НАРУШЕНИЯ КИСЛОТНО-ЩЕЛОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ
ГИПОКСИИ
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ. Постоянство рН внутренней среды является необходимым условием существования высших организмов. При нарушении этого постоянства, т.е. выходе рН крови за пределы 6,8-7,8 организм гибнет. Врачу важно знать причины и механизмы нарушения кислотно-щелочного равновесия, а также механизмы компенсации этих нарушений. Гипоксия (кислородное голодание) возникает при недостаточном поступлении кислорода в ткани или при неполной утилизации его тканями. Гипоксия является весьма частым патологическим процессом, который сопровождает почти все болезни. Поэтому для врача важно знать механизмы развития гипоксии и компенсаторные механизмы, включающиеся при кислородном голодании. II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ. В результате самоподготовки студент должен: - знать причины и механизмы возникновения расстройства кислотно-щелочного равновесия и механизмы развития нарушений функций органов и систем при ацидозе и алкалозе; - уметь объяснить механизмы включения компенсаторных явлений при нарушениях кислотно-щелочного равновесия; - знать причины возникновения и механизмы развития гипоксий, характер изменения обмена веществ и жизнедеятельности организма при гипоксиях; - уметь объяснить механизмы развития компенсаторно-приспособительных реакций при гипоксии; - оценить состояние кислотно-щелочного равновесия у больного по предложенным показателям кислотно-основного гомеостаза. III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ. Для успешного усвоения материала по теме студент должен знать: а) физиологические механизмы регуляции кислотно-щелочного равновесия; б) буферные системы организма и их взаимодействие; в) физиологические механизмы обеспечения тканей кислородом. IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ. 1. Нарушения кислотно-щелочного равновесия (КЩР): а) механизмы, обеспечивающие поддержание КЩР. Буферные системы крови и тканей. Органы и регуляторные механизмы, обеспечивающие КЩР; б) виды расстройств КЩР. Ацидоз и алкалоз (газовые, негазовые, компенсированные, субкомпенсированные, декомпенсированные); в) причины и механизмы возникновения различных видов нарушения КЩР и расстройства функций органов и систем при различных формах нарушения КЩР. Механизмы компенсации; г) основные показатели кислотно-основного гомеостаза (актуальный рН, ВЕ, ВВ, рСО2). 2. Кислородное голодание: а) типы гипоксий (экзогенный, респираторный, циркуляторный, гемический, тканевой). Причины возникновения и механизмы развития отдельных типов гипоксий. Характер изменения артерио-венозной разницы по кислороду при каждом типе гипоксий; б) нарушения обмена веществ и функций организма при гипоксиях. Компенсаторно-приспособительные механизмы при гипоксиях; в) активация свободнорадикального окисления при гипоксиях; г) представление о гипербарической оксигенации. V. ЛИТЕРАТУРА: а) основная: 1. Конспект лекции. 2. Патологическая физиология. Учебник для медицинских вузов / Под ред. А.Д. Адо, М.А. Адо, В.И. Пыцкого, Г.В. Порядина, Ю.А. Владимирова. - М.: Триада-Х, 2000. - С. 262-277, 278-290. 3. Патологическая физиология. Учебник для медицинских вузов / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 1994. - С. 354-361, 241-244. б) дополнительная: 1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник. В 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002, т. 2. – С. 405-447, 478-513. 2. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко. – Киев: ВИЩА школа, 1994. – С. 272-279, 321-332. 3. Горн М.М. и др. Водно-электролитный и кислотно-основной баланс: краткое рук-во / Пер. с англ. В.И. Легезы. – М.; СПб.: BINOM Publ.; Невский Диалект, 1999. – 320 с. VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ. 1. Нарушения кислотно-щелочного равновесия. Классификация. 2. Причины и механизмы возникновения ацидоза. 3. Причины и механизмы возникновения алкалоза. 4. Изменения буферных систем крови при нарушениях КЩР. 5. Изменения в различных органах и системах при ацидозах и алкалозах. 6. Основные показатели кислотно-основного гомеостаза, их характеристика. 7. Типы гипоксий, их характеристика. 8. Дыхательные компенсаторно-приспособительные механизмы при гипоксиях. 9. Гемодинамические компенсаторно-приспособительные механизмы при гипоксиях. 10. Тканевые компенсаторно-приспособительные механизмы при гипоксиях. 11. Кровяные компенсаторно-приспособительные механизмы при гипоксиях. 12. Изменение артерио-венозной разницы по кислороду при каждом типе гипоксий. 13. Нарушение функций организма при гипоксиях. 14. Активация свободнорадикального окисления при гипоксии и коррекция возникающих нарушений. 15. Представление о гипербарической оксигенации. VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Представить в виде схемы патогенез судорожной реакции при алкалозе. VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ. 1. Контроль самоподготовки и проверка правильности ответов по тестовой методике. 2. Самостоятельная работа студентов по исследованию характера перестройки функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем при изменении рН крови и асфиксии. 3. Самостоятельное решение проблемных задач. 4. Фронтальный разбор программных вопросов. ООД к выполнению работы "Изменения дыхания при внутривенном введении в организм различных химических веществ"
ООД к выполнению работы "Экспериментальная асфиксия"
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (542)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |