Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 7: Эмоционально-волевые процессы



2016-09-16 1048 Обсуждений (0)
Тема 7: Эмоционально-волевые процессы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основные вопросы:

1. Понятие эмоциональных процессов.

2. Функции эмоций.

3. Характеристика основных типов эмоциональных переживаний: аффект, собственно эмоции, чувства, настроение.

4. Теории эмоций: Ч. Дарвин, У. Джемс, Г. Ланге, Л. Фестингер, П.В. Симонов.

5. Воля и ее основные признаки.

6. Теории воли.

7. Природа волевого поведения.

8. Структура волевого акта.

 

Основные понятия:

Амбивалентность чувств— несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых чувств по отношению к некоторому объекту.

Астенические чувства— чувства, тормозящие деятельность чело­века.

Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональ­ное состояние.

Борьба мотивов— этап волевого действия, связанный с принятием решения.

Влечение — инстинктивное желание, побуждающее индивида дей­ствовать в направлении удовлетворения этого желания.

Волевое усилие— форма психического отражения, проявляюще­гося в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних или внутренних препятствий.

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных дейст­вий и поступков.

Высшие чувствавключают: нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Желание — осознанное влечение, отражающее потребность; пере­живание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить.

Настроение — сравнительно продолжительные, устойчивые пси­хические состояния умеренной или слабой интенсивности, прояв­ляющиеся как положительный или отрицательный эмоциональ­ный фон психической жизни индивида.

Принятие решение— выбор одного из вариантов решения задачи

Стенические чувства— чувства, активизирующие деятельность человека.

Страсть— сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоцио­нальное переживание; сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентри­рованных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

Стресс— особая форма эмоционального переживания, возникаю­щего в экстремальной жизненной ситуации, требую иней от челове­ка мобилизации нервно-психологических сил.

Чувство— одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности; отличается относительной устойчивостью и постоянством; становление и раз­витие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональ­ных отношений.

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, свя­занных с потребностями и мотивами, и отражающих в форме непо­средственно-чувственных переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций.

 

Основная литература:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. М., 2006.

Дополнительная литература:

2. Вилюнас В. Психология эмоций. СПб., 2006.

3. Иванников В.А.Воля: миф или реальность //Вестник МГУ. Сер. 14.психология.1993, №2.- с.

4. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.

5. Психология /Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2003.

6. Творогова Н.Д. Психология: Лекции для студентов медвузов. М., 2002.

7. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979. С. 223-261.

8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2006.

9. Шульга Т. Проблема волевой регуляции в онтогенезе// Вопросы психологии.1994.№ 1. - С.105.

 

Контрольные вопросы:

1. Как происходит отражение действительности в чувствах и чем оно отличается от отражения в познавательных процессах?

2. В чем заключается отличие между эмоциями и чувствами?

3. По каким признакам можно констатировать, что человек находится в состоянии эмоционального возбуждения?

4. Какие объективные и субъективные факторы могут влиять на настроение?

5. Каковы главные признаки аффекта?

6. Какие признаки характеризуют страсть как форму переживания чувств?

7. В чем заключаются отличия эмоций человека от эмоций животных?

8. Почему моральные, интеллектуальные и эстетические чувства принадлежат к высшим чувствам?

 

Альтернативно-тестовые задания для самоконтроля:

1. Согласны ли вы с мнением, что отличия между эмоциями и чувствами имеют преимущественно количественный характер?

2. Согласны ли вы с утверждением, что физиологическим механизмом высших чувств являются кора и подкорка?

3. Можно ли считать, что экспрессивные движения — единственное проявление эмоциональных состояний человека?

4. Является ли настроение результатом количественного преимущества положительных или негативных эмоций?

5. Согласны ли вы с утверждением, что богатство эмоциональной жизни человека зависит только от богатства его контактов с предметным миром?

6. Всегда ли в состоянии аффекта человек теряет контроль над своим поведением?

7. Всегда ли страх перед неизвестным вызывает у человека стресс?

8. Можно ли утверждать, что понятия "моральные чувства" и "моральные убеждения" в принципе являются тождественными?

9. Можно ли утверждать, что природа стресса и фрустрации принципиально отличны по механизму их возникновения?

 

Задания и проблемные ситуации:

1. Чем можно объяснить, что длительная разлука близких людей всегда сопровождается стойкими негативными переживаниями?

2. Почему человек в горе чувствует себя легче, когда выплачется?

3. Может ли регуляция эмоций на уровне подкорки не быть связана с сознанием?

4. Под влиянием каких факторов проявляются моральные чувства человека?

 

Темы рефератов:

1. Воля и ее основные признаки

2. Теории воли.

3. Природа волевого поведения. Структура волевого действия.

