Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3: Познавательные процессы



2016-09-16 1632 Обсуждений (0)
Тема 3: Познавательные процессы 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные вопросы:

1. Место и роль познавательных психических процессов в жизни человека.

2. Общее понятие об ощущении. Виды ощущений. Основные свойства и характеристики ощущений. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений.

3. Общая характеристика восприятия. Основные свойства и виды восприятия. Восприятие болезни.

4. Понятие внимания. Основные виды внимания. Характеристика свойств внимания.

5. Понятие памяти. Основные виды памяти. Характеристика процессов памяти. Приемы эффективного запоминания.

6. Природа и основные виды мышления. Основные формы мышления. Основные виды умственных операций. Решение сложных мыслительных задач.

 

Основные понятия:

Абстракция –мыслительная опурация, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Агглютинация— создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений.

Адаптация – приспособление к внешним условием. Различают адаптацию: физиологическую, социально-психологическую и профессиональную.

Аккомодация – приспособление глаз к четкому видению различно удаленных предметов (у человека происходит за счет изменения кривизны хрусталика).

Анализ –мыслительная опурация расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности.

Восприятие – форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие межличностное – восприятие, понимание и оценка человека человеком.

Восприятие подпороговое (бессознательное) – феномен, когда информация преодолевает порог физиологический, но не достигает порога осознанного восприятия.

Внимание –направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Внимание внешнее (сенсорно-перцептивное) – обращено на объекты внешнего мира; необходимое условие познания и преобразования окружающего мира.

Внимание внутреннее (интеллектуальное) – обращено на объекты субъективного мира человека; необходимое условие самопознания и самовоспитания.

Внимание непроизвольное – наиболее простое и генетически исходное. Имеет пассивный характер; возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений, в силу особенностей объекта – новизны, силы воздействия, соответствия актуальной потребности и пр.

Внимание произвольное направляется и поддерживается сознательно поставленной целью, а потому неразрывно связано с речью.

Воображение — форма психического отражения, состоящего в соз­дании образов на основе ранее сформированных представлений.

Воображение творческоепредполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, реализуемых в ори­гинальных и ценных продуктах деятельности.

Воспроизведение –процесс воссоздания образа предмета, воспримимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Воспризведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него и вне его.

Гипотеза – предположение, проект решения задачи.

Дедукция— логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Запоминание –процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.

Избирательность –качество восприятия, определяемое направленностью или опытом личности.

Иллюзия восприятия – искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер.

Индукция— логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Интеллект — общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.

Интероцептивные ощущения – ощущения, сигнализирующие о внутреннем состоянии организма.

Кинестезические ощущения – ощущения движения органов своего тела как результат раздражения проприорецепторов.

Константность восприятия –относительное постоянство образов предметов, в частности, их формы, цвета, величины при изменении условий восприятия.

Концентрация внимания – качество внимания, характеризующее степень сосредоточенности внимания на объекте.

Мышление есть процесс обобщенного и опосредованного отраже­ния действительности в ее существенных связях и отношениях.

Наглядно-действенное мышление— вид мышления, опирающего­ся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризую­щийся опорой на представления и образы.

Обобщение— мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Объем внимания– качество внимания, характеризующее количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.

Объем памяти – количественные возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации.

Ощущение – простейшая форма психического отражения, свойственная и животному и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойст предметов и явлений.

Память –запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

Понятие— форма мышления, отражающая существенные свойст­ва, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Переключение внимания –качество внимания, характеризующее намеренный перенос внимания с одного объекта на другой

Порог ощущений (абсолютный) – минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение – нижний погор, максимальная величина раздражителя, еще вызывающего ощущения данной модальности – верхний порог.

Порог восприятия (порог ощущения, порог чувствительности) – величина раздражителя, вызывающего или меняющего восприятие, ощущение.

Последовательный образ – кратковременное сохранение следа образа от ранее действующего раздражителя.

Предметность восприятия – отнесение сведений, получаемых из внешнего мира к объектам этого мира.

Проприоцептивные ощущения – ощущения, сигнализирующие о положении различных частей тела и их движении.

Прочность запоминания выражается в сохранении заученного материала и скорости его забывания.

Разум (ум)— высшая форма теоретического освоения действи­тельности, проявляющаяся в способности человека мыслить.

Распределение внимания –качество внимания, характеризующее возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов.

Рецепторы – специализированные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение.

Сенсибилизация – повышение нервной чувствительности анализатора под влиянием внутренних факторов.

Сенсорика – понятие, обобщающее ощущение и восприятие.

Синестезия – взаимодействие ощущений разных модальнотей.

Синтез— мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Сохранение –удержание в памяти полученной информации в течение относительно длительного времени.

Словесно-логическое мышление— вид мышления, осуществляе­мый при помощи логических операций с понятиями.

Сравнение — мыслительная операция, основанная на установле­нии сходства и различия между объектами.

Суждение — форма мышления, отражающая связи между предме­тами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.

Схематизация — сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними.

Точность воспроизведенияопределяется процентным соотношением правильно воспроизведенного материала ко всему объему воспроизводимого материала.

Умозаключение — форма мышления, при которой на основе не­скольких суждений делается определенный вывод.

Устойчивость внимания –качество внимания, характеризующее длительность сосредоточения внимания на объекте.

Целостность восприятия –особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств.

Чувствительность – способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия.

Экстероцептивные ощущения – ощущения, сигнализирующие о различных характеристиках внешнего мира.

Основная литература:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. М., 2006.

Дополнительная литература:

1. Гуревич П.С. Психология. М., 2005.

2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2005.

3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М., 2006.

4. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.

5. Психология /Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2003.

6. Творогова Н.Д. Психология: Лекции для студентов медвузов. М., 2002.

7. Трофимова Н.М., Поленякина Е.В., Трофимова Н.Б. Общая психология. Практикум. СПб., 2005.

Контрольные вопросы:

Ощущение

1. Почему психический процесс ощущения относится к чувственному познанию?

2. В чем особенность ощущений как чувственной формы отражения действительности?

3. По каким критериям ощущения разделяют на виды?

4. Все ли раздражители, объективно действующие на органы чувств, могут отражаться при помощи ощущений?

5. Каковы главные законы ощущений?

6. Какие пороги чувствительности существуют и чем они определяются?

7. В чем проявляются компенсаторные возможности ощущений?

8. Что такое сенсибилизация ощущений и каков ее механизм?

9. В чем проявляется синестезия ощущений?

10. Какой раздражитель называется адекватным?

11. Что такое адаптация ощущений и каков ее механизм?

12. Как связаны между собой ощущение и деятельность?

13. В чем могут проявляться индивидуальные возможности в ощущениях людей?

Восприятие

1. Какой психический процесс называется "восприятием"?

2. В чем заключаются единство и отличия между восприятием и ощущением?

3. Каковы общие законы восприятия?

4. Что такое структурность восприятия, каков ее механизм?

5. Что такое константность восприятия, каков ее механизм?

6. В чем проявляется апперцепция в процессах восприятия?

7. Какое влияние на восприятие может оказывать предыдущий опыт?

8. Какие факторы определяют объективные условия восприятия?

9. Какие факторы определяют субъективные условия восприятия?

10. Что такое иллюзия в восприятии, ее механизм?

Внимание

1. В чем проявляется внимание?

2. Каков физиологический механизм внимания?

3. Что такое очаг оптимального возбуждения?

4. Что такое доминанта?

5. Что является источником внимания человека в деятельности?

6. Чем обусловлены разные взгляды психологов на природу внимания?

7. Какова структура внимания?

8. Что является механизмом отвлечения и рассеянности внимания?

9. Как между собой связаны внимание и деятельность человека?

Память

1. Дайте характеристику важнейших особенностей памяти как познавательного процесса.

2. Какова роль памяти в психической жизни человека?

3. Какова природа ассоциаций и их значение в процессах памяти?

4. По каким принципам память подразделяют на виды?

5. В чем отличие между кратковременной и оперативной памятью?

6. Каковы основные условия продуктивного запоминания?

7. Как можно объяснить явление реминисценции?

8. В чем проявляется отличие образов и представлений памяти от образов восприятия?

9. В чем проявляются индивидуальные отличия памяти?

Мышление

1. В чем заключаются специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности?

2. В чем проявляется существенное отличие абстрактного познания действительности от чувственного?

3. В чем заключается особенность опосредованного способа познания действительности?

4. Что характеризует существенные признаки предметов и явлений, которые являются объектом мысленного познания?

5. Охарактеризуйте главные операции мышления.

6. Что является конечным продуктом мысленного познания действительности?

7. В чем заключается отличие понятий от представлений как форм познания?

8. Как соотносятся между собой проблемная ситуация и задача?

9. Определите главные этапы процесса решения задачи.

10. По каким принципам мышление делится на виды?

 

Альтернативно-тестовые задания для самоконтроля:

Ощущение

1. Достаточна ли характеристика ощущения: ощущение- это процесс отражения человеком отдельных качеств и свойств предметов?

2. Можно ли утверждать, что в каждом акте познавательной деятельности человека чувственное познание предшествует абстрактному?

3. Правомерно ли утверждать, что субъективный характер ощущений проявляется в том, что субъектом отражения является человек, а результаты отражения всегда несут на себе отпечаток того, кто ощущает?

4. Согласны ли вы с утверждением, что в анализе воздействия раздражителей участвуют все звенья анализатора?

5. Можно ли утверждать, что слабые раздражители усиливают, а сильные - ослабляют чувствительность анализатора?

6. Все ли раздражители, объективно действующие на анализаторы человека, отражаются ими?

7. Согласны ли вы с утверждением, что ощущения движения органов тела осуществляются при помощи интерорецепторов?

8. Согласны ли вы с утверждением, что ощущение интенсивности звука обеспечивается кортиевым органом слухового рецептора?

9. Все ли ощущения принадлежат к группе кинестетических: ощущений движения, ощущения равновесия, ощущения тела в пространстве?

10. Полна ли следующая классификация ощущений: контактные, дистантные, интероцептивные, экстероцептивные, проприоцептивные, зрительные, слуховые, обоняния, вкуса, тактильные, болевые, температурные, кинетические, статические, органические?

11. Всегда ли взаимодействие ощущений вызывает эффект сенсибилизации?

12. Является ли явление компенсации в случае нарушения одного из анализаторов закономерным и необходимым?

Восприятие

1. Согласитесь ли вы с утверждением, что отличия между восприятием и ощущением сводятся преимущественно к количественным характеристикам результата отражения?

2. Можно ли определить процесс восприятия как синтез ощущений?

3. Все ли основные свойства восприятия перечислены: предметность, целостность, структурность, осмысленность, константность?

4. Всегда ли апперцепция оказывает положительное влияние на процесс восприятия?

5. Возможна ли структурность восприятия без его осмысленности?

6. Можно ли утверждать, что осмысленность восприятия обуслов­лена исключительно таким его свойством, как предметность?

7. Является ли константность восприятия объективно детерминированным явлением?

8. Согласны ли вы с утверждением, что акт восприятия — это всегда аналитико-синтетический процесс?

9. Всегда ли в восприятии пространственных характеристик предметов участвует кинестетический анализатор?

10. Согласны ли вы с утверждением, что двигательному анализатору принадлежит приоритетная роль в сложных формах восприятия?

Внимание

1. Возможна ли психическая активность без внимания?

2. Возможна ли деятельность без внимания?

3. Всегда ли произвольное внимание связано с сознательной целью?

4. Согласны ли вы с мнением, что внимание проявляется только в деятельности и поддерживается исключительно ею?

5. Согласны ли вы с утверждением, что внешнее внимание возникает позднее, чем внутреннее?

6. Всегда ли возникновение интереса к деятельности обусловливает переход произвольного внимания в послепроизвольное?

7. Считаете ли вы, что объяснение физиологической сути меха­низмов внимания как очага оптимального возбуждения и как доминанты, принципиально отличны?

8. Возможно ли распределение внимания между такими видами деятельности: переписывание текста, слушание музыки, пери­одические ответы на вопросы другого лица?

9. Всегда ли рассеянность внимания является показателем невнимательности человека к предмету деятельности?

10. Согласны ли вы с мнением, что высокая концентрация внимания на предмете деятельности всегда связанна с благоприятными условиями и отсутствием посторонних отвлекающих раздражителей?

11. Все ли перечисленные характеристики деятельности требуют от человека больших усилий на поддержание внимания; отдаленная цель, сложность, неинтересное содержание, небольшой объем работы?

Память

1. Задания и является ли память психическим процессом, который можно отнести к абстрактному познанию?

2. Можно ли утверждать, что функция памяти исчерпывается процессами фиксации и воспроизведения полученных впечатлений?

3. Правильно ли определены принципы разделения памяти на разновидности: в зависимости от участия воли в процессах запоми­нания, в зависимости от продолжительности удержания информации в памяти, в зависимости от содержания запоминаемого?

4. Все ли разновидности памяти перечислены: произвольная, непроизвольная, образная, двигательная, словесно-логическая, эмоциональная, долговременная, кратковременная?

5. Есть ли принципиальная разница в механизмах непроизвольного воспроизведения и персеверации?

6. Все ли условия продуктивного запоминания перечислены: цель запоминания, положительное отношение к материалу, осмыс­ленность информации, повторение?

7. Все ли перечисленные особенности памяти характеризуют се индивидуальные отличия: скорость запоминания, готовность к воспроизведению, продолжительность хранения, персеверация?

Мышление

1. Достаточно ли, характеризуя мышление, указать на такие его признаки: это способ опосредованного и обобщенного отражения внутренних свойств объектов и явлений действительности?

2. Является ли социальная природа мышления необходимым ус­ловием его развития?

3. Все ли операции мышления перечислены: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация?

4. Достаточна ли такая характеристика операции анализа: анализ — это разложение целого на части?

5. Достаточна ли такая характеристика операции синтеза: синтез — это объединение в целое элементов, выделенных в предмете в процессе анализа?

6. Согласны ли вы с утверждением, что продуктом мышления могут быть только понятия?

7. Согласны ли вы с утверждением, что в понятиях как форме мышления полнее отражаются все свойства и качества предметов?

8. Считаете ли вы, что понятие "задача" иногда может иметь более широкий смысл, чем понятие "проблемная ситуация"?

9. Правильно ли названы формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

 

Задания и проблемные ситуации:

Ощущение

1. Объясните, почему ощущение является генетически первичной формой отражения действительности?

2. В чем проявляется и чем обуславливается субъективный характер ощущений?

3. Чем можно объяснить в каждом конкретном случае жалобы на расстройство зрительных ощущений: «Плохо вижу предметы при ярком освещении», «При переходе из улицы в плохо освещенную комнату длительное время ничего не вижу», «Не могу читать: все буквы и строчки в книге расплываются»?

4. Чем объяснить тот факт, что увеличение интенсивности действия раздражителя в одних случаях ощущается, а в других - нет?

5. Почему невербальный эффект языкового общения – интонация – иногда теряет свою экспрессивную функцию и как это влияет на общение?

6. Бывают случаи, когда ощущения вызываются действием на анализаторы неадекватных раздражителей. Какое значение для медицинской практики имеет этот феномен?

Восприятие

1. Почему восприятие нельзя свести к простой сумме ощущений? Как понимать утверждение, что восприятие — это результат сложной аналитико-синтетической деятельности?

2. Объясните, какую роль играют движения глаз (саккадические движения) в сложном зрительном восприятии. Почему процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность че­ловека?

3. Облака на небе иногда воспринимаются как целостные предметы, напоминающие животных, птиц, скалы и т.п. Какая важная особенность восприятия в этом проявляется?

4. Объясните такой факт: почему, когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, то вторично он без трудностей найдет ее; если же он идет со спутником, которому дорога хорошо известна, то во второй раз ему будет тяжело самостоятельно пройти этот путь?

5. Известно, что один и тот же промежуток времени в разных ситуациях воспринимается по-разному. Объясните причины субъективной оценки времени человеком.

6. Чем объяснить, что слепорожденные после удачно проведенной операции сначала не различают ни форм, ни размера, ни отдаленности предметов?

7. Наблюдательность — это качество человека, необходимое для успешной деятельности вообще, а во врачебной и педагогической — особенно. Подумайте, какие условия, по вашему мнению, способствуют развитию наблюдательности у врача; к каким ошибкам в диагностике заболевания может привести недостаточная наблюдательность врача.

8. Чем объяснить, что одна и та же лекция разными слушателями может быть оценена по-разному: как "информативная", '"популярная", "интересная", "полезная", "скучная", "неинтересная".

Внимание

1. Какие объективные и субъективные факторы могут положительно влиять на внимание человека?

2. Какие объективные, предметные и субъективные факторы могут негативно влиять на внимание человека?

3. Почему в световой рекламе свет периодически выключается? С какой целью это делают?

4. Ньютон имел привычку варить яйцо на спиртовке за рабочим столом, чтобы лишний раз не отвлекаться от работы. Однажды в момент напряженной умственной работы вместо яйца он опустил в кастрюлю свои часы. Как можно объяснить этот факт?

5. Какого человека можно назвать более внимательным:

· кто, занимаясь делом, пребывает в состоянии глубокой сосредоточенности и не замечает ничего вокруг;

· кто мгновенно может заметить все детали ситуации и не выпускать из поля зрения ни одной подробности;

· кто независимо от того, что он делает, способен видеть и слышать все, что, так или иначе, связано с деятельностью?

6. Хищник может длительное время стеречь свою жертву. Можно ли его внимание охарактеризовать как произвольное?

Память

1. Из опыта известно, что, волнуясь, человек может забыть то, что ранее запомнил. Какое физиологическое объяснение можно дать этому явлению

2. Много людей для лучшего запоминания прибегают к коротким записям. Почему такой прием способствует лучшему запоми­нанию материала?

3. В одном эксперименте испытуемым было предложено решить пять задач. В другом исследовании через 15 минут им нужно было придумать пять аналогичных задач. Затем по требованию экспериментатора они должны были воспроизвести числа из всех десяти задач. В каком случае цифры запомнились лучше и почему?

4. Иногда длительная работа по запоминанию учебного материала является неэффективной. Чем объяснить, что, во-первых, материал плохо запоминается, во-вторых, создается иллюзия его запоминания?

5. Как психологически и физиологически обосновать положение К. Д. Ушинского о том, что "плохая память" — это результат лени припоминать?

 

Темы рефератов:

1. Закономерности и индивидуально-типологические особенности ощущений.

2. Понятие о внимании. Теории внимания. Их позитивные и негативные стороны.

3. Свойства внимания.

4. Внимание и установка (концепция Д.Н. Узнадзе).

5. Организация и закономерности восприятия.

6. Законы восприятия.

7. Память. Функции и виды памяти.

8. Физиологические основы памяти.

9. Понятие о мышлении. Виды мышления.

10. Этапы решения задачи по Рубинштейну.

11. Отличие человеческого мышления от разумного поведения животных.

12. Диагностика умственного развития. Коэффициент интеллекта.

13. Функции и виды воображения.

 



2016-09-16 1632 Обсуждений (0)
Тема 3: Познавательные процессы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3: Познавательные процессы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1632)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)