Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 8. СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ



2016-09-16 549 Обсуждений (0)
Тема 8. СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




План:

1. Послевоенное восстановление и развитие СССР.

2. СССР и мировое сообщество. "Холодная война".

Литература:

Верт Н. История Советского государства, 1900-1991. - М., 1992.

Волконогов Д.А. Триумф и трагедия: политический портрет И.В. Сталина. В 2 кн. - М., 1989. Кн. 2.

Исторический опыт и перестройка: человеческий фактор в социально-экономическом развитии СССР. - М., 1989.

История СССР с древнейших времен до наших дней. В 11 т. - М., 1980. Т. 11.

Зубкова Е.Ю. Общество и реформы, 1945-1964. - М., 1993.

Медведев Р.А. Они окружали Сталина. - М., 1990.

 

В развалинах лежали 1710 городов нашей страны, свыше 70 тыс. сел и деревень были сожжены. Захватчики уничтожили 31850 заводов и фабрик, затопили и взорвали 1135 шахт. Было разрушено 65 тыс. км железнодорожных путей.

В сельском хозяйстве посевные площади сократились на 36,8 млн. га, резко снизилась техническая оснащенность. Всего страна потеряла до 30% национального богатства. Прямые и косвенные потери населения СССР составили, по предварительным подсчетам, около 50 млн. человек, из которых прямые - убитыми, умершими от ран, погибшими в плену - не менее 27 млн. человек. Сократилась доля мужского населения. Практически целое поколение мужчин было уничтожено войной. Это сказывалось на демографической ситуации в стране долгие годы. Война принесла безнадежное вдовство и сиротское детство.

С освобождением территорий, оккупированных с 1941 года немцами, начиналось восстановление разрушенного. В первую очередь восстанавливали электростанции, шахты, заводы.

С окончанием Великой Отечественной войны советский народ получил возможность приступить к мирному труду. Основные приоритеты и направления развития страны определялись, как и в предвоенные годы, народнохозяйственными пятилетними планами. Стратегическую задачу развития общества руководство страны видело в построении социалистического общества.

В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Все функции по управлению страной сосредоточились в руках СНК (в марте 1946 г. преобразован в Совет Министров СССР).

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. В нем были определены пути возрождения и дальнейшего развития экономики. План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой промышленности. Одним из условий выполнения плановых заданий выдвигалось максимальное использование достижений научно-технического прогресса. Экономика не утратила милитаристскую направленность. Но Н.А. Вознесенский в экономическую систему, сложившуюся после 1945 года, пытался внедрить элементы хозрасчета и материального стимулирования, а также добивался использования и развития реактивной и атомной техники, радиолокаций и телевидения, синтетических материалов и других передовых технологий. Советское правительство постоянно готовилось к войне за выживание в капиталистическом окружении.

Работы по восстановлению промышленности были завершены к 1948 г.

Война тяжело отразилась на состоянии сельского хозяйства. Положение дел в аграрном секторе резко ухудшилось в 1946 г. Сильная засуха охватила европейскую часть страны. В 1947-1948 гг. от голода в стране погибло около 1 млн. человек.

Острой оставалась жилищная проблема.

В 1947 г. была отменена карточная система на продукты. В целях преодоления финансовых трудностей была проведена денежная реформа.

После окончания войны надежды миллионов жителей страны на смягчение политического режима не оправдались. Политика репрессий была продолжена.

СССР и мировое сообщество. "Холодная война"

Вынесший на своих плечах основную тяжесть борьбы с фашизмом Советский Союз рассчитывал после победы на изменение своей роли в послевоенном мире, на гарантию безопасности, на расширение своей сферы влияния. На первых порах Сталин полагал добиться этого в союзе с западными демократиями. Но речь Черчилля в Фултоне в марте 1946 г., положившая начало доктрине сдерживания коммунизма и в целом "холодной войне", взаимная идеологизация международных отношений, похоронили надежды на послевоенное сотрудничество союзников по антигитлеровской коалиции. Начатый в сфере идеологии поход против западного влияния в СССР с 1946 года возглавил А.А. Жданов.

