Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мировоззрение, его назначение и основные элементы. Мифологический и религиозный типы мировоззрения, особенности каждого из них, сходство между ними и преемственная связь



2016-09-16 660 Обсуждений (0)
Мировоззрение, его назначение и основные элементы. Мифологический и религиозный типы мировоззрения, особенности каждого из них, сходство между ними и преемственная связь 0.00 из 5.00 0 оценок




ИСТОРИОСОФСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ

Учебное пособие для поступающих в аспирантуру

Ф И Л О С О Ф И Я

 

Новочеркасск

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А.К. Кортунова

ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет»

 

 

ИСТОРИОСОФСКИЕ

И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ

 

Учебное пособие для поступающих в аспирантуру

Под общей редакцией доктора философских наук,

профессора Л.С. Николаевой

3-е издание, стереотип.

 

Том IV

ФИЛОСОФИЯ

Новочеркасск

 

УДК 001 (075.8)

ББК Ю 25

И 903

 

Авторы: В.А. Волосухин, Л.С. Николаева, А.А. Данцев ,

В.И. Чеботарева, О.В. Загорская.

 

 

Рецензент: В.С. Любченко, д-р филос. наук, профессор ЮРГПУ (НПИ)

 

  И 903 Историософские и философские проблемы науки [Текст] :учеб. пособие для поступающих в аспирантуру : В 10 т. Т. 4. Философия / Под общ. ред. проф. Л.С. Николаевой ; В.А. Волосухин, Л.С. Николаева, А.А. Данцев [и др.] ; Новочерк. инж.-мелиор. ин-т ДГАУ.– 3-е изд., стереотип. - Новочеркасск, 2015. – 103 с.  

В учебном пособии осуществлена попытка объективно интерпретировать учебный материал, избежать крайности того или иного философского подхода, расширить научную базу учебного материала, еще не свободного от привычных идеологических стереотипов и штампов, ввести новые аспекты рассмотрения философских проблем.

Учебное пособие предназначено для поступающих в аспирантуру, а также всех интересующихся философией и раскрывает следующие вопросы базового курса философии: мировоззрение, его назначение и основные элементы; философия, ее происхождение, специфика, функции, структура и роль в жизни общества и человека; специфика философии и ее проис­хождение; вопросы, касающиеся системы "мир - человек"; основной вопрос философии, его стороны (аспекты); материализм и его исторические формы; идеализм и его виды; агностицизм; диалектика и метафизика как противоположные учения и методы, их соотношение с материализмом и видами идеализма; основные исторические формы диалектики; историческая обусловленность господства метафизики в науке и философии 17 -18 веков и другие.

Ключевые слова: мировоззрение, общество, человек, специфика философии, основной вопрос философии, материализм, идеализм, агностицизм; диалектика, метафизика.

 

УДК 001 (075.8)

ББК Ю 25

И 903

© Авторы, 2015

© НИМИ ДГАУ, 2015

ПРЕДИСЛОВИЕ

Структура учебного пособия определяется его разделами, отраженными в содержании. В разделе «Основные категории и законы» положения раскрываются в вопросах «Сущность и явление», «Содержание и форма», «Причина и следствие» и др. Также в справочнике рассматриваются такие части как: Античная философия, философия в Средние века, Немецкая классическая философия, философия Просвещения, философия Нового времени, Западная философия ХХ века.

Каждая из представленных в учебном пособии философских проблем изложена по схеме: история изучения проблемы, ее суть, варианты решения данной проблемы в современной философии. В учебном пособии осуществлена попытка объективно интерпретировать учебный материал, избежать крайности того или иного философского подхода, расширить научную базу учебного материала, еще не свободного от привычных идеологических стереотипов и штампов, ввести новые аспекты рассмотрения философских проблем.

Философия возникла 2 – 2,5 тыс. лет назад в Древней Греции. Термин впервые встречается у Пифагора. Но толкование философии как науки впервые предпринял Платон.

Философия – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нем. Сначала все теоретическое знание, которое имелось у человечества, называлось философией. Постепенно от нее стали отделяться математика, физика, астрономия и т.д. Долгое время философия считала, что представителям конкретных наук дано собирать опытный материал, а обобщать его на теоретическом уровне должны философы. Философия считалась наукой наук. Это порождало конфронтацию. Современная философия преодолела эту позицию и считает, что для успешного развития как философии, так и конкретных наук необходим их тесный союз и взаимодействие.

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология как метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), теорию познания, проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем. Разумеется, это деление в известной мере носит условный характер: все эти разделы образуют некое едино-цельное образование, в котором все составляющие тесно переплетаются друг с другом.

Учебное пособие предназначено для студентов, поступающих в аспирантуру, а также всех интересующихся философией.

Мировоззрение, его назначение и основные элементы. Мифологический и религиозный типы мировоззрения, особенности каждого из них, сходство между ними и преемственная связь

 

Мировоззрение это воззрения людей на мир и на свое место в нем, это осознание людьми наиболее важного, существенного, общего, что касается решения вопросов системы "мир - человек".

С самого рождения человек попадает в мир. Ему необходимо с самого начала адекватно реагировать на окружающий мир. Мир составляет часть сознания человека, духовного мира личности. С двух до пяти лет ребенок - самый способный человек в ми­ре. Правил он не знает, а лишь чувствует, мышление еще не отработано, а представления уже есть. Ребенок вступает в отношения с системой "мир - человек".

Отношения человека (людей) к миру подразделяются на материальные (практику в широком смысле этого слова) и духов­ные (прежде всего познавательные, оценочные (аксиологические), нормативные). Нормы поведения это то, чем мы руководству­емся в своей деятельности.

Изобразим мир в виде кубика.

 


По предметности:

1. общетеоретический (философский);

 

2. эстетический;

3. нравственный (моральный, этический);

4.политический;

5. правовой;

6. экологический;

7.демографический;

8. экономический;

9. религиозный или атеистический.

 

Различают следующие мировоззрения:

1. личностные (характерна индивидуальность, изменчивость);

2. стратовые;

3. общечеловеческие (значительная часть человечества);

Различают три исторических типа мировоззрения:

1. мифологический;

2. религиозный;

3. философский.

Мифологический тип возник в первобытном обществе на основе накопленного и текущего опыта народов и фантазии. Этот тип мировоззрения ничего не объяснял и имел констатирующий характер. Его расцвет наступил в рабовладельческом обществе. Он включал в себя признание реальности фантастических существ (богов, чудищ, компилятивных существ), каждое из которых было телесным, земным. Компилятивный - механически совмещенный. Все эти существа и явления природы наделялись душой (анимализм). Признавалось множество богов (политеизм). Многие боги, как считалось, были подобны людям телом, душой и действиями, чертами характера как положительными, так и отрицательными (антропоморфизм). Полубоги - полулюди именова­лись героями. Многие боги покровительствовали либо явлениям природы, либо виду человеческой деятельности.

Религиозный тип мировоззрения возник с утверждением рабовладельческого общества (язычество - не религия) на основе накопленного и текущего опыта народов, заимствования и переработки некоторых элементов мифологического мировоззрения и на основе слепой веры (из последнего вытекает, что для всякой религии характерен догматизм). Религия и наука имеют свои ис­тины. Вера это то, что заведомо воспринимается, как истина. Она тоже ничего не объясняет и носит описательно - конста­тирующий характер.

Религиозный бог - это бестелесное, духовное, космическое, личностное, сверхъестественное существо, сотворившее мир и че­ловека, распоряжающееся их судьбами, способное творить сверхъестественные действия (чудеса). Для религиозного типа миро­воззрения характерен монотеизм.

Бог имеет только положительные качества, подобные человеческим, но в абсолютном виде, суперформе. В религиозном типе мировоззрения содержится подробно разработанный нормативный элемент, отсюда культ - поклонение. Служители культа и ие­рархически построенные религиозные организации - церковь. Нормативный элемент почти отсутствует в мифологическом типе мировоззрения, а в религиозном - наоборот чрезвычайно развит.

Философский тип мировоззрения характеризуется теоретичностью, интерпретацией, логичностью, последовательностью, до­казательностью, тесной связью с науками и опорой на них, а также связью с идеологией и политикой.




2016-09-16 660 Обсуждений (0)
Мировоззрение, его назначение и основные элементы. Мифологический и религиозный типы мировоззрения, особенности каждого из них, сходство между ними и преемственная связь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мировоззрение, его назначение и основные элементы. Мифологический и религиозный типы мировоззрения, особенности каждого из них, сходство между ними и преемственная связь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (660)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)