Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Можно ли в кассетном стереофоническом магнитофоне осуществить четырехдорожечную запись (воспроизведение)?



2016-09-16 1036 Обсуждений (0)
Можно ли в кассетном стереофоническом магнитофоне осуществить четырехдорожечную запись (воспроизведение)? 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Кассетные стереофонические магнитофоны не рассчитаны на четырех­дорожечную монофоническую запись (воспроизведение). Однако радиолюбители для экономии ленты переделывают свои магнитофоны (и не только стерео­фонические), вводя в них переключатели дорожек. Следует отметить, что в практике звукозаписи на магнитофонную кассету (в отличие от катушечных, магнитофонов) блок ГС не используется, поскольку он стирает сразу две до­рожки записи. Поэтому запись на четырех дорожках в кассетном магнитофо­не отличается от аналогичной записи на катушечном, но производится на чи­стой (предварительно размагниченной) ленте.

Чтобы переделать монофонический магнитофон для четырехдорожечной за­писи (воспроизведения), надо ГУ заменить на блок ГУ и ввести в схему пе­реключатель дорожек и эквивалент ГС. Такие изменения показаны на рис. 1б,а, где приведена часть схемы магнитофона «Электроника-302». Здесь переклю­чатель дорожек В1 показан в положении, когда включены дорожки 1 — 4 блока ГУ Е1 и ГС МГ2 (обозначение по схеме магнитофона). При переходе на до­рожки 8 — 2 ГС отключается и вместо нее включается эквивалент — катушка L1 индуктивностью 0,3 мГн. Необходимость в этом обусловлена тем, что ши« рина сердечника ГС перекрывает две соседние дорожки, стирая с них сигнал и подготавливая ленту для записи. Следовательно, при переходе на дорожку 3 или 2 запись будет производиться на чистую ленту, и если на этих дорож­ках была нужная фонограмма, требующая сохранения, то первоначально ее следует переписать на другой магнитофон, а уж потом производить запись. Надобность в эквиваленте вызвана тем, что при отключении ГС ток подмаг-ничившия резко изменяется, и для сохранения его на прежнем уровне к ГСП требуется подключить ГС или ее эквивалент.

В стереофонический кассетный магнитофон, например «Весна-211-стерео», следует только ввести переключатели дорожек В1 и В2, как это показано на рис. 16, б. Отличие этой схемы от предыдущей заключается в использовании в качестве эквивалента L1 еще одной ГС типа ЗС 124.21.0 и записи на пред­варительно размагниченную ленту. При монофонической записи нужно подо­брать сопротивление резистора R1 в пределах 2,4 — 3,9 кОм таким образом, чтобы ток подмагничивания как в стерео, так и в монорежиме не изменялся.

Лампочка H1 индуцирует режим монофонической записи. Она должна быть рассчитана на напряжение 3 — 6 В и ток 20 — 50 мА. Можно, конечно, лампоч­ку и не включать. В заключение укажем, что при стереофонической записи (воспроизведении) кнопки В1 и В2 должны находиться в отжатом (как на схеме) положении. Стрелками показаны провода, идущие к выводам блоков магнитофона А2 — А4, а также к конденсатору СЗ, установленному на шасси.

 

Многие магнитофоны II и III групп сложности имеют только регу­лятор тембра верхних частот. Можно ли добавить регулятор тембра нижних частот?

 

Конечно, можно. Однако способы введения регулятора тембра нижних частот зависят от построения усилителя мощности. Наиболее просто это мож­но сделать, если последовательно в цепь базы входного транзистора усилителя мощности включить конденсатор и параллельно ему переменный резистор. Для примера на рис. 16 показано включение в магнитофон «Весна-201 -стерео» ре­гулятора тембра нижних частот — резистора RH (приведена схема для левого-канала). Работает регулятор тембра следующим образом. В крайнем правом (по схеме) положении движка переменного резистора RH его сопротивление равно нулю, конденсатор Сн закорочен и нижние частоты беспрепятственно проходят к базе транзистора VT6 (обозначения элементов согласно заводской схемы) и АЧХ звена линейна. По мере передвижения движка переменного резистора влево его сопротив­ление возрастает и в крайнем левом положении превыси! полное сопротивление конден­сатора Сн для нижних частот. Общее сопротивление цепи КнСн для нижних частот воз­растет, они ослабятся, в то время как верхние и средние частоты проходят через это звено без ослабления. Работа регуляторов громкости R4 и тембра верхних частот R3-1 остается без изменений.

Рис. 15. Схемы переделки кассетных магнитофонов для четырехдорожечной записи:

а —монофонический; б — стереофонический

 

Рис. 16. Схема включения регулятора тембра ниж­них частот

Аналогично можно ввести регулятор тембра нижних частот и в другие магнитофоны, например «Электроника-301», «Дайна» и др.

 

В магнитофонах типа «Спутник» и «Легенда» есть раздельные регу­ляторы громкости и уровня записи, но нет регулятора тембра. Мож­но ли переделать схему так, чтобы потенциометр регулятора уровня записи использовался при воспроизведении как регулятор тембра верх­них частот?

 

Схема такой переделки приведена на рис. 17. Чтобы регулятор уров­ня записи в режиме воспроизведения мог работать как регулятор тембра верх­них частот, надо между контактами 4 и 6 переключателя В1 (обозначение элементов по заводской схеме магнитофона) включить конденсатор Св. В этом случае, когда движок переменного резистора Rl0 находится в верхнем (по схеме) положении, конденсатор Св оказывается включенным параллельно ре­зистору R9, что приводит к неко­торому подъему верхних частот. При переводе движка пере­менного резистора в нижнее положение цепь базы транзистора VT2 соединена через конденса­тор Св с общим проводом и верхние частоты будут ослабле­ны. При переключении магни­тофона в режим записи конден­сатор Св закорочен контактами 4 и 6 переключателя В1 и пе­ременным резистором R10 можно (как и до переделки) регулиро­вать уровень записи.

Рис. 17. Схема использования переменного рези­стора регулятора уровня записи как регулятора тембра верхних частот

Следует учесть, что при пере­записи с переделанного таким образом магнитофона движок переменного резистора R10 всегда должен нахо­диться в верхнем положении, иначе в фонограмме-копии верхние частоты будут ослаблены.

 

Зачем в простые кассетные магнитофоны вводят систему автомати­ческого регулятора уровня записи?

 

Автоматический регулятор уровня записи (АРУЗ) представляет со­бой устройство, поддерживающее практически неизменным уровень записи при вначительном изменении уровня входного сигнала. Это позволяет получать фо­нограммы с примерно одинаковым уровнем остаточной намагниченности ра­бочего слоя ленты и избежать превышения номинального уровня записи даже на отдельных участках фонограммы, предохраняя усилитель от перегрузки и в конечном счете — весь тракт от повышенных нелинейных искажений.

Введение в магнитофон системы АРУЗ упрощает пользование им, что осо­бенно важно для кассетного магнитофона, в котором узкая дорожка записи, тонкий рабочий слой ленты и малая ее скорость движения особенно благо­приятствуют перемодуляции и увеличению коэффициента нелинейных искаже­ний. Наличие АРУЗ в кассетном магнитофоне облегчает использование его на­чинающими любителями звукозаписи, позволяя получать даже при неблаго­приятных условиях качественные записи. Кроме этого, кассетные магнитофоны, имеющие дополнительную скорость 2,38 см/с, часто используют как диктофо­ны. И здесь, когда напряжение источника звукового сигнала может изменять­ся в широких пределах, получить фонограмму с примерно одинаковым уров­нем остаточной намагниченности рабочего слоя ленты можно только с по­мощью АРУЗ. Если к этому добавить, что введение системы АРУЗ позво­ляет исключить из схемы индикатор уровня записи, то станет понятно, по­чему систему АРУЗ в основном применяют в простых кассетных магнито­фонах.

В кассетных магнитофонах показания индикатора уровня записи устанав­ливают так, чтобы номинальному уровню остаточной намагниченности рабо­чего слоя ленты (0 дБ) соответствовал магнитный поток короткого замыкания 250 нВб/м. Однако даже при самой тщательной ручной регулировке уровня записи избежать кратковременной перемодуляции ленты не удается. Особенно это относится к источникам звука с большим динамическим диапазоном и острыми пиками ,в звуковых сигналах. Многие любители звукозаписи, чтобы из­бежать перемодуляции ленты, заранее устанавливают уровень записи на 3 — » 6 дБ ниже номинального. Это приводит к уменьшению динамического диапа­зона фонограммы и к ухудшению отношения сигнал-шум. Последнее, правда, удается исправить, если в составе магнитофона есть система шумопонижения.

Введение в магнитофон отключаемой системы АРУЗ с возможностью из­менения ее динамических характеристик позволяет получать фонограммы до­статочно высокого качества при записи программ, которые повторить нельзя, например с радиовещательного или телевизионного приемника.



2016-09-16 1036 Обсуждений (0)
Можно ли в кассетном стереофоническом магнитофоне осуществить четырехдорожечную запись (воспроизведение)? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Можно ли в кассетном стереофоническом магнитофоне осуществить четырехдорожечную запись (воспроизведение)?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1036)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)