НАРУШЕНИЯ СЕРДЕЧНОГО РИТМА
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ. Нарушения сердечного ритма являются одним из самых ранних признаков и наиболее частым спутником сердечной и экстракардиальной патологии, зачастую требующим неотложной помощи. Знание причин и механизмов развития различных форм нарушений сердечного ритма позволяет врачу по виду аритмии определить характер патологии, назначить лечение и по динамике изменений ритма контролировать эффективность проводимой терапии. II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ. В результате самоподготовки студент должен знать: - общие причины возникновения и классификацию нарушений сердечного ритма; - причины возникновения и механизмы развития основных видов аритмий; - ЭКГ-проявления основных видов аритмий, механизмы их развития; - уметь объяснить механизмы развития ЭКГ-проявлений различных аритмий; - быть готовым к написанию заключения по ЭКГ больного. III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ. Для усвоения материала темы студентам необходимо знать: - электрофизиологические механизмы основных свойств миокарда: автоматии, возбудимости, проводимости и сократимости; - механизмы формирования основных зубцов и интервалов электрокардиограммы, их нормальные величины.
IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ. 1. Причины аритмий: органические поражения миокарда; нейрогенные, гормональные, гемодинамические, механические и физические факторы; интоксикации; коронарная недостаточность и аноксии; лекарственные воздействия. Теории возникновения аритмий (повторного входа, функциональной гетерогенности миокарда, токов повреждения, повышения лабильности участков миокарда, триггерная, метаболическая, теория отражения). 2. Аритмии, связанные с нарушениями автоматизма сердца: синусовые тахикардия и брадикардия, синусовая и дыхательная аритмии, атриовентрикулярный ритм, диссоциация с интерференцией, идиовентрикулярный ритм. Парадоксальный пульс Причины возникновения и механизмы развития нарушений автоматизма. 3. Аритмии, связанные с нарушением возбудимости миокарда: экстрасистолии, пароксизмальная тахикардия, мерцательная аритмия и фибрилляция желудочков. Причины возникновения и механизмы развития нарушений возбудимости. 4. Аритмии, связанные с нарушением проводимости: синоаурикулярная блокада, внутрипредсердное нарушение проводимости, атривентрикулярная и внутрижелудочковая блокады. Причины возникновения и механизмы развития нарушений проводимости. 5. Принципы патогенетической коррекции нарушений ритма сердца: нормализация нарушенных свойств кардиомиоцитов и элементов проводящей системы сердца путем изменения их электрогенных свойств, воздействие на симпатическую и парасимпатическую иннервацию, устранение ионного дисбаланса. 6. Экспериментальное воспроизведение аритмий. Рефлекторные, центрогенные, гормональные, электролитные и миокардиальные экспериментальные аритмии. V. ЛИТЕРАТУРА: а) основная: 1. Конспект лекции. 2. Патологическая физиология. Учебник для медицинских вузов / Под ред. А.Д. Адо, М.А. Адо, В.И. Пыцкого, Г.В. Порядина, Ю.А. Владимирова. – М.: Триада-Х, 2000. – С. 421-426. 3. Патологическая физиология. Учебник для медицинских вузов / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. – Томск: ТГУ, 1994. – С. 298-303. б) дополнительная: 1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник. В 2 т. – М.:ГЭОТАР-МЕД, 2002, т. 2. - С. 122-139. 2. Патологическая физиология / Под ред. чл.-корр. АМН СССР 3. Мурашко В.В., Струтынский А.В. Электрокардиография. - М.: ООО "МЕДпресс"; - Элиста: АПП "Джангар" 1998. - С. 7-26, 59-115, 123-147, 4. Чазов Е.И., Боголюбов В.Н. Нарушения сердечного ритма. – М.: Медицина, 1972. VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ. 1. Общие причины нарушения сердечного ритма. 2. Сущность теорий патогенеза аритмий. 3. Причины возникновения и механизмы развития синусовой брадикардии и тахикардии. 4. Причины возникновения и механизмы развития синусовой аритмии. 5. Причины возникновения и механизмы развития дыхательной аритмии. 6. Причины возникновения и механизмы развития интерференции с диссоциацией. 7. Причины возникновения и механизмы развития экстрасистолии и пароксизмальной тахикардии. 8. Механизмы развития электрокардиографических проявлений различных видов экстрасистолий. 9. Мерцательная аритмия, ее формы, причины возникновения и механизмы развития. 10. Причины возникновения и механизмы развития фибрилляции желудочков. 11. Электрокардиографическая характеристика мерцательной аритмии и фибрилляции желудочков. 12. Блокады сердца и основные механизмы их развития. 13. Электрокардиографическая характеристика отдельных видов сердечных блокад. 14. Причины возникновения и механизмы развития парадоксального пульса. 15. Причины возникновения и механизмы развития альтернирующего пульса. 16. Основные принципы патогенетической коррекции нарушений сердечного ритма. VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. По предлагаемому образцу начертить таблицу и обозначить характерные признаки для отдельных экстрасистол.
2. Начертить таблицу и обозначить характерные признаки для каждого вида нарушений проводимости.
VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ. 1. Проверка выполнения обязательного задания. 2. Контроль самоподготовки и проверка правильности ответов по тестовой методике. 3. Самостоятельное решение проблемных задач. 4. Воспроизведение аритмии у кролика и регистрация ЭКГ. 5. Индивидуальный анализ ЭКГ больного и написание заключения о характере изменений ритма согласно ООД и прилагаемому образцу. 6. Фронтальный разбор решений проблемных задач и заключения по ЭКГ. ООД при исследовании рефлекторного изменения сердечного ритма у кролика
ООД при написании заключения по ЭКГ больного к теме "Аритмии"
АЛГОРИТМ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ РИТМА И ПРОВОДИМОСТИ НА ЭКГ
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (716)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |