Перевод первичных баллов в баллы МПСС 5 страница
неуд = /А1 - А2 |+ /В1 - В2 | + |С1 - С2I где неуд. — общий показатель неудовлетворенности условиями труда; А1, В1, С1 — количество выборов каждого условия в форме 1; А2, В2, С2 — количество выборов каждого условия в форме 2. Эта же методика позволяет проранжировать условия труда по степени их значимости для индивида. Надежность методики оценивалась по согласованности ответов на соотносящиеся вопросы анкеты (внутренняя состоятельность), а также по сходству результатов основного и контрольного опросов. О валидности (обоснованности) методики можно судить по естественности классификации ответов респондентов и релевантности выделенных классов теоретической структуре, а также по результатам соотнесения показателей профессионального сознания и продуктов деятельности сотрудников. Косвенным подтверждением валидности рассматриваемой методики являются данные наблюдений и бесед.
Метлика Ч. Спилбергера, Ю.Л. Ханина
Диагностическая цель: исследование уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и уровня тревожности как устойчивой характеристики (личностная тревожность). Тест может применяться для лиц в возрасте от 16 лет. Процедура исследования. Текст методики зачитывается экспериментатором или предъявляется испытуемому списком на заранее приготовленных бланках. Текст состоит из двух шкал, по 20 утверждений в каждой, раздельно оценивающих реактивную и личностную тревожность. Испытуемые, отвечая на утверждения первой части опросника (№° 1-20), выбирают один из четырех вариантов ответов: 1) нет; 2) скорее нет; 3) скорее да; 4) да. Напротив номера утверждения записывают число, соответствующее выбранному ответу. Для второй части опросника (утверждения № 21-40) варианты ответов иные: 1) почти никогда; 2) иногда; 3) часто; 4) почти всегда. Инструкция. Вам будет зачитан ряд утверждений. Внимательно прослушав каждое из них, выберите из четырех возможных ответов один, наиболее подходящий по вашему мнению. Напротив номера утверждения запишите число, соответствующее выбранному вами ответу. Для утверждений с 1 по 20 варианты ответов таковы: 1) нет; 2) скорее нет; 3) скорее да; 4) да. После того как будут зачитаны все предложения первой части, предлагаются новые варианты ответов. Для следующих 20 утверждений, которые будут вам предложены, варианты ответов: 1) почти никогда; 2) иногда; 3) часто; 4) почти всегда. Вы так же выбираете самый подходящий и записываете соответствующее ему число. Обработка результатов. Подсчитывается сумма чисел, записанных при ответе на утверждения: №№ 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18— (Е1) затем сумма остальных чисел: №№ 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20 - (Е2). Затем вычисляется показатель уровня реактивной тревожности: РТ = Е1- Е2 + 35. Аналогичным образом подсчитывается уровень личностной тревожности: ЛТ = Е1- Е2 + 35. где Е1 — сумма чисел-ответов на утверждения №№ 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; Е2 — сумма остальных чисел по пунктам №№ 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39. Если полученная сумма меньше 30 — это показатель низкой тревожности, 31-45 — умеренная тревожность, 46 и более — высокая тревожность. Текст опросника 1. Я спокоен. 2. Мне ничего не угрожает. 3. Я нахожусь в напряжении. 4. Я испытываю сожаление. 5. Я чувствую себя свободно. 6. Я расстроен. 7. Меня волнуют возможные неудачи. 8. Я чувствую себя отдохнувшим. 9. Я встревожен. 10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения. 11. Я уверен в себе. 12. Я нервничаю. 13. Я не нахожу себе места. 14. Я взвинчен. 15. Я не чувствую скованности, напряженности. 16. Я доволен. 17. Я озабочен. 18. Я слишком возбужден, и мне не по себе. 19. Мне радостно. 20. Мне приятно. 21. Я испытываю удовольствие. 22. Я очень быстро устаю. 23. Я легко могу заплакать. 24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие. 25. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения. 26. Обычно я чувствую себя бодрым. 27. Я спокоен, хладнокровен и собран. 28. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня. 29. Я слишком переживаю из-за пустяков. 30. Я вполне счастлив. 31. Я принимаю все слишком близко к сердцу. 32. Мне не хватает уверенности в себе. 33. Обычно я чувствую себя в безопасности. 34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей. 35. У меня бывает хандра. 36. Я доволен. 37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня. 38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть. 39. Я уравновешенный человек. 40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.
Методика «Прогноз»
Методика «Прогноз» разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначена для определения уровня НПУ, риска дезадаптации в стрессе. Она особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования. Инструкция. Прочтите утверждение и дайте ответ «Да» или «Нет». 1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать. 2. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга. 3. Временами у меня бывают приступы плача или смеха, с которыми я никак не могу справиться. 4. Бывали случаи, когда я не сдерживал свои обещания. 5. У меня часто болит голова. 6. Иногда я говорю неправду. 7. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле. 8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь. 9. Бывает, что я сержусь. 10. Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни. 11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня. 12. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях. 13. Самая трудная борьба для меня — борьба с самим собой. 14. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко. 15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным. 16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет. 17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома. 18. Если мне не грозит штраф и машин по близости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено. 19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых. 20. Мне часто говорят, что я вспыльчив. 21. Запоры у меня бывают редко. 22. В игре я предпочитаю выигрывать. 23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо. 24. Сейчас мой вес постоянен — я не полнею и не худею. 25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах. 26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона. 27. С моим рассудком творится что-то неладное. 28. Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы. 29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки. 30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде. 31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся. 32. Думаю, что я человек обреченный. 33. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко. 34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю. 35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать. 36. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других. 37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие. 38. Моя внешность меня в общем устраивает. 39. Я вполне уверен в себе. 40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным. 41. Кто-то управляет моими мыслями. 42. Я ежедневно выпиваю много воды. 43. Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех. 44. Счастливей всего я бываю, когда один. 45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли. 46. Я любил сказки Андерсена. 47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким. 48. Меня злит, когда меня торопят. 49. Меня легко привести в замешательство. 50. Я легко теряю терпение с людьми. 51. Часто мне хочется умереть. 52. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним. 53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня. 54. К вопросам религии я отношусь равнодушно — они не занимают меня, ч 55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко. 56. Я заслуживаю сурового наказания за свои проступки. 57. У меня были очень необычные мистические переживания. 58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы. 59. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон. 60. Я человек нервный, легко возбудимый. 61. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других людей (не хуже). 62. Все у меня получается плохо, не так, как надо. 63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту. 64. Большую часть времени я чувствую себя усталым. 65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву. 66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи. 67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь. 68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви. 69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимым. 70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо. 71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным. 72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих. 73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить. 74. На меня обращают внимание чаще, чем на других. 75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний. 76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть. 77. Мне трудно проснуться в назначенный час. 78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным. 79. В детстве я был капризный и раздражительный. 80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров. 81. Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства. 82. У меня есть судимые родственники. 83. В юности я имел приводы в милицию. 84. Случалось, что мне грозили оставить в школе на второй год. Обработка и интерпретации результатов. Подсчитывается сумма баллов — правильных ответов, соответствующих « ключу »: «Да» — вопросы: 3, 5, 7, 10, 16, 20, 26, 27, 29, 32, 35, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84; «Нет» — вопросы: 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 33, 37, 38, 39, 46, 49, 54, 55, 58, 61, 68. За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 1 балл. Методика содержит шкалу для проверки искренности ответов: «да)> _ вопросы: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43. Начинать подведение итогов следует с проверки искренности ответов респондента: если по данной шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не таким, какой он есть. Нервно-психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов. Полученный балл надо соотнести с условной шкалой НПУ; она в интервале от 1 до 10 пунктов. Чем больше значение пункта условной шкалы, тем больше нервно-психическая устойчивость. Таблица 27 Условная шкала НПУ
Таблица 28 Характеристика уровней НПУ по данным анкеты «Прогноз»
