Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовое регулирование земельных отношений в советский период



2016-09-16 860 Обсуждений (0)
Правовое регулирование земельных отношений в советский период 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель занятия:ознакомление с историей правового регулирования земельных отношений в РК.

История земельного права в период ханского государства до господства царской России совпадает с периодом феодализма. Характер производственных отношений этого периода показывает, что в казахских аулах, в поселениях существовали различные формы собственности и использования земли в зависимости от почвенно – климатических условий территории. Земледельческие культуры были развиты в Семиречье и в Южном Казахстане.

Частной собственностью обладали незначительные слои общества. Здесь господствующей формой собственности на землю была общинная собственность. В южных областях присутствовали все формы частной собственности и землепользования основной массы населения, не говоря уже о частной собственности на землю представителей властных структур государства - ханов, биев и других. Помимо общинной и родовой собственности в отдельных случаях могла существовать и семейная собственность населения, крупных баев и феодалов на пастбища, джайлау и пашни. Особенность права собственности ханов на землю заключалась в том, что они выступали в роли верховных собственников земли и выполняли функцию перераспределения земельных массивов в пределах подвластных им территории. Представители родовой знати выступали как собственники пастбищ в пределах своих владение. В случаях, когда земельные межродовые тяжбы не могли быть разрешены самими спорящими сторонами, они обращались к хану, решение которого считалось окончательным. Землевладения рядовых крестьян – шаруа строилось на общинных началах. Шаруа пользовались землей не по отдельности, а объединившись в сравнительно небольшие коллективы – аульные общины. Каждая аульная община обладала постоянным или сезонным правом пользования известными районами пастбищ, на которые не могли претендовать другие субъекты землепользования.

В связи с присоединением земли казахов к царской России, правительство объявило эти земли собственностью Российского государства. Земельная собственность казахских биев, правителей, баев была ликвидирована. На лучших землях, захваченных у казахов, разместились казачьи войска и переселенцы из России. Правовой режим земель, установленный российским правительством в Казахстане, ничем не отличался от правового режима земель самой России. Земельная реформа проводилась в соответствии с земельным строем, установленным Российским государством. Правовой режим земель регулировался различными правительственными актами Устав о сибирских киргизах, 1822 г., Положения об управлении оренбургскими киргизами, 1824 и другие. Положением 1891 года все леса были объявлены государственной собственностью. Новшеством было то, что право частной собственности на землю сопровождалось юридическим оформлением. В результате колониальной политики царизма в Казахстане из имевшихся в Казахстане 28,2 млн. дес. пахотоспособных земель 22,7 млн. дес. Были изъяты из пользования коренного населения.

История земельного права Республики Казахстан начинается с 1917 года, т.е. со дня образования Советской власти. Декретом О земле, принятым 2 Всероссийским Съездом Советов 26 октября 1917 года, все имения, равно как и все земли, удельные, монастырские, церковные со всеми принадлежностями переходили в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Земли рядовых крестьян и казаков не подлежали конфискации, они оставались за ними в трудовом пользовании. Декрет о земле быстро дополнился специальными декретами. Были приняты Декрет ВЦИК от 9 февраля 1918 года О социализации земли, Декрет СНК от 29 декабря 1917 года О запрещении сделок с недвижимостью, Декрет ВЦИК от 27 мая 1918 года О лесах, Декрет СНК РСФСР от 30 апреля 1920 года О недрах земли. Все эти источники права были направлены на уничтожение основ колониального земельно–правового режима царя. IX Всероссийский съезд Советов в декабре 1921 года поручил ВЦИК пересмотреть земельное законодательство и создать стройный, доступный пониманию каждого земледельца свод законов о земле. ВЦИК 22 мая 1922 года издал закон о трудовом землепользование В 1922 г. ВЦИК был принят Земельный кодекс РСФСР. Потом стали создаваться колхозы. Постановлением ЦИК КАССР от 14 февраля 1924 года были утверждены Временные правила по заведению, устройству и эксплуатации государственных земельных имуществ в КАССР. 15 марта 1928 г. Наркомземом КАССР была издана Инструкция о порядке сдачи в аренду государственных земельных имуществ. Государственное земельное имущество предоставлялось землепользователям на определенный срок за арендную плату. Для обеспечения исправности внесения арендной платы договор аренды мог заключаться только в письменной форме. Дальнейшее советское преобразование колхозного и совхозного производства происходило в 1935-1941 годы. Состоявшийся 6 февраля 1935 г 11 Всероссийский съезд колхозников – ударников утвердил новый Примерный устав сельхозартели, где было определено, что земля, занимаемая сельскохозяйственной артелью, закрепляется за нею в бесплатное и бессрочное пользование. Юридическим документом на право пользования землей стал государственный акт, выдаваемый каждой сельскохозяйственной артели исполнительным комитетом районного Совета депутатов трудящихся. С 1953 года началось освоение целинных и залежных земель в СССР и в том числе в Казахстане. Стали появляться совхозы. Государственно – административный метод регулирования земельных отношений советского периода наиболее полно был закреплен в Основах земельного законодательства СССР и союзных республик от 4 июня 1969 г., которые служили исходной базой для разработки земельных кодексов каждой союзной республики. Основы закрепили приоритет крупного государственного сельскохозяйственного землепользования, устранили принцип невмешательства со стороны каких – либо лиц в хозяйственное использование земель, ужесточили минимальные размеры приусадебного землепользования граждан и установили жесточайший государственный контроль в вопросах регулирования земельных отношений. Все эти нормы были закреплены в Земельном кодексе КССР принятом 21 июля 1971 году. Основы земельного законодательства СССР и союзных республик. Земельный кодекс КССР регулировали земельные отношения до 1990 года.

История земельного законодательства Республики Казахстан начинается со дня приобретения независимости. Действовавший до этого Земельный кодекс КССР от 16 ноября 1990 года не отвечал в полной мере потребностям общества в новых условиях развития страны. Поэтому 28 июня 1991 г. Был принят закон О земельной реформе. В результате реализации данного закона были образованы тысячи крестьянских хозяйств, малых сельскохозяйственных предприятий и сельскохозяйственных кооперативов. Для реализации рынка земли были приняты указы Президента РК от 24 января 1994 г. О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, и от 5 апреля 1994 г. О дальнейшем совершенствовании земельных отношений, которые впервые в истории РК позволили включить в рыночный оборот земельные участки, закрепленные за гражданами и негосударственными юридическими лицами в порядке, установленными этими указами. Новая Конституция РК от 1995 года впервые предусмотрела право частной собственности на землю и установила, что государством признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность на землю. На основании норм Конституции был принят и новый Указ Президента РК «О земле» от 22 декабря 1995 года. 24 января 2001 был принят новый закон «О земле», который предусмотрел некоторые новые нормы о предоставлении земельных участков репатриантам – оралманам, об условной земельной доле и т.д.

20 июня 2003 был принят новый Земельный кодекс Республики Казахстан.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Расскажите о возникновении форм собственности на землю?
  2. С какого времени начинается история земельного права?
  3. Что предусматривает Конституция РК от 1995 года в сфере земельных отношений?

Литература: 5,6,7,8,10,11,12

Лекция № 3

Тема:Земельные правоотношения.

1.Понятие и виды земельных правоотношений.

2.Субъекты, объекты, содержание земельных правоотношений.

3.Правовой режим земель.

4.Основания возникновения, изменения, прекращения земельных правоотношений.

Цель занятия:рассмотрение действия механизма земельно-правового регулирования.

Термин “правоотношение” выражает “право” и “отношение”, то есть отношение, урегулированное нормой права. Земельные правоотношения - институт учебной дисциплины и науки земельного права. Они содержатся как в общей, так и в особенной части земельного права и составляют их основное содержание. В литературе и законах имеются различные определения понятия “земельные правоотношения”. По Земельному кодексу от 20 июня 2003 года земельные правоотношения - правоотношения по использованию и охране земли, связанные с управлением земельными ресурсами, закреплением участков за отдельными субъектами, осуществлением права собственности и иных прав на землю (п. 10 ст. 12).

В теории земельного права земельные правоотношения занимают центральное место, так как они отражают состояние правового регулирования отношений, входящих в сферу предмета земельного права.

Исследования понятия и структуры этого важнейшего института земельного права относятся к числу фундаментальных вопросов теории права. Оно имеет значение не только для земельного права как отрасли науки и учебной дисциплины, но и для практики.

Земельный кодекс первую очередь ставит задачу регулирования земельных отношений и определяет принципы земельного законодательства (ст. 4,5), при этом он к источникам земельного права относит не только Земельный кодекс и принимаемые в соответствии с ним нормативных актов Республики Казахстан, но и Конституцию Республики Казахстан и другие правовые акты Республики Казахстан. Это показывает тесную связь земельных отношений с основополагающими нормами законодательства и коренными изменениями в праве, в том числе с законодательством о земельной реформе в Республике Казахстан.

Выше мы уже указали, что сущность понятия земельных правоотношений вытекает из предмета земельного права, регулируемого нормами земельного законодательства. Этой законодательной базой определяются предмет, методы, виды земельных правоотношений и весь комплекс других земельных правоотношений.

Понятие, структура, объекты, субъекты и другие вопросы земельных правоотношений по большей части относятся к теории земельного права, в то же время она опирается на практику законотворчества и правоприменения.

Земельные правоотношения являются, прежде всего земельными, экологическими и экономическими общественными отношениями. Не все отношения, возникающие по поводу земли, регулируются нормами земельного законодательства. Земельными называются только те из них, которые урегулированы и регулируются нормами земельного права (законодательства). Поэтому принято их называть земельными, поскольку земля - это прежде всего, объект природы. Природный характер земли зафиксирован в ст. б Конституции Республики Казахстан: а “сохранение земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности народа Республики Казахстан” и “обеспечение экологической безопасности” являются основополагающими принципами земельного законодательства (ст.4 Земельного код а Республики Казахстан).

Земельные правоотношения являются экономическими, потому, что земля является государственной собственностью, и она может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом (ст.б Конституции Республики Казахстан).

Все эти экологические и экономические особенности земельных отношений воплощены в нормах земельного законодательства, содержатся в земельных правоотношениях и составляют структуру земельных правоотношений.

Так, основания, условия и пределы частной собственности на землю установлены в первый раз в Указе земле” от 22 декабря 1995 г., а затем Законом “О земле” Республики Казахстан от 24 января 2001 г. и Земельным кодексом РК от 20 июня 2003 года расширены пределы частной собственности на земельные участки.

Земельные правоотношения могут быть односторонними (например, отказ от права частной собственности, права землепользования), многосторонними (например, договоры- сделки с земельным участком, право общей собственности на земельный участок, общая долевая собственность, кондоминиум и т.д.). Участник земельных отношений выражает свое отношение к выполнению требований земельного законодательства, условиям их реализации в соответствии с правовыми предписаниями, которыми и формируется сознательный его волевой характер, то есть положительный субъективный подход к предписаниям закона. Такой механизм действия правовых норм показывает эффективности их применения, исполнения и соблюдения. Закон всегда имеет нормы, в том, как надо поступать в данном случае, придерживаться и подчиняться требованиям закона. Спорные вопросы решаются с помощью судебных органов республики.

Земельные правоотношения сложны по своему содержанию и не однородны. Участниками могут быть собственники земельных участков, органы государственного управления, землепользователи и другие лица и их правовое положение и объекты земельных правоотношений могут быть различными.

Для того чтобы различать их в этих сложных правоотношениях необходим системный подход к изучению этих правовых явлений.

Земельное правоотношение, это, прежде всего действие механизма земельно-правового регулирования.

Любое лицо, вступая в земельные правоотношения, реализует свое право с выполнением обязанностей, для чего ему необходимо и знать свое правовое положение или статус, то есть найти “свое место” в нормах законодательства (лицо может быть собственником земельного участка, землепользователем, арендатором, приобретателем права собственности, землепользования, аренды земельного участка, представителем центрального или местного исполнительного органа, контроля и т.д.). В свою очередь земельное законодательство должно иметь все необходимые нормы или элементы земельных правоотношений.

В основополагающих законодательных актах не должно быть пробелов в праве. Земельное законодательство должно быть как зеркало, отражающее все земельные правоотношения.

Государство как организатор правового регулирования земельных правоотношений заинтересовано в том, чтобы земельные правоотношения в Казахстане развивались каждым членом общества в соответствии с целями и задачами земельного законодательства, соблюдались все его требования. Поэтому земельные правоотношения имеют тесную связь с нормами земельного законодательства. Однако нельзя ставить в один ряд нормы права и земельные отношения. Нормы права имеют статический характер, а земельные отношения - динамический. Не случайно земельные отношения рассматриваются в реализации норм права, регулирующих действие, бездействие, поступки, поведения участников земельных правоотношений.

Действие, бездействие, поступки участника земельных правоотношений (субъекта) могут привести к возникновению регулятивных и охранительных правоотношений. Если участник земельных правоотношений выражает свое отношение в точности в соответствии с нормами земельного права, то возникают позитивные (положительные) действия, отвечающие задачам, целям и принципам земельного законодательства.

В теории права эти правоотношения называют регулятивным. Точнее было бы их называть по результатам действия их участника позитивными (положительными).

При допущении участником земельных правоотношений отклонений от норм и требований земельного права возникают охранительные правоотношения, с помощью которых применяются необходимы меры воздействия на нарушителя земельного законодательства (ст. ст. 92 - 94, 168 ЗК РК).

В литературе имеется суждения, отрицающие эти объективные, реальные регулятивные и охранительные правоотношения. Например, Р.З. Лившиц не учитывает особенностей содержания конкретных норм права и путем их реализации. По его мнению: “каждое правоотношение несет в себе как регулятивные, так и охранительные элементы. Сплошь и рядом регулирование сводится именно к охране”. Кроме того, необходимо учитывать, что регулятивные и охранительные правоотношения возникают не всегда в результате правового регулирования, а и в процессе исполнения, соблюдения и использования (реализации) правовых норм. Правовое регулирование - законотворческая деятельность, а реализация нормы права (законодательства) и все ее формы относятся к правомочиям участников земельных правоотношений.

Классификация земельных правоотношений исходит из природы земельного законодательства. Она рассматривает, как уже указывалось выше, объекты и субъекты земельных правоотношений, виды целевого назначения земельного фонда по его отдельным категориям. Кроме того, из содержания этого законодательства можно различать, как отмечали выше, материальные и процессуальные нормы.

Материальные нормы - это такие нормы земельного законодательства, которые регулируют объекты собственности, управления, контроля, правомочия субъектов по этим вопросам и т.д.

Процессуальные нормы - это порядок применения материальных норм земельного права (например, порядок оформления права частной собственности, права землепользования аренды, земельных долей, предоставления и изъятия земельных участков и т.д.).

Процессуальные нормы земельного права реализуются на основе материальных норм этого права и являются продолжением процесса реализации последнего. Поэтому оба эти вида классификации земельных правоотношений тесно связаны друг с другом, между ними нет юридических разрывов. Этими особенностями отличаются земельно-процессуальные нормы от процессуальных норм других отраслей права (Уголовно-процессуального и Гражданско-процессуального кодексов).

По утверждению Б.В. Ерофеева, процессуальная норма в отличие от материальной самостоятельного значения не имеет. Это не правильно.

Правильным и обоснованным является и утверждение о том, что земельный процесс является не только частью государственного управления земельным фондом, но и необходимым его элементом.

В земельном праве управление земельным фондом является самостоятельной функцией государственного управления. Его цели и задачи отличаются от государственного управления, рассматриваемого административным правом. государственное управление земельным фондом является один из институтов земельного права. Его цели и задачи совпадают с целями и задачами земельного законодательства, главное из них обеспечение рационального использования земли и их охрана.

Структура земельного процесса предусматривает следующие производства (процедуры):

1) правоприменительные земельно-правовые процедуры;

2) организационные земельно-правовые процедуры;

З) земельно-правовые процедуры, опосредующие порядок осуществления юридической деятельности невластными субъектами земельного права (процедура выполнения землеустроительных работ).

Каждая структура земельного процесса по юридической значимости может быть самостоятельным элементом рассматриваемого института земельного процесса.

Таким образом, земельный процесс - институт земельного права, определяющий процедуру реализации его материальных норм.

Общий вывод: земельные правоотношения - фактические общественные отношения, урегулированные и регулируемые нормами земельного права (законодательства) по поводу земли и земельных участков.

Земельные правоотношения делятся по структуре на объекты и субъекты земельных правоотношений.

Не все вопросы земельных отношений регулируются земельным и другим законодательством. В некоторых случаях земельные отношения регулируются субъектами земельных правоотношений в порядке, предусмотренном и земельным законодательством Республики Казахстан.

Вопросы для самоконтроля:

1.Дать определение земельным правоотношениям.

2.Какими нормативно-правовыми актами регулируются земельные правоотношения?

3.Объкт земельных правоотношений?

4. Субъект земельных правоотношений?

5. Классификация земельных правоотношений?

6.Структура земельных правоотношений.

Литература: 5,6,7,8,10,11,12,45,52

Лекция № 4

Тема:Право собственности и иные права на землю в РК.

1.Понятие и виды права собственности на землю.

2.Субъекты права собственности на землю.

3.Содержание права собственности на земельные участки.

4.Основания возникновения и прекращения права собственности на земельные участки.

Цель лекции:рассмотрение правоотношений, возникающих по поводу права собственности на землю

Право государственной собственности на землю в Республике Казахстан впервые установлено в Конституции еще в период нахождения в составе СССР и оно закреплено в Конституции Республике Казахстан 1995 года.

Право государственной собственности позволяет планомерно и рационально использовать все земли в интересах настоящего и будущих поколений. Она позволила государству осуществлять все задачи земельного законодательства, предусмотренные в ст. 5 Земельного кодекса Республики Казахстан, что мы отмечали в начале настоящего учебного пособия.

Как отмечали, в Республике Казахстан признается и равным образом защищается государственная и частная собственность.

Собственность означает пользование ею должно служить общественному благу, субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяется законом. Таким законом является Земельный кодекс Республики Казахстан и другие законы республики, регулирующие земельные отношения, возникающие по поводу права собственности и землепользования.

Конституция Республики Казахстан впервые в праве собственности на первое место ставит право пользования собственностью, так как основным содержанием права государственной собственности на землю и права частной собственности является право пользования землей, которое служит общественному благу.

Введение частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения для крестьянского (фермерского) хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства связано с интересами субъектов этих видов землепользования и рационального и эффективного использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, что является главной задачей нового земельного законодательства.

Право частной собственности на эти земли повышает материальную заинтересованность субъектов этого права в повышении плодородия почв, оборота земли и экологическом благополучии. В проведении экономических, социальных и экологических мероприятий эти субъекты права частной собственности на земельные участки на земли сельскохозяйственного назначения независимы от сельскохозяйственных органов, в то же время они могут опираться на оказываемую многостороннюю помощь государства в объеме эффективности сельскохозяйственного производства в интересах благополучия всего народа Республики Казахстан.

В этом легко убедиться проводимыми мероприятиями Республики Казахстан в подъеме экономики, культуры, быта и других социальных и экономических вопросов села и аула.

Установление права частной собственности на земельный участок граждан и негосударственных юридических лиц это объективная необходимость. Это связано, во- первых, с тем, что земельные участки являются не только средством производства в сельском и лесном хозяйстве, но и местом расположения, базис - территорией производства и деятельности членов общества, существует неразрывная связь между объектами имущественного характера (жилые, садовые, дачные, производственные дома, постройки, сооружения, здания и т.д.) и земельными правоотношениями (использование земельного участка под постройки, сооружения, здания их обслуживания, размещение небольшого сада и огорода); во-вторых, - субъектами права пользования объектами собственности на земельном участке и использования земельного участка по целевому назначению является одно лицо (за исключением аренды). На практике, когда отчуждаются объекты права собственности или земельный участок (при купле-продаже, наследовании), то одновременно переходят указанные оба объекта.

Поэтому земельное законодательство, учитывая эти обстоятельства в ст. 29 ЭК РК предусматривает, что в частной собственности граждан Республики Казахстан могут находиться земельные участки для ведения крестьянского фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, лесоразведения, садоводства и индивидуального жилищного и дачного строительства, а также предоставленные (предоставляемые) под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий (строений, сооружений) в соответствии с их назначением.

По Земельному кодексу РК в настоящее время, земля, земельные участки и право землепользования, сервитут не могут быть объектами вещного права по следующим основаниям.

Понятие права собственности на землю дано в ст.3 ЗК РК. Земля в Республике Казахстан находится в государственной собственности. Земельные участки могут находиться также

в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах установленных Земельным кодексом.

Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности.

Важное значение для права собственности имеет определение в нормах Конституции Республики Казахстан характера земли, ее недр, воды, растительного и животного мира как природного ресурса.

Земля - это не только экономическая необходимость для человека и общества, она имеет и экологическое значение со своими связями с другими объектами природы. Не случайно земля аккумулирует все природные ресурсы, создавая им природную среду. Это влияет на ее правовой режим, как объекта собственности, так и как объекта использования и охраны, т.е. как природного ресурса.

Законом установлены принципы сохранения земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности народа Республики Казахстан, рационального и целевого использования. для него экологическое использование земли не менее важно как и экономическое.

Особенность земли как объекта собственности, заключается в ее ограниченности в пространстве в определенных границах, недвижимости, а также зависимостью от природных условий или окружающей среды.

Особенность использования земли учитывается при определении целевого назначения земельного фонда РК (п. 1 ст. 1 ЗК РК).

Здесь имеются два вопроса, подлежащих юридическому анализу, поскольку они имеют теоретическое и практическое значение для изучения норм земельного права. Первое, это к праву землепользования применяются нормы о праве собственности; второе, применение к праву землепользования норм права собственности не противоречит настоящему Земельному кодексу и природе вещного права.

1. Применение термина “вещное право” противоречит ст.б Конституции Республики Казахстан. Конституции Республики Казахстан предусматривает землю в двух качествах: первое - природный ресурс, второе — право собственности, третье название право” нет.

2. В ст. 12 Земельного кодекса предусмотрены основные понятия, используемые в этом Кодексе: “залог земельного участка как права землепользования”, “земельная доля”, “земельные ресурсы”, “земля”, “кондоминиум”, “объект земельных отношений”, “объекты права собственности”, землепользования”, частной собственности на земельный участок”, “сервитут”, “условная земельная доля”. Что характерно, нет определения вещного права, все указанные понятия не связаны с вещным правом.

З. Право собственности на землю и право землепользования это особые виды собственности и пользования как единственного природного объекта, неотделимого от природной среды и условий. Поэтому на землю как объекта права собственности и права землепользования устанавливаются права и обязанности субъектов права как государственной так и частной собственности и права землепользования по охране земель как природного объекта независимо от их форм хозяйствования.

4. Государством проводятся мероприятия в области землеустройства, государственного земельного кадастра и мониторинга земель, нехарактерных вещному праву. Например, землеустройство является системой мероприятий по обеспечению соблюдения законодательства Республики Казахстан, направленного на регулирование земельных отношений, организацию рационального использования и охрану земель, Оно проводится на землях всех категорий независимо от принадлежности по форме собственности и формы хозяйствования на них.

Государственный земельный кадастр представляет собой систему сведений о природном и хозяйственном положении земель Республики Казахстан, месторасположении, целевом использовании, размера и границах земельных участков, их качественной характеристике, об учете землепользования и кадастровой стоимости земельных участков.

Мониторинг земель представляет систему базовых (исходных), оперативных, периодических наблюдений за качественным и количественным состоянием земельного фонда, проводимых в целях своевременного выявления происходящих изменений и их оценки, прогноза дальнейшего развития и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов. Объектом мониторинга земель является все земли Республики Казахстан независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования земель.

В этих, предусмотренных Земельным кодексом мероприятиях, также нет вопроса вещного права, рассматриваемые как объект собственности, так и права землепользования граждан и юридических лиц.

5. Нормы Земельного кодекса предусматривают целевое назначение всех земель, т.е. составляющих земельного фонда Республики Казахстан (ст. 1 ЭК РК), а не вещного права.

6. Нормы Земельного кодекса предусматривают целевое назначение всех земель, в том числе их части - земельных участков.

7. Государство определяет целевое назначение всех земель, в том числе всех земельных участков, предоставленных в частную собственность и на праве землепользования (аренды), а на вещные права целевое назначение не может быть. Собственники земельных участков и землепользователи самостоятельно не имеют право изменять целевое назначение земельного участка в процессе его использования и отчуждения.

8. Государство через систему государственных органов осуществляет управление земельным фондом и государственный контроль за использование и охраной всех земель независимо от формы собственности, права землепользования и хозяйствования.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Виды права собственности на землю.
  2. Право государственной собственности на землю.
  3. Введение частной собственности на землю
  4. Дайте понятие целевому назначению земель.

Литература: 5,6,7,8,10,11,12,42,45,46,52

Лекция № 5

Тема: Право землепользования.

1.Понятие и виды права землепользования

2.Субъекты права землепользования.

3.Содержание права землепользования.

Цель лекции:рассмотрение право землепользования как институт земельного права

Основания возникновения и прекращения права землепользования

Право землепользования определяется как институт земельного права, содержащий правовые нормы, регулирующие земельные правоотношения по использованию и охране земель.

В пункте 30 ст. 12 Земельного кодекса имеется понятие права землепользования. Это - право лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной собственности, бессрочно (постоянное землепользование), на возмездной и (или) безвозмездной основе: В данном случае закон дает определение понятия права землепользования как правомочия субъекта права землепользования.

Не случайно Земельный кодекс в задачах земельного законодательства права собственности на землю и права землепользования ставит в один ряд- установление оснований, условий и пределы возникновения, изменения и прекращения права собственности на земельный участок и права земле- пользования” (ст. 5 ЭК РК).

Правомочия (владение, пользование и распоряжение) собственника земельного участка и землепользователя не характеризует правовой режим земельного участка, а показывает содержание правомочия права, реализуемым в порядке, предусмотренным в законодательстве субъектами указанных прав. Правовой режим устанавливается на земельный участок, предоставленный в частную собственность или на праве землепользования.

Правовой режим — это совокупность правовых норм направленных на реализацию прав и обязанностей субъектов — землепользователей в соответствии с целями и задачами земельного законодательства.

В совокупность правовых норм входят: целевое назначение земель, нормирования и их охраны, как природного объекта, так и объекта права собственности и землепользования, сроки предоставления и виды земельного участка.

Указанный правовой режим включает и нормы возникновения, изменения, прекращения права собственности и землепользования на земельный участок, предусмотренные в 9 главе Земельного кодекса. Поэтому редакция ст. 28 является неточной (режим права землепользования). Она гласит: “ Право землепользования является вещным правом. К праву землепользования применяется нормы о праве собственности постольку, поскольку это не противоречит настоящему Кодексу или природе вещного права”.

Правовой режим земёльных участков, предоставленных и предоставляемых государством землепользователям, регулируется земельным законодательством, точнее Земельным кодексом.

Основания возникновения права пользования земельным участком.

Основанием возникновения права пользования земельным участком (право землепользования) всегда было и будет норма закона предусматривающая возможность установления такого права, субъект права, обладающий таким правом и юридический факт.

Под юридическими фактами понимаются обстоятельства, вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий - возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

Основанием возникновения права пользования земельным участком может быть только правомерное действие, направленное на установление этого права. Перечень оснований возникновения права землепользования указаны в ст. 31 ЭК РК.

По основаниям возникновения право землепользования делится на:

1) предоставление права землепользования;

2) передача права землепользования

3) перехода права землепользования в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица).

Кроме того, право землепользования возникает на основе:

1) актов государственных органов;

2) гражданско- правовых сделок;

З) иных оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан (ст.3 1 ЗК РК)

Предоставление права землепользования означает наделение лица правом землепользования непосредственно государством.

Предоставление права землепользования гражданам и юридическим лицам производится на основании решения исполнительного органа в соответствии с его компетенцией по предоставлению права на земельный участок. При предоставлении негосударственным землепользователям права временного землепользования местным исполнительным органом заключается с землепользователями договоры аренды временного безвозмездного землепользования на основании решения о предоставлении права време



2016-09-16 860 Обсуждений (0)
Правовое регулирование земельных отношений в советский период 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовое регулирование земельных отношений в советский период

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (860)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)