Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НАРУШЕНИЯ ВОДНО-ЭЛЕКТРОЛИТНОГО ОБМЕНА



2016-09-16 401 Обсуждений (0)
НАРУШЕНИЯ ВОДНО-ЭЛЕКТРОЛИТНОГО ОБМЕНА 0.00 из 5.00 0 оценок




 

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Нарушение водного обмена является основным звеном в патогенезе многих заболеваний. Знание основных причин и механизмов нарушения водного обмена необходимо врачу любой специальности для правильной диагностики и коррекции этого патологического процесса.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.

В результате самоподготовки студент должен:

- дать классификацию нарушений водного обмена по этиологическому и патогенетическому принципам;

- быть готовым выполнить эксперименты и осуществить анализ полученных при этом результатов;

- уметь объяснить механизмы нарушения водного обмена при конкретных заболеваниях;

- уметь обосновать принципы коррекции нарушений водного обмена.

III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.

Для усвоения материала необходимо знать:

- значение воды в нормальной жизнедеятельности организма,

- физиологические механизмы обмена воды и его нервно-гуморальную регуляцию.

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

1. Этиология и патогенез задержки воды в организме. Водянки и отёки. Классификация отёков по патогенетическому принципу (механические, гипоонкотические, гиперосмотические, мембраногенные, лимфогенные) и этиологическому принципу (нефротические, нефритические, воспалительные, аллергические, эндокринные, сердечные, при токсикозе беременных). Основные патогенетические механизмы развития отёков (нарушение нервно-гормональной регуляции водно-солевого обмена, изменение гидродинамического, онкотического осмотического давления в капиллярах и тканях, изменение проницаемости капилляров). Патогенез отдельных видов отёков (сердечные, голодные, воспалительные, нефротические, нефритические, аллергические).

2. Этиология и патогенез обезвоживания организма. Механизмы развития обезвоживания при первичном нарушении обмена воды и при первичном нарушении обмена электролитов. Изменение функций органов и систем при обезвоживании.

3. Экспериментальные методы изучения нарушений водного обмена.

4. Механизмы нарушения функций организма при отёках. Механизмы повреждающего действия отёков (механическое разобщение тканей, нарушение микроциркуляции, изменение обмена веществ и трофики, разрастание соединительной ткани). 3ащитно-приспособительная роль отеков.

5. Принципы этиологической и патогенетической коррекции отёков и обезвоживания.

V. ЛИТЕРАТУРА:

а) основная:

1. Конспект лекции.

2. Патологическая физиология. Учебник для медицинских вузов / Под ред. А.Д. Адо, М.А. Адо, В.И. Пыцкого, Г.В. Порядина, Ю.А. Владимирова. - М.: Триада-Х, 2000. - С. 238-262.

3. Патологическая физиология. Учебник для медицинских вузов. / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 1994. - С. 216-233.

б) дополнительная:

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник. В 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002, т. 2. – С. 340-402.

2. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко. – Киев: ВИЩА школа, 1994. – С. 279-294.

3. Горн М.М. и др. Водно-электролитный и кислотно-основной баланс: краткое рук-во / Пер. с англ. В.И. Легезы. – М.; СПб.: BINOM Publ.; Невский Диалект, 1999. – 320 с.

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Отеки, определение понятия.

2. Принципы классификации отеков.

3. Основные механизмы развития отеков.

4. Значение нервно-эндокринных механизмов в развитии отека.

5. Значение микроциркуляторных факторов в развитии отека.

6. Роль тканевых факторов в развитии отека.

7. Патогенез основных видов отеков (сердечные, почечные, воспалительные).

8. Основные механизмы повреждающего действия отеков.

9. Зависимость повреждающего действия отеков от их локализации.

10. Защитно-приспособительная роль отеков.

11. Принципы коррекции отеков.

12. Экспериментальные методы изучения отеков.

13. Основные причины развития обезвоживания.

14. Механизмы развития обезвоживания при первичном нарушении обмена воды.

15. Механизмы развития обезвоживания при первичном нарушении обмена электролитов.

16. Принципы этиологической и патогенетической терапии обезвоживания организма.

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЯ.

Представить в виде схемы патогенез нефротического и нефритического отеков.

VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ.Занятие практическое.

1. Контроль самоподготовки и проверка правильности ответов по тестовой методике.

2. Самостоятельное выполнение экспериментов по изучению роли различных факторов в развитии отёка.

3. Фронтальный разбор основных положений темы в объёме вопросов для самоконтроля.

4. Индивидуальное решение проблемных задач (решение записать в тетрадь для протоколов).

 

ООД

к выполнению работы "Роль нарушения кровообращения в развитии отека"

 

Последовательность действий Способ выполнения действий
1. Подготовка животного к эксперименту. 1. В опыт взять одну лягушку. У животного туго перевязать (до нарушения венозного кровообращения) одну лапку выше коленного сустава.
2. Выполнение эксперимента. 2. Поместить лягушку в банку с водой на 24 часа.
3. Оценка результатов опыта.   3. Через указанный отрезок времени сравнить здоровую и перевязанную лапки (функция, положение, объём, тургор, окраска, наличие повреждений).
4. Анализ результатов опыта. Выводы. 4. Объяснить механизмы развития отёка. Сделать вывод.
5. Оформление протокола. 5. Данные опыта зарисовать или представить в виде таблицы. Схематично представить механизмы развития отёка. Протокол оформить по принятой форме.

 

 

ООД

к выполнению работы "Влияние тканевого осмотического давления
в развитии отека"

 

Последовательность действий Способ выполнения действий
1. Подготовка животных к эксперименту. 1. В опыт взять двух лягушек. Одной лягушке ввести в спинной лимфатический мешок 3 мл 3% раствора хлористого натрия, другой - столько же физиологического раствора.
2. Выполнение эксперимента. 2. Обеих лягушек поместить в стаканы и взвесить вместе со стаканом. В стаканы налить воды и оставить лягушек в воде на 1 час. Затем воду слить и взвесить лягушек в стаканах.
3. Оценка результатов опыта. 3. Определить выраженность изменений веса у обеих лягушек.
4. Анализ результатов опыта. Выводы. 4. Объяснить механизмы изменения веса у обеих лягушек и их различие. Сделать вывод.
5. Оформление протокола. 5. Данные опыта представить в виде таблицы. Протокол оформить по принятой схеме.

 

ООД

к выполнению работы "Влияние рН на развитие отека"

 

Последовательность действий Способ выполнения действий
1. Подготовка растворов с различной рН. 1. Взять 3 чашки Петри. В одну из них налить дистиллированную воду, во вторую - 0,1N и в третью - 0,01N раствор соляной кислоты.
2. Выполнение эксперимента. 2. В каждую чашку Петри поместить пластинку сухой желатины размерами 5х5х1 мм на 1 час.
3. Оценка результатов. 3. Сравнить степень набухания желатины во всех чашках.
4. Анализ результатов опыта. Выводы. 4. Объяснить различную степень набухания желатины в среде с различной рН.
5. Оформление протокола. 5. Результаты опыта зарисовать. Протокол оформить по принятой форме.


2016-09-16 401 Обсуждений (0)
НАРУШЕНИЯ ВОДНО-ЭЛЕКТРОЛИТНОГО ОБМЕНА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НАРУШЕНИЯ ВОДНО-ЭЛЕКТРОЛИТНОГО ОБМЕНА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (401)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)