ТЕМА № 1 ПАТОФИЗИОЛОГИЯ УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА
ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО И ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА С ИНФОРМАЦИОННЫМ МАТЕРИАЛОМ)
ХАБАРОВСК, 2008
УДК 378.147 88:616.48-092 (072) ББК 54.15 Д 792
СОСТАВИТЕЛЬ: доцент Г.Н. Дубинина
РЕЦЕНЗЕНТЫ: доктор биологических наук, доцент Е.В. Слободенюк, доцент И.Г. Яковенко методист отдела тестирования Е.Ю.Самарина
Утверждено центральным методическим советом Дальневосточного государственного медицинского университета в качестве учебно-методического-пособия для студентов, обучающихся по специальностям 060101.65 Лечебное дело и 060103.65 - Педиатрия
УДК 378.14788:616.48-092 (072) ББК 54.15
ТЕМА № 1 ПАТОФИЗИОЛОГИЯ УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА
2. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ Нарушение углеводного обмена является ведущим звеном в патогенезе многих заболеваний, кроме того, влечёт за собой нарушения и других видов обмена: липидного, белкового, водно-электролитного, а также кислотно-основного состояния. При этих нарушениях обмена веществ особенно страдают нервная, сердечно-сосудистая системы, печень. Наиболее частой и тяжёлой формой патологии углеводного обмена является сахарный диабет. Знание основных механизмов нарушения углеводного обмена, этиологии, патогенеза сахарного диабета является необходимым условием для диагностики и патогенетической терапии заболеваний обмена веществ и эндокринной системы. 3.ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ 3.1.Общая цель: Сформулировать у студентов знание механизмов развития патологических явлений в организме при расстройствах углеводного обмена. Выработать представление об основных проявлениях этих расстройств и принципах их регуляции и устранения. 3.2. Конкретные цели:
4. ВОПРОСЫ, ИЗУЧЕННЫЕ РАНЕЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ДАННОГО ЗАНЯТИЯ
5.ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ
6.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ 1.При подготовке к практическим занятиям по патофизиологии углеводного обмена повторить вопросы, изученные ранее на соответствующих кафедрах и необходимые для данного занятия. Прочитать текст в имеющемся учебнике и конспекте лекции. Далее просмотреть все учебные элементы графа логической структуры темы. При отсутствии непонятных вопросов по теме проверить качество усвоения материала на первом и втором уровне усвоения с помощью соответствующих тестов (В.Д.Линденбратен, Л.В.Турбина). 2.Продумать и привести примеры экспериментальных моделей сахарного диабета.
7.ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ (ООД) Задание 1. Опираясь на данные лабораторных исследований, подвергнуть патофизиологическому анализу изменения углеводного, липидного, белкового обменов при ИЗСД. Для выполнения задания необходимо: а) По возможности правильно и полно составить схему, иллюстрирующую механизмы и последствия нарушений основных видов обмена веществ при сахарном диабете. б) Сформулировать название таблицы. в) Определить, какие показатели следует внести в таблицу для выявления изменений углеводного, белкового, липидного обменов при сахарном диабете. г) В выводах отразить, какие изменения углеводного, липидного, белкового обменов выявлены у больных сахарным диабетом. Объяснить патофизиологические механизмы этих изменений. Таблица № 1 Изменения некоторых показателей крови и мочи у больных ИЗСД
8. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ
ЗАДАЧА № 1. У одной собаки перевязан проток поджелудочной железы, у второй удалено 4/5 поджелудочной железы. Через 10 дней обеим собакам проведена глюкозная нагрузка с последующим определением уровня глюкозы в крови (через 1, 2, 4 часа). Изобразить в виде графика возможные изменения гликемии у собак. ЗАДАЧА № 2. У больного уровень глюкозы в крови равен 6,6 ммоль/л. После нагрузки глюкозой к концу 1-го часа уровень глюкозы в крови составил 12 ммоль/л, через 4 часа – 8,7 мммоль/л, через 6 часов –8 ммоль/л. Сравнить полученные данные изменения уровня глюкозы в крови с нормой и сделать заключение о состоянии углеводного обмена у больного. ЗАДАЧА № 3. У больного выявлена гипергликемия – 11 ммоль/л, глюкозурия – 30 г/л и полиурия – до 4 л/сутки. Инсулинотерапия оказалась неэффективной. Объяснить возможный механизм инсулинорезистентности у больного. ЗАДАЧА № 4. У больного уровень глюкозы в крови равен 14 ммоль/л, в моче – 25 г/л. Объяснить патогенез глюкозурии.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (802)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |