Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ИЛИ ПРАКТИКУМ



2016-09-16 1118 Обсуждений (0)
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ИЛИ ПРАКТИКУМ 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Введение в дисциплину. Понятийно-категориальный аппарат этики (2 часа).

План занятия:

1. Характеристика понятия этика. Предмет этики.

2. Концепции происхождения морали.

3. Этические представления в первобытнообщинном обществе.

Список практических заданий:

1. Выпишите новые термины и понятия в тетрадь.

2. Найдите в дидактических материалах три разных определения этики. Сравните их.

Вопросы для обсуждения:

1. Этика. Мораль. Нравственность. Чем отличаются эти понятия?

2. Назовите основные методы исследования этики.

3. Назовите основные категории этики.

4. Почему этику называют практической философией?

5. Выполнима ли задача этики «учить морали?» Можно ли научить морали?

6. Любые ли ситуации жизни попадают под этические нормативы. Можете ли Вы назвать ситуации «вне этики»?

7. Какая концепция происхождения морали кажется Вам более убедительной?

8. Как складывались этические представления в первобытнообщинном обществе?

9. Как Вы объясните наличие «нравственности» у животных?

 

Тема 2. История этических учений(4 часа).

План занятия:

1. Этика Древнего Востока.

2. Основные этические системы античности.

3. Этические представления в средние века.

4. Этические представления в эпоху Возрождения.

5. Этические представления в Новое время.

а) Этика эпохи Возрождения.

б) Этика французских просветителей 18 вв.

в) Этические учения классиков немецкой классической философии.

6. Марксистская этика.

7. Этические традиции в русской философии XIX‑начале XX вв.

8. Этика советского периода российского государства и западной социальной мысли 20-21 вв.

Список практических заданий:

1. Подготовьте доклад с презентацией по одной из тем:

- Традиционные религиозные доктрины и этика социальной работы.

2. Приведите примеры добродетелей и пороков, отражающих учение Аристотеля о «золотой середине» по схеме: недостаток – добродетель – избыток

‑ Умеренность –

‑ Кротость –.

‑ Правдивость (истинность) –

‑ Любезность (приятная в житейских отношениях) –

‑ Справедливость –

‑ Скромность –

3. Проведите сравнительный анализ трех современных этических теорий. Оформите его в виде таблицы.

4. Запишите свое мнение по поводу прочитанного (согласны вы с утверждениями или нет, объясните почему).

Аристотель: «Созерцательная деятельность разума…отличается значительностью, существует ради себя самой, не стремится ни к какой внешней цели и заключает в себе одной ей свойственное наслаждение, которое усиливается энергией; если она, сверх того, является самоудовлетворенною, заключающую в себе покой и лишенную треволнений, насколько это возможно человеку, то она и есть истинное блаженство для человека».

Апостол Павел: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая… Если имею дар пророчества, имею всякое познание и веру, но не имею любви – то я ничто. И даже если я раздам все свое имущество, а тело свое отдам на сожжение, но не имею любви – то я ничто.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего и не раздражается, не мыслит зла и не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут , и знание упразднится… Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь».

Фома Аквинский: «Бог…есть первая причина, приводящая в движение как естественные причины, так и причины доброй воли. Подобно тому как, приводя в движение естественные причины, он не вызывает того, чтобы их акты утратили естественный характер. Точно так же, сообщая движения причинам доброй воли, он не ликвидирует добровольности вызываемых им действий, а скорее вызывает эту добровольность, ибо Бог в каждой вещи действует в соответствии с ее особенностью».

М.Монтень: « Мы берем на хранение чужие мысли и знания, только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными. Мы уподобляемся человеку, который, нуждаясь в огне, отправился за ним к соседу, и, найдя у него прекрасный, яркий огонь, стал греться у чужого очага, забыв о своем намерении разжечь очаг у себя дома… И если можно быть учеными чужой ученостью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью».

Гегель: «Нравственность есть идея свободы… Нравственность есть иногда понятие свободы, ставшее наличным миром и природой самосознания».

В.С.Соловьев: «Внутреннее основание и безусловное начало нравственной деятельности есть без сомнения любовь».

К Маркс:« …мы утверждаем, что всякая теория морали являлась до сих пор продуктом данного экономического развития общества… Мораль истинно человеческая станет возможной лишь на такой ступени развития общества, когда не только будет уничтожена противоположность классов, но и изгладится след ее из практической жизни».

Ф.Ницше: «Мораль – есть тормоз на пути развития человеческой личности… Мораль – удел плебеев и рабов и является порождением рабской зависимости…Существуют два типа морали: мораль господ и мораль рабов. Все действия и поступки человека складываются благодаря тому типу морали, к которому он принадлежит… Добро и зло – понятия относительные, это чисто человеческие мерки».

Х.Штейнталь, М.Лацарус: «Человек научается не только своими современниками, но еще больше из опыта протекших столетий и тысячелетий и вполне зависит от них в своих мыслях, чувствах и воле».

5. “Золотое правило нравственности” гласит: чего себе не желаешь, того другим не делай. Примените его в различных ситуациях:

- два предпринимателя спорят по поводу торговой сделки;

- старый человек нуждается в помощи молодого;

- вор крадёт имущество разбогатевшего нечестным путем;

- голодный крадёт кусок хлеба;

- подружки /друзья/ “перемывают косточки” знакомым:

- гражданин отказывается от несения воинской службы.

Универсально ли “золотое правило”? Достаточно ли одного правила на все случаи жизни?

 

Вопросы для обсуждения:

1. Когда появились первые классические теории морали и были поставлены важнейшие этические вопросы?

2. Разделяете ли вы правило «золотой середины»? Может ли это правило реализовываться в профессиональной деятельности социального работника?

3. Привлекательна ли, с вашей точки зрения, гедонистическая трактовка морали? Ответ аргументируйте.

4. Назовите удовольствия, которые можно назвать «хорошими» и почему? Назовите удовольствия, которые можно назвать «плохими» и почему?

5. Почему эпоха средневековья принижала человека, а эпоха Возрождения возвысила его? В чем это проявилось?

6. И. Кант сформулировал тезис: «Во всем сотворенном все что угодно и для кого угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек… есть цель сама по себе». Что означает тезис «человек не средство, а цель»?

7. В чём заключается утилитаристский принцип пользы? На ваш взгляд, может ли принцип пользы играть роль в оценке профессиональной деятельности социального работника? Каковы, на ваш взгляд, границы принципа пользы?

8. Какие основные нравственные проблемы характерны на Ваш взгляд, для нашего времени? Совпадают ли моральные проблемы личности и общества?

Тема 3. Высшие моральные ценности и категории этики(4 часа).

План занятия:

1. Добро и зло как категории этики.

2. Справедливость как категория этики.

3. Долг, совесть, честь, достоинство как категории этики.

4. Свобода и ответственность как категории этики.

5. Смысл жизни и счастье как высшие моральные ценности.

6. Любовь как высшая моральная ценность.

Список практических заданий:

1. Подготовьте доклад с презентацией по одной из тем:

- Ценности эвдемонистической этики Сократа и Платона.

- Ценности эвдемонистической этики Аристотеля.

- Ценности гедонистической этики Эпикура.

- Ценности этики утилитаризма.

- Моральная мотивация как ценность в этике Канта.

- Понятия благополучия человека, его изменение в истории развития этики.

- Понятие здоровья человека, его изменение в истории развития этики.

2. Пройдите тесты для самопроверки по модулю 1.

Вопросы для обсуждения:а вопросы можно отвечать выборочно, но должны быть ответы в тетради не менее чем на 10 вопросов).

1. Попробуйте рассмотреть события повести С.Лема и фильма А.Тарковского «Солярис» с точки зрения нравственных категорий. Каких? Как они действуют?

2. Что на Ваш взгляд явилось для Раскольникова подлинным наказанием за совершенное им преступление?

3. Актуальна ли сегодня мысль Ж.-Ж. Руссо о том, что «утрата чести страшнее, чем смерть»?

4. В чем Вы видите смысл существования и предназначение человечества? Есть ли смысл жизни у каждого человека? В чем смысл Вашей жизни?

5. В чем отличие смысла жизни от цели жизни?

6. Согласны ли Вы с тем, что счастье понимает каждый по-своему? Существует ли, на Ваш взгляд, некоторое обобщенное понятие счастья, справедливое для всех?

7. Что, по Вашему, важнее для счастья – стремление к чему-либо или достижение этого?

8. Попробуйте объяснить противоречие, отмеченное Э.Фроммом: «Любовь помогает ему (человеку) преодолеть чувство изоляции и одиночества, при этом позволяет ему остаться самим собой, сохраняя свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя»?

9. Уменьшает ли страдание ценность бытия человека?

10. В борьбе со страданием буддизм призывает к нирване, Аристотель – к мужеству, Бердяев – к любви и творчеству. Есть ли другие способы ухода от страдания, все ли они сохраняют личность?

11. Каким образом сострадание к другому может облегчить собственное страдание?

12. «В политике, как и в морали, неделание добра уже является большим злом» (Ж.-Ж. Руссо). Почему?

13. Что лучше, – спрашивал в свое время Микеланджело, – зло, приносящее пользу, или добро, приносящее вред?». Ответьте и Вы на этот вопрос.

14. «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь...» Всегда ли правда – добро, а ложь – зло? И что означают слова Петрарки: «Важнее желать добра, чем знать истину»?

15. Какое содержание Вы вкладываете в высказывание «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого»?

16. Почему ответственность личности возрастает вместе с ростом свободы? Существует ли предел ответственности?

17. Изменяется ли понятие «благополучие» с изменением общественного строя? Что Вы понимаете под «благополучием»?

18. Что понимали под «справедливостью» философы разных исторических эпох?

19. Существуют суждения: «Любовь возвышает человека», «Любовь делает человека рабом». Какую логику Вы находите в данных суждениях?

Тема 4. Этические традиции благотворительности и социальной помощи в России(2 часа).

План занятия:

1. История становления этических понятий на Руси. Интеграция христианской морали и славянской духовности («Поучение» Владимира Мономаха, Сергий Радонежский, преп. Иосиф Волоцкий, старец Серафим Саровский, Феофан Затворник и др.).

2. Светские этические кодексы в XVI-XVIII вв. в России:

-«Поучение детям Владимира Мономаха»

-«Домострой»;

-«Юности честное зерцало» и др.

3. Этические традиции в русской философии XIX в. (П.Я. Чаадаев, Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, В.С. Соловьев и др.).

Список практических заданий:

1. Учитывая то, что язык есть отражение духа народа, анализ русских пословиц уже дает нам интересный материал для понимания и трактовки таких этических категорий и ценностей, как Добро, Справедливость, Совесть, Честь, Любовь и т.д. Приведите примеры с интерпретацией этих категорий и ценностей.

2. Найдите, какие русские пословицы, на Ваш взгляд, идентичны золотому правилу нравственности?

3. Какой из библейских принципов отношений между людьми Вы разделяете:

А) «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» (Ветхий Завет») иди «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас» (Новый Завет»).

Б) «Око за око, зуб за зуб» (Ветхий Завет») или «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Новый Завет»)?

3. Подготовьте доклад с презентацией по одной из тем:

- Духовные ценности российского общества: история и современность.

- Морально-этическая ориентация в развитии общественного призрения и благотворительных обществ в России.

- Этические взгляды на благотворительность русских философов 19-20 вв. (П.Я.Чаадаева, В.О.Ключевского, Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского, Л.Н.Толстого, П.А.Сорокина и др.)

- Справедливость как категория этики. Развитие понятия справедливость в истории России.

Вопросы для обсуждения:

1. Чем православная доктрина помощи ближнему отличается от первобытного славянского альтруизма?

2. Каким этическим правилам Владимир Мономах призывает следовать своим потомкам в «Поучении»?

3. Как поддерживали традиции христианской этики благотворительности представители духовенства?

4. Какие требования выдвигают светские этические кодексы XVI-XVIII вв. к нравственной личности? Со всеми требованиями Вы согласны?

5. С какими взглядами русских философов XIX в. о благотворительности Вы полностью согласны? Почему?

 

Тема 5. Этико-аксиологические основания социальной работы (2 часа)

План занятия:

1. Особенности социальной работы как этического феномена современности. Ее отличие от благотворительности.

2. Идеал в социальной работе.

3. Ценности социальной работы.

4. Причины необходимости этической регламентации профессионального поведения в социальной сфере.

Список практических заданий:

1. Проведите сравнительный анализ социальной работы и благотворительости. Оформите его в виде таблицы.

2. Запишите свое мнение по поводу прочитанного (согласны вы с утверждением или нет, объясните почему). И.Кант: «Идеал служит первообразом для всестороннего определенияподражаний ему, у нас нет иного руководства для наших поступков, кроме поведения этого божественного в нас, с которым мы сравниваем себя, оцениваем себя таким образом и улучшаемся, никогда, однако, не имея возможности стать на один уровень с ним. Идеалы дают руководство к разуму ,который нуждается в понятии совершенного представителя своего рода, чтобы оценить и измерять соответственно этому понятию степень и недостатки несовершенного».

3. Подготовьте доклад с презентацией по одной из тем:

- Непрофессиональный уровень социально-помогающей деятельности.

- Профессиональный уровень социально-помогающей деятельности.

- Общественная значимость ценностей социальной работы.

- Аксиология как наука о ценностях.

- Проблемы аксиологии социальной работы.

- Природная социальность человека как основа оказания помощи и взаимопомощи.

- Религиозная идеология и ее роль в формировании ценностных оснований социальной работы.

4. Составьте список наиболее значимых на ваш взгляд ценностей социальной работы, проранжируйте их по степени актуальности, во-первых – для клиента, во-вторых для специалиста, в третьих для руководителя социальной службы. Сделать вывод о приоритетных ценностях для всех субъектов взаимоотношений в социальной работе.

5. На упадок нравственности сейчас жалуются очень сильно. В чем он, по-вашему, выражается в наибольшей степени:

- в озлобленности людей друг против друга;

- в разобщении по политическим и идейным мотивам в среде друзей, в семье, на работе;

- в эгоизме /”каждый сам за себя”/;

- в росте преступности;

- в утрате идеалов и ценностной дезориентации;

- в исчезновении элементарной культуры поведения;

- в том, что прервалась связь поколений;

- в распространении порнографии.

Обоснуйте свой ответ.

Вопросы для обсуждения:

1. Можно ли быть нравственным не имея идеала? Может ли человек быть идеалом для самого себя? Может ли быть идеалом реальный человек?

2. Какова роль и значение идеала социальной работы?

3. Какова роль ценностей и ценностных ориентаций в профессиональной деятельности?

4. Оказывает ли влияние система ценностей социального работника на систему ценностей клиента?

5. Как соотносятся ценность отдельного человека и ценность общества в социальной работе?

6. Возможные классификации ценностей социальной работы.

7. Причины необходимости этической регламентации профессионального поведения в социальной сфере можно разделить на постоянные и на временные. Укажите их.

 



2016-09-16 1118 Обсуждений (0)
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ИЛИ ПРАКТИКУМ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ИЛИ ПРАКТИКУМ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1118)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)