4. Роль эмоции в жизни человека.

5. Основные функции эмоций.

6. Отличие эмоций от чувств и ощущений.

7. Связь эмоций и потребностей человека.

8. Совесть как одна из высших эмоциональных личностных качеств.

 

Ч. Дарвин[13] Выражение эмоций у человека и животных

Я описал главные выразительные движения у человека и некоторые выразительные движения у низших животных. Я пытался также объяснить происхождение или развитие этих движений, опираясь на три принципа.

Первый принцип гласит: если движения, полезные для удовлетворения какого-нибудь ощущения, повторяются часто, то они становятся настолько привычными, что выполняются всякий раз, когда мы испытываем то же самое желание или ощущение, хотя бы в очень слабой степени, независимо от того, полезны ли эти движения или нет.

Второй принцип — это принцип антитезы. Привычка произвольно выполнять противоположные движения под влиянием противоположных импульсов прочно установилась у нас благодаря всей практике нашей жизни. Поэтому, если мы, согласно первому нашему принципу, неизменно выполняем определенные действия при определенном душевном состоянии, то при возникновении противоположного настроения мы должны обнаружить сильную и непроизвольную тенденцию к выполнению прямо противоположных действий независимо от того, полезны ли они или нет.

Согласно третьему принципу, возбужденная нервная система оказывает непосредственное воздействие на тело независимо от воли и в значительной мере независимо от привычки. Опыт показывает, что нервная сила возникает и освобождается при всяком возбуждении цереброспинальной системы. Направление, по которому распространяется эта нервная сила, определяется по необходимости теми путями, которые связывают нервные клетки друг с другом и с различными частями тела. Но на это направление сильно влияет также и привычка, так как нервная сила легче всего распространяется по привычным путям.

Если движения какого бы то ни было рода неизменно сопровождают какие-либо душевные состояния, мы сразу же усматриваем в них выразительные движения. К ним могут быть отнесены движения какой-либо части тела, например: виляние хвостом у собаки, пожимание плечами у человека, поднятие волос дыбом, выступание пота, изменение капиллярного кровообращения, затрудненное дыхание и голосовые или иные звуки... У человека дыхательные органы имеют особо важное значение в качестве средства не только прямого, но в еще большей степени косвенного выражения эмоций.

Все признают, что главные выразительные движения, производимые человеком и низшими животными, в настоящее время носят врожденный или наследственный характер; другими словами, этим движениям не обучаются. Некоторые из них так мало зависят от обучения или подражания, что, начиная с самых первых дней и на протяжении всей жизни, они находятся совершенно вне нашего контроля; сюда относятся, например, такие явления, как ослабление тонуса кожных артерий при покраснении и усиление деятельности сердца при гневе...

Но существуют и такие жесты, которые представляются нам настолько естественными, что мы легко могли бы признать их врожденными, но жесты эти, видимо, были заучены подобно словам языка... Данные относительно наследственной передачи таких движений, как кивок головой и покачивание головой из стороны в сторону, выражающих утверждение и отрицание, сомнительны, ибо эти знаки не всеобщи; однако они распространены настолько, что едва ли были независимо приобретены всеми индивидами столь многочисленных рас.

Способность членов одного и того же племени общаться между собой при помощи языка играла первостепенную роль в развитии человека, а выразительные движения лица и тела оказывали в этом отношении большую помощь языку. Мы убеждаемся в этом сразу, когда разговариваем о важном предмете с человеком, лицо которого замкнуто. Тем не менее, насколько я мог заметить, нет основания полагать, чтобы какие-либо мышцы развились или даже изменились исключительно ради выражения эмоций. Я не мог также найти основании для предположения, что какие-либо наследственные движения, служащие теперь способом выражения эмоций, первоначально выполнялись произвольно и сознательно для специальной цели, подобно жестам и языку пальцев, которыми пользуются глухонемые. Напротив, всякое подлинное или. наследственное выразительное движение имело, по-видимому, какое-нибудь естественное и не зависящее от специальной цели происхождение. Но будучи однажды приобретены, такие движения могут применяться сознательно и произвольно как средство общения. Даже маленькие дети при внимательном за ними уходе замечают в очень раннем возрасте, что их крик приносит им облегчение, и поэтому скоро начинают прибегать к нему произвольно. Часто можно видеть, как человек произвольно поднимает брови, чтобы выразить удивление, пли улыбается, желая выразить притворное удовольствие или согласие. У человека часто возникает желание произвести некоторые телодвижения демонстративно или напоказ, и с этой целью он поднимает вытянутые руки с широко раздвинутыми пальцами над головой, желая выразить удивление, или же поднимает плечи до ушей, стремясь этим показать, что он не может или не хочет что-либо сделать. Склонность к таким движениям усиливается или увеличивается от произвольного или многократного их выполнения; склонность эта может стать наследственной.

