Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 6: Психологические особенности характера



2016-09-16 1419 Обсуждений (0)
Тема 6: Психологические особенности характера 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основные вопросы:

4. Особенности характера как психического феномена.

5. Закономерности формирования характера.

6. Понятие о чертах характера. Классификация черт характера.

7. Понятие акцентуации характера. Концепции К. Леонгарда и А.Е. Личко.

8. Взаимосвязь темперамента и характера.

Основные понятия:

Акцентуация характера— чрезмерное усиление и выраженность отдельных черт характера или их сочетаний, проявляемое в изби­рательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного рода при хорошей или даже повышенной устойчи­вости к другим. Акцентуация характера — это своего рода «заостре­ние» его определенного свойства, которое сказывается на всем по­ведении субъекта, создает особый стиль его действий и поступков. Выделяют следующие основные типы акцентуаций.

Акцентуация астеническая— быстрая утомляемость, раздражи­тельность, склонность к депрессиям и ипохондрии.

Акцентуация гипертимная— постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с тенденцией разбрасывать­ся и не доводить дело до конца.

Акцентуация дистимная— преобладание пониженного настрое­ния, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и пе­чальных сторонах жизни.

Акцентуация истероидная, или демонстративная— выраженная тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлече­ния к себе внимания; авантюристичность, тщеславие и пр.

Акцентуация конформная— чрезмерная подчиненность и зависи­мость от мнения других, недостаток критичности и инициативно­сти, консерватизм.

Акцентуация лабильная— резкая смена настроения в зависимости от ситуации.

Акцентуация неустойчивая— склонность поддаваться чужому влиянию, поиск новых впечатлений, поверхностная общитель­ность.

Акцентуация паранойяльная, или застревающая— повышенная подозрительность и обидчивость, стойкость отрицательных аф­фектов, стремление к доминированию, неприятие чужих мнений и высокая конфликтность.

Акцентуация психастеническая— высокая тревожность, мнитель­ность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству.

Акцентуация сенситивная— повышенная впечатлительность, бо­язливость, обостренное чувство собственной неполноценности.

Акцентуация циклоидная— чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом.

Акцентуация шизоидная— отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, недостаток интуиции в про­цессе общения.

Акцентуация эпилептоидная— склонность к злобно-тоскливому настроению с накоплением агрессии, конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность.

Характер— совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для него способы поведения. Характер проявляется в системе отношений к действительности: в отношении к другим людям — общительность или замкнутость (экстраверсия и интроверсия), правдивость или лживость, тактич­ность или грубость и пр.; в отношении к делу — ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность, активность или пассивность, инициативность, исполнительность, предприимчи­вость, трудолюбие, усердие и пр.; в отношении к себе — скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность, самообладание или несдержанность, высокомерие или скромность и пр.; в отношении к собственности (вещам, продуктам деятельности) — щедрость или жадность, бе­режливость или расточительность, аккуратность или неряшли­вость.

 

Основная литература:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. М., 2006.

Дополнительная литература:

1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология.М., 2006.

2. Гуревич П.С. Психология. М., 2005.

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2005.

4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 2006.

5. Творогова Н.Д. Психология: Лекции для студентов медвузов. М., 2002.

6. Психология /Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2003.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Какие черты человека объединяет в себе характер?

2. В каких отношениях между людьми наиболее полно проявляется характер?

3. Какие компоненты можно выделить в структуре характера?

4. Какие черты характера являются типичными, а какие — нетипичными?

5. В чем проявляется акцентуация характера личности?

6. Как объединяются влияния на характер природных и социальных факторов?

7. Как работает механизм формирования свойств характера?

8. Как связаны между собой характер и темперамент?

9. Каковы условия формирования характера?

 

Альтернативно-тестовые задания для самоконтроля:

1. Согласны ли вы с тем, что физиологическим механизмом создания характера являются динамические стереотипы?

2. Возможны ли противоречия между содержанием и формой характера?

3. Можно ли утверждать, что акцентуация определенных черт характера обусловливается только обстоятельствами жизни?

4. Все ли стойкие черты поведения личности входят в структуру характера?

5. Все ли свойства характера могут свидетельствовать о сформированности характера?

6. Может ли характер влиять на особенности проявления темперамента?

7. Можно ли считать, что социальный фактор оказывает решающее влияние на формирование характера?

8. Можно ли согласиться с утверждением, что некоторые черты характера могут передаваться по наследству?

 

Задания и проблемные ситуации:

1. В чем может проявляться влияние характера на темперамент? В каком направлении и при каких условиях это влияние может иметь место?

2. Какие черты поведения человека свидетельствуют о силе его характера? Какие основные психологические условия формирования сильного характера?

3. Чем объяснить, что наиболее полно характер человека проявляется в сложных, критических ситуациях?

4. Справедливо ли с точки зрения психологии утверждение: "Характер закаляется в борьбе"? Аргументируйте свою мысль.

 

Темы рефератов:

1. Общее представление о характере.

2. Типология характеров Э.Кречмера: аргументы «за» и «против».

3. Система акцентуированных характеров по А.Е. Личко.

4. Акцентуированные типы характеров по К.Леонгарду.

5. Социальные типы характеров по Э.Фромму.

6. Формирование характера.

7. Проблема перевоспитания.

8. Место характера в общей структуре личности.

9. Черты характера. Экстраверсия и интроверсия.

 

Э. Фромм[10]. Характер и социальный процесс

При изучении психологических реакций социальной группы мы имеем дело со структурой характера отдельных членов группы, т. е. индивидуальных лиц; однако нас интересуют не те особенности, которыми эти лица отличаются друг от друга, а та часть структур их характеров, которая является общей для большинства членов группы. Эту общую для них часть мы можем назвать социальным характером. Социальный характер, естественно, менее специфичен, чем индивидуальный характер. При описании последнего мы рассматриваем всю совокупность черт, которые в своей особой конфигурации образуют структуру личности того или иного индивида. Социальный же характер содержит лишь выборку черт, существенное ядро структуры характера большинства членов группы, которое сложилось в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы. Хотя здесь всегда будут «отклоняющиеся» индивиды с совершенно иной структурой характера, структура характера большинства членов группы представляет вариации этого ядра, возникающие благодаря случайным факторам рождения и жизненного опыта, различных у, каждого отдельного индивида. Если мы хотим наиболее полно понять отдельного индивида, эти различающиеся элементы имеют важнейшее значение. Однако если мы хотим понять, как энергия человека распределяется и действует в качестве продуктивной силы в данном социальном устройстве, тогда нас главным образом должен интересовать социальный характер.

Понятие социального характера является ключевым для анализа социального процесса. Характер в динамическом смысле аналитической психологии — это специфическая форма, которую придаст энергии человека динамическая адаптация его потребностей к определенному способу существования данного общества. Характер, в свою очередь, определяет мышление, эмоции и действия индивидов. Увидеть это довольно трудно, ибо мы обычно убеждены, что мышление является исключительно интеллектуальным актом и не зависит от психологической структуры личности. Это, однако, не так, и тем меньше соответствует действительности, чем больше наше мышление сталкивается с этическими, философскими, политическими, психологическими или социальными, проблемами, а не просто с эмпирическими манипуляциями конкретными объектами. Такое мышление, помимо чисто логических элементов, вовлеченных в акт мышления, в значительной мере детерминировано личностной структурой того человека, который мыслит. В равной мере это относится как ко всякой доктрине и теоретической системе, так и к отдельным понятиям: любовь, справедливость, равенство, самопожертвование и т. д. Каждое такое понятие, как и каждая доктрина, обладает эмоциональной насыщенностью, корни которой лежат в структуре характера индивида.

Мы должны теперь выяснить вопрос о функции характера по отношению к индивиду и по отношению к обществу. Этот вопрос, как и предыдущий, не вызывает особых затруднений. Если характер индивида не сильно отличается от социального характера, то основные мотивы личности человека побуждают его к тому, что необходимо и желательно с точки зрения данных социальных условий его культуры. Так, страсть человека к бережливости и отвращение к бесполезной трате денег может оказаться полезной, если мы возьмем мелкого лавочника, для которого экономия и бережливость — просто условия выживания. Помимо этой экономической функции черты характера имеют также не менее важную психологическую функцию. Человеку, для которого бережливость — это черта характера, экономия доставляет не только практическую пользу, но и глубокое психологическое удовлетворение. В этом легко убедиться, наблюдая, например, за хозяйкой, которая радуется сэкономленным на рынке двум центам так, как другой человек, с другой структурой характера радовался бы чувственному наслаждению. Кроме того, человек испытывает психологическое удовольствие, не только действуя сообразно требованиям, вытекающим из структуры его характера, но и воспринимая идеи, соответствующие ей. Дли авторитарного характера очень привлекательна идеология, описывающая природу как могучую силу, которой мы должны подчиняться. Восприятие таких идей вызывает у него психологическое удовольствие. Итак, субъективная функция характера человека заключается, во-первых, в побуждении его к действиям, необходимым для него с практической точки зрения, и, во-вторых, в обеспечении ему психологического удовольствия от его действий.

Если взглянуть на социальный характер с точки зрения его функций в социальном процессе, то мы должны будем начать с положения, высказанного в отношении функций индивидуального характера, т, е. с утверждения, что, приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты, которые заставляют его желать действовать так, как он должен действовать. Если характер большинства людей данного общества, т. е. социальный характер, приспособлен к объективным задачам, которые индивид должен решать в этом обществе, то человеческая энергия направляется по путям, на которых она становится продуктивной силой, необходимой для функционирования этого общества. Обратимся еще раз к примеру с трудом. Современная индустриальная система требует от нас отдачи большей части нашей энергии труду. Когда люди работают только в силу внешней необходимости, возникает противоречие между тем, что они должны делать, и тем, что они хотели бы делать, и это снижает, их продуктивность. Однако в результате динамической адаптации характера к социальным требованиям человеческая энергия оформляется таким образом, что это приводит к действиям, соответствующим определенным экономическим необходимостям. То усердие, с которым современный человек трудится, не требуя особого принуждения, вытекает из его внутреннего стремления к труду, которое мы попытались проанализировать с точки зрения его психологического смысла, т. е. вместо внешней власти человек создал себе внутреннюю — совесть и чувство долга, которые контролируют его гораздо успешнее, чем это могла бы сделать любая внешняя власть. Таким образом, социальный характер интериоризует внешние требования и тем самым использует энергию человека для решения задач данной экономической и социальной системы.

Как мы видим, коль скоро определенные потребности появляются в структуре характера, любое поведение, отвечающее им, одновременно доставляет удовлетворение как с психологической, так и с практической точек зрения. До тех пор, пока общество обеспечивает индивиду возможность получать эти два удовлетворения одновременно, мы имеем дело с ситуацией, где психологические силы укрепляют социальную структуру. Однако рано или поздно между ними происходит разрыв. Старая структура характера продолжает существовать, хотя уже образовались новые экономические условия, для которых традиционные черты характера больше не годятся. В этой ситуации люди либо действуют в соответствии со своей структурой характера, и тогда эти действия оказываются помехами в их экономических занятиях, либо они не могут найти такую внешнюю позицию, которая позволила бы им действовать согласно их внутренней «природе». Иллюстрацией такого положения дел служит структура характера пожилой части представи телей среднего класса, особенно в странах с жесткой классовой стратификацией, как, например, в Германии. Традиционные достоинства этих людей — умеренность, бережливость, предусмотрительность — утрачивают свое значение в современной деловой жизни по сравнению с такими новыми качествами, как инициатива, готовность рисковать, агрессивность и т. д. Даже если эти старые достоинства и представляют еще некоторую ценность, например, для мелкого лавочника, то возможности соответствующих им действий настолько сужены, что лишь немногим из нового поколения среднего класса эти черты характера приносят «пользу» в их экономических делах. Благодаря своему воспитанию они развили в себе черты характера, которые были когда-то приспособлены к социальной ситуации их класса, однако развитие экономики опережает развитие характера. Этот разрыв между экономической и психологической эволюциями приводит к ситуации, в которой психологические потребности не могут больше удовлетворяться обычными экономическими действиями. Тем не менее эти потребности существуют и вынуждены искать своего удовлетворения другим путем. Узкоэгоистическое стремление к своему собственному успеху, характерное для низших слоев среднего класса, распространилось с индивидуального уровня на уровень жизни. Садистические импульсы, использовавшиеся в конкурентной борьбе частных предпринимателей, частично переместились на социальную и политическую сцену, усилившись при этом фрустрацией. И теперь, освобожденные от любых ограничений, они искали удовлетворения в актах политических преследований и в войне. Таким образом, в сочетании с возмущением, вызванным фрустрирующими факторами всей ситуации, психологические силы вместо укрепления существующего социального порядка превратились в динамит, попавший в руки групп, которые хотели уничтожить традиционную политическую и экономическую структуру демократического общества.

Мы пока не упоминали о роли обучения в формировании социального характера, но ввиду того обстоятельства, что многие психологи считают причиной развития характера именно способ воспитания и приемы обучения детей, особенно в раннем возрасте нам кажется уместным сделать некоторые замечания по этому поводу. В первую очередь, мы должны задаться вопросом — что такое образование? Его можно определять по-разному. С точки зрения социальных процессов оно может рассматриваться следующим образом. Социальная функция образования заключается в подготовке индивида к той роли, которую он впоследствии будет играть в обществе, т. е. эта функция состоит в том, чтобы формировать его характер, стремясь приблизить его к социальному так, чтобы желания индивида совпадали с требованиями его социальной роли. Система образования любого общества определяется этой функцией, поэтому мы не можем объяснять структуру общества или структуру личности его членов, исходя из образования, а наоборот, систему образования мы должны объяснять из требований, вытекающих из социальной и экономической структуры данного общества. Однако методы образования крайне важны, поскольку они являются механизмами, посредством которых индивид приобретает требуемые качества. Эти методы, таким образом, могут быть рассмотрены как средства превращения социальных требований в личностные качества. Хотя образовательный процесс не является причиной определенного социального характера, он составляет один из механизмов его формирования. В этом смысле знание и понимание методов образования являются важной частью целостного анализа функционирования общества.

Эти положения остаются в силе и для семьи как одной из частей всего образовательного процесса. Как можно представить, что ребенок (по крайней мере нашей культуры), имея настолько ограниченный контакт с жизнью общества, тем не менее формируется им? Дело не только в том, что родители, если отвлечься от определенных индивидуальных вариаций, применяют образовательные приемы, принятые в данном обществе, но также и в том, что они сами как личности представляют социальный характер своего общества или класса. Они передают ребенку то, что можно назвать психологической атмосферой или духом общества уже в силу тот, что они являются представителями этого общества. Семья, таким образом, может рассматриваться в качестве психологического агента общества.

Выдвигая положение о том, что социальный характер определяется способом существования дачного общества, я хочу напомнить читателю о проблеме динамической адаптации. Хотя и верно, что человек формируется, приспосабливаясь к требованиям экономических и социальных структур, но его адаптивные возможности не безграничны. Существуют не только определенные психологические потребности, настойчиво требующие своего удовлетворения, но и некоторые неотъемлемые психологические качества, невозможность реализовать которых приводит к определенным реакциям. Что это за качества? Наиболее важным из них является тенденция к росту, развитию и реализации потенций, выработанных человеком в процессе истории, таких, например, как способность к творчеству, к критическому мышлению, способность утонченно чувствовать. Каждая из этих потенций имеет свою динамику. Раз появившись и процессе эволюции, они постоянно стремятся реализовываться. Эти тенденции могут подавляться и фрустрироваться, но такое подавление приводит к особым реакциям, в частности, к формированию деструктивных и симбиотических импульсов. Общая тенденция к росту, которая является психологическим эквивалентом идентичной биологической тенденции, выражается, в частности, в стремлении к свободе и в ненависти к угнетению, так как свобода является необходимым условием любого развития. В свою очередь, стремление к свободе может подавляться и в конце концов даже исчезнуть из сознания индивида, но даже тогда оно продолжает существовать как потенциальность, что проявляется в сознательной или бессознательной ненависти, всегда вызываемой таким подавлением.

Есть основания предполагать, как уже говорилось, что стремление к справедливости и истине является неотъемлемой чертой человеческой природы, хотя оно может подавляться и искажаться, так же как и стремление к свободе. Однако, предполагая это, мы попадаем в опасное теоретическое поле. Здесь легко оказаться под властью известных религиозных и философских объяснений этих тенденций, т. е.. объяснить их либо верой в то, что человек создан по образу и подобию божьему, либо, что эти потенциальности существуют благодаря действию особого естественного закона. Мы, однако, не можем основывать наши доводы на таких объяснениях. По нашему мнению, единственным способом объяснения этих стремлений человека к справедливости и истине является анализ всей человеческой истории, как социальной, так и индивидуальной. В ней мы обнаруживаем, что для каждого бесправного идеи справедливости и истины — важнейшее средство в борьбе за свою свободу и развитие. Наряду с тем, что большая часть человечества на протяжении его истории была вынуждена защищать себя от более сильных групп, которые подавляли и эксплуатировали ее, каждый индивид и в детстве проходит через период бесси­лия. Мы, таким образом, приходим к следующему: характер не зафиксирован в биологической природе человека, его развитие определяется основными условиями жизни, но вместе с тем человеческая природа имеет свою собственную динамику, которая является активным фактором социальной эволюции. Пусть мы и не в состоянии пока объяснить в психологических понятиях, что из себя представляет эта динамика, но все же мы должны признать ее существование. Пытаясь избежать ошибок биологических и метафизических концепций, нам следует опасаться столь же серьезной ошибки — социологического релятивизма, который представляет человека не более, чем марионеткой, управляемой нитками социальных обстоятельств. Неотъемлемые права человека на свободу и счастье заложены в присущих ему качествах: стремлении жить, развиваться, реализовать потенциальности, развившиеся в нем в процессе исторической эволюции.

Источник: Э. Фромм. Бегство от свободы. М.: Изд-во: МПСИ, Флинта, 2006.

 

Вопросы:

1. Раскройте суть понятия «социальный характер».

2. Какими условиями определяется формирование характера?

В.Г. Зазыкин[11]. Цветопредпочтения и характерологические

Особенности личности

Все, что окружает человека, имеет цвет. Человек буквально живет в мире цветов и красок, поэтому отношение человека к окружающей цветовой гамме всегда ярко и эмоционально окрашено. В какой-то цветовой среде он чувствует себя комфортно, какая-то, наоборот, сильно его раздражает и он стремится от нее избавиться. Отношение к цвету проявляется практически во всем — интерьере жилища, рабочего места, в цветовой гамме одежды. Иными словами, поведение человека тесно связано с его цветопредпочтениями. Естественно, что цветопредпочтения дают богатую информацию о самом человеке, его характерологических особенностях, доминирующих эмоциональных состояниях, направленности активности. Согласитесь, человек никогда не окружит себя цветовой гаммой, которая ему неприятна, он всегда отдает предпочтение тем цветам, которые его радуют, создают комфортную обстановку, "идут" ему. Отсюда, владея соответствующими методами, можно решать и обратную задачу. Такие методы существуют, об одном из них, очень интересном, и пойдет речь в дальнейшем.

Отношение к цвету сложилось у человека в процессе его эволюционного развития. Задумаемся, почему желтый цвет активизирует? Да потому что днем, когда светит солнце, человек наиболее активен, он в это время работает. Синий ассоциируется с ночью, а следовательно — покоем, и в синей цветовой гамме человек действительно успокаивается. Красный цвет всегда действует возбуждающе, это не случайно, в экстремальных ситуациях бывает немало красного — кровь, огонь. В зависимости от своих внутренних условий" человек одни цвета предпочитает, к другим равнодушен, а третьи ему неприятны, он их просто отвергает. Примерно такими соображениями руководствовался известный психолог М. Люшер, когда в конце сороковых годов нашего столетия он создавал ставший впоследствии знаменитым цветовой тест. Да не тест он создавал, а оригинальную психологическую теория цветопредпочтений. К этой проблеме он пришел по сути дела случайно: одна из фирм поручила ему выяснить, как цвет упаковки влияет на реализацию товаров, практика свидетельствовала, что некоторые цветовые решения вызывают негативную реакцию у покупателей. Эта проблема оказалось столь интересной и глубокой, что Люшер посвятил ей всю жизнь. Более подробно с этим методом можно ознакомиться в рекомендованной литературе. В дальнейшем мы будем опираться именно на этот метод.

Что же могут сказать цветопредпочтения о характере человека, его личностных качествах и состояниях?

Предпочтение, отдаваемое красно-оранжевым цветам, свидетельствует о таких чертах характера, как активность, инициативность, стремление к лидерству, желание добиться успеха, но при некоторой импульсивности, жестокости.

Светло-желтые цвета, если они доминируют в окружении человека и цветах его одежды, также говорят о его активности, но с элементами легкого нрава, переменчивости, поверхностности и недостатке самоконтроля.

Значение зеленого цвета — воля, твердость, целеустремленность, самообладание.

Фиолетовые цвета указывают на склонность к фантазиям, мечтательности, некоторой неуравновешенности. У женщин, предпочитающих фиолетовые цвета, выражено стремление нравиться, производить благоприятное впечатление.

Преобладание коричневых цветов говорит о чувствительности, обращенности к комфорту, и физическим удовольствиям. Этот цвет свидетельствует о стремлении к безопасности и обществу близких людей.

Доминирование синего цвета — признак иметь спокойные и бесконфликтные отношения. Это свидетельствует о способности сопереживать и быть верным.

Серая цветовая гамма говорит о стремлении к покою, избеганию всяческих волнений. В сочетании с другими цветами, серый как бы подчеркивает их значение, на это надо обязательно обращать внимание.

Предпочтение, отдаваемое черному цвету, может быть проявлением сложных психических состояний (депрессия, тоска, печаль) или же проявлением трудного характера. Это может быть также сильным протестом против сложившихся обстоятельств, отречение, стремление действовать наперекор и даже безрассудно.

Цветопредпочтения ни в коем случае не следует путать с символикой цвета. Символика в психологическом отношении сильно опосредована культурно-историческими и национальными факторами, в ней намного меньше непосредственной реакции (а для нас в свете обсуждаемой проблемы это важно в первую очередь). Например, в России всегда было сложное, негативное отношение к желтому цвету («желтый дом», «бульварная желтая пресса», и т.п.), черный воспринимался как символ печали и тоски.

Вообще, символика цвета у разных народов различная, например, у арабов изумрудно-зеленый — цвет ислама, а у китайцев — молодости и незрелости.

Говоря о цветопредпочтениях, следует помнить, что они могут олицетворять и определенные социальные роли. Раньше «ответственные работники» полагали, что им пристало отдавать предпочтение исключительно серым и синим цветам (серый костюм, синий галстук).

Обратим внимание также на то, что один и тот же цвет практически не применяется ни в интерьере, ни в одежде — везде цветосочетания, два, три, реже — четыре и более цветов. При этом одни доминируют явно, а другим уготована второстепенная роль. Отрад­но, что это полностью попадает под методику применения цветового теста Люшера. Тогда даже по цветосочетаниям в одежде можно точно определить состояния людей, направленность их активности, источники треноги, сдерживаемые свойства. Для иллюстрации приведем примеры им художественной литературы.

Всеми любимый роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Первая встреча Мастера с Маргаритой. В этот день она была в черном весеннем пальто, в черных перчатках и с желтыми цветами в руках. "Отвратительные тревожные желтые цветы", "Она несла желтые цветы. Нехороший цвет", — так о них говорит Мастер о Маргарите. Можно с уверенностью сказать, что они ей почему-то нравились. "Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится", — утверждает автор романа. Итак, у Маргариты явное предпочтение двух цветов — черного и желтого. Каково психологическое содержание этого цветопредпочтения? Обратимся к тесту Люшера: "Весьма негативное состояние, отчаяние, суицидальные помыслы". И Маргарита действительно находилась в этот момент в таком тяжелом психическом состоянии. Автор об этом так писал: "И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в ее глазах. Так вот она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста", — вспоминал Мастер.

Другой пример. Роман Л.Толстого "Война и мир". Показательный эпизод: «дверь отворилась в комнату вошла графиня Безухова, сияющая добродушной и ласковой улыбкой, в темно-лиловом с высоким воротом бархатном платье». Это визит Элен к Ростовым. Всего лишь одна цветовая характеристика, но какая. Какова степень предпочтения цвета? Думается, явно — такая дама, как Элен, нанося визиты, вряд ли надела бы то, что подвернулось под руку. По тесту Люшера это означает: "Стремление действовать, используя свое обаяние и благожелательность. Стремление обрести сторонников с помощью своего обаяния и приветливости". Это полностью соответствует сюжету: «Анатоль просил свести его с Наташей, и для этого она приехала к Ростовым. Мысль свести брата с Наташей забавляла ее». При этом по своему разумению, она не стремилась причинить никому зла: «всей душой, по-своему она желала добра Наташе» — отсюда приветливость и благожелательность.

Теперь обратимся к творчеству Ф. Достоевского. Роман "Идиот", эпизод, когда Рогожин принес Настасье Филипповне обещанные сто тысяч: "Костюм его был совершенно давешний (темный тулуп, в котором он накануне и приехал — В.З.), кроме совсем нового шелкового шарфа на шее, ярко-зеленого с красным, с огромной бриллиантовой булавкой, изображавшей жука и массивного бриллиантового перстня на грязном пальце правой руки". Очевидно, что именно этот шарф Рогожину приглянулся, он его "явно предпочел" так же, как и бриллиантовую булавку, и перстень. При таком цветопредпочтении тест Люшера констатирует: "Деятельность направлена на достижение успеха, приобретение независимости от обстоятельств. Действует целенаправленно, инициативно, самостоятельно, преодолевая все преграды".

Насколько же точно цветопредпочтения в одежде характеризуют людей? Еще раз напомним, что цветовой тест Люшера появился только в 1947 году. О нем ни Булгаков, ни тем более Толстой и Достоевский знать не могли, как не могли «рассчитать» цвета одежды своих героев.

Люди, находящиеся в сложных психологических состояниях, особенно подверженные сильным стрессам, буквально не переносят ярких активных цветов и стремятся окружить себя спокойной (сине-серой и коричневой) цветовой гаммой. У них часто проявляется амбивалентное реагирование: одни и те же цвета одновременно и притягивают и раздражают.

В цветовом тесте Люшера даны психологические характеристики различных цветосочетаний. Их использование поможет решить немало задач, связанным с познанием человека.

Источник: В.Г. Зазыкин «Основы психологии проницательности» - М.: Тривола, 2003 с 55 – 59

 

Вопросы:

1. Какую информацию о характериологических особенностях можно получить зная о цветопредпочтении?

2. Каким образом можно влиять на состояние человека через цвет?

 

Тест Юнга[12]

Данная методика предложена К. Юнгом для выявления типологических особенностей личности.

Инструкция: на каждый вопрос имеется два варианта ответа, необходимо выбрать тот, который подходит Вам больше, и поставить букву, обозначающую этот ответ.

1. Что Вы предпочитаете?

а) немного близких друзей;

б) большую товарищескую компанию.

2. Какие книги Вы предпочитаете читать?

а) с занимательным сюжетом;

б) с раскрытием переживаний героев.

3. Что Вы скорее можете допустить в разговоре?

а) опоздание;

б) ошибки.

4. Если Вы совершаете дурной поступок, то:

а) остро переживаете;

б) острых переживаний нет.

5. Как Вы сходитесь с людьми?

а) быстро, легко;

б) медленно, осторожно.

6. Считаете ли Вы себя обидчивым?

а) да;

б) нет.

7. Склонны ли Вы хохотать, смеяться от души?

а) да;

б) нет.

8. Считаете ли Вы себя:

а) молчаливым;

б) разговорчивым.

9. Откровенны ли Вы или скрытны?

а) откровенен;

б) скрытен.

10. Любите ли Вы заниматься анализом своих переживаний?

а) да;

б) нет.

11. Находясь в обществе, Вы предпочитаете:

а) говорить;

б) слушать.

12. Часто ли Вы переживаете недовольство собой?

а) да;

б) нет.

13. Любите ли Вы что-нибудь организовывать?

а) да;

б) нет.

14. Хотелось бы Вам вести интимный дневник?

а) да;

б) нет.

15. Быстро ли Вы переходите от решения к исполнению?

а) да;

б) нет.

16. Легко ли Вы меняете ваше настроение?

а) да;

б) нет.

17. Любите ли Вы убеждать других, навязывать свои взгляды?

а) да;

б) нет.

18. Ваши движения:

а) быстры;

б) замедленны.

19. Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях:

а) часто;

б) редко.

20. В затруднительных случаях:

а) спешите обратиться за помощью к другим;

6) не любите обращаться.

Обработка результатов

Показатели экстраверсии:

1б, 2а, Зб, 4б, 5а, 6б, 7а, 8б, 9а, 10б, 11а, 12б, 13a, 14б, 15а, 16а, 17а, 18а, 19б, 20а.

Количество ответов подсчитать и умножить на 5.

Баллы:

0-35 - интроверсия;

36-65 (55) - амбоверсия;

66-100 - экстраверсия.

Экстраверты: легки в общении, у них высокий уровень агрессивности, имеют тенденцию к лидерству, любят быть в центре внимания, легко завязывают контакты, импульсивны, открыты + контактность, среди контактов могут быть и полезные; судят о людях «по внешности», не заглядывая внутрь;

холерики, сангвиники.

Интроверты: направлены на мир собственных переживаний, малоконтактны, молчаливы, с трудом заводят новые знакомства, не любят рисковать, переживают разрыв старых связей, нет вариантов проигрыша и выигрыша, высокий уровень тревожности и ригидности;

флегматики, меланхолики.

 



2016-09-16 1419 Обсуждений (0)
Тема 6: Психологические особенности характера 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 6: Психологические особенности характера

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1419)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)