Порядок выявления причин неуспеваемости
| Источники и способы получения
| Знания, умения, навыки социального педагога
| Способы нейтрализации причин неуспеваемости
| Способы реализации, взаимодействие, ответственность
|
1. Изучение субъективных мнений по поводу неуспеваемости:
а) мнение самого ребенка;
| Разговор с ребенком на основе устного или письменного (с указанием даты, времени) приглашения для беседы
| Снимать напряжение; проявить чувство юмора, формировать доверие и не злоупотреблять им; вести беседу (слушать, соотносить сказанное и недосказанное, задавать вопросы, договариваться и т.д.)
| Умения педагога общаться на основе доброжелательного отношения и искреннего интереса к личности ребенка
|
|
б) мнение тех педагогов, у кого школьник не успевает; мнение тех, у кого успевает; мнение классного руководителя; мнение родителей;
| Беседа, случайные высказывания
То же, посещение на дому
| Слушать, анализировать высказывания, фиксировать отношение как: доброжелательное (почему?); равнодушное;
явно недоброжелательное: раздражение? обида? угроза? (почему?);
| Вызывать сочувствие к судьбе и проблемам ребенка. Обосновать причины отрицательных форм поведения и поступков ученика. Показывать его положительные и сильные стороны. Убеждать и побуждать к изменению форм взаимодействия с учеником, изменению отношения к нему на доброжелательное. Учить педагогов менять стереотипы собственного отношения и поведения
| В личных беседах; через занятия на предметных МО; через обсуждение на психолого-педагогическом консилиуме при поддержке завуча, руковод. МО, зам. дир. по ВР, директора
|
в)Мнение друзей, одноклассников (по необходимости)
| Опосредованное получение информации
| Общаться с учениками в соответствии с их особенностями, потребностями;
знать эти особенности;
соблюдать профессиональную этику
|
|
|
2. Изучение предполагаемых объективных причин:
а) страх перед учителем, обида (ожидание неприятностей, настроенность на конфликт);
| На основе субъективных высказываний и личных наблюдений при посещении уроков
| Способность понимать, что причина страха, обид кроется в недоброжелательном отношении учителя (оскорбление, презрение, унижение, угроза), следствие этого — избегание встречи, прогул, попытка защититься или отомстить (делает назло, хулиганит, грубит)
| Изменение отношения учителя к ученику и форм поведения во взаимодействии с ним. Организация помощи учителям в изменении стереотипа восприятия ученика
| Занятия в рамках: предмета МО
Психолого-педагогический
консилиум
|
б) страх перед деятельностью, настроенность на неудачу, провал;
| То же (высказывания типа: «У меня все равно не получится», «Я тупой»)
| Способность понимать, что причина страха - стойкое отсутствие успешности, запущенность учебного материала, а следствие -отказ, избегание деятельности и недисциплиниро-ванность на уроке, прогулы
| Организация индивидуальной систематической по-мощи до устойчивых положительных результатов со стороны учителя, одноклассников, старшеклассников, родителей). Кон-роль, приучение к самодеятельной работе по плану
| При содействии и под контролем завучей, руководителей предметных МО, директора (по необходимости)
|
в)несформированность учебных навыков: счета, чтения, письма, умения выделять главное, выражать мысль, исправить ошибку, и т.д.
| Выявление с помощью конкретных заданий
| Убедить завучей и руководителей МО в необходимости выявления и организации помощи учащимся:
| Организация групповых или индивидуальных тренировочных занятий во время или после уроков
| Ответственность несут завучи руководители МО
|
г) неразвитость основных психических и мыслительных процессов: памяти, внимания, воображения, мышления (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование) и т.п.;
| Диагностика психолога
| Организовать тестирование у психолога; взаимодействовать с психологом по организации занятий с учителями-предметниками убедить завучей и рук. МО в необходимости занятий.
| Организация групповых тренировочных занятий по развитию мыслительных процессов для учащихся, обучение развивающим приемам педагогов-предметников;
внедрение в практику развивающих приемов на уроках;
анализ действий и результатов в динамике.
| Через предметные МО.
Ответственность несут завучи и руководитель МО
|
д) слабое здоровье и как следствие - низкая работоспособность, утомляемость
| Анализ медицинских данных: беседа с родителями; консультация у педиатра
| Соотносить данные по здоровью с данными по успеваемости:
| Организация лечения до или параллельно с организацией психолого- педагогической поддержки или помощи:
| При участии родителей и специалистов-врачей
|
е) нарушение отношений с одноклассниками:
комплексы по различным поводам и как следствие этого застенчивость, неловкость, стыдливость, избегание контактов и т.п.;
особенности характера, (неуживчивость, агрессивность, аффективность и т.п.);сложившиеся стереотипы поведения, мешающие развитию товарищеских отношений
| Психологические тесты беседы; опосредованное получение информации; личные наблюдения.
| -взаимодействовать с психологом и классным руководителем;
-владеть некоторыми методиками изучения отношений, особенностей личности, удовлетворения жизнью в классе, школе и т.п.;
-знать особенности акцентуаций характера и их причины;
-общаться с учащимися в соответствии с их возрастом, полом, темпераментом;
организовывать психолого-педагогическую коррекцию и поддержку самостоятельно и силами специалистов школы
| -организация тренингов общения личностного роста;
-организация психологического театра для проигрывания и анализа ролей и ситуаций реальной жизни;
-оздоровление психологической атмосферы в классе (основа отношений - дружба, товарищеская забота);
-организация получения положительного опыта общения в сфере досуга;
-вовлечение в общественно полезную деятельность в школе;
-организация досуга и общественно полезной деятельности за пределами школы;
-дать возможность учащимся получить консультацию специалиста по волнующим вопросам, проблемам.
| Ответственность несут психолог и социальный педагог
Кл. рук. во взаи модействии с психологом и соц педагогом
Зам. директора по ВР, педагог-организатор
Кл.рук., зам. дир по ВР, пед.-орг.
Социальный педа го г
Социальный педагог, психолог, зам дир. по ВР
|
ж)неблагополучие в семье:
тяжелая психологическаяатмосфера, поэтому учащийся не может сосредоточиться на учебе; недоброжелательное, равнодушное отношение к нуждам, состоянию, проблемам ребенка;
нет условий для полноценного учебного труда места для выполнения домашних заданий, не соблюдается режим дня (не высыпается, просыпает, опаздывает и т.д.) нет уважения к интеллектуальному труду ребенка и т.п.;
крайняя нищета (отсутствие обуви, одежды, канцелярских принадлежностей и т.п.);
гиперопекающий стиль воспитания
| Беседа с учащимися, тесты, сочинения, наблюдения, анализ посещения семьи
| налаживать контакт с семьей школьника с позиции «не суди»;
владеть техникой ведения беседы;
владеть приемами снятия напряжения, настроенности на конфликт;
формировать доверие и не злоупотреблять им; выявлять стили семейного воспитания;
диагностировать уровни родительско-детских отношений;
владеть способами и приемами коррекции родительско-детских отношений;
организовывать и проводить групповые занятия для родителей, имеющих проблемы в воспитании детей (совместно с психологом); разрабатывать тематику, организовывать родитель ский всеобуч (совместно с зам. дир. по ВР);
уметь вести индивидуальные консультации;
знать специфику и особенности развития семьи на разных этапах ее жизнедеятельности;
взаимодействовать со специалистами различных служб
| помочь создать более спокойную атмосферу в семье; помочь родителям, заметить состояние ребенка;
в случае необходимости привлекать службы социальной, психологической помощи, милицию;
помочь родителям увидеть положительные качества ребенка, вызвать сочувствие, «повернуться» к нему, осознать значимость родительства для самих родителей; в экстренных случаях (жестокое обращение) изолировать ребенка от родителей;
помочь родителям осознать важность и необходимость наладить быт ребенка, режим труда и отдыха; обеспечить социальную помощь через соответствующие органы и силами родительского комитета школы;
помочь осознать причины неверного воздействия;
помочь спрогнозировать последствия для ребенка; научить новым формам поведения и взаимоотношений.
| Организация индивидуальных консультаций, групповых занятий по проблемам всеобуча; участия родителей в психолого-педагогическом консилиуме; индивидуальный патронаж отдельных семей. Соц. педагог работает при поддержке класс, руководителя, психолога, зам. директора по ВР и членов ППК.
|
| | | | | | | | |
Приложение 6.