагогов, задействованных в программе исправления или перевоспитания конкретного ребенка.

Такие консилиумы обязательно должны быть включены в план работы школы (см. пункт 9 ниже).

5 б). Проблемы, связанные с педагогической запущенностью и трудновоспитуемостью в школе могли копиться годами и разрешить их в короткий срок невозможно.

Практика показывает, что учителя не готовы к решению этих проблем, поэтому, социальному педагогу потребуется время, чтобы, заручившись поддержкой администрации ОУ, помочь им осознать необходимость личного участия и психологически подготовить к работе. Этот этап можно назвать подготовительным.

За этот же период социальный педагог должен наладить связи с различными организациями и учреждениями, которых можно задействовать в процессе исправления и выпрямления личности* воспитанников, побудить их к сотрудничеству (ДДТ, центр занятости, спортклуб, поисковый отряд, воинскую часть и т.д.). Социальный педагог должен иметь сведения об их функциях, возможностях, месте нахождения и т.п.

В этот период социальный педагог учится находить истинные, глубинные причины запущенности своих подопечных, изучает, анализирует особенности характера, жизни, ситуаций, форм поведения, особенности взаимоотношений с людьми, родителями, учится искать пути нейтрализации причин неблагополучия ребенка, разрабатывать план действий по нейтрализации, учится прогнозировать их последствия, налаживает контакт с родителями, учится формировать доверие к себе родителей и воспитанников. Подготовительному периоду отводится примерно 1 год, затем он плавно перетекает в следующий этап – внедренческий.

Основными задачами данного этапа для социального педагога могут быть следующие:

- начать внедрять в практику разработанные планы и программы действий по исправлению недостатков и выпрямлению личности своих подопечных;

- научиться отбирать и использовать адекватные методы и приемы педагогического воздействия.

- научиться конструктивному взаимодействию с коллегами, родителями, специалистами разных общественных организаций и учреждений в отношении подопечных по принципу «не навреди», определять суть и меру их участия

- в процессе исправления и перевоспитания овладеть навыками самоконтроля, саморегуляции, самоанализа;

- овладеть специальными методиками и технологиями социально-педагогической деятельности.

Этот этап самый ответственный, не зря в перечисленных задачах ключевым словом являются слова «научится», «овладеть».

Если социальный педагог проявит выдержку, терпение и настойчивость, то на следующих этапах будет работаться легче.

Внедренческому этапу отводится тоже примерно 1 год.

Следующий этап - этап реализации. Основными его задачами могут быть следующие:

1. отработать умения и навыки в использовании тех или иных методов и приемов педагогического воздействия и помощи.

2. научиться анализировать изменения в процессе выпрямления личности ребенка, делать правильные выводы, вносить своевременные корректировки, предвидеть их результаты.

3. создавать воспитывающие ситуации;

4. организовывать конструктивное взаимодействие ребенка с людьми в разных сферах его жизнедеятельности (быт, познание, труд, досуг, общественная жизнь);

5. помочь педагогам овладеть навыками самоконтроля и саморегуляции, самоанализа.

6. стараться выходить на уровень системного подхода к неблагополучным детям.

7. использовать приобретенные педагогами в процессе этой работы знания, умения и навыки во взаимодействии со всеми учениками школы как основное средство профилактики педагогической запущенности в школе.

Для решения этих задач может потребоваться 1-2 года, после чего наступает последний этап работы по программе преодоления педагогической запущенности и трудновоспитуемости – этап совершенствования.

Если педагоги работали в рамках программы, то обязательно должны произойти ощутимые изменения: 1) в самих педагогах, которые учились менять свое отношение к детям, организовывать помощь в преодолении неуспеваемости, пытались создавать ситуации успеха разного уровня в разных сферах жизнедеятельности детей, отрабатывали навыки саморегуляции, самоконтроля, использовали позитивные приемы педагогического воздействия, обсуждали и анализировали сложные ситуации, помогали налаживать отношения с товарищами, включали детей в разные виды полезной деятельности, учились быть доброжелательными при любых обстоятельствах;

2) в подопечных, которые постепенно переставали бояться, конфликтовать, ощущали на себе заботу взрослых, понимание; видели, что взрослые старались быть объективными, доброжелательными, требовательными, но справедливыми, строгими, но готовыми поддержать, помочь;

3) в остальных учащихся, которые обычно все подмечают, особенно когда учителя становятся более доброжелательными;

4) в родителях подопечных, которые не могли не замечать участия в судьбе их детей, попытке наладить отношения с детьми, помочь справиться со школьными проблемами.

