Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и график совокупного спроса



2016-09-16 548 Обсуждений (0)
Сущность и график совокупного спроса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Спрос, в том числе и совокупный, характеризует желания и возможности покупателей. Последние в масштабе всей экономики представлены: домохозяйствами (потребительские расходы), предприятиями (инвестиции), государством (государственные закупки товаров и услуг), а также иностранными покупателями (чистый экспорт). Структура совокупного спроса показана на рис. 20.1.

В каждый данный момент величины спроса перечисленных субъектов будут зависеть от уровня цен. Совокупный спрос (aggregate demand) — это различные объемы товаров и услуг, которые домохозяйства, предприятия и государство готовы купить


Глава 20. Совокупный спрос и совокупное предложение 311

 

 

при любом возможном уровне цен. Сформулированный в разделе микроэкономики закон спроса справедлив и для уровня национальной экономики в целом: уровень цен и величина совокупного спроса на национальный продукт находятся в обратной зависимости. Наглядно эту зависимость можно продемонстрировать с помощью графика, представленного на рис. 20.2.

Чем обусловлен убывающий характер кривой совокупного спроса? Анализируя индивидуальный спрос, мы обнаружили, что величина спроса растет при снижении цены, поскольку в данной ситуации при том же уровне дохода у потребителя возникает возможность приобрести больше товара. В какой мере эта закономерность проявляется в связи совокупного спроса с уровнем цен? Если уровень цен, скажем, растет, то покупатели расходуют больше средств на приобретение того же количества товара и, по логике, должен уменьшиться реальный совокупный спрос. Однако нельзя забывать, что в масштабах общества расходы одних становятся доходами других. Поэтому рост уровня цен не только увеличивает расходы на приобретение того же количества товаров, но и приводит к росту доходов, а следовательно, может не повлиять на совокупный спрос.

Нельзя объяснить характер кривой совокупного спроса AD и эффектом товаров-субститутов. Вспомните, что при анализе индивидуального спроса обнаруживается переключение покупательского выбора при повышении цен одних товаров на приобретение других, способных в той или иной мере заменить первые. Если же рассматривать


312 Раздел III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

национальную экономику в целом, то уменьшение спроса на одни товары и увеличение его на другие не изменит совокупный спрос. Таким образом, можно утверждать, что убывание кривой совокупного спроса вызвано другими факторами, нежели аналогичный характер кривой индивидуального спроса. Рассмотрим эти факторы.

Эффект процентной ставки. В каждый данный момент в национальной экономике обращается определенное количество денег. Потребность в них определяется прежде всего объемами реализуемых товаров и ценами на них. Если уровень цен возрастает, соответственно увеличивается и спрос на деньги. Но деньги имеют свою цену. Ею выступает ставка ссудного процента. При неизменном предложении денег и одновременном росте спроса, на них процентная ставка возрастет. Ее рост сразу по нескольким каналам повлияет на совокупный спрос. Прежде всего уменьшатся инвестиционные расходы. Часть из них станет экономически невыгодной, поскольку предпочтительнее будет не инвестировать деньги под невысокую прибыль, а предоставить ссуду под возросший процент. Кроме того, часть покупателей откажется от потребительских расходов, особенно связанных с приобретением товаров длительного пользования. Ведь значительная часть этих покупок связана с получением кредита, а он в условиях возросших ставок становится невыгодным.

Эффект богатства. Очевидно и другое направление воздействия уровня цен на совокупный спрос. Если уровень цен повышается, то . люди, имеющие денежные сбережения, становятся относительно беднее, так как снижается покупательная способность денег. Если же люди хотят поддерживать покупательную силу своих сбережений, то многим из них придется уменьшить свое потребление. Если вы, накапливая деньги для поездки на море во время летних каникул, сталкиваетесь с проблемой их обесценивания в результате роста цен, то, возможно, для достижения своей цели вам придется пожертвовать покупками каких-то вещей или сократить платные развлечения. Поскольку в аналогичном положении могут оказаться многие люди, то имеется основание утверждать, что повышение общего уровня цен ведет к снижению совокупного спроса.

Эффект импортных закупок. Так же, как практически у каждого отдельного товара есть товар-субститут, способный его в той или иной степени заменить, так и у валового внутреннего продукта может быть заменитель. Это ВВП другой страны. Например, если общий уровень цен в Украине растет, то многие покупатели отдают предпочтение импортным товарам перед отечественными. Одновременно иностранные покупатели также отказываются от приобретения украинских товаров. Следовательно, уменьшение экспорта и увеличение импорта снизят реальные объемы реализованного валового внутреннего продукта,


Глава 20. Совокупный спрос и совокупное предложение 313

 

так как все большая часть потребностей населения удовлетворяется за счет ВВП другой страны.

 



2016-09-16 548 Обсуждений (0)
Сущность и график совокупного спроса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность и график совокупного спроса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (548)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.024 сек.)