Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 9. Профессионально-этические кодексы социального работника (2 часа)



2016-09-16 1166 Обсуждений (0)
Тема 9. Профессионально-этические кодексы социального работника (2 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок




План занятия:

1. Необходимость возникновения профессионально-этического кодекса социального работника.

2. Основные источники этических нормативов социальной работы. Требования к профессионально-этическому кодексу. Функции этического кодекса социального работника.

3. Требования, предъявляемые профессионально-этическим кодексом к социальному работнику (к поведению и облику социального работника, соблюдения обязательств социального работника по отношению к клиентам, коллегам, руководящей организации, профессии, общества).

4. «Этика социальной работы: принципы и стандарты» («Международная декларация этических принципов социальной работы», «Международные этические стандарты социальных работников»).

5. «Профессионально-этический кодекс социального работника России».

6. «Кодекс этики социального педагога и социального работника».

Список практических заданий:

1. Подготовьте доклад с презентацией по одной из тем:

- Профессионально-этические отношения и их особенности в содружестве социальных работников.

- Ассоциации социальных работников и социальных педагогов: международный опыт.

- Ассоциации социальных работников и социальных педагогов: отечественный опыт.

- Эволюция взглядов на этический кодекс социальных работников.

- История становления этики социальной работы в европейских странах (Великобритания, Германия, Швеция и др.).

- Место и роль этических норм в становлении и развитии американской системы социального обеспечения.

- Влияние европейских этических учений на ценностные ориентации и этику социальной работы в Европе и Соединенных Штатах Америки.

2. В письменном виде проведите сравнительный анализ трех кодексов. Определите сходства и различия кодексов по следующим критериям: структура, теоретическая или практическая направленность, приоритетные виды помощи клиенту, содержание профессионального долга социального работника, требования к личности специалиста и др. С чем связаны эти особенности кодексов?

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте свое определение предложенным социальным добродетелям повседневной жизни. Продолжите этот список своими вариантами.

2. Какие международные документы рассматривают права человека? В чем ценность этих документов?

3. Какие права закрепляют за человеком международные документы. Все ли они соответствуют общечеловеческим нравственным нормам?

4. Как Вы считаете, все ли права человека соблюдаются в современном российском обществе?

5. Что общего, а в чем отличие этих профессионально-этических кодексов?

6. С какими положениями кодексов Вы не согласны и почему?

7. Какие положения Вы добавили бы в кодексы?

8. Чем объясняется строгость этических норм, регулирующих поведение социальных работников?

9. Почему кодекс профессиональной этики регламентирует поведение социального работника в личной жизни?

10. Почему законодательство и кодекс профессиональной этики требуют от социального работника соблюдения в своей деятельности принципа независимости?

11. Какие профессионально-этические нормы социальной работы должны соблюдаться в первую очередь? Зависит ли это от психологических характеристик социального работника или они являются общеобязательными для всех социальных работников?

12. Влияло ли на принятие Международной Федерации социальных работников международных документов по этике социальной работы то обстоятельство, что участники данной федерации разные религиозные и политические взгляды, традиции, обычаи и разную историю становления социальной работы?

13. Так ли уж необходима, помимо законодательного оформления и закрепления статуса и функций социальной работы, формализация этических норм в социальной работе в виде морального кодекса социального работника?

Тема 10. Этические проблемы исследований и аспекты работы социальных служб(2 часа)

План занятия:

1. Этические аспекты исследований в социальной работе.

2. Этика научных публикаций и практика этической оценки научных проектов.

3. Оказание социальным работником социальных, психологических и социально-бытовых услуг.

4. Участие социального работника в разработке социальной политики и политической деятельности.

Список практических заданий:

1. Подготовьте доклад с презентацией по одной из тем:

- Национальные, этнические и региональные особенности этических отношений в социальной работе.

- Региональные особенности этических отношений между людьми на примере Белгородской области.

- Этические ценности культурных традиций российских народов.

- Характерные особенности российского менталитета и система ценностей социальной работы.

- Этика социальной работы с религиозными общинами.

- Роль профессиональной этики в управлении нравственным воспитанием социального работника.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие существуют группы исследований? Какими принципами нужно руководствоваться в ходе их проведения?

2. Назовите основные проблемы этики научных публикаций.

3. Какие этические правила нужно соблюдать при оказании социальных, психологических и социально-бытовых услуг?

4. Каким образом социальный работник принимает участие в формировании социальной политики? Может ли социальный работник принимать участие в политической деятельности?

Тема 11. Этические дилеммы в социальной работе и способы их решения(4 часа)

План занятия:

1. Этические дилеммы и ценностные противоречия в социальной работе.

2. Этапы разрешения этических дилемм в социальной работе.

3. Проблема лжи в социальной работе.

4. Этическое воспитание социального работника.

Список практических заданий:

1. Подготовьте доклад с презентацией по одной из тем:

- Проблемы управления социальным обслуживанием населения и моральные конфликты.

- Воспитание и самовоспитание специалиста социальной работы в процессе становления его личности.

- Преодоление противоречий между законами и этическими принципами в социальной работе.

- Формы и методы совершенствования личности социального работника.

2. Найдите статью из периодической печати по проблемам «моральных конфликтов», «этические дилеммы». Проанализируйте ситуацию.

3. Прочитайте ситуации и ответьте на вопросы. Обоснуйте Ваши ответы. Назовите ценности и этические принципы, на которые Вы опирались при решении ситуации.

Ситуация 1. Ольга – специалист по социальной работе в начальной школе. Катя Петрова – девятилетняя девочка, приемный ребенок в семье и нуждается в участии. Одноклассники считают Катю милой и доброй девочкой. Учитель воспринимает ее как трудного ребенка. Трудные дети в школе, как правило, направляются на консультацию к специалисту по социальной работе, так как у учителей мало времени на работу с такими учениками. Ольга предположила, что учитель спровоцировал конфликтную ситуацию в классе. Решение проблемы видит в работе с учителем, а не с ребенком. Тем не менее, супервайзер Ольги отверг эту стратегию, так как в школе сложилась традиция занятий специалиста по социальной работе с детьми и их родителями, учителя же выступают как коллеги, а не объект социальной работы.

Таким образом, специалист по социальной работе оказалась в очень трудном положении.

Вопросы:

Как специалист по социальной работе должен поступить?

Должен ли специалист по социальной работе работать с девочкой, даже зная, что это не поможет?

Обязан ли специалист по социальной работе осуществить попытку изменения политики школы, и какую он несет за это ответственность?

Ситуация 2.Несколько месяцев назад Мария Ивановна сообщила специалисту по социальной работе, что подозревает жестокое обращение с ребенком в семье ее соседей этажом выше. Глава семьи, Сидоров П., по ее мнению, постоянно и жестоко бьет своего двухлетнего сына Петю. Несколько вечеров подряд она слышала очень сильный шум. Мальчика Мария Ивановна встречает очень редко, и каждый раз видит на нем бинты. Он выглядит очень грустным.

Специалист по социальной работе отметила это в своем отчете, но не предприняла никаких мер. Через месяц после этого разговора Мария Ивановна привела Петю в больницу для оказания экстренной помощи. У мальчика были многократные переломы, которые, как сказала его мать, он получил в результате падения с лестницы. Наблюдающий мальчика врач не поверил в эту историю и в соответствии с законом сообщил о данном случае в управление здравоохранения. Подозрение врача – жестокое обращение с ребенком.

Для выяснения обстоятельств заявления врача в квартиру семьи Сидоровых был направлен специалист по социальной работе. После разговора с родителями специалист по социальной работе заключил, что прямой угрозы жизни мальчика не существует. Через две недели произошел повторный визит специалиста в семью, который согласился с заключением своего коллеги.

Через 10 дней после визита второго специалиста по социальной работе Марья Ивановна позвонила в скорую помощь и сказала, что мальчик задыхается. Когда скорая помощь прибыла, мальчик был без сознания. Спустя 12 часов мальчик умер в больнице, не приходя в сознание. В медицинском заключении о смерти ребенка было написано «Смерть наступила в результате жестокого избиения».

Вопросы:

Был ли прав первый специалист по социальной работе, ограничившийся упоминанием в отчете сообщением о предполагаемом насилии над ребенком?

Было ли достаточно подозрения соседки для вмешательства специалиста по социальной работе?

Когда наказания детей родителями можно считать насилием?

В каких случаях допустимо перемещение ребенка из семьи и возможно ли это без согласия родителей?

Как могли специалисты решить, что ситуация не представляет опасности для мальчика?

Ситуация 3.Работая в социальной службе города, Вы проверяете деятельность домов-интернатов. Двое Ваших подопечных, проживающих в одном из интернатов, оба в возрасте 20 лет, сообщают Вам, что они хотят пожениться. Администрация учреждения категорически протестует, настаивая, что умственно отсталые люди могут, поженившись, родить ребенка, за которым не смогут нормально ухаживать. Кроме того, директор интерната подчеркивает, что там нет комнат для проживания супружеских пар и, если они поженятся, им придется покинуть учреждение.

Вопросы:

Предложите несколько вариантов действий.

Что бы Вы стали делать в целях усиления самоопределения клиента, заботы о клиенте и в его интересах?

Ситуация 4.Нина Николаевна – учительница в школе с большим опытом и стажем работы. Школа, в которой она работает, находится недалеко от района проживания семей из Таджикистана. Татьяна Павловна работает в школе специалистом по социальной работе. Недавно Нина Николаевна попросила Татьяну Павловну помочь ей успокоить учеников в классе. Учительница пожаловалась, что никогда ранее у нее не было столько проблем с учениками. Трудности, по ее мнению, возникли из-за детей мигрантов.

Татьяна Павловна не была уверена, что проблема вызвана только учениками (вероятно, учительница повела себя некорректно), но дала совет, как усадить учеников на места и успокоить. В этом примере очевидна разница между ожиданиями учителя и учеников от Татьяны Павловны.



2016-09-16 1166 Обсуждений (0)
Тема 9. Профессионально-этические кодексы социального работника (2 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 9. Профессионально-этические кодексы социального работника (2 часа)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1166)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)