Опросник САН Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник). Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. При обработке эти цифры перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 — за 2; индекс 1 — за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что полюса шкалы постоянно меняются). Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим «приведенным» баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы равны: самочувствие — 5,4; активность — 5,0; настроение — 5,1. Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением. Код опросника Вопросы на самочувствие— 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. Вопросы на активность— 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. Вопросы на настроение — 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Типовая карта методики САН Фамилия, инициалы ______________________ Пол _________Возраст_________________ Дата ______________Время ____________
4.5. Диагностика мотивационной сферы
Изучение мотивации успеха и боязни неудачи
Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов — «Да» или «Нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «Да» подразумевается как явное «Да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «Нет». Отвечать на вопросы следует достаточно быстро, подолгу не задумываясь. Ответ, первым пришедший в голову, как правило, является наиболее точным. Текст опросника 1. Включаясь в работу, надеюсь на успех. 2. В деятельности активен. 3. Склонен к проявлению инициативы. 4. При выполнение ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них. 5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереально трудные. 6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления. 7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов. 8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремленности, а не от внешнего контроля. 9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности ухудшается. 10. Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели. 11. Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу. 12. Если рискую, то с умом, а не бесшабашно. 13. Я не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль. 14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели. 15. В случае неудачи при выполнении задания его притягательность для меня снижается. 16. При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач. 17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время. 18. При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности у меня улучшается, даже если задание достаточно трудное. 19. В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели. 20. Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает. Ключ к опроснику 1 балл получают ответы «Да» на вопросы — 1—3, 6, 10-12, 14, 16, 18-20; ответы «Нет» на вопросы 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Подсчитывается общее количество баллов. Если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс не выражен. При этом 8-9 баллов — ближе к боязни неудачи, а 12-13 баллов — ближе к мотивации успеха.
Изучение потребности в достижении
Методика разработана Ю.М. Орловым (1978) и представляет собой тест-опросник, содержащий 23 положения (утверждения), с которыми испытуемый соглашается или не соглашается. Тест направлен на выявление степени выраженности потребности в достижении успеха в любой деятельности, заряженности человека на успех. Инструкция. Сейчас вам прочтут ряд предложений. Если вы с ними согласны, то рядом с номером положения напишите на своем листочке «Да», если не согласны, напишите «Нет». Далее зачитываются положения. 1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета. 2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл. 3. Для меня в любом деле важно его исполнение, а не его законченный результат. 4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими. 5. По моему мнению, большинство людей живут дальними целями, а не близкими. 6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач. 7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные. 8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы. 9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности. 10. Мои близкие считают меня ленивым человеком. 11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам. 12. Мои родители слишком строго контролируют меня. 13. Терпения во мне больше, чем способностей. 14. Лень, а не сомнения в успехе вынуждает меня слишком часто отказываться от своих намерений. 15. Думаю, что я уверенный в себе человек. 16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу. 17. Я не усердный человек. 18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается. 19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях. 20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов. 21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих ровесников. 22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей. 23. Я мог бы достичь большего, освободившись от текущих дел. Обработка или интерпретация результатов. За каждый ответ ставится 1 балл: за ответы «Да» — на вопросы 2, 6-8, 14, 16, 18, 19, 21-23; за ответы «Нет» — на вопросы 1, 3-5, 9-13, 15, 17, 20. Потребность в достижениях (ПД) равна сумме баллов «Да» + «Нет». Таким образом, оценочная шкала — от 0 до 23 баллов. Чем больше баллов в сумме набирает испытуемый, тем в большей степени у него выражена потребность в достижениях.
Шкала мотивации одобрения В отличие от мотивации достижения, уровень мотивации одобрения — стремление заслужить одобрения значимых окружающих людей — гораздо меньше определяет успех в делах и свершениях. Однако весьма существенно влияет он и на нечто другое, также весьма важное —на качество взаимоотношений с другими людьми вообще и со своим будущим спутником жизни в частности. Определить уровень мотивации одобрения мы предлагаем с помощью сопряженного варианта шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу, состоящей из 19 суждений, на которые возможны два варианта ответов — «да» или «нет». Ответы, совпадающие с «ключом», кодируются в 1 балл. Общая сумма (min = 0, шах = 20) говорит о выраженности мотивации одобрения. Код: ответы «да» на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 15, 19; ответы «нет» на вопросы 6, 7, 9, 11, 12, 16, 17, 18.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (348)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |