Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НАРУШЕНИЯ СЕРДЕЧНОГО РИТМА



2016-09-16 716 Обсуждений (0)
НАРУШЕНИЯ СЕРДЕЧНОГО РИТМА 0.00 из 5.00 0 оценок




I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Нарушения сердечного ритма являются одним из самых ранних признаков и наиболее частым спутником сердечной и экстракардиальной патологии, зачастую требующим неотложной помощи. Знание причин и механизмов развития различных форм нарушений сердечного ритма позволяет врачу по виду аритмии определить характер патологии, назначить лечение и по динамике изменений ритма контролировать эффективность проводимой терапии.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.

В результате самоподготовки студент должен знать:

- общие причины возникновения и классификацию нарушений сердечного ритма;

- причины возникновения и механизмы развития основных видов аритмий;

- ЭКГ-проявления основных видов аритмий, механизмы их развития;

- уметь объяснить механизмы развития ЭКГ-проявлений различных аритмий;

- быть готовым к написанию заключения по ЭКГ больного.

III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.

Для усвоения материала темы студентам необходимо знать:

- электрофизиологические механизмы основных свойств миокарда: автоматии, возбудимости, проводимости и сократимости;

- механизмы формирования основных зубцов и интервалов электрокардиограммы, их нормальные величины.

 

 

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

1. Причины аритмий: органические поражения миокарда; нейрогенные, гормональные, гемодинамические, механические и физические факторы; интоксикации; коронарная недостаточность и аноксии; лекарственные воздействия. Теории возникновения аритмий (повторного входа, функциональной гетерогенности миокарда, токов повреждения, повышения лабильности участков миокарда, триггерная, метаболическая, теория отражения).

2. Аритмии, связанные с нарушениями автоматизма сердца: синусовые тахикардия и брадикардия, синусовая и дыхательная аритмии, атриовентрикулярный ритм, диссоциация с интерференцией, идиовентрикулярный ритм. Парадоксальный пульс Причины возникновения и механизмы развития нарушений автоматизма.

3. Аритмии, связанные с нарушением возбудимости миокарда: экстрасистолии, пароксизмальная тахикардия, мерцательная аритмия и фибрилляция желудочков. Причины возникновения и механизмы развития нарушений возбудимости.

4. Аритмии, связанные с нарушением проводимости: синоаурикулярная блокада, внутрипредсердное нарушение проводимости, атривентрикулярная и внутрижелудочковая блокады. Причины возникновения и механизмы развития нарушений проводимости.

5. Принципы патогенетической коррекции нарушений ритма сердца: нормализация нарушенных свойств кардиомиоцитов и элементов проводящей системы сердца путем изменения их электрогенных свойств, воздействие на симпатическую и парасимпатическую иннервацию, устранение ионного дисбаланса.

6. Экспериментальное воспроизведение аритмий. Рефлекторные, центрогенные, гормональные, электролитные и миокардиальные экспериментальные аритмии.

V. ЛИТЕРАТУРА:

а) основная:

1. Конспект лекции.

2. Патологическая физиология. Учебник для медицинских вузов / Под ред. А.Д. Адо, М.А. Адо, В.И. Пыцкого, Г.В. Порядина, Ю.А. Владимирова. – М.: Триада-Х, 2000. – С. 421-426.

3. Патологическая физиология. Учебник для медицинских вузов / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. – Томск: ТГУ, 1994. – С. 298-303.

б) дополнительная:

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник. В 2 т. – М.:ГЭОТАР-МЕД, 2002, т. 2. - С. 122-139.

2. Патологическая физиология / Под ред. чл.-корр. АМН СССР
Н.Н. Зайко. – Киев: Вища школа, 1994. – С. 381-389.

3. Мурашко В.В., Струтынский А.В. Электрокардиография. - М.: ООО "МЕДпресс"; - Элиста: АПП "Джангар" 1998. - С. 7-26, 59-115, 123-147,
154-186.

4. Чазов Е.И., Боголюбов В.Н. Нарушения сердечного ритма. – М.: Медицина, 1972.

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Общие причины нарушения сердечного ритма.

2. Сущность теорий патогенеза аритмий.

3. Причины возникновения и механизмы развития синусовой брадикардии и тахикардии.

4. Причины возникновения и механизмы развития синусовой аритмии.

5. Причины возникновения и механизмы развития дыхательной аритмии.

6. Причины возникновения и механизмы развития интерференции с диссоциацией.

7. Причины возникновения и механизмы развития экстрасистолии и пароксизмальной тахикардии.

8. Механизмы развития электрокардиографических проявлений различных видов экстрасистолий.

9. Мерцательная аритмия, ее формы, причины возникновения и механизмы развития.

10. Причины возникновения и механизмы развития фибрилляции желудочков.

11. Электрокардиографическая характеристика мерцательной аритмии и фибрилляции желудочков.

12. Блокады сердца и основные механизмы их развития.

13. Электрокардиографическая характеристика отдельных видов сердечных блокад.

14. Причины возникновения и механизмы развития парадоксального пульса.

15. Причины возникновения и механизмы развития альтернирующего пульса.

16. Основные принципы патогенетической коррекции нарушений сердечного ритма.

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЯ.

1. По предлагаемому образцу начертить таблицу и обозначить характерные признаки для отдельных экстрасистол.

Вид экстрасистол Предсерд-ная Верхне-узловая Средне- узловая Нижне-узловая Желудоч-ковая Вставоч-ная
Полная компенсаторная пауза            
неполная компенсаторная пауза            
компенсаторная пауза отсутствует            
Зубец Р отсутствует            
Р инвертирован            
Р деформирован            
Р перед QRS            
Р наслаивается на QRS            
Р после QRS            
QRST не изменен            
QRST уширен и деформирован            
P-Q укорочен            

 

2. Начертить таблицу и обозначить характерные признаки для каждого вида нарушений проводимости.

Виды нарушений проводимости По правому предсер-дию По левому предсер-дию A-V блокада I ст. A-V блокада II ст. A-V блокада IIIст. (полная) Блокада левой ножки пучка Гиса Блокада правой ножки пучка Гиса
Выпадение 2-3 сердечного цикла              
Выпадение 7-8 сердечного цикла              
Периоды Самойлова-Венкебаха              
Постоянное удлинение P-Q              
Нарастающее удлинение P-Q              
Независимость ритма предсердий и желудочков              
Брадикардия              
Уширение зубца P              
Двугорбость зубца P              
Стогообраз-ность зубца P              
Дискордант-ность QRS              
Уширение QRS              
Феномен Эрландера-Блекмана              

VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ.

1. Проверка выполнения обязательного задания.

2. Контроль самоподготовки и проверка правильности ответов по тестовой методике.

3. Самостоятельное решение проблемных задач.

4. Воспроизведение аритмии у кролика и регистрация ЭКГ.

5. Индивидуальный анализ ЭКГ больного и написание заключения о характере изменений ритма согласно ООД и прилагаемому образцу.

6. Фронтальный разбор решений проблемных задач и заключения по ЭКГ.

ООД

при исследовании рефлекторного изменения сердечного ритма у кролика

 

Последовательность действий Способ выполнения действий
1. Подготовить кролика к эксперименту. 1. Кролика фиксировать на станке в положении на спине с разведенными конечностями.
2. Подготовить электрокардиограф для регистрации ЭКГ у кролика. 2. Электрокардиограф с чернильной или тепловой записью заземлить, включить в электросеть и через игольчатые электроды шнур отведений подсоединить к кролику. Записать стандартный милливольт и отрегулировать степень усиления биопотенциалов сердца. Записать исходную ЭКГ кролика в грудном отведении с области верхушечного толчка.
3. Получить рефлекторные изменения сердечного ритма и зарегистрировать их. 3. Во время регистрации ЭКГ к носу кролика на 2-3 секунды поднести ватку, смоченную нашатырным спиртом. Обратить внимание на время развития изменений сердечного ритма и длительность сохранения после прекращения действия нашатырного спирта.
4. Анализ изменений сердечного ритма. 4. Определить характер изменений сердечного ритма и последовательность их развития. Установить их взаимосвязь с действием нашатырного спирта.
5. Оформить протокол, объяснить полученные результаты и написать общее заключение. 5. В протоколе дать характеристику исходного сердечного ритма, перечислить все изменения ритма, развившиеся у кролика, описать механизмы их возникновения. В выводе отразить значение рефлексов в развитии сердечных аритмий.