Основные задачи этого этапа:

- увидеть, проанализировать положительные результаты, сделать соответствующие выводы:

- сформировать новые традиции в педагогическом коллективе;

- закрепить положительные изменения на основе приобретенного опыта;

- выстроить систему работы с педагогически запущенными детьми;

- выстроить систему профилактики негативных явлений.

Вывод: В соответствии с изложенным можно предположить, что программу следует разрабатывать на 3-5 лет в зависимости от уровня проблемы педагогической запущенности и трудновоспитуемости в конкретной школе.

5 в). Результатом работы по программе преодоления педагогической запущенности и трудновоспитуемости в соответствии с поставленной целью является умение преодолевать эти негативные явления.

5 г). Показателями этого умения станут факты, свидетельствующие о том, что эти негативные явления исчезли или исчезают, т.е. (см. п. 2):

а) совсем нет или значительно сократилось количество учащихся, стоящих на учете в КДН, ОППН и т.д. (статистические данные)

б) сократилось количество учащихся, стоящих на внутришкольном контроле (статистические данные) и изменилось «качество», стоящих на учете, например: совсем не стало прогульщиков, совсем не стало учащихся неуспевающих по 3 и более предметам и т.д.

в) снизилось количество курящих на ____%, причем, например в 3-6 классах их нет вообще и т.д. и т.п.

Это показатели, которые можно замерить.

Кроме того, показателями являются:

- изменившееся в лучшую сторону отношение подопечных к жизни в классе, в школе, отношение к товарищам, учителям, наладившиеся отношения с родителями;

- факты участия подопечных в общественно-полезных делах, их полезные увлечения, стремления, мечты.

Это можно увидеть, проанализировав сочинения, опросники, тесты, заметки в стенгазету и т.д.

Показатели могут быть высокие, средние, низкие, что свидетельствует о качестве работы социального педагога и всего коллектива.

6. Что или кто является объектом деятельности социального педагога?

Ответ: педагогически запущенные и трудновоспитуемые дети и подростки, выявленные на основе социально-педагогического паспорта классов или беседы с классными руководителями.

7. Что является предметом деятельности социального педагога?

Ответ: процесс выпрямления личности конкретного ребенка (исправление недостатков или перевоспитание).

8. как спланировать работу?

Ответ: Планирование строится от общего к частному, т.е. от перспективного плана, определяющего задачи по этапам движения к цели, к плану действий по решению частной задачи:

 

Пример составления перспективного плана

 

Этап Сроки Основные задачи этапов Результат выполнения задачи С кем вместе
Этап подготовительный 2004/2005 уч. г. 1. Разработка, согласование и утверждение Программы преодоления пед. запущ. и трудновоспитуемости Утверждение программы, приказ, положения С администра цией и педсоветом
2. Разработка положения о псих. педагог. консилиуме Положение, приказ  
3. Подготовка педагогического коллектива к взаимодействию по Программе. Организация занятий в рамках МО классных руководит. С администра цией
4. Изучение ресурсов социокультурной среды Перечень учреждений, их возм. тел., адрес, контакт Самостоя- тельно
4. Изучение причин неблагополучия подопечных в школе Результаты изучения: -состояния здоровья; -характера отношений; -уровня развития психических процессов; -уровня сформированности учебных навыков -особенностей характера; С кл/руков. С учителем-предметни-ком С психоло-гом
5. Изучение причин неблагополучия подопечных в семье Результаты изучения: -условий жизни; -родит -дет. отношений С кл/руков., психологом
6. Формирование картотеки личных дел Личные дела, их классификация Самостоя- тельно
7. Разработка планов нейтрализации причин неблагополучия а) программа перевоспитания; б) план действий С психоло-гом, зам. дир. по ВР
Этап внедрения 2005-2006 уч. г. 1. Начало работы по индивидуальным планам исправления недостатков или программам перевоспитания во взаимодействии с коллегами Участники знают свою задачу и действуют в соответствии с планом, программой С кл.руков., с учителем-предм., с психологом, с пед.-орг., с зам. по ВР, с завучем
2. Наблюдение, анализ, корректировка методов, приемов Выводы и предложения по каждому ребенку Психолого-педагогич. консилиум
3. Отработка методов, приемов, используемых методик совместно с коллегами Овладение и использование в практике С участни-ками реализации планов и программ
4. Освоение навыков самоконтроля и саморегуляции вместе с коллегами. Овладение и использование в практике С участни-ками реализации планов и программ
5. Освоение навыков самоанализа вместе с коллегами. Умение замечать свои удачные и неудачные действия С участни-ками реализации планов и программ
Этап реализации 2006-2007 уч. г. 1. Работа по планам и программам: - установление доброжелательных отношений Изменение стиля поведения С задейство-ванными членами пед. коллектива
- организация помощи в учебе; Улучшение показателей С учителями-предметник.
- развитие психических процессов; Улучшение показателей С психологом, учителем -предметник.
- обучение подопечных новым формам поведения, взаимодействия; реагирования; Снижение конфликтности С психологом и кл. руков.
- вовлечение подопечных в общественно-полезную и трудовую деятельность; Участие, желание участвовать С зам. дир. по ВР, педаг.-организ. и друг. спец.
- организация получения нового опыта проведения досуга у подопечных; Проявление интереса к новым формам досуга С пед -орг., кружков, рук. секций, ДДТ, ДЮСШ и т.д.
- создание и закрепление ситуаций успеха для подопечных; Появление желания учиться, участвовать в обществ. полезных делах Учит.-предм., др. специал.
- оказание помощи в налаживании отношений с товарищами, родителями, другими людьми. Снижение настроенности на конфликт, тревожности, подозрительности С задейство-ванными в программе коллегами
- построение жизненной перспективы, профориентация. Мечты, желания, планы С психологом центра занятости
- формирование полезных привычек; Следование принятым нормам Со всеми участника-ми
- патронаж и т.п. Срывы все реже С классным. руководит.
2. Закрепление навыков доброжелательного отношения педагогов к неблагополучным детям, навыков самоконтроля, саморегуляции, самоанализа Отказ от обвинительных тенденций в адрес детей, новый уровень взаимодействия Со всеми участниками программ перевоспитания
3. Закрепление навыков применения педагогических методов и приемов воздействия, нейтрализующих причины и признаки запущенности Улучшение успеваемости, дисциплины, атмосферы в классе, настроения детей Со всеми участниками программ перевоспитания
4. Выход на уровень системной работы по преодолению педагогической запущенности   Настроенность на преодоление, умение действовать согласовано, понимание своей роли и задач, умелое педаг. воздействие Со всеми участниками программ перевоспитания
Этап совершенствования 2007-2008 уч. г. 1. Анализ промежуточных и конечных индивидуальных результатов, оценка происходящего, выводы о перспективах работы Показатели результативности (см. ответ на вопрос 2) С членами консилиума, педсоветом.
2. Построение перспективы профилактики негативных явлений Программа профилактики С творческой группой
3. Формирование традиций, правил, норм в педколлективе Факт наличия, документ С творческой группой
4. Формирование традиций, правил, норм жизнедеятельности ученического коллектива Выход на систему соуправления и самоуправления С учащимися школы

 

9. С какими трудностями придется столкнуться и как их преодолеть?

Ответ: попробуем обозначить основные.

 

№ п/п Факторы, тормозящие работу по Программе Возможные способы их нейтрализации
Личностная неуверенность соц. педагога, страх перед масштабом поставленных задач, страх испортить отношение с коллегами 1. Осмыслить и осознать роль и статус социального педагога как специалиста, призванного защищать интересы и права ребенка при любых обстоятельствах. 2. Выработать собственную позицию защитника ребенка. 3. Заручиться поддержкой администрации. 4. Расчленить масштабные задачи на более мелкие и простые и распределить ответственность между членами коллектива.
Нежелание членов коллектива работать по Программе, попытка «спихнуть» решение проблем на соц. педагога 1. Дополнительно к программе разработать «Положение о постоянно действующем психолого-педагогическом консилиуме». Цель работы – отслеживание процесса выпрямления личности до конечного результата. Основной состав: Завучи, психолог, зам. по ВР, социальный педагог – как руководитель. Подготовить проект приказа о создании консилиума. Проекты приказа и Положения обсудить с директором. 2. Просить директора в административном порядке решить вопрос о содержательном взаимодействии руководителей методических объединений с социальным педагогом. В рамках МО социальный педагог может раскрывать глубинные причины запущенности, побуждать коллег к взаимодействию и отрабатывать и внедрять в практику приемы нейтрализации причин запущенности. Постепенно педагоги ощутят положительные результаты деятельности и перестанут сопротивляться.
Нехватка времени, невозможность следовать пунктам плана как следствие:     - непродуманности действий по решению задач, нерационально организованного рабочего времени     1. Более тщательно разработать все или отдельные виды плана, т.е. определить действия, направленные на решение задачи, порядок действий, сроки выполнения. Это даст возможность сориентироваться во времени и рационально распределить ответственность между членами пед. коллектива. 2. Согласовать отдельные пункты плана с ответственными за их выполнение лицами по срокам и датам. 3. Ответственные за выполнение отдельных пунктов плана лица должны внести согласованные пункты в свои планы. 4. Планы, составленные соц. педагогом, не должны противоречить общешкольному плану, а должны стать его частью, пройдя все уровни согласования.
- несоответствие объема должностных обязанностей долям ставки (0,5 или 0,25) 1. определиться в приоритетах и пересмотреть круг обязанностей 2. утвердить его директора и поставить в известность членов коллектива.  
- круг обязанностей перекрывает возможности специалиста в данной школе 1,2 см. выше 3. поставить вопрос о введении дополнительной ставки или делегирования полномочий другим специалистам (зам. дир. по ВР, кл. руководит.)
Отсутствие финансирования 1. Поскольку члены педколлектива исправляют собственный брак, то дополнительной оплаты не предусматривается. 2. В качестве поощрения за хорошие результаты могут быть использованы другие возможности (например, дополнительные дни к отпуску). 3. Средства могут понадобиться на: - канцелярские расходы. - Проведение и обработку психологических исследований (если нет психолога) - На транспортные расходы соц. педагога - Оплату приглашенным консультантам и т.д. В программу включить пункт финансирования и обозначить сумму расходов
Нерешительность, несговорчивость, нежелание видеть и решать проблему директором 1. нарисовать перспективу развития проблемы и ее последствия для школы. 2. сузить рамки функционала.

 

Итак, подготовленная к обсуждению и утверждению администрацией «Программа» включает в себя следующие пункты:

1. обоснование необходимости ее создания и реализации для образовательного учреждения;

2. четкая, однозначно понимаемая формулировка цели;

3. условия, при которых эту цель можно достичь;

4. сроки, в которые возможно реализовывать программу;

5. описание или формулировка конечного результата достигаемой цели;

6. показатели результата и способы их измерения;

7. факторы, которые могут препятствовать реализации программы и способы их устранения;

8. участники реализации программы;

9. финансирование и возможные его источники;

10. перспективный план, определяющий поэтапный круг задач, которые нужно решить для достижения цели;

11. титульный лист с указанием названия программы, отражающий ее замысел, и фамилии разработчика(ов)

 

После утверждения «Программы» административным и педагогическим советом она вступает в силу и социальный педагог может приступить к более тщательному планированию.

10. Годовой план составляется на основе перспективного, но отличается глубиной проработки действий, направленных на решение задач предстоящего года.

Годовой план определяет:

- перечень действий, направленных на решение каждой из задач, поставленных на год (что делать?)

- порядок выполнения действий (в какой последовательности?)

- сроки выполнения действий (за какое время, в какие дни, даты и т.д.?)

- ответственных за выполнение действий (кто? С кем вместе?)

 

Факт выполнения задач определяется показателем результативности (см. перспективный план), поэтому необходимо найти способ его замерить.

Составление других видов плана определяется необходимостью детализировать действия по решению поставленных задач.

 

 



2016-09-16 394 Обсуждений (0)
Г) чем этот результат определить, замерить?, или какие факты докажут нам, что результат достигнут? (показатели) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Г) чем этот результат определить, замерить?, или какие факты докажут нам, что результат достигнут? (показатели)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (394)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)