Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 8: Психические состояния



2016-09-16 1725 Обсуждений (0)
Тема 8: Психические состояния 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные вопросы:

1. Понятие психического состояния. Определение психического состояния по Н.Д. Левитову.

2. Классификация психических состояний. Характеристика состояний организма и психики: стресс, тревожность, фрустрация.

3. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний.

 

Основные понятия:

Апатия –состояние, характеризующееся эмоциональной пассивностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к событиям, окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов.

Депрессия -аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения.

Навязчивые состояния –непроизвольные, внезапно появляющиеся в сознании тягостные мысли, представления или побуждения к действию, воспринимаемые человеком как чуждые, эмоционально-неприятные.

Напряженность –психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий.

Настроение –сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида.

Психическое состояние –понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статического момента, в отличае от понятия «психический процесс», подчеркивающего динамические моменты психики, и понятия «психического свойство», указывающего на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность и повторяемость в структуре его личности.

Стресс –термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Тревога –эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.

Фрустрация –психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи.

Эйфория –повышенное радостное веселое настроение, состояние благодушия и беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам, при котором наблюдается мимическое и общее двигательное оживление, психомоторное возбуждение.

Основная литература:

1. Психология /П/ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2003.

Дополнительная литература:

1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М., 2006.

2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2005.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. М., 2006.

4. Психические состояния. Хрестоматия. М., 2001.

5. Тревога и тревожность. Хрестоматия. М., 2001.

6. Гримак Л.П. Гипноз как системообразующий фактор измененных психических состояний человека//Психологический журнал.- №2. - 2004.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое психическое состояние организма?

2. Какие виды психических состояний вы знаете?

3. Что такое стресс? Какие стадии стресса вы знаете?

4. Охарактеризуйте основные типы стресса.

5. Дайте классификацию видов психического стресса.

6. Что такое фрустрация?

7. Какие виды тревожности вы знаете?

8. Как тревожность влияет на деятельность и развитие личности?

 

Альтернативно-тестовые задания для самоконтроля:

Выберите правильный ответ:

1. Фрустрацию характеризуют:

а) разочарование; б) раздражение; в) чувство лишения; г) отчаяние; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. Тревожность – это:

а) чувство острого горя; б) форма стресса; в) адаптация к фрустрации; г) форма внутреннего конфликта; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задачи и проблемные ситуации:

Проанализируйте приведенные высказывания. Подумайте, какие из них правильные, а какие нет?

1. Стресс способен повышать объем и устойчивость внимания.

2. Стресс травмирует организм, но не личность.

3. Возникновение стресса зависит от физической силы воздействия, а не от личностной значимости действующего фактора.

4. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя на самозащиту.

5. Стресс является составной частью жизни каждого человека и даже создает «вкус жизни».

6. Три четверти людей считают, что их работа вызывает у них стресс.

7. В стрессовых состояниях многие люди начинают усиленно питаться.

8. Стресс – не самостоятельное психическое состояние, а промежуточная форма между аффектом и настроением.

9. Главные стрессогенные факторы – личностные противоречия, семейная атмосфера, производственные и финансовые затруднения.

 

Темы рефератов:

1. Состояния сознания и психические состояния.

2. Определение психических состояний и его категориальные признаки.

3. Место психических состояний среди других психических явлений.

4. Детерминанты психических состояний.

5. Основные характеристики и структура психических состояний.

6. Теория неравновесных психических состояний Прохорова.

7. Виды и функции психических состояний.

8. Механизмы регулирования психических состояний.

 

А. О. Прохоров[15]. Психология неравновесных состояний

Состояния как психическое явление было представлено в психологии и преимущественно исследовалось в плоскости временной оси. Именно временной фактор был одним из ведущих дискриминантов, дифференцирующих категории психических явлений в психологии. Исследования состояний в континууме времени позволили описать ряд качественных признаков этой категории как феномена: проявления, состав, структуру, функции, взаимоотношения с процессами и свойствами и др., существенно отличающие состояние от процессов и психических свойств.

Строго говоря, все психические состояния человека неравновесны, т. к. равновесие, согласно второму закону термодинамики, для биологических систем несовместимо с жизнью. Поэтому за относительно равновесные (устойчивые) состояния нами приняты состояния средней (или оптимальной) психической активности. Все состояния выше или ниже среднего уровня рассматриваются нами как неравновесные (неустойчивые).

Очевидно, что неравновесные состояния разной модальности и интенсивности обладают специфическим качеством, отражающимся в составе, структуре, функциях, влиянии на поведение и пр. В последнем случае равновесные состояния являются фундаментом адекватного, предсказуемого и взвешенного поведения. Актуализация же неравновесных состояний часто

С позиций системного подхода и концепций самоорганизации неравновесные состояния представляют собой функциональную структуру, образующуюся при нарушении симметрии между организмом и средой. Нарушения симметрии возникают вследствие процессов, обусловленных внесением потока информации и энергии в открытую систему, коей является человек. В результате вследствие самоорганизации складывается новое функциональное образование системы — неравновесное состояние.

 

 

Таблица 1.2 Шкала уровней психической активности сознания и общая систематика состояний (создана на основании шкалы В. А. Ганзена и В. Н. Юрченко, 1991)

Уровень психической активности Состояние психической активности
Состояние повышенной психической активности Счастье, восторг, экстаз, тревога, страх, гнев, ярость, ужас, паника, восхищение, страсть, ненависть, воодушевление, мобилизация, негодование.
Состояние средней (оптимальной) психической активности Спокойствие, симпатия, сострадание, эмпатия, готовность, борьба мотивов, сосредоточенность, озарение (инсайт), заинтересованность, сомнение, удивление, размышление, озадаченность и др.
Состояние пониженной психической активности Грезы, подавленность, грусть, печаль, тоска, горе, страдание, усталость, утомление, скука, прострация, рассеянность, релаксация, кризисное состояние и др.

 

Образование новой функциональной структуры (неравновесного состояния) возникает в виде внезапного скачкообразного ответа системы («катастрофы») на изменение внешних условий. Функциональная структура обладает определенным количеством энергии (чем больше интенсивность психического состояния, тем большим количеством энергии она обладает), которая диссипирует (рассеивается) посредством действий, поступков субъекта, т.е. соответствующего поведения, или обусловливает возникновение новых структур и новообразовании в личности. Это — важная особенность неравновесных состояний, т. е. именно то, что они являются звеном, предшествующим возникновению новообразований в структуре личности, обусловливая возникновение последних. Впоследствии новообразования закрепляются в виде свойств, черт и др. Возникшее новообразование, например в виде нового обобщения (новое понимание, смысл, новое значение и пр.), приводит к сглаживанию неравновесности и переходу системы (субъекта) в относительно устойчивое (равновесное) состояние. Этим завершается цикл «равновесие—неравновесие—равновесие» до следующего нарушения равновесия — ситуации, приводящей субъекта в состояние неравновесности.

Важной функцией (может быть, основной!) неравновесных состояний является обусловливание ими процесса возникновения новообразований в структуре личностных свойств. Новый порядок (новая структура личности) возникает благодаря неравновесному состоянию и зависит от его интенсивности. Последнее, в свою очередь, обусловлено напряженностью взаимодействия субъекта с характеристиками среды (социальной или предметной). Интересно ответить, что при усилении неравновесности состояния субъект проявляет те качества, которые в большей степени его характеризуют (например, волевые или эмоциональные и др.). Неравновесные состояния как бы обнажают наиболее глубокие и ак­тивные пласты личности.

Характерной особенностью неравновесных состояний является то, что ничтожно малое воздействие может приводить к неожиданным последствиям (в обыденной жизни масса примеров, когда порой незначительное слово или действие вызывало непредсказуемые результаты).

В онтологическом плане равновесные и неравновесные состояния, как отмечалось нами ранее, обусловливают разные формы и особенности поведения. В первом случае это предсказуемое поведение, взвешенное, во втором — неадекватное, а иногда и трагическое. Неравновесные состояния возникают в особых условиях жизнедеятельности (в критические, сложные и трудные периоды и ситуации) и часто обусловливают возникновение пограничных и патологических нарушений.