Одним из главных итогов войны стала новая геополитическая ситуация. Она характеризовалась нараставшим соперничеством ведущих западных держав и Советского Союза, распространившего свое влияние на ряд стран Европы и Азии. Особый драматизм этому противостоянию придавало то, что оно развивалось в ядерную эпоху, в которую вступало человечество (в августе 1945 г. США взорвали атомные бомбы над японскими городами Хиросимой и Нагасаки).

В 1948 году был заключен договор между СССР и Финляндией, демонстрирующий впервые возможность сосуществования и сотрудничества двух государств с разными политсистемами.

Ядерная монополия США рухнула в 1949 г. Определенную роль в создании атомной бомбы СССР сыграл немецкий ученый Клаус Фукс, передавший важную научную информацию. Он это делал, исходя из того, что только равновесие в ядерной области между СССР и США может стабилизировать обстановку в мире. А в 1953 г. в СССР прошли успешные испытания водородной бомбы, создателем которой являлся академик Сахаров. Отныне обе державы включились в непрерывную гонку вооружений.

Послевоенная Европа была разделена на две противостоящие группировки государств с различной идеологией, на базе которых были созданы: в 1949 г. Организация Североантлантического договора (НАТО) под эгидой США, в 1955 г. - Организация Варшавского договора (ОВД) при доминирующей роли СССР.

Ярким примером противостояния супердержав и их союзников стала война в Корее 1950-1953 гг., в результате которой Корейский полуостров был разделен по 38-й параллели. Южная Корея вошла в сферу влияния США, Северная - СССР. Корейский конфликт показал, как легко «холодная война» может перерасти в вооруженное столкновение. Действенную помощь КНДР оказали в войне СССР и КНР.

Закрепление за СССР статуса сверхдержавы в послевоенный период наиболее полно выражало членство (на постоянной основе) в Совете Европы.

В целом стороны уважали определенные по итогам второй мировой войны границы сфер влияния. В советскую зону входила Восточная Европа. В первые послевоенные годы руководство СССР стремилось к немедленной советизации Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Югославии, Болгарии с помощью вооруженной силы. Главная задача СССР заключалась в создании вдоль западных границ СССР "пояса безопасности". В этот период советское руководство поддерживало коалиционные демократические правительства с участием коммунистов, оказывало данным странам материальную помощь. Образование в 1949 г. при поддержке западных держав ФРГ подтолкнуло СССР к "смене вех" в Восточной Европе. Была сделана ставка на сторонников немедленного перехода к советской модели организации общества. Это вызвало целый ряд конфликтов. В 1949 г. прекратились отношения с Югославией.

Тема 9. СССР В СЕРЕДИНЕ 50-х - СЕРЕДИНЕ 60-х гг. "ОТТЕПЕЛЬ".

План:

1. Особенности общественно-политического развития СССР в 1950-х - начале 1960-х гг.

3. ХХ съезд КПСС.

4. Преобразования в экономике 1950-х - начала 1960-х гг.

5. Управленческая перестройка 1962-1964 гг.

6. Либерализация внешнеполитического курса СССР.

 

Литература:

Аксютин Ю.В., Волобуев О.В. ХХ съезд КПСС: новации и догмы. - М., 1991.

Берия: конец карьеры. - М.. 1991.

Бурлацкий Ф.М. Вожди и советники. - М., 1990.

Зубкова Е.Н. Общество и реформы. 1945-1964 гг. - М., 1993.

Медведев Р.А. Н.С. Хрущев: политическая биография. - М., 1990.

Ханин Г.И. Динамика экономического развития СССР. - Новосибирск, 1991.

 



2016-09-16 549 Обсуждений (0)
Тема 8. СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 8. СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (549)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)