ООД

при написании заключения по ЭКГ больного к теме "Аритмии"

 

Последовательность действий Способ выполнения действий
1. Обзорное знакомство с ЭКГ больного. 1. Посмотреть ЭКГ по всем отведениям. Уточнить условия записи: степень усиления (по амплитуде калибровочного импульса), скорость протяжки ленты. Выявить наличие артефактов (мышечная дрожь, сетевая «наводка» и др.). Обратить внимание на наличие или отсутствие отдельных зубцов, амплитуду и направленность зубцов в разных отведениях, однотипность или изменчивость комплекса QRS на протяжении одного и того же отведения.
2. Определение регулярности ритма. 2. Измерить длительность интервалов R-R в разных отведениях. Если интервалы R-R равны или отличаются друг от друга менее чем на 10% - ритм правильный. Если интервалы R-R отличаются друг от друга по длительности более чем на 10% - ритм неправильный
3. Определение частоты сердечных сокращений (ЧСС). 3. Найти среднюю длительность интервала R-R (в мм) из десяти произвольно взятых интервалов. Рассчитать частоту сердечных сокращений по формуле: ЧСС = R-R x 0,02 (при скорости движения ленты 50 мм/сек)   или ЧСС = R-R x 0,04 (при скорости движения ленты 25 мм/сек)
4. Выявление признаков нарушения сердечного ритма. 4. Обратить внимание на наличие или отсутствие зубца Р во II и III стандартных отведениях, V1 и V2 грудных отведениях, расположение зубца Р по отношению к комплексу QRS. Дальнейший анализ ЭКГ провести в соответствии с алгоритмом (см. схему алгоритма анализа ЭКГ).
5. Оформление протокола и написание общего заключения. 5. Данные анализа ЭКГ записать в тетрадь. Заключение оформить по плану: 1. Водитель ритма. 2. Регулярность ритма. 3. ЧСС. 4. Указать все обнаруженные ЭКГ-синдромы нарушения ритма и проводимости в соответствии с известными классификациями. 5. Указать вероятные причины и механизмы развития обнаруженных ЭКГ-синдромов.

 


 

АЛГОРИТМ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ РИТМА И ПРОВОДИМОСТИ НА ЭКГ

 

1. Если зубец Р предшествует каждому желудочковому комплексу, то РИТМ СИНУСОВЫЙ
                   
        нормальный Интервал PQ удлинение  
             
                постоянное   нарастающее
                 
    комплекс QRS не изменен       все комплексы QRS уширены, деформированы, нов одном отведении одинаковы   комплекс QRS не изменен   комплекс QRS не изменен, выпадают отдельные QRS
             
< 60 ЧСС > 80            
               
    60 - 80                
                   
синусовая брадикардия   норма   синусовая тахикардия   блокада левой или правой ножки пучка Гиса   А-В блокада 1-й степени   А-В блокада 2-й, 3-й степени
                     
2. Если зубец Р ЕСТЬ, НО НЕ СВЯЗАН с желудочковым комплексом, то это свидетельствует о разобщении ритмов предсердий и желудочков, то есть о ПОЛНОЙ АТРИОВЕНТРИКУЛЯРНОЙ БЛОКАДЕ
                     
                     
                     
                     
                     
3. Если зубец Р ОТСУТСТВУЕТ ПЕРЕД ОТДЕЛЬНЫМИ желудочковыми комплексами, РИТМ СИНУСОВЫЙ
               
                     
        комплекс QRS не изменен     комплекс QRS уширен и деформирован   Интервал PQ (см. п. 1)  
                 
                     
        атриовентрикулярная или предсердная экстрасистола     желудочковая экстрасистола      
                     
                     
                               



2016-09-16 716 Обсуждений (0)
НАРУШЕНИЯ СЕРДЕЧНОГО РИТМА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НАРУШЕНИЯ СЕРДЕЧНОГО РИТМА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (716)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)