В основе неустойчивого состояния находится нарушение уравновешенности с условиями внешней, предметной и социальной среды, ослабление адаптационных механизмов субъекта и, соответственно, снижение адекватности поведения вплоть до полной дезорганизации. Одна из основных причин — особые ситуации предметной и социальной среды. Границей, отделяющей обычные условия от измененных, являются такие ситуации жизнедеятельности, в которых под воздействием психогенных факторов психофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав резервные возможности, более не могут обеспечивать адекватное отражение и регуляторную деятельность человека, т. е. происходит «прорыв» адаптационного барьера, «ломка» динамических стереотипов, возникает психо­логическая дезадаптация, душевный кризис, который проявляется в виде соответствующего неравновесного психического состояния. Субъект теряет контроль за состоянием, которое по силе переживания или продолжительности превосходит его регуляторные возможности. Уровень нарушения самоконтроля состояния находит отражение в степени дезадаптивности поведения.

Важной особенностью определения субъектом ситуации как трудной, напряженной и угрожающей является ее личностный смысл, осознаваемый как «значение для меня». Следствие этого — пристрастность, значимость ситуации, выделение в ней наиболее существенного обстоятельства, фактора, который вносит основное дезорганизующее начало.

Другим фактором, обусловливающим неравновесность, является диссонанс (противоречие) между основными, наиболее активными элементами, структурами и подсистемами личности, Противоречия между ведущими мотивами, потребностями, целеполаганиями, компонентами структуры «Я» и др. Эти противоречия, в которых затронуты наиболее значимые, «системообразующие» ценности личности, обусловливающие картину мира и образ жизни, а также противоречивые тенденции потребностно-мотивационной сферы, как правило, переживается глубоко и трудно. Неравновесные (неустойчивые) состояния, возникающие в этих случаях, длятся очень долго, иногда — годами, сопровождаясь соответствующим поведением. И только гармонизация мотивационной сферы, устранение в ней конфликтов путем целенаправленной перестройки значимых смыслов, переоценка ценностей приводят к облегчению — изменению состояния (переходу от неравновесности к устойчивости).

Источник: А.О. Прохоров. Психология неравновесных состояний. М., 1998. - С. 9-24.

 

Вопросы:

1. Что такое неравновесное состояние?

2. Какие образом осуществляется переход от неравновесного состояния к равновесному?

 

Самооценка депрессии

Инструкция: отвечая на вопросы, зачеркните наиболее подходящую для вас цифру справа в зависимости от соответствия приводимых суждений вашему обычному состоянию.

 

1. Я склонен верить в свое лучшее будущее
2. В последнее время меня многое раздражает
3. Даже незначительные усилия вызывают у меня усталость
4. Я легко нахожу решения очередных проблем
5. Из-за необъяснимого беспокойства 6. мне иногда трудно усидеть на месте
7. Если мне придется умереть, это принесет только облегчение окружающим меня людям
8. Я убежден в своей необходимости для моих близких
9. Моя сообразительность мне не изменяет
10. Прежние радости так же сильно для меня привлекательны
11. Иногда мне так легко плачется
12. Меня беспокоят боли в животе
13. Моя судьба вполне меня удовлетворяет
14. Отсутствием аппетита я не страдаю
15. Мне часто бывает довольно тоскливо
16. Только по утрам (по вечерам) я чувствую себя лучше
17. Я часто испытываю бессонницу
18. В последнее время я худею
19. То, что я умею, у меня всегда получается легко
20. Мне нравится рассматривать фотографии симпатичных незнакомок
21. Иногда мое сердце начинает биться быстрее без особой на то причины

 

Обработка результатов.

АД - [(2,3,5,6,10,11,14,16,17,20) - (1,4,7,8,9,12,13,15,18,19) + 50] х К.

(По шкале 20-80 баллов К - 60/80.)

По нашим данным, повышенная депрессивная акцентуация характера наблюдается лишь для диапазона 61—70 баллов, а собственно депрессия — при значениях 71-80 баллов.

Иное количество баллов может быть отнесено к следующим диапазонам: 20—30 (полное отсутствие депрессии, низкая тревожность);

31—45 (средняя тревожность);

46 и выше — элементы депрессии, высокая тревожность.

Преодоление депрессивных переживаний требует мобилизации известных функций самооценки: психологической защиты, регулятивной, а также когнитивной (познавательной). Все эти функции взаимосвязанно обеспечивают самопознание и самовоспитание, но наибольшее значение для сознательного выхода из критической ситуации имеет познавательная функция, имеющая соответствующую познавательную форму самооценки.

 



2016-09-16 1725 Обсуждений (0)
Тема 8: Психические состояния 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 8: Психические состояния

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1725)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)