Хотя большинство наших выразительных движений носит врожденный или инстинктивный характер, в чем все согласны, все же остается неясным вопрос, обладаем ли мы инстинктивной способностью узнавать выразительные движения. Вообще высказывалось предположение, что такая способность существует... Без сомнения, дети скоро начинают понимать выразительные движения старших подобно тому, как животные выучиваются понимать движения человека.

Выразительные движения лица и тела независимо от их происхождения играют большую и важную роль в нашей жизни. Они служат первым средством общения между матерью и ребенком; мать поощряет ребенка и направляет его на верный путь своей одобрительной улыбкой или хмурится, выражая неодобрение. Мы легко замечаем сочувствие у других по выражению их лица; это умеряет наши страдания и усиливает радости, тем самым, укрепляя наши чувства друг к другу. Выразительные движения придают живость и энергию нашей речи. Они обнаруживают мысли и намерения других вернее, чем слова, которые могут быть лживы... Свободное выражение эмоций посредством внешних знаков делает более интенсивными эти эмоции. С другой стороны, подавление внешнего проявления наших эмоций, поскольку это оказывается возможным, приводит к их смягчению. Тот, кто дает волю бурным телодвижениям, усиливает свою ярость; тот, кто не сдерживает проявления страха, будет испытывать его в усиленной степени; тот, кто, будучи подавлен горем, остается пассивным, упускает лучший способ восстановить душевное равно­весие.

Все эти выводы вытекают, с одной стороны, из факта существования тесной связи между всеми эмоциями и их внешними проявлениями, с другой стороны, из факта непосредственного влияния наших усилий на сердце, а, следовательно, и на мозг. Даже когда мы симулируем какую-либо эмоцию, возникает тенденция к ее действительному переживанию.

Источник: Дарвин Ч. Соч., М., 1953, т. 5, с. 909—920.

Вопросы:

1. Какие принципы лежат в основе происхождения и развития выразительных движений лица и тела?

2. Какую роль играют выразительные движения лица и тела в нашей жизни?

В. А. Иванников[14]. К сущности волевого поведения

Понятие воли является одним из самых древних в психологии. Жизнь любого понятия зависит от категориального строя науки. Интерес к проблеме воли и его падение оказались тесно связанными с общей концепцией психологических школ и направлений. В одних исследованиях воли на первый план выступала проблема активности субъекта, в других верх брали «реактивные» концепции поведения. Именно этим и объясняется причина прекращения исследований воли в бихевиористски ориентированной психологии многих зарубежных стран и постоянный, хотя и не очень широкий, интерес к проблеме воли в нашей стране.

Что же заставило вводить понятие воли в систему категорий психологии? Аристотель ввел его, чтобы объяснить, каким образом осуществляется поведение человека в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительности. Воля выступала как особая инстанция, наряду со стремлением способная изменять ход поведения — инициировать его, останавливать, изменять направление.

В системе Декарта воля участвует в порождении уже любого действия человека и фактически занимает место мотива в современной психологии. И не случайно до конца 20-х годов нашего столетия многие ученые видели в воле инициирующее начало активности человека.

Нетрудно заметить, что за изменениями в понимании воли лежат изменения подлежащих изучению и объяснению реальностей поведения. И исследование механизмов регуляции поведения со стороны познавательных процессов, и проблема детерминации и свободы поведения, и проблема произвольности поведения, и проблема выбора мотивов и целей, и проблема преодоления внутренних и внешних препятствий являются реальными задачами в изучении поведения человека.

Проблема детерминации поведения, как центральная для проблемы свободы воли, получила свое развитие в работах философов, психологов и физиологов, совместными усилиями которых были сформулированы основные принципы детерминации поведения человека и животных и предложены научные основы решения проблемы свободы выбора поведения.

Традиционно относимая к проблеме воли произвольность поведения после работ И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Ч. Шеррингтона, А. Р. Лурия, Н. А. Бернштейна стала предметом исследования в работах физиологов и психологов, занятых изучением формирования движений и навыков, роли речи в регуляции движений, нейронных механизмов построения движений и т. д.

Проблема выбора мотива и целей, с одной стороны, была заменена на отдаленно напоминающую ее проблему принятия решений, а с другой, — породила исследования процессов целеобразования. Исследование процессов овладения собственным поведением в значительной степени стало направляться исследованиями по формированию произвольных движений и речевой регуляции поведения, а также исследованиями процессов саморегуляции.

Другими словами, из круга явлений, относимых ранее к волевым, постепенно уходили те реалии, для которых были найдены адекватные методы экспериментального исследования и созданы свои понятия, не связанные с понятием воли.

Почти общепринято определять волю через волевое действие, под которым понимается сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий. Считается, что воля проявляется в таких свойствах или качествах или в таких характеристиках деятельности, как сила воли, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, решительность, выдержка, смелость, мужество, подчинение своих желаний требованиям общества и т. д.

Однако анализ показывает, что все эти качества выводятся из других источников и по крайней мере связаны не только с волей, а значит, не могут претендовать на роль отличительных признаков воли. Так, сила воли, настойчивость связаны с уровнем мотивации, глубиной интереса, с общим состоянием человека. Решительность, самостоятельность определяются знанием предмета, умениями человека и его уверенностью в своей правоте, в своих знаниях и умениях. И в то же время источником решительности я настойчивости может быть и слепая вера или просто незнание, непонимание ситуации.

Таким образом, перечисленные выше особенности поведения и личностные качества определяются различными причинами и лишь феноменологически объединяются в единое целое — волю. Более того, почти каждое из качеств личности порождается не одной, а несколькими причинами. Неудивительны поэтому отмечаемые некоторыми исследователями факты демонстрации человеком волевых качеств в одной ситуации или видах деятельности и полное безволие в другой.

О воле начинают говорить всякий раз, когда обнаруживается недостаток побуждения к заданному действию: при борьбе мотивов, при наличии внешних и внутренних препятствий, при неопределенности последствий действия и т. д. Да и само внешнее проявление воли состоит в том, что человек оказывается способным менять объем, скорость, длительность, интенсивность действия, включая его инициацию, окончание или торможение воли. Признание усиления мотивации главной функцией воли отмечалось еще в работах прошлого века и сегодня содержится в работах самых разных авторов.

Переход к волевой регуляции действий необходим и наблюдается в тех случаях, тех ситуациях, где побуждение к действию с самого начала недостаточно или уменьшается по мере осуществления действия. Вероятно, впервые такие ситуации возникают в трудовой деятельности, где необходимо осуществлять действия, прямо не связанные, не вытекающие из какой-либо актуальной потребности.

С развитием общества и усложнением социальных отношений людей человек становится вынужденным осуществлять такие действия, которые уже не связаны с основным мотивом даже своими результатами.

Становление волевого действия — это включение его в более широкий мотивационный контекст, соединение внешне нейтрального действия с мировоззрением и моралью личности. Побуждает не всякий воображаемый мотив, а лишь тот, который входит в основание личности, и та воображаемая ситуация, на которую способна эмоционально откликнуться личность.

Проблема формирования воли выводит нас на традиционные проблемы воспитания, где «наиболее существенным для психологии воли является превращение известных социальных, прежде всего моральных, требований в определенные нравственные мотивы и качества личности». Но развитие воли — это не только развитие нравственных качеств личности и формирование нравственных мотивов. И воля не просто поведение с моральными мотивами. Воля есть не только особый способ мотивации, но и ее особая форма, а именно произвольная форма мотивации. Так же как мы выделяем произвольную память, внимание, восприятие, мы должны выделить и произвольную мотивацию, где человек на основе ориентировки в мотивах подчиняет себе свои желания и ставит себе самому задачи. Волевое действие — это действие на основе произвольно построенной мотивации с воображаемым мотивом. Переход к произвольности мотивации основан на осознании мотивов и произвольном воображении, определяемом речевым опосредованием, а главное — на действии в прошлом на основе этого воображаемого мотива. Связь воли с осознанием мотивов специально подчеркивал Гегель и хорошо выразил С. Л. Рубинштейн, который писал, что «воля в собственном смысле слова возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии по отношению к своим влечениям, к тому, чтобы так или иначе отнестись к ним... В результате его действия определяются уже не непосредственно его влечениями как природными силами, а им самим».

Развитие воли в значительной мере зависит и от развития мышления, от способности человека правильно оценивать ситуацию, свои возможности, последствия своих действий и т. д., поскольку все это сказывается на изменении смысла действий и на формировании таких качеств личности, как решительность, настойчивость, самостоятельность, и предполагает наличие внутреннего интеллектуального плана, участвующего в создании намерения.

В результате развитие воли оказывается тесно связанным с развитием сознания, мышления, воображения, внимания, мотивационно-потребностной сферы личности через развитие деятельности человека и усложнение его социальных отношений. И «при значительных трудностях волевая регуляция нередко превращается в сложную смешанную деятельность, в которой применяются как внутренние действия... так и внешние».

Источник: Психологический журнал. - 1985, т. 6, № 3, с. 47—55.

Вопросы:

1. Историческое преобразование понятия воли.

2. Проблема развития воли.



2016-09-16 1048 Обсуждений (0)
Тема 7: Эмоционально-волевые процессы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 7: Эмоционально-волевые процессы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1048)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)