Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные термины и понятия. • Предложение труда



2016-09-16 458 Обсуждений (0)
Основные термины и понятия. • Предложение труда 0.00 из 5.00 0 оценок




 

• Рынок труда

• Предложение труда

• Спрос на труд

• Заработная плата

• Экономически активное население

• Экономически не активное население

• Занятые

• Безработные

• Уровень безработицы

• Фрикционная безработица

• Структурная безработица

• Циклическая безработица

• "Полная занятость"

• Естественная норма безработицы

• Классическая теория занятости

• Кейнсианская теория занятости

• Монетаристская теория занятости

• Индивидуальные издержки безработицы

• Общественные издержки безработицы

• Закон Оукена


   
 
 
 


Глава

ИНФЛЯЦИЯ

 

В первой половине 90-х годов, особенно в 1992 и 1993 гг., Украина неоднократно испытывала инфляционные шоки — резкие повышения общего уровня цен. Это был чрезвычайно тяжелый период для семей, предприятий, экономики и общества в целом. Ценовая нестабильность экономически и психологически буквально изматывала большинство людей, уничтожала сбережения и разрушала их надежды, парализовывала деятельность многих предприятий, создавала огромную социальную напряженность в обществе.

Таким образом, нестабильность общего уровня цен в экономике составляет еще одну важнейшую макроэкономическую проблему. Многие даже склонны считать, что из всех макроэкономических неурядиц инфляция приносит наибольший вред. Кроме того, борьба с инфляцией всегда трудна и болезненна.

В этой главе мы остановимся на таких вопросах, как сущность инфляции, причины ее возникновения, а также проанализируем ее основные последствия. Вопросы борьбы с инфляцией рассматриваются здесь и в главах 22 и 23, где они анализируются в контексте фискальной и кредитно-денежной политики государства.

 

19.1

ПОНЯТИЕ ИНФЛЯЦИИ И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Сущность инфляции

 

За большинство товаров и услуг, которые мы приобретаем, нам приходится непосредственно платить. Денежная форма обмена предполагает передачу некоторого количества денег за какое-то количество определенных товаров. Цена товара — это количество денег, которое необходимо уплатить за его приобретение.

Нетрудно обнаружить, что цены на товары и услуги не являются неизменными. Они в разные периоды могут как повышаться, так и снижаться. В экономике обменивается огромное множество различных товаров, а значит, существует и такое же количество цен. Отслеживать и отражать, как изменяются буквально все цены на товары и услуги в национальной экономике для того, чтобы получить макроэкономическую


Глава 19. Инфляция 295

 

картину, практически невозможно. Макроэкономика выводит в качестве общеэкономического показателя средний уровень цен и фиксирует его изменения или колебания. Именно со средним (общим) уровнем цен связано понятие инфляции.

Инфляция — это повышение среднего (общего) уровня цен в экономике. Необходимо подчеркнуть, что повышение цен на отдельные товары и услуги не является еще свидетельством инфляции. Рост цен на одни товары может быть компенсирован их снижением на другие. Частные колебания цен могут быть вызваны различными причинами, связанными, главным образом, с изменением соотношения спроса и предложения на конкретные товары и услуги. Инфляция же — это всегда характеристика движения общего уровня цен, его повышения.

 

Измерение инфляции

Итак, инфляция отражает повышение среднего уровня цен в экономике. Средний уровень цен — это средневзвешенная цена различных товаров и услуг в экономике.

Движение среднего уровня цен, или просто уровня цен в экономике, измеряется при помощи индекса цен. Индекс цен выражает взятое в процентах отношение стоимости определенного набора товаров и услуг в данном периоде к его стоимости в базовом периоде. Этот фиксированный набор товаров и услуг может называться рыночной корзиной.

Таким образом, чтобы рассчитать индекс цен, необходимо подобрать определенную рыночную корзину, подсчитать стоимость товаров и услуг, входящих в ее состав, на какую-нибудь дату. А далее каждую неделю, месяц, квартал и т. д. можно определять стоимость этой же корзины, делить ее на стоимость корзины в базовом периоде и получать индекс цен.

Если, например, определять уровень цен в 1999 г. по отношению к 1998 г., то формула для расчета будет иметь следующий вид:

 

 

Предположим, получим ответ, равный 110 %, это будет означать, что за год цены в экономике страны возросли в 1,1 раза, или на 10 % (уровень инфляции). Период, за который измеряется инфляция, может быть разным. Его минимальная продолжительность чаще составляет месяц, иногда можно встретить сообщения об изменении уровня цен за неделю, а максимальная — может измеряться десятилетиями.


296 Раздел III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Наиболее распространенным в мировой практике индексом цен (индексом инфляции) является индекс потребительских цен (CPI — Consumer Price Index). Из названия видно, что роль товаров-представителей при его определении отводится определенным потребительским товаром, т. е. тем, которые приобретаются домашними хозяйствами. Количество наименований товаров-представителей, используемое для расчета этого индекса, обычно составляет несколько сотен. Среди них продовольствие, одежда, обувь, жилье, транспорт и др. В потребительскую корзину эти товары "попадают" не только со своими ценами за единицу, но и со своими весами. Веса товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину, — это их удельные веса (доли) в расходах потребителей.

Поясним это на примере. Допустим, что у среднего потребителя 50 % его расходов идет на приобретение продовольствия, 30 — других потребительских товаров, 20 % — услуг. Если индекс цен на продовольствие составил 95 %, другие потребительские товары — 105 %, услуги — 115 %, то индекс стоимости потребительской корзины будет равен:

 

95 x 0,5 + 105 x 0,3 + 115 x 0,2 = 102 %.

 

Вместе с тем, и в Украине, и в других странах используются также другие индексы цен. Например, статистические органы Украины периодически информируют о значениях индекса цен промышленной продукции и индекса закупочных цен на продукцию сельского хозяйства. В их основе лежат изменения цен, по которым производители реализуют данную продукцию.

Для исчисления темпа прироста среднего уровня цен за определенный период времени используется следующая формула:

 

Индекс цен __ Индекс цен

_________
Темп прироста цен за отчетный период
отчетного периода предыдущего периода

= 100

= Индекс цен предыдущего периода

 

Например, индекс цен ответного периода — это индекс цен 1999 г., равный ПО %, а индекс цен предыдущего периода — индекс цен 1998 г., равный 105 %. Тогда темп прироста цен в 1999 г. составит (110—105) : 105 х 100 = 4,8 %.

К измерениям инфляции применимо и "правило величины 70". Разделив число 70 на ежегодный темп прироста цен, можно определить количество лет, в течение которых может произойти удвоение уровня цен. Так, например, при ежегодном темпе прироста цен в 5 % уровень цен удвоится через 14 лет. Следует отметить, что точность этого правила снижается по мере использования более высоких показателей темпов инфляции.


Глава 19. Инфляция 297

 

Уровень инфляции

Измерение движения цен является непростой задачей. Причем проблем хватает даже в наиболее развитых странах мира, где соответствующие методики оттачиваются уже десятилетиями. Украинская статистика с начала 90-х годов переходит к общепринятой в мировой практике системе расчетов показателей, и в том числе в области учета динамики цен. Попробуем отобрать основные данные, характеризующие инфляцию в Украине в первой половине 90-х годов.

1990 г.: сводный индекс потребительских цен в СССР составил 106,8% (к 1989 г.). Индекс оптовых цен предприятий промышленности за этот же период — 103%, а закупочных цен (по зерну) — 142%.

1991 г.: индекс потребительских цен в Украине составил 390% (к 1990 г.). Индекс оптовых цен предприятий промышленности — 260%.

1992 г.: индекс потребительских цен в Украине составил более 2100% (к 1991 Г.). Индекс оптовых цен предприятий промышленности — 4200%, цен на продукцию аграрного сектора —1930%.

1993 г.: индекс потребительских цен составил в Украине более 10 260% (к 1992 г.). Индекс оптовых цен на промышленную продукцию — 9770%, цен на продукцию сельского хозяйства — 4060%.

1994 г.: индекс цен на потребительские товары составил 500% (к 1993 г.), индекс цен на промышленную продукцию— 870%, цен на продукцию сельского хозяйства — 600%.

1995 г.: индекс потребительских цен составил 281% (к 1994 г.), на промышленную продукцию — 270%, на сельскохозяйственную — 420%.

1996 г.: индекс инфляции (потребительских цен) составил 139,7% (к 1995 г.), на промышленную продукцию — 117,3%, на сельскохозяйственную — 160%.

1997 г.: индекс инфляции составил 110,1% (к 1996 г.), на промышленную продукцию — 105,0%, на сельскохозяйственную — 103,0%.

1998 г.: индекс инфляции составил 120% (к 1997 г.), на промышленную продукцию — 135,3%.

Из приведенных данных видно, что в Украине в первой половине 90-х годов в экономике произошел инфляционный взрыв. К анализу его причин мы еще обратимся, а пока изучим некоторые данные по инфляции в других странах.

Можно считать допустимым годовым уровнем инфляции ее значение в пределах 5%. Анализируя динамику инфляции в последние десятилетия, отметим, что если в экономике большинства стран в 70-е годы наблюдалась нарастающая инфляция, то в 80-е — 90-е годы произошел сдвиг в сторону снижения уровня инфляции. В США, например, среднегодовой уровень инфляции в 60-х годах составил 2,7%, в 70-х


298 Раздел III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

— 7,8%, в 80-х — 5,6%. В 90-х гг. в наиболее развитых странах мира годовой уровень инфляции, как правило, не превышал 3%.

Обратимся теперь к положению дел в странах бывшего СССР, переживавших в первой половине 90-х годов примерно те же проблемы, что и Украина. Практически все они имели в этот период довольно высокие темпы инфляции. Так, например, индекс инфляции в России — самой крупной из бывших республик СССР — составлял: в 1991 г. — 260%, в 1992 г. — 2609, в 1993 — 940, в 1994 — 315, в 1995 г. — 231, в 1996 г, — 122, в 1997 г. — 111, в 1998 г.— 184%.

Для характеристики очень высоких темпов роста цен экономисты используют понятие гиперинфляции. Она наступает тогда, когда годовой рост цен превышает 1000%, или месячный — 50%. Ее появление служит признаком чрезвычайного положения в экономике/ разрушительных процессов, происходящих в ней. Из обзора статистических данных об инфляции в Украине видно, что экономике страны, к сожалению, не удалось избежать периодов гиперинфляции (1992— 1993 гг.).

 

19.2

ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ

Избыточный спрос

 

С избыточным совокупным спросом связывается одна из причин инфляции. Это так называемая инфляция спроса.

Избыточный, или завышенный, спрос возникает тогда, когда производственные мощности в стране практически полностью загружены и производство не может реагировать на растущие расходы потребителей увеличением физических объемов производства, а начинает "отражать" это давление спроса с помощью повышения цен.

Растущие расходы не при любой ситуации должны обязательно вызывать рост цен. На рис. 19.1 точка Qf соответствует объему национального производства при полной занятости, т.е. достигается полная загрузка производственных мощностей (Q — реальный объем производства и занятость).

Так, если состояние экономики соответствует характеристикам отрезка 1 — безработица, недопроизводство, — то увеличение совокупных расходов практически не скажется на уровне цен, так как будут происходить увеличение занятости и рост физических объемов производства без повышения цен на ресурсы. На отрезке 2 ситуация выглядит уже несколько иначе: здесь меньший резерв безработного населения, он постепенно исчерпывается, увеличение спроса на рабочую силу при одновременном уменьшении предложения свободных


Глава 19. Инфляция 299

Рис. 19.1. Движение объема национального производства и уровня цен

 
 


рук ведет к повышению заработной платы и росту цен — следствие увеличения издержек предприятий. На отрезке 3 экономика уже достигла своего предела в наращивании физических объемов производства, здесь дальнейшее увеличение совокупных расходов ведет к повышению уровня цен.

Совокупные расходы формируют: а) домашние хозяйства; б) предприятия; в) государство. Поведение каждого из названных субъектов спроса может вызвать определенное инфляционное давление. Так, потребительский спрос домашних хозяйств может увеличиться в результате роста заработной платы, сокращения сбережений, расширения пользования кредитами. Предприятия путем увеличения своих расходов могут повысить спрос на инвестиционные товары. Государство может наращивать спрос путем увеличения бюджетных расходов. Причиной роста спроса может также оказаться деятельность иностранных субъектов. Такая ситуация возникает, когда, например, процентные ставки коммерческих банков в стране выше, чем в других странах, и сюда устремляются денежные средства иностранных субъектов.

Однако решающим моментом в инфляции, как считают многие экономисты, является деятельность государства. И прежде всего та ее сфера, которая связана с бюджетной и денежной политикой. Государство, как известно, контролирует денежное обращение в стране. Оно, в частности, имеет возможность регулировать количество денег, находящихся в обращении. А между денежной массой и уровнем цен в стране имеется определенная зависимость. И поэтому, когда, например, государство, будучи не в состоянии покрыть свои бюджетные расходы за счет налоговых и других неинфляционных поступлений прибегает к денежной эмиссии, т. е. увеличению денежной массы, то это вызывает инфляцию или увеличивает ее темпы. Несомненно гиперинфляция в Украине в .первой половине 90-х годов в числе основных причин имела как раз такую деятельность государства.

При характеристике связи, существующей между денежной массой и уровнем цен, многие экономисты обращаются к широкоизвестному "уравнению обмена" американского экономиста Ирвина Фишера, плодотворно занимавшегося анализом проблем инфляции. Это уравнение имеет следующий вид:

MV= PQ,


300 Раздел III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

где М — количество денег в обращении; V — скорость обращения денег; Р — средний уровень цен; Q — физический объем произве­денных товаров и услуг.

Формула показывает, что деньги, цены и товары определенным образом связаны между собой. Согласно уравнению обмена, увеличение количества денег при постоянных физических объемах производства и скорости обращения денег приведет к повышению цен.

Насколько жесткая эта связь? Как быстро изменения количества денег отражаются на уровне цен? В ответах на эти вопросы обнаруживаются расхождения. Так, монетаристы считают, что связь эта очень тесная, что изменения денежной массы непосредственно влияют на совокупный спрос, а также что скорость обращения денег относительно постоянна, т. е. факторы, которые ее определяют, изменяются медленно и довольно предсказуемо. А это значит, по их мнению, что можно довольно точно предсказывать реакцию объема производства на определенное изменение денежной массы. В целом монетаристы приходят к заключению о том, что изменения денежной массы являются главной причиной нестабильности уровня цен и объема производства.

Иной взгляд на эту проблему у кейнсианцев. Их точка зрения состоит в том, что связь между количеством денег, уровнем цен и объемом производства не такая жесткая и гораздо более сложная, по сравнению с тем, как ее представляют монетаристы. На взгляд кейнсианцев, скорость обращения денег не стабильна, а, наоборот, постоянно колеблется и является непредсказуемой. Многие экономисты отмечают и сложности определения самой денежной массы: постоянно возникают новые виды платежных средств — платежные и кредитные карточки, новые банковские счета и т. п., а также трудности в установлении того, какие из них включать в состав денежной массы, а какие нет. Кейнсианцы указывают также на то, что различные элементы денежной массы обладают разной скоростью обращения. И в зависимости от того, какое складывается соотношение между этими элементами, как оно трансформируется в результате изменения денежной массы, может происходить как увеличение, так и уменьшение скорости обращения денег, а следовательно, будет наблюдаться и разная реакция уровня цен и объема производства на изменение денежной массы. Это означает отсутствие стабильной связи между рассматриваемыми явлениями.

Исходя из своих представлений о природе инфляции, монетаристы и кейнсианцы придают разное значение способам ее лечения. Первые упор делают на монетарную (кредитно-денежную) политику, вторые — на фискальную (налогово-бюджетную). Практическая же политика любого развитого государства предполагает использование как тех, так и других инструментов.


Глава 19. Инфляция 301

 

Рост издержек

 

Когда цены растут в результате повышения стоимости производства товаров и услуг, это принято называть инфляцией издержек. Проанализируем теперь рост издержек на единицу продукции в качестве второй причины инфляции.

Как известно, любое производство требует ресурсов — труда, капитала, сырья, земли. Издержки — это платежи, которые необходимо осуществить, чтобы получить в распоряжение необходимые для производства объемы ресурсов. Издержки на единицу продукции, или средние издержки, определяются путем деления общих (совокупных) издержек на объем произведенной продукции. В главе 7 обращается внимание на то, что величина издержек является одним из основных факторов предложения товаров и услуг. Рост средних издержек приводит к снижению прибыли, сокращает объемы продукции, предлагаемой к продаже при существующих уровнях цен. Уменьшение предложения приводит, при неизменных других условиях, к росту цен. Если физический объем производимых товаров уменьшается, то при том же совокупном спросе цены на товары возрастают.

С какими причинами может быть связан рост издержек? К основным факторам повышения издержек можно отнести:

1. Повышение заработной платы. Какие обстоятельства могут вынудить работодателей повысить ставки заработной платы? Прежде всего это может быть давление со стороны самих наемных работников, использующих, как правило, такие свои организации, как профессиональные союзы. Если профсоюзам удастся добиться от работодателей большего повышения заработной платы, чем poet производительности труда (а иногда им удается достигнуть большей заработной платы и вовсе без увеличения выпуска продукции в единицу времени), то тогда работодатели несут большие удельные издержки, теряют какую-то часть прибыли и интерес к сохранению при существующих ценах прежнего предложения. Изменения в соотношении спроса и предложения приводят к повышению уровня цен. События такого рода, начавшиеся в одной или нескольких отраслях, могут породить цепную реакцию в других сферах экономики. Вообще такое развитие событий таит для экономики серьезную опасность — в ней может возникнуть инфляционнаяспираль, когда инфляция уже будет непрерывно подпитывать сама себя. На рис. 19.2 мы попытались показать эту картину. Каждое повышение заработной платы, не сопровождаемое адекватным ростом производства, ведет к повышению уровня цен. Рост цен уве­личивает стоимость жизни — на прежнее количество денег можно купить меньшее количество товаров и услуг. Это вызывает недовольство и новые требования повышения заработной платы, их реализация


302 Раздел III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

на вышеуказанных условиях направляет развитие событий по знакомому уже сценарию.

Рис. 19.2. Инфляционная спираль

В экономике Украины существуют некоторые отрасли, где цены не всегда обеспечивают покрытие всех затрат, связанных с производством определенной продукции (например, угольная отрасль). В таких случаях часть издержек оплачивается из государственного бюджета. Если работники и профсоюзы этих отраслей выступают с требованием повышения заработной платы и цена на продукцию сохраняется или увеличивается меньше, чем повышается заработная плата, то это означает увеличение бюджетных расходов. Если в государственном бюджете дефицит средств, то государство может профинансировать увеличение зарплаты денежной эмиссией, открыв, тем самым, свой инфляционный источник.

Опыт Украины и других стран показывает, как трудно остановить раскручивание инфляционной спирали. От государства, его руководителей требуется помимо всего прочего большое личное мужество, чтобы принимать, как это очевидно, совершенно непопулярные меры, направленные на сдерживание роста заработной платы, бюджетных расходов и т. п.

2. Неожиданные обстоятельства, изменяющие предложение определенных товаров. Например, в 1974 и 1980 гг. страны ОПЕК (Организация, объединяющая нефтедобывающие страны района


Глава 19. Инфляция 303

 

Персидского залива) объявили бойкот на продажу нефти, что привело к резкому росту цен на нефть и повышению уровня инфляции во многих странах. Украина столкнулась с подобной проблемой в 1992— 1993 гг., когда российские поставщики нефти и газа стали осуществлять переход к продажам по мировым ценам, что привело к удорожанию в десятикратных размерах импорта этих товаров, росту издержек у их потребителей и, как следствие, повышению уровня цен в Украине.

 



2016-09-16 458 Обсуждений (0)
Основные термины и понятия. • Предложение труда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные термины и понятия. • Предложение труда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